ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-169/20 от 07.07.2020 Санкт-петербургского гарнизонного военного суда (Город Санкт-Петербург)

Д- № 2а - 169/2020 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(мотивированное решение суда составлено 7 июля 2020 года)

23 июня 2020 года г. Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Котельникова А.А., при секретаре Хлебновой Ж.Г., с участием административного истца, рассмотрев, в открытом судебном заседании в помещении суда, административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты>ФИО1 об оспаривании бездействия ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», связанного с расчетом выслуги лет военной службы для назначения пенсии,

Установил:

ФИО1, ранее проходившая военную службу в войсковой части № <данные изъяты> Восточного военного округа, обратилась в военный суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просила:

- признать незаконным бездействие ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее ОСК ВВО), связанное с расчетом её выслуги лет военной службы для назначения пенсии;

- обязать ОСК ВВО произвести расчёт выслуги лет военной службы Журавлевой с включением в него периода с 09 февраля 2007 года по 05 июля 2009 года из расчета один месяц военной службы за три месяца, периода с 06 июля 2009 года по 7 ноября 2010 года из расчета один месяц военной службы за полтора месяца и направить данный расчет в военный комиссариат <адрес> города Санкт-Петербурга.

В судебном заседании административный истец ФИО1 указанные требования поддержала и просила суд их полностью удовлетворить. В обоснование она указала, что является старшим сержантом запаса, ранее проходила военную службу по контракту с 9 февраля 2007 года по 16 июля 2018 года в различных войсковых частях, в том числе в период с 9 февраля 2007 года по 7 ноября 2010 года в войсковой части - полевая почта № <данные изъяты>, на территории государства Республики Таджикистан с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта. В связи с указанными обстоятельствами, она полагает, что в стаж ее военной службы должен быть учтен исходя из расчета один месяц за три месяца за период с 9 февраля 2007 года по 5 июля 2009 года и один месяц службы за полтора месяца в период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 июля 2009 по 7 ноября 2010 года.

При увольнении ее с военной службы 30 июня 2018 года кадровый орган ОСК ВВО при расчете выслуги лет военной службы административного истца указал, что у нее не имеется 20 лет выслуги в льготном исчислении, в связи с чем, ей не назначалась пенсия за выслугу лет военной службы. ФИО1 пояснила, что в войсковой части № <данные изъяты> при исключении ее из списков личного состава с 16 июля 2018 года в связи с увольнением, ей было сообщено, что будут сделаны запросы в архив по ее службе в Республике Таджикистан и после поступления ответа истцу будет сделан новый расчет выслуги лет, в льготном исчислении который составит более 20 лет. В связи с длительным отсутствием указанного нового расчета выслуги лет, ФИО1 обратилась по месту жительства в военный комиссариат <адрес> города Санкт-Петербурга. В ответе на запрос военного комиссариата кадровый орган ОСК ВВО сообщил, что у Журавлевой не имеется выслуги военной службы в льготном исчислении 20 лет, в связи с чем ей расчёт выслуги лет для назначения военной пенсии не производился. Истец указала, что кадровый орган ОСК ВВО неправомерно исчисляет ее выслугу лет в льготном исчислении в информационном ответе от 19 декабря 2019 года в период с 9 февраля 2007 года по 15 февраля 2009 года из расчета один месяц службы за три месяца.

Таким образом, по мнению Журавлевой оспариваемым бездействием, связанным производством расчета её выслуги лет военной службы для назначения пенсии с включением в него периода с 09 февраля 2007 года по 05 июля 2009 года из расчета один месяц военной службы за три месяца, периода с 06 июля 2009 года по 7 ноября 2010 года из расчета один месяц военной службы за полтора месяца, нарушается ее право на пенсионное обеспечение в связи с прохождением военной службы. О том, что ОСК ВВО не произведёт расчёт выслуги лет в указанном размере, истцу стало окончательно известно после ознакомления в военкомате с поступившей из ВВО информацией в марте 2020 года.

Административные ответчики - ккомандующий войсками ВВО и ФКУ «ОСК ВВО», а также заинтересованное лицо – начальник управления кадров ВВО, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли, своих представителей не направили. В своих письменных возражениях представитель данных административных ответчиков ФИО2 просила суд рассмотреть дело без ее участия и полностью отказать в удовлетворении требований. В обоснование она указала, что расчет выслуги лет военной службы с учетом льготной выслуги Журавлевой для назначения пенсии не производился в связи с тем, что у военнослужащего права на пенсию нет. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.01.1993 г. № 4328-1"О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих, зачитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три.

