Решение суда приведено в соответствие с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ № 262 «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Дело № 2а-169/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Пильна 19 июня 2017г.
Пильнинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Удалова Н.Ф.,
при секретаре судебного заседания Кабаевой О.В.,
с участием пом. прокурора Пильнинского района Миронова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пильнинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района о признании бездействия администрации Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района, выраженном в непринятии мер по организации сбора ртутьсодержащих ламп, незаконным,
установил:
Административный истец- прокурор Пильнинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Пильнинский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района о признании бездействия администрации Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района, выраженном в непринятии мер по организации сбора ртутьсодержащих ламп, незаконным.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Пильнинского района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения отходов I и II классов опасности на территории администрации Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района.
В соответствии со п.18. ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселений.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Согласно п. 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утв. Постановлением правительства РФ от 03.09.2010 № 681, органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
В соответствии с Положением организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, утв. решением сельского Совета Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района от 31.03.2011 № 8, администрация сельсовета организует сбор отработанных ртутьсодержащих ламп с потребителей ртутьсодержащих ламп, в связи с чем заключает договор со специализированной организацией.
Однако на территории муниципального образования сбор ртутьсодержащих ламп надлежащим образом не организован: договор со специализированной организацией не заключен, ответственное лицо, прошедшее специальное обучение поохране трудадля работников, ответственных за использование и хранение ртути, ртутьсодержащих приборов и (или) ламп, за прием и хранение ртутьсодержащих ламп не назначено, журнал учета образования и движения ртутьсодержащих отходов на заведен, место для сбора ртутьсодержащих ламп, оборудованное необходимыми индивидуальными средствами защиты, бытовыми демеркуризационными наборами, специализированной тарой, не определено, что недопустимо.
Указанное нарушение ставит под угрозу права граждан, находящихся на территории муниципального образования Красногорского сельсовета Пильнинского района Нижегородской области на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ, поэтому прокурор обратился в суд в порядке ст. 39, 218 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании пом. прокурора Пильнинского района поддержал административные исковые требования, указанные в заявлении в полном объёме и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика- администрации Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района, в судебное заседание не явился и просил рассмотреть дело в его отсутствие указав, что с административным иском согласен.
Заслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Согласно п. 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утвержденных Постановлением правительства РФ от 03.09.2010 г. № 681, органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Из решения о проведении проверки от 24.04.2017 года № 15 (л.д.5) следует, что Прокурором Пильнинского района принято решение о проведении проверки соблюдения действующего законодательства в сфере безопасности обращения с отходами администрацией Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района.
В ходе проверки было установлено, что в соответствии с Положением организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, утвержденных решением сельского Совета Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района от 31.03.2011 г. № 8, администрация сельсовета организует сбор отработанных ртутьсодержащих ламп с потребителей ртутьсодержащих ламп, в связи с чем заключает договор со специализированной организацией (л.д.6). Согласно приложения к указанному решению сельского Совета Красногорского сельсовета для использования в практической деятельности разработано Положение об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп (л.д.6-7), а также разработана типовая инструкция по организации накопления отработанных ртутьсодержащих отходов (л.д. 8-9).
Как следует из справки о результатах проверки исполнения законодательства от 05.05.2017 года (л.д.11) на территории Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района сбор ртутьсодержащих ламп надлежащим образом не организован, договор со специализированной организацией не заключен, ответственное лицо, прошедшее специальное обучение поохране трудадля работников, ответственных за использование и хранение ртути, ртутьсодержащих приборов и (или) ламп, за прием и хранение ртутьсодержащих ламп не назначено, журнал учета образования и движения ртутьсодержащих отходов на заведен, место для сбора ртутьсодержащих ламп, оборудованное необходимыми индивидуальными средствами защиты, бытовыми демеркуризационными наборами, специализированной тарой, не определено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрация Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района, не принимает мер (бездействует) по организации сбора ртутьсодержащих ламп, на своей территории, что является незаконным, поэтому административные исковые требования прокурора Пильнинского района подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца.
Согласно п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Принимая во внимание, характер действий, объём выполнения работ, которые административный ответчик должен провести для исполнения данного судебного решения, с учётом мнения сторон, суд считает установить срок для устранения указанных недостатков- 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ при удовлетворении административного иска, государственная пошлина, от уплаты которой освобожден административный истец, взыскивается с административного ответчика.
Принимая во внимание то, что прокурор освобождён от уплаты судебных расходов при подаче административного искового заявления, а его административные исковые требования (неимущественного характера), удовлетворены судом в полном объёме, органы местного самоуправления в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ также освобождены от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым судебные расходы, связанные с рассмотрением данного дела, отнести за счёт средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Пильнинского района действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района о признании бездействия администрации Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района, выраженном в непринятии мер по организации сбора ртутьсодержащих ламп, незаконным, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района, выраженном в непринятии мер по организации сбора ртутьсодержащих ламп, незаконным.
Обязать администрацию Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района в течение ….. месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп с потребителей ртутьсодержащих ламп на территории Красногорского сельсовета Пильнинского муниципального района:
- определить место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп оборудованное необходимыми индивидуальными средствами защиты, бытовыми демеркуризационными наборами, специализированной тарой;
- назначить ответственное лицо за прием и хранение ртутьсодержащих ламп, прошедшее специальное обучение поохране трудадля работников, ответственных за использование и хранение ртути, ртутьсодержащих приборов и (или) ламп;
- завести журнал учета образования и движения ртутьсодержащих отходов;
-заключить договор на вывоз отработанных ртутьсодержащих ламп со специализированной организацией.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пильнинский районный суд.
Судья: Н.Ф. Удалов.