Дело № 2а-169/2018
(№ 2а-4561/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2018 года г. Калининград
Центральный районный суд города Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.
при секретаре Масойть В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 а к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в регистрации по месту жительства, обязании зарегистрировать, признании незаконным отказа в рассмотрении заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации, обязании выдать вид на жительство в Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что является гражданином Республики Узбекистан и проживает на территории Калининградской области с < Дата > года на основании разрешения на временное проживание, выданного на срок до < Дата >. В период временного проживания был зарегистрирован по адресу: г. Калининград, < адрес >. < Дата > зарегистрировал брак с гражданкой < адрес >Г.М.В.., в связи с чем, обратился в орган исполнительной власти в сфере миграции с целью смены адреса регистрации по месту проживания супруги - < адрес >. При обращении в УФМС России по Калининградской области узнал о вынесении в отношении него решения об аннулировании разрешения на временное проживание, а также о принятии в отношении него решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. Обжаловал данные решения в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > отменены решение Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Калининградской области от < Дата > о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и от < Дата > об аннулировании разрешения на временное проживание. Вышеуказанные обстоятельства явились объективным препятствием для обращения в органы миграционного учета с целью получения вида на жительство, поскольку разрешение на временное проживание имело срок действия до < Дата >, в настоящий момент его действие окончено. Невозможность обращения с заявлением о выдаче вида на жительство при наличии еще действовавшего разрешения на временное проживание объясняется наличием признанных незаконными решений государственных органов. Полагает, что не должен нести ответственность за пропуск срока для обращения с заявлением о получении вида на жительство, поскольку не допускал противоправного бездействия, а напротив, совершал последовательные действия для получения вида на жительство в предусмотренном законом порядке.
Отмечает также, что более трех лет проживает на территории РФ, в настоящее время вступил в брак с гражданкой РФ, намерен проживать, осуществлять свою трудовую деятельность на территории Российской Федерации, а в дальнейшем получить гражданство Российской Федерации. В случае депортации будут существенно нарушены его права и законные интересы, в том числе, право на семейную жизнь, право на труд. Кроме того, не имеет возможности зарегистрироваться по месту жительства, поданные документы не принимаются, а на принятые поступают отрицательные ответы, со ссылкой на то, что ФИО1 находится на территории РФ без законных оснований, в связи с истечением срока действия РВП.
На основании изложенного, просит признать незаконным отказ УМВД России по Калининградской области в регистрации ФИО1 по месту жительства, обязать административного ответчика зарегистрировать его по адресу: < адрес >; признать незаконным отказ УМВД России по Калининградской области в рассмотрении заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации, обязать выдать вид на жительство в Российской Федерации.
Определением суда от < Дата > к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ОВМ ОМВД России по Гурьевскому району.
Административный истец ФИО1, его представитель - адвокат Серых Е.Н., в судебном заседании требования поддержали по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика Управления по делам миграции УМВД России по Калининградской области – ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав в письменном отзыве на заявление, что срок действия разрешения на временное проживание, выданного гражданину < адрес > ФИО1, истек < Дата >. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ в течение срока действия РВП и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Однако за выдачей вида на жительство во время действия РВП ФИО1 не обращался, следовательно, у административного ответчика отсутствовали законные основания для принятия заявления о выдаче вида на жительство. Без наличия оснований для регистрации, не имеется оснований для нахождения ФИО1 на территории РФ. Основания для постановки на учет иностранных граждан перечислены в ст. 8 Федерального закона № 109-ФЗ, в отношении истца таких оснований не имеется. Ни лично, ни по почте, ни в лице представителя или принимающей стороны, ФИО1 в органы миграционного учета в установленный законом срок с заявлением о перерегистрации по месту жительства супруги либо о продлении срока РВП, либо о выдаче вида на жительство не обращался.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Гурьевскому району по доверенности – ФИО3, в судебном заседании иск полагала необоснованным, указала, что ФИО1 был поставлен на миграционный учет по адресу: < адрес > сроками с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата >, после чего документы для продления срока регистрации в отдел не поступали. Полагает, что ФИО1 находится на территории РФ в нарушение режима пребывания с апреля 2017 года, в связи с окончанием срока действия разрешения на временное проживание №до истечения срока действия РВП. Просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, обозрев материалы административного дела №, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Статья 2 указанного Федерального закона признает законно находящимся в Российской Федерации лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Разрешение на временное проживание и вид на жительство являются документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина или лица без гражданства и подтверждающие их право на временное или постоянное проживание в Российской Федерации.