При этом представитель указала, что в период с 09 февраля 2007 г. по 14 сентября 2011 г. ФИО1 продолжительный период времени находилась в отпусках по беременности и родам, декретных отпусках и отпусках по уходу за ребенком, и соответственно задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах нет исполняла и исполнять не могла. В связи с чем, на основании действующего законодательства время нахождения Журавлевой в вышеперечисленных отпусках при прохождении военной службы в войсковой части ПП № <данные изъяты> на территории Республики Таджикистан подлежали зачету в выслугу лет на пенсию один месяц военной службы за полтора месяца.

Кроме того, согласно рапорту <данные изъяты>Журавлевой от 26 июня 2018 г., последняя просила при увольнении с военной службы, при подсчете выслуги лет, не засчитывать в льготном исчислении период прохождения военной службы с 09 февраля 2007 г. по 14 сентября 2011 г. Согласно рапорту истца от 31 мая 2018 года она просила командование рассмотреть ее увольнение с военной службы, в листе беседы от 1 июня 2018 года и в данном рапорте лично согласилась с расчетом выслуги лет в льготном исчислении в количестве 16 лет 6 мес.

Заслушав объяснение стороны, участвующей в рассмотрении дела, исследовав письменные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Согласно послужного списка, копии контракта о прохождении военной службы от 9 февраля 2007 года, предписанию врио командира войсковой части полевая почта № <данные изъяты>, выписке из приказа командира войсковой части п.п. № <данные изъяты> от 9 февраля 2007 года № 26, З. (впоследствии – ФИО1) А. В. была зачислена в списки личного состава в/ч п.п. № <данные изъяты> и поставлена на все виды довольствия. Указанным приказом установлено начать льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии один месяц службы за три месяца с 9 февраля 2007 года.

Из архивной справки ФГКУ «Центральный архив МО РФ» от 15 октября 2018 года № № <данные изъяты> следует, что согласно приказа командира в/ч п.п. № <данные изъяты> от 17 февраля 2009 года № 34 ефр. З. (ФИО1) полагается убывшей в отпуск по беременности и родам на 140 суток с 16 февраля 2009 года по 5 июля 2009 года с проведением отпуска в г. Санкт-Петербурге.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части п.п. № <данные изъяты> от 3 июля 2009 № 137 и вышеуказанной архивной справке З. (ФИО1) убыла в отпуск по уходу за ребенком на период с 6 июля 2009 года по 7 ноября 2010 года с проведением его в г. Санкт-Петербурге. Указанный период установлено засчитывать из расчета один месяц службы за полтора.

Приказом командира войсковой части п.п.№ <данные изъяты> от 31 июля 2009 года № 159 в связи с организационно-штатными мероприятиями З. (ФИО1) зачислена в распоряжение <данные изъяты>.

В соответствии с приказом командира <данные изъяты> в/ч п.п. № <данные изъяты> от 3 августа 2009 года № 1 З. с 1 августа 2009 года зачислена в списки личного состава части.

Согласно свидетельства отдела ЗАГС <адрес> Санкт-Петербурга от 17 июля 2010 года истец переменила фамилию З. на ФИО1.

В соответствии с приказом командира войсковой части № <данные изъяты> от 8 ноября 2010 года № 210, архивной справкой ФГКУ «Центральный архив МО РФ» от 22 октября 2018 года № № <данные изъяты>, ФИО1 убыла в отпуск по уходу за ребенком на период с 8 ноября 2010 года по 8 мая 2012 года, с проведением отпуска в г. Санкт-Петербурге. Исчисление выслуги лет полагалось вести из расчета один месяц за полтора месяца.

В соответствии с приказами командира войсковой части № <данные изъяты> от 13 сентября 2011 года № 172 и от 14 сентября 2011 года № 173 ФИО1 после прибытия из отпуска по уходу за ребенком назначена в распоряжение командира войсковой части № <данные изъяты><адрес> Владимирской области. Льготное исчисление выслуги лет прекращено с 14 сентября 2011 года.

Согласно свидетельств о рождении у Журавлевой имеется четверо детей: дочь А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын С., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Из рапорта Журавлевой на увольнение от 21 мая 2018 года усматривается, что с расчетом выслуги лет она была ознакомлена и согласна. Согласно листа беседы командира войсковой части № <данные изъяты> с Журавлевой каких-либо просьб и возражений от нее не имелось.

Из выписки из приказа командира <данные изъяты> от 30 июня 2018 года и командира войсковой части № <данные изъяты> от 19 июля 2018 года № 72/к следует, что ФИО1 досрочно уволена с военной службы в запас по семейным обстоятельствам (подпункт «в» пункт 3 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), с 16 июля 2018 года исключена из списков личного состава части. Календарная выслуга лет при этом составляла 11 лет 4 месяца (в приказе командира войсковой части 11 лет 5 месяцев 7 дней), в льготном исчислении – 15 лет 5 месяцев.

