УИД 57RS0004-01-2022-000246-51
Дело №2а-169/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2022 года г.Дмитровск Орловской области
Дмитровский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Власовой Л.В.,
при секретаре Паниной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению администрации Дмитровского района Орловской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Котяковой С.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Администрация Дмитровского района Орловской области обратилась в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области) Котяковой С.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - УФССП России по Орловской области) об освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указала, что 03.03.2022
ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Котяковой С.И. было возбуждено исполнительное производство 11557/22/57024-ИП на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом исполнения которого является: обязать администрацию Дмитровского района Орловской области создать места накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес><адрес> за исключением <адрес>; <адрес><адрес>, за исключением <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрация Дмитровского района обратилась в Дмитровский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением Дмитровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении данного заявления было отказано. На указанное определение суда администрация Дмитровского района подала частную жалобу. Определением Орловского областного суда определение Дмитровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП Управления ФССП России по Орловской области Котяковой С.И. вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора. Указывает, что должником был совершен ряд мероприятий, подтверждающих намерение исполнить решение суда в добровольном порядке, однако возможность исполнить решение суда единовременно отсутствовала в виду отсутствия денежных средств, поскольку бюджет Дмитровского района находится в сложном финансовом положении. Вместе с тем, с целью исполнения решения суда, в соответствии с Постановлением администрации Дмитровского района от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено финансирование на приобретение контейнеров в рамках исполнения муниципальной программы «Благоустройство контейнерных площадок на территории Дмитровского района Орловской области на 2022-2024 годы». В Дмитровском районе согласно Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Дмитровского района, утвержденного постановлением администрации Дмитровского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Дмитровского района», постановления администрации Дмитровского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Дмитровского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении муниципальной программы «Благоустройство контейнерных площадок на территории Дмитровского района Орловской области на 2022-2024 годы» (в ред. постановлений от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№) оборудованы контейнерные площадки и установлены, или планируется установить контейнеры объемом 0,75 куб. метров на территории Дмитровского района Орловской области. По указанным основаниям, ссылаясь на положения ч. 1, 2, 6, 7 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также ч. 1 ст. 401 ГК РФ, и полагая, что администрацией Дмитровского района Орловской области предпринимаются все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, истец просит суд освободить администрацию Дмитровского района Орловской области от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Дмитровского районного суда Орловской области от 22.08.2022 к участию в данном деле в качестве заинтересованного лица привлечен Орловский природоохранный межрайонный прокурор.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Дмитровского района Орловской области Агафонова Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд освободить администрацию Дмитровского района Орловской области от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления ФССП России по Орловской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП Управления ФССП России по Орловской области Котякова С.И., заинтересованное лицо - Орловский природоохранный межрайонный прокурор, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель административного ответчика - Управления ФССП России по Орловской области по доверенности Шишкина А.Ю. представила письменные возражения на заявленные требования, в которых просила в удовлетворении административного иска отказать.
Суд в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела и собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов закреплены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ).
В соответствии с п. 11 ст. 30 Закон об исполнительном производстве от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.
На основании п. 12 ст. 30 указанного закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 105 вышеуказанного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Как следует из ч. 1 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом, он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.
Взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
Принимая во внимание указанные выше нормы Федерального закона "Об исполнительном производстве", положения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суд исходит из того, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора. Для применения данного вида ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Судом установлено, что решением Дмитровского районного суда Орловской области от 09 июня 2021 года удовлетворены исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дмитровского района Орловской области о возложении обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Указанным решением суда на администрацию <адрес> возложена обязанность: создать места накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов <адрес> за исключением <адрес>; <адрес><адрес>, за исключением <адрес>, в соответствии с требованиями п.п. 3, 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 исходя из численности населения, проживающего на территории муниципальных образований, в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
20 июля 2021 года решение суда вступило в законную силу.
03 марта 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. на основании исполнительного листа ФС №, выданного Дмитровским районным судом <адрес>, возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения: обязать администрацию Дмитровского района Орловской области создать места накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов <адрес><адрес>, <адрес><адрес> за исключением <адрес>; <адрес> поселения <адрес>, за исключением <адрес>, с установлением должнику срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа - 5 дней.
Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Постановление о возбуждении исполнительного производства было получено администрацией Дмитровского района Орловской области, что подтверждается скриншотом с Единого портала государственных и муниципальных услуг должника.
Судом установлено, что определением Дмитровского районного суда города Орловской области от 13 апреля 2022 года отказано в удовлетворении заявления администрации Дмитровского района Орловской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Определением Орловского областного суда указанное определение Дмитровского районного суда от 13.04.2022 оставлено без изменения.
03 августа 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Котяковой С.И., в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, вынесено постановление в отношении администрации Дмитровского района Орловской области о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Обращаясь в суд с административным иском, администрация <адрес> заявила требование об освобождении ее от взыскания исполнительского сбора, указывая на то, что от исполнения требований исполнительного документа она не уклоняется, частично исполнила, содержащиеся в нем требования, при этом исполнению решения суда в полном объеме в установленный судебным приставом-исполнителем срок препятствует отсутствие денежных средств в бюджете района, в связи с чем, истец обращался в суд с заявлением о представлении отсрочки исполнения решения суда.
Суд, проверяя доводы административного истца, установил, что к моменту возбуждения исполнительного производства в отношении должника, которому был предоставлен срок для исполнения судебного акта – семь месяцев с момента вступления решения в законную силу, администрацией района было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении муниципальной программы «Благоустройство контейнерных площадок на территории <адрес> на 2022-2014 годы»; ДД.ММ.ГГГГ издано постановление «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории <адрес>»; ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении муниципальной программы «Благоустройство контейнерных площадок на территории <адрес>» на 2022-202 годы» (с изменениями), которым предусмотрено финансирование на приобретение контейнеров за счет средств бюджета района.
После возбуждения исполнительного производства и истечения срока, установленного для добровольного исполнения заявителем выполнены следующие мероприятия: в Березовском сельском поселении на пяти оборудованных контейнерных площадках установлены контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов в количестве 7 шт., в Долбенкинском сельском поселении на трех оборудованных контейнерных площадках установлены контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов в количестве 4 шт., в Друженском сельском поселении на четырех оборудованных контейнерных площадках установлены контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов в количестве 4 шт., в Плосковском сельском поселении на четырех оборудованных контейнерных площадках установлены контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов в количестве 10 шт., в Соломинском сельском поселении на одной оборудованной контейнерной площадки установлены 5 контейнеров, в Горбуновском сельском поселении на одной оборудованной контейнерной площадки установлены контейнера для сбора твердых коммунальных отходов в количестве 4 шт.
Указанные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> соответствуют требованиями п.п. 3, 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-2, что подтверждается Заключениями о соответствии (несоответствии) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов №№ от ДД.ММ.ГГГГ, представленных по запросу администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>.
Между тем, выполнение администрацией Дмитровского района Орловской области части работ, указанных в решении Дмитровского районного суда Орловской области от 09.06.2022, не подтверждает совершение истцом всех зависящих от него мер для надлежащего исполнения обязательства и не может являться основанием для освобождения администрации Дмитровского района Орловской области от взыскания исполнительского сбора, поскольку решение суда не было исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Данное обстоятельство не свидетельствует о том, что неисполнение администрацией Дмитровского района Орловской области требований исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника.
Доказательства совершения должником каких-либо реальных действий, принятия мер, направленных на выполнение оставшихся работ, а также наличия объективных препятствий к их осуществлению, судебному приставу-исполнителю и суду не были представлены.
Случаи, при наступлении которых судебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения, определены в статьях 37 - 40 Закона "Об исполнительном производстве", факт обращения должника с заявлением в суд о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта в их числе отсутствует.
Таким образом, само по себе обращение должника в суд с заявлением об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта не освобождает его от обязанности совершить действия, указанные в исполнительном документе, в том числе и в период рассмотрения этого заявления судом, так как реализация права должника на отсрочку (рассрочку) исполнения возможна только после ее предоставления судом.
Приведенные в исковом заявлении обстоятельства определяют степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, характеризуют его имущественное положение и иные существенные обстоятельства, которые в силу положений части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" имеют юридическое значение для рассмотрения заявлений об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшения его размера. Кроме того, данные обстоятельства свидетельствуют о наличии определенных затруднений в исполнении решения, которые юридически значимы для рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки по исполнению решения. Однако для освобождения от уплаты исполнительского сбора необходимо подтвердить отсутствие вины в неисполнении.