Разрешение на временное проживание (РВП) – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Как установлено судом гражданину Республики < адрес >ФИО1 было выдано разрешение на временное проживание № от < Дата >, сроком действия до < Дата >.
< Дата > на основании ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» УФМС России по Калининградской области в отношении ФИО1 было принято решение о неразрешении въезда в РФ.
В соответствии с ч. 1.2. статьи 7 ФЗ № 115-ФЗ решением УФМС России по Калининградской области от < Дата >. № выданное ФИО1 разрешение на временное проживание было аннулировано.
Судом также установлено, что < Дата > ФИО1 заключил брак с гражданкой < адрес >Г.М.В.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > решение УФМС России по Калининградской области от < Дата > о неразрешении ФИО1 въезда в Российскую Федерацию и решение от < Дата > об аннулировании ФИО1 разрешения на временное проживание отменены. Решение суда вступило в законную силу < Дата >.
При рассмотрении дела судом было установлено, что ФИО1 о принятии в отношении него названных выше решений не было известно до < Дата >.
Согласно ч. 1 ст. 6. Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
В случае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание либо ранее выданное ему разрешение на временное проживание было аннулировано, он вправе повторно в том же порядке подать заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения его предыдущего заявления о выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание (ч. 6).
Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 8).
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.
При наличии уважительных причин указанное уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание с приложением документов, перечисленных в абзаце первом настоящего пункта, а также документов, подтверждающих невозможность подать указанное уведомление в установленный срок. Документы, подтверждающие невозможность подачи указанного уведомления в установленный срок, могут быть представлены в форме электронных документов.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (ч. 5).
Таким образом, как следует из приведенных выше норм действующего законодательства в области миграционного учета иностранных граждан и порядка пребывания (проживания) их на территории Российской Федерации, ФИО1, при наличии разрешения на временное проживание, действующего до < Дата >, имея намерение получить вид на жительство в Российской Федерации, должен был обратиться в орган миграционного учета с заявлением о получении вида на жительство не позднее < Дата >, то есть в течение срока действия РВП и не позднее 6 месяцев до истечения данного срока.
Как следует из материалов административного дела, ФИО1, при получении разрешения на временное проживание, в расписке от < Дата > был предупрежден о необходимости обращения с заявлением о получении вида на жительство не позднее 6 месяцев до истечения срока действия РВП.
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, с заявлением о выдаче вида на жительство к начальнику УВМ УМВД России по Калининградской области ФИО1 обратился только < Дата >, то есть через три месяца после истечения срока действия РВП.
< Дата > в ответе на обращение ФИО1 начальник Управления указала, что в соответствии с действующим законодательством, вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину по его заявлению в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований.
Согласно п. 60, 63 ранее действовавшего Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, а также п. 100, 107 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 09.11.2017 № 846, основанием для начала предоставления государственной услуги является подача заявителем заявления на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции в двух экземплярах на бланке установленной формы с приложением документов, предусмотренных Административным регламентом, либо в форме электронного документа с использованием Единого портала и личной фотографии в виде электронного файла. При наличии оснований отказа в приеме заявления к рассмотрению заявление и документы возвращаются заявителю.
Бесспорных и допустимых доказательств, подтверждающих факт обращения в орган миграционного учета с заявлением о получении вида на жительство в период срока действия разрешения на временное проживание либо с заявлением о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации, и получения отказа в принятии таких заявлений, истцом в ходе судебного разбирательства не указано и не представлено, судом таких доказательств не добыто.
Вопреки доводам административного истца, решения об аннулировании РВП и неразрешении въезда сами по себе не препятствовали обращению истца за получением вида на жительство в установленном порядке и в установленный законом срок. Кроме того, как установлено вступившим в законную силу решением суда, о существовании указанных решений, ФИО1 стало известно только < Дата > при обращении в орган миграционного учета с заявлением об изменении адреса регистрации.