Поскольку с оспариваемым бездействием, связанным с расчетом выслуги лет военной службы ФИО1 ознакомилась в марте 2020 года, а в суд она впервые обратилась 16 марта 2020 года, то суд приходит к выводу, что административным истцом не пропущен установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (далее КАС РФ) трехмесячный процессуальный срок обращения с данным административным иском.

Давая оценку приведенным обстоятельствам, суд исходит из требований ч. 1 ст. 218 КАС РФ о том, что каждый гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, согласно требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Рассматривая по существу заявленные требования, суд учитывает, что пенсионное обеспечение военнослужащих, и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Федеральным законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которым предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачёту в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, а порядок определяется Правительством РФ (ст. 18).

Подсчет выслуги лет военнослужащих в льготном исчислении осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", в соответствии с п.п. «г» п. 3 которого в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории государств Прибалтики и Республики Таджикистан - с 6 февраля 1993 года.

При этом, подпунктом «б» п. 3 данного постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии из расчёта один день службы за три месяца засчитывается при выполнении задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта - за время выполнения задач на указанной территории в период с 28 сентября по 28 ноября 1992 г., а также при выполнении в Республике Таджикистан после 5 февраля 1993 г. задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" также устанавливается, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.

Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Согласно п. 2 Приказа Минобороны России от 04.01.1996 N 9 (ред. от 16.04.2019) "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, время службы на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц военной службы за полтора месяца.

Таким образом, вышеуказанным законодательством предусматривается, что засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца не всем военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на данных территориях, а только выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и за время непосредственного выполнения этих задач.

При этом, периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах должны быть оформлены приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Как было установлено в судебном заседании, Журавлевой в связи с прохождением военной службы по контракту с 9 февраля 2007 года по 14 сентября 2011 года в войсковой части п.п. № <данные изъяты> и входящем в ее состав <данные изъяты>, которые входят в состав оперативной группировки на территории Республики Таджикистан, соответствующим кадровым органом был засчитан в выслугу лет военной службы Журавлевой один месяц за полтора месяца службы.

При этом, из представленных в суд доказательств прямо следует, что в период с 16 февраля 2009 года по 13 сентября 2011 года ФИО1 последовательно и непрерывно находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с местом его проведения в г. Санкт-Петербурге.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в данный период времени к непосредственному выполнению задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах не привлекалась и данных задач не выполняла.

Кроме того, суд также учитывает, что ни в материалах настоящего административного дела, ни в материалах личного дела Журавлевой, в том числе архивных справках, не имеется каких либо приказов, свидетельствующих о выполнении истом задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте в оспариваемый ей период времени.

Доводы истца о том, что за период нахождения ее в отпуске по беременности и родам она находилась на больничном, в связи с чем, ее выслуга должна засчитываться один месяц службы за три месяца, основан на ошибочном толковании вышеприведенных нормативно-правовых актов и им противоречит.

Что касается её мнения об учете льготной выслуги в указанном размере согласно отметки в послужном списке в виде штампа, находящемся в личном деле, то оно также не может быть принято судом, поскольку данная отметка сама по себе, в отсутствие соответствующих приказов и установленных судом обстоятельств, не является основанием для зачета выслуги лет один месяц военной службы за три.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку доказательства, бесспорно свидетельствующие о непосредственном участии Журавлевой в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в оспариваемый период истцом представлены не были и в материалах дела их не имеется, то суд не находит оснований для признания незаконным бездействия ОСК ВВО, связанного с расчётом выслуги лет военной службы для назначения пенсии.

На основании изложенного, установив, что оспариваемым бездействием ОСК ВВО права, свободы и законные интересы истца не были нарушены, суд отказывает в удовлетворении искового заявления Журавлевой в полном объеме в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 227 КАС РФ.

При этом, указанный отказ не препятствует Журавлевой вновь обратиться в установленном законом порядке с приложением всех необходимых и подтверждающих документов для рассмотрения вопроса о наличии выслуги лет военной службы для назначения пенсии за выслугу лет.

Поскольку административному истцу в требованиях искового заявления отказано, то в соответствии со ст. 111 КАС РФ, не подлежат возмещению и судебные расходы.

Руководствуясь статьями 111, 174-180, 227 КАС РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований ФИО1 о признании незаконным бездействия ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», связанного с расчетом выслуги лет военной службы для назначения пенсии и обязании этого учреждения произвести расчёт выслуги лет военной службы ФИО1 с включением в него периода с 09 февраля 2007 года по 05 июля 2009 года из расчета один месяц военной службы за три месяца, периода с 06 июля 2009 года по 7 ноября 2010 года из расчета один месяц военной службы за полтора месяца и направлении данного расчета в военный комиссариат <адрес> города Санкт-Петербурга – отказать.

Решение может быть обжаловано вапелляционном порядке в 1-Западный окружной военный суд, через Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

Судья А.А. Котельников