Учитывая все указанные обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование заявленных исковых требований, суд приходит к выводу, что они не свидетельствуют об отсутствии вины администрации Дмитровского района Орловской области в неисполнении решения суда, напротив подтверждают отсутствие оснований для освобождения администрации Дмитровского района Орловской области от взыскания исполнительского сбора.
Следует отметить, что в качестве законного основания для взыскания исполнительского сбора в силу приведенных выше норм действующего законодательства следует рассматривать факт неисполнения должником предложения пристава о добровольном исполнении решения суда и непредставление им доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы или чрезвычайных обстоятельств, исключающих возможность исполнения решения суда.
Таких обстоятельств истцом не приведено, и доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Все обстоятельства, на которые ссылалась администрация Дмитровского района Орловской области, как на основания для освобождения от исполнительского сбора, к числу обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных ч. 2 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не относятся.
Доказательств принятия реальных мер, которые предпринимались администрацией Дмитровского района Орловской области к исполнению судебного решения, в том числе обращение администрации Дмитровского района Орловской области в представительный орган местного самоуправления о выделении дополнительных денежных средств для исполнения решения суда, суду не представлено.
Сведений о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, приостановлении исполнительного производства, отложении совершения исполнительных действий суду не представлено, равно как и не представлено доказательств наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, препятствовавших должнику своевременно исполнить требование исполнительного документа.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что администрацией Дмитровского района Орловской области объективно не предпринимались все возможные меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
При своевременном получении постановления о возбуждении исполнительного производства, содержащего требование об исполнении требований исполнительного документа, должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не исполнил требований, содержащихся в исполнительном документе.
Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
При этом, суд учитывает, что с момента вступления решения суда в законную силу до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора прошло более одного года, что является значительным сроком, в течение которого администрация Дмитровского района Орловской области могла совершить реальных действия, направленные на исполнение решения суда.
Недостаточность денежных средств в бюджете не может расцениваться как принятие администрацией Дмитровского района Орловской области всех мер для надлежащего исполнения решения суда, поскольку потребность в денежных средствах была заблаговременно известна должнику.
Данные обстоятельства не являются обстоятельствами чрезвычайного и непредотвратимого характера, находящимися вне контроля администрации. Они лишь делают затруднительным своевременное и надлежащее исполнение решения суда, вынесенного в пользу прокурора Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, но не исключают объективную возможность его исполнения, соответственно не свидетельствуют об отсутствии вины должника в неисполнении, а, следовательно, не могут являться основаниями для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
Следует учитывать и то, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора или уменьшение его размера при наличии приведенных выше оснований, является правом, а не обязанностью суда, и осуществляется с учетом всех обстоятельств дела.
Сведения о тяжелом материальном положении административного истца материалы дела не содержат.
Разрешая спор по существу, суд учитывает, что доказательств принятия администрацией Дмитровского района Орловской области исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа, вследствие которых исполнение требований исполнительного документа было невозможно, в материалах дела не имеется, доказательств принятия мер по исполнению решения суда в срок, содержащийся в исполнительном документе, также не представлено, а указанные заявителем обстоятельства не могут свидетельствовать об отсутствии вины администрации Дмитровского района Орловской области в неисполнении решения суда о предоставлении жилого помещения взыскателю, поскольку несвоевременное исполнение решения суда создало угрозу гарантиям конституционных прав и свобод взыскателя.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии у должника уважительных причин для неисполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Учитывая, что действующее законодательство не связывает исполнение судебного постановления с наличием либо отсутствием денежных средств у должника, отсутствие либо недостаточность средств бюджета для приобретения жилых помещений с целью исполнения требований исполнительного документа, на что ссылается истец, само по себе не является основанием для освобождения администрации Дмитровского района Орловской области от уплаты исполнительского сбора.
С учетом конкретных обстоятельств, установив, что должником не приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения судебного решения в установленный срок, суд, руководствуясь положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, ст. 401 Гражданского кодекса РФ, полагает, что требования администрации Дмитровского района Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 226 - 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление администрации Дмитровского района Орловской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Котяковой С.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Дмитровский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 02 сентября 2022 года.
Судья Л.В. Власова