ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-169/2024 от 30.01.2024 Ивановского районного суда (Ивановская область)

УИД 37RS0005-01-2023-002756-65

Дело № 2а-169/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2024 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Чеботаревой Е. В.,

при секретаре Кротовой А. Е.,

с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к судебным приставам-исполнителям ОСП по ВАП по г. Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО3, ФИО4, заместителю начальника ОСП по ВАП по г. Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО5, начальнику ОСП по ВАП по г. Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО6, УФССП России по Ивановской области о признании незаконными постановлений и возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к судебным приставам-исполнителям ОСП по ВАП по г. Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО3, ФИО4 В ходе производства по делу к участию в качестве соответчиков привлечены заместитель начальника ОСП по ВАП по г. Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО5, начальник ОСП по ВАП по г. Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО6, УФССП России по Ивановской области. Административный истец с учетом уточнения требований в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту – КАС РФ) просит признать незаконными (отменить): произведенный судебным приставом-исполнителем расчет задолженности по алиментам от 15.09.2023 по состоянию на 01.08.2023, установив, что задолженность отсутствовала; постановление от 11.09.2023 № 37029/23/46945 о запрете совершения регистрационных действий, постановления от 15.09.2023 № 3729/23/49155 об обращении взыскания на денежные средства должника (в сумме 61283,20 руб.); от 22.09.2023 № 37029/23/50591 об обращении взыскания на денежные средства должника (в сумме 39438,86 руб.); постановление от 16.10.2023 № 37029/23/55416 об отказе в удовлетворении заявления обязать возвратить удержанные денежные средства в размере 19326,72 руб.

Заявленные требования обоснованы следующим обстоятельствами.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г. Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО3 от 16.08.2023 возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа серии ФС , выданного 25.04.2023 Костромским районным судом во исполнение решения от 25.04.2023 по делу , предмет исполнения – <данные изъяты>, в отношении должника ФИО1, в пользу взыскателя ФИО7 В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесены постановления: 11.09.2023 № 37029/23/46945 о запрете совершения регистрационных действий, от 15.09.2023 № 3729/23/49155 об обращении взыскания на денежные средства должника в сумме 61283,20 руб. При этом, со счетов ФИО1 в ПАО Сбербанк удержаны денежные средства в сумме 19326,72 руб. Также вынесено постановление от 22.09.2023 № 37029/23/50591 об обращении взыскания на денежные средства должника в сумме 39438,86 руб. 18.09.2023 ФИО1 подана жалоба (обращение) на действия судебного пристава-исполнителя о незаконности указанных постановлений и удержании денежных средств со счетов в банке. Постановлением от 16.10.2023 № 37029/23/55416 судебного пристава-исполнителя ФИО4 отказано в удовлетворении заявления (жалобы). Данные действия (бездействия) должностных лиц ФИО1 считает незаконными, необоснованными, вынесенными с нарушениями действующего законодательства, нарушением его прав, свобод и законных интересов. В рамках исполнительного производства ФИО1 незаконно начислена задолженность по алиментам в размере 61283,20 руб. Однако фактически задолженность по уплате алиментов у него отсутствует, т.к. он трудоустроен в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области слесарем-сантехником хозяйственной обслуги с заработной платой в размере 16242 руб. в месяц. С момента вынесения судебного решения ФИО8 его добровольно исполнял требования по уплате алиментов путем перечисления денежных средств ФИО7 по заявлению по месту работы. С учетом произведенных перечислений с июня по август 2023 года имелась переплата в размере 3613 руб. Соответственно фактически задолженность п уплате алиментов отсутствовала, вследствие чего является незаконным возбуждение исполнительного производства и вынесение в его рамках оспариваемых постановлений. Оставление без надлежащего принятия мер по жалобе (обращению) на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя ФИО3 также является незаконным и необоснованным, грубо нарушает права, предусмотренные Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали в полном объеме. ФИО2 также указал на то, что в случае пропуска срока для обжалования постановлений он должен быть восстановлен ввиду наличия уважительных причин. Направляемые судебным приставом-исполнителем посредством ЕПГУ постановления не могли быть получены ФИО1, отбывающим наказание в виде лишения свободы. Личным кабинетом ФИО1 пользуется его брат ФИО9, который своевременно не сообщил о поступивших документах.

Административные ответчики судебные приставы-исполнители ОСП по ВАП по г. Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО3 и ФИО4, начальник ОСП по ВАП по г. Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО6, заместитель начальника ОСП по ВАП по г. Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО5, представитель административного ответчика УФССП России по Ивановской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Ранее принимая участие в рассмотрении дела, административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по г. Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО3 указала, что при возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан обратить взыскание на денежные средства должника и заработную плату, при получении ответов определить задолженность. Взыскатель не указала на то, что она получала платежи по алиментам. Когда был получен ответ о трудоустройстве ФИО9 в исправительном учреждении, был произведен перерасчет задолженности. Даже при наличии переплаты алименты ежемесячно должны взыскиваться.