Таким образом, обстоятельств, препятствовавших обращению ФИО1 в орган миграционного учета с заявлением о получении вида на жительство, в период с < Дата > по < Дата >, не установлено.
Оснований для восстановления пропущенного срока для подачи заявления о выдаче вида на жительство суд не усматривает, поскольку этот срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика не имелось правовых оснований для рассмотрения заявления ФИО1 о выдаче вида на жительство, поданного с нарушением сроков и порядка, регламентированных действующим законодательством, следовательно, в исковые требования административного истца не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет полномочия по регистрации иностранных граждан по месту жительства и учету иностранных граждан по месту пребывания.
Согласно материалам дела, в период рассмотрения судом административного дела № на основании выдаваемых судом справок, административным истцом в ОВМ ОМВД России по Гурьевскому району подавались уведомления о прибытии иностранного гражданина и осуществлялась регистрация ФИО1 по адресу: < адрес > и срок регистрации по месту проживания продлевался с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата >.
< Дата > супруга административного истца Г.М.В., в качестве принимающей стороны, обратилась в ОМВД России по Гурьевскому району, а < Дата > – в УМВД России по Калининградской области с заявлением о продлении регистрации ФИО1 по месту фактического проживания. В удовлетворении заявления начальником Управления было отказано, что следует из письма от < Дата >.
Рассмотрение административного дела № по иску ФИО1 к УМВД России по Калининградской области в суде апелляционной инстанции состоялось < Дата >.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 109-ФЗ при подаче иностранным гражданином постоянно или временно проживающим в Российской Федерации заявления о регистрации по месту жительства должностному лицу органа миграционного учета предъявляются в том числе, вид на жительство или разрешение на временное проживание.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 19 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан…» снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае прекращения у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О правилах осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», истечение срока действия разрешения на временное проживание или аннулирование разрешения на временное проживание является основанием для снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства.
Суд находит заслуживающими внимания доводы ФИО1 о неправомерности отказа УВМ УМВД России по Калининградской области в продлении регистрации по месту жительства до окончания рассмотрения административного дела, то есть до < Дата > включительно, в качестве мер предварительной защиты.
Вместе с тем, исходя из изложенных выше обстоятельств, учитывая, что срок действия разрешения на временное проживание, вне зависимости от решений УФМС России по Калининградской области от < Дата > и < Дата >, к моменту обращения в УВМ МВД России по Калининградской области с заявлением о выдаче вида на жительство и в суд с настоящим административным иском истек, оснований для признания незаконными действий Управления по отказу в регистрации истца по месту проживания и возложения обязанности зарегистрировать его по указанному адресу, не имеется.
Ссылка истца на гуманитарные основания при оспаривании действий административного ответчика, также принята судом во внимание, однако сам по себе факт отказа ФИО1 в выдаче вида на жительство не свидетельствует о вмешательстве в его личную и семейную жизнь, право на уважение которой гарантируется ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вступившей в силу для России < Дата >.
Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 года № 628-О).
Лежащая на государствах-участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и выезд из нее при соблюдении баланса интересов права на уважение личной и семейной жизни и правомерной цели принимаемых государством решений.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом действия и решения УВМ УМВД России по Калининградской области не нарушают право ФИО1 на уважение семейной жизни, поскольку не лишают его возможности в установленном действующим законодательством порядке, с соблюдением требований нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, обратиться в органы миграционного учета, заново пройти процедуру постановки на миграционный учет и получения разрешения на временное проживание и вида на жительство.
В то же время, в соответствии Конституцией РФ и международными нормами права, в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, что должно быть учтено административным ответчиком при рассмотрении обращений ФИО1 в будущем.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 а к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в регистрации по месту жительства, обязании зарегистрировать по месту жительства, признании незаконным отказа в рассмотрении заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации, обязании выдать вид на жительство в Российской Федерации - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд города Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29.01.2018.
Судья Д.В. Стома