Заинтересованное лицо ФИО7 в судебное заседание также не явилась, о месте и времени рассмотрения извещена надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Согласно п.1 ст.46 КонституцииРоссийской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в п. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1ст.218КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьи 218и360 КАС РФ, реализуя конституционные предписания п. 2 ст. 46 КонституцииРоссийской Федерации, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу положений ч. 1 ст. 121, ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 8 Постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Таким образом, основанием для признания незаконными постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.

Судом установлено, что решением Костромского районного суда Костромской области удовлетворены частично исковые требования ФИО7 Суд решил взыскать с ФИО1 в пользу ФИО7 <данные изъяты>.

Во исполнение данного решения суда выдан исполнительный лист серии ФС № 040823524.

Постановлением судебного пристава исполнителя Ивановского ОСП по ВАП по г. Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО3 от 16.08.2023 на основании исполнительного листа серии ФС № 040823524 в отношении должника ФИО1 возбуждено исполнительное производство .

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена 16.08.2023 должнику ФИО1 почтовым отправлением по месту отбывания наказания – ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области, что следует из списка внутренних почтовых отправлений и отчета об отслеживании отправления. Сведения о нахождении ФИО1 в исправительном учреждении были отражены в заявлении взыскателя ФИО7 о возбуждении исполнительного производства.

Документов, подтверждающих дату вручения ФИО1 постановления о возбуждении исполнительного производства, с копиями материалов исполнительного производства суду не представлено.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ФИО3 16.08.2023 также вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника, получаемые в <данные изъяты>.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 11.09.2023 № 37029/23/46945 наложен запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, а также регистрации ограничений и обременений в отношении имущества – <данные изъяты>.

15.09.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление № 37029/23/49154 о расчете задолженности <данные изъяты>. Задолженность определена в сумме 61283 рублей. Данное постановление направлено должнику 15.09.2023 посредством ЕПГУ, уведомление о чем прочтено 17.09.2023.

Кроме того, 15.09.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление № 37029/23/49155 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах, открытых в <данные изъяты>. В постановлении сумма взыскания указана в размере 61283,20 руб. Постановление также направлено должнику 15.09.2023 посредством ЕПГУ, уведомление о чем прочтено 17.09.2023.

22.09.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление № 37029/23/50591 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах, открытых в <данные изъяты>. В постановлении сумма взыскания указана в размере 39438,86 руб.

Постановление также направлено должнику 15.09.2023 посредством ЕПГУ, уведомление о чем прочтено 17.09.2023.

В связи с направленным в электронной форме запросом из ФНС России 27.09.2023 получен ответ о трудоустройстве должника ФИО1 в <данные изъяты> и размере полученного дохода с ДД.ММ.ГГГГ.

28.09.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление № 37029/23/451556 о расчете задолженности <данные изъяты> задолженность по алиментам составила 11244,70 руб.; с августа 2023 <данные изъяты> перечисляются с дохода в <данные изъяты>; также имела место оплата – списание путем ареста счета на сумму 19326,72 руб. С учетом данных сведений задолженность определена равной 0,00 руб.

В тот же день вынесены: постановление об отмене мер по запрету на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, сняты аресты в отношении имущества – <данные изъяты>; а также отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах в <данные изъяты>; постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства должника.

28.09.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в связи с направлением копии исполнительного документа по месту получения дохода должника для удержания периодических платежей.

Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству № 66116/23/37029-ИП по состоянию на 13.12.2023 из дохода должника удержаны и поступили денежные средства: 15.09.2023 в размере 2517,62 руб., 17.10.2023 в размере 2542,96 руб., 2517,62 руб.; со счетов в банке удержано 17.09.2023 19326,72 руб. Указанные денежные средства перечислены в адрес получателя ФИО7

Сведения о размере (в сумме 19326,72 руб.) удержанных в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах в банке, также подтверждаются представленной административным истцом справкой <данные изъяты> по арестам и взысканиям в отношении ФИО1

При этом как следует из представленных в дело документов из исполнительного производства, ФИО1 в адрес ОСП по ВАП по г. Иваново 28.08.2023 написано обращение, в котором он просил в рамках возбужденного постановлением от 16.08.2023 исполнительного производства № 66116/23/37029-ИП вынести постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные его доходы как осужденного, отправив такое постановление по месту отбывания наказания – ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области. Также в данном обращении ФИО1 просил истребовать из исправительного учреждения документы <данные изъяты>, подтверждающие факт добровольного исполнения в этот период требований решения Костромского районного суда Костромской области от 25.04.2023 по делу № 2-625/2023 в части оплаты алиментов на содержание детей. Данное обращение поступило в отделение службы судебных приставов 21.09.2023.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.09.2023 в удовлетворении заявления (ходатайства) ФИО1 отказано, в связи с тем, что 16.08.2023 уже вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, отбывающего наказание, и направлено в <данные изъяты>. Также указано на то, что обязанность по представлению сведений о доходе, смене работы, месте жительства, документов, подтверждающих оплату и т.п. согласно действующему законодательству РФ лежит на должнике.

09.10.2023 через личный кабинет в ЕПГУ от ФИО1 направлено обращение, в котором заявлено о возврате незаконно удержанных средств в сумме 19300 руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО4 от 16.10.2023 № 37029/23/55416 отказано в удовлетворении ходатайства ФИО1 с указанием на то, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель, необоснованны.

18.09.2023 ФИО1 на имя старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г. Иваново написано обращение, в котором он просил приобщить к материалам исполнительного производства справку о доходах и суммах налога физического лица – ФИО1 <данные изъяты>, справку исправительного учреждения о производимых удержаниях из дохода ФИО1, в том числе по исполнительному листу № 2-625 от 25.04.2023 в пользу ФИО7 – <данные изъяты>. Также ФИО1 просил запросить в исправительном учреждении копии его заявлений о добровольной уплате алиментов в пользу ФИО7 на содержание несовершеннолетней ФИО10 и копии платежных документов по данным переводам; произвести перерасчет суммы алиментов, подлежащих уплате с учетом произведенных выплат; отменить вынесенные в рамках исполнительного производства постановление от 11.09.2023 о запрете на совершение регистрационных действий с объектами недвижимости; отменить вынесенное в рамках исполнительного производства постановление от 15.09.2023 об определении задолженности по уплате алиментов в сумме 61283,20 руб., о начислении исполнительского сбора, о наложении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в <данные изъяты>; возвратить незаконно удержанные 19326 руб. с его счетов в <данные изъяты>.

Данное обращение поступило в отделение службы судебных приставов 18.10.2023.

В ответе на обращение от 15.11.2023 № 37029/23/60977 заместителем начальника отделения ФИО5 указано на то, что обязанность по представлению документов лежит на должнике; в заявлении о возбуждении исполнительного производства взыскателем ФИО7 о получении <данные изъяты> от должника не сообщено; в связи с отсутствием сведений о доходе 15.09.2023 судебным приставом-исполнителем произведен расчет задолженности по алиментам по состоянию на 01.08.2023 в размере 61283,20 руб.; при наличии задолженности у должника судебным приставом-исполнителем согласно ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ также применяется мера принудительного исполнения – обращение взыскания на имущество должника, в том числе денежные средства; на основании ч. 3 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся в банке; в связи с установлением дохода должника 28.09.2020 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам с учетом перечисленных алиментов на счет взыскателя, взысканных путем применения мер принудительного исполнения (арест счета) в размере 0,00 руб.; справка исправительного учреждения не подтверждает, что в адрес ФИО7 перечислялись <данные изъяты>, т.к. не указана природа средств и основания перечисления; постановление о взыскании исполнительского сбора не выносилось; оснований для возврата <данные изъяты> нет; приложенные к заявлению документы приобщены к материалам исполнительного производства.

Определением Костромского районного суда Костромской области от 27.11.2023 между ФИО1 и ФИО7 утверждено мировое соглашение, <данные изъяты>

29.11.2023 через личный кабинет в ЕПГУ от ФИО1 направлено обращение, в котором заявлено об отзыве из <данные изъяты> постановления судебного пристава-исполнителя ФИО3 о наложении взыскания на заработную плату и иной доход должника ФИО1 в связи с полным исполнением требований исполнительного документа. К обращению приложены копии мирового соглашения и судебного акта от 27.11.2023.

На данное обращение в уведомлении от 30.11.2023 № 37029/23/66297 судебным приставом-исполнителей ФИО3 указано на то, что окончить исполнительное производство № 66116/23/37029-ИП фактическим исполнением не представляется возможным в силу п. 8 определения Костромского районного суда Костромской области по делу № 2-1473/2023 от 27.11.2023, <данные изъяты>

27.12.2023 судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании п. 10 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в связи с поступлением от взыскателя заявления об окончании исполнительного производства.

Согласно сведениям, истребованным судом из <данные изъяты>, ФИО1 с 07.08.2019 являлся <данные изъяты>; с января по марта, с мая по август и в октябре 2023 года его ежемесячный заработок составлял по 16242 руб., в апреле 2023 года – 14863,89 руб., в сентябре 2023 года – 16405,14 руб., в ноябре 2023 года – 14211,75 руб.

Из представленных по запросу суда <данные изъяты> копий заявлений ФИО1 о снятии с лицевого счета и переводе ФИО7 денежных средств следует, что такие переводы имели место: <данные изъяты>.

Кроме того, административным истом представлены документы, подтверждающие перечисление 11.07.2023 по поручению ФИО1 ФИО9 в адрес получателя ФИО7 <данные изъяты>.

Задачами исполнительного производства в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьями 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» закреплена обязанность судебного пристава-исполнителя в процессе принудительного исполнения судебных актов принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Для выполнения названных задач положения Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют судебному приставу-исполнителю право совершать целый ряд исполнительных действий и принимать меры принудительного исполнения требований исполнительного документа.

Согласно ч. 1 ст. 64Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В силу п.п. 2, 3, 4, 7, 11, 12, 16, 17 ч. 1 ст. 64Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности (ч. 4 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Согласно ч. 2 указанной статьи федерального закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

К мерам принудительного исполнения в силу ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ относятся, в том числе: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Частями 1-3, 5 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ регламентировано, что наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные у должника, в том числе хранящиеся в сейфах кассы должника-организации, находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника-организации либо хранящиеся в банках и иных кредитных организациях, изымаются, за исключением денежных средств, на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание. Об изъятии денежных средств составляется соответствующий акт. Изъятые денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия, сдаются в банк для перечисления на депозитный счет службы судебных приставов. Должник обязан предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание.

Перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.

Если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства.

Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

В силу ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.

Арест имущества должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании денежных средств, за исключением ареста денежных средств, ареста заложенного имущества, подлежащего взысканию в пользу залогодержателя, и ареста имущества по исполнительному документу, содержащему требование о наложении ареста, не допускается, если сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3000 рублей (ч. 1.1 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования, о чем судебный пристав-исполнитель делает отметку в постановлении о наложении ареста на имущество должника и (или) акте о наложении ареста (описи имущества)(ч. 4 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

В соответствии со ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина, в том числе в случае исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей (пункт 1 части 1). При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона (часть 2). Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны переводить удержанные денежные средства на депозитный счет службы судебных приставов. В случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю (часть 3). Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, заканчивают исполнение исполнительного документа: 1) после перечисления денежных средств в полном объеме; 2) при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов; 3) по заявлению взыскателя; 4) по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения (часть 4).

Согласно ч. 2 ст. 100 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.

Частью 2 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ установлено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

ФССП России утверждены Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов» от 30.11.2016 №0001/14 (далее по тексту – Методические рекомендации).

В п. 3.1 Методических рекомендаций указано, что при поступлении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель принимает реение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 31 Закона.

Срок для добровольного исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в постановлении о возбуждении исполнительного производства на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, исполнительного листа либо судебного приказа не устанавливается. При этом в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебному приставу-исполнителю рекомендуется указывать, что неисполнением в срок считается неисполнение должником исполнительного документа о взыскании алиментов в течение суток, с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Одновременно в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязывает должника сообщить ему сведения о счетах, находящихся в банке или иной кредитной организации, в том числе о счетах, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, а также обязывает представить сведения о поступлении на указанные счета денежных средств, на которые в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено взыскание.

В целях соблюдения конституционных прав должника судебным приставам-исполнителям рекомендуется принимать меры к надлежащему уведомлению должника о возбуждении исполнительного производства, в порядке, установленном главой 4 Закона (в том числе получать личную подпись должника о вручении постановления о возбуждении исполнительного производства, приобщать к материалам исполнительного производства почтовое уведомление о вручении и иные).

В случае возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа о взыскании алиментов, по которому имеется задолженность по алиментам, в целях предупреждения должника об административной и уголовной ответственности, принятия мер, направленных на погашение задолженности по алиментам, судебным приставом-исполнителем необходимо приступить к совершению исполнительских действий не позднее следующего рабочего дня после возбуждения исполнительного производства.

В разделе IV Методических рекомендаций указано на то, что после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель одновременно принимает меры для установления места работы, учебы, получения пенсии и иных доходов должника, запрашивая соответствующую информацию в территориальных органах ПФР, налоговых органах, в центрах занятости населения.

По неоконченному исполнительному производству при наличии задолженности, либо при недостаточности заработка и (или) иного дохода должника судебный пристав-исполнитель принимает меры по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках или иных кредитных организациях, а также на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по заону может быть обращено взыскание.

Постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника может быть отменено вышестоящим должностным лицом в случае его несоответствия требованиям законодательства РФ либо по результатам рассмотрения жалоб, заявлений, ходатайств сторон исполнительного производства.

Пунктом 5.2 Методических рекомендаций регламентировано, что размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

Если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в РФ на моент взыскания задолженности (ч. 3 ст. 102 Закона, ст. 113 СК РФ).

В случае неуплаты алиментов за весь период образования задолженности моментом взыскания задолженности будет являться дата вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности по алиментам. При этом период задолженности определяется с момента взыскания до даты расчета с нарастающим итогом.

В разделе XIII Методических рекомендаций предусмотрено, что при осуществлении должником оплаты алиментов в добровольном порядке исоплнительное производство о взыскании алиментов может быть окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона только в случае если должником каждый месяц осуществляется самостяотельная регулярная выплата алиментов и отсутствует задолженность, в материалах исполнительного производства имеется информация, полученная из компетентных органов, об отсутствии у должника дополнительных доходов, из которых возможно производить удержания, а также платежные документы (квитанции, расписки, платежные поручения и др.), подтверждающие факт регулярной ежемесячной выплаты алиментов должником.

Как установлено судом, оспариваемое постановление о расчете задолженности от 15.09.2023 № 37029/23/49154, вынесено через месяц после возбуждения исполнительного производства. При этом в течение истекшего месячного срока судебным приставом-исполнителем при наличии сведений о нахождении должника в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области непосредственно из указанного исправительного учреждения не истребованы сведения о трудоустройстве должника, размере получаемого заработка. Ввиду отсутствия данных сведений расчет был произведен не исходя из реального заработка должника, а из размера средней заработной платы в РФ, превышающей доход ФИО1 более чем в 4,5 раза, в результате чего было установлено наличие задолженности. В связи с установлением задолженности судебным приставом-исполнителем была применена мера принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся в ПАО «Сбербанк», произведено принудительное удержание денежных средств со счетов в указанном банке в сумме 19326,72 руб. и их перечисление взыскателю.

Вместе с тем, как установлено выше ФИО1 в добровольном порядке производил выплату <данные изъяты>. При этом, как им указано, непосредственно после получения постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес судебного пристава-исполнителя написано обращение от 28.08.2023. Сведений о наличии в материалах исполнительного производства иной даты получения непосредственно ФИО11 постановления о возбуждении исполнительного производства суду не представлено. В данном обращении ФИО1 сообщил о наличии у него заработка в <данные изъяты>, также сообщил о добровольном исполнении решения суда <данные изъяты>, подтверждение о чем просил истребовать в исправительном учреждении. Данное обращение зарегистрировано в отделении службы судебных приставов 21.09.2023, однако каких-либо мер с целью проверки изложенной должником, отбывающим наказание в виде лишения свободы, информации предпринято не было. В данном случае ввиду обязанности отбывать наказания ФИО1 ограничен в возможностях своевременного самостоятельного представления документов о производимых им в добровольном порядке платежах, перечисляемых администрацией исправительного учреждения с лицевого счета осужденного по письменным распоряжениям последнего.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности постановления от 15.09.2023 № 37029/23/49154 о расчете задолженности по алиментам, постановлений от 15.09.2023 № 37029/23/49155 и от 22.09.2023 № 37029/23/50591 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах, открытых в <данные изъяты>.

Вместе с тем, оснований для признания незаконным постановления от 11.09.2023 № 37029/23/46945 о наложении запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, а также регистрации ограничений и обременений в отношении недвижимого имущества ФИО1 (земельного участка и помещений) не имеется. Данное постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в качестве исполнительного действия, направленного на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Данное исполнительное действие может быть совершено в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований. Наложенный запрет к какому-либо нарушению прав и законных интересов должника не привел. Сведений об обратном суду не представлено.

Оценивая доводы административного истца о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя ФИО4 от 16.10.2023 № 37029/23/55416 суд учитывает следующее.

Оспариваемым постановлением ФИО1, являющемуся должником по исполнительному производству, отказано в удовлетворении его требования о возврате незаконно удержанных с его банковских счетов денежных средств в сумме 19326,72 руб.

Как установлено судом, удержанные денежные средства в сумме 19326,72 руб. поступили на депозитный счет 17.09.2023 и 21.09.2023 перечислены в адрес взыскателя ФИО7 (платежными поручения №№ 11688 и 11691).

Таким образом, денежные средства не могли быть возвращены должнику, поскольку отсутствовали на депозитном счете отделения службы судебных приставов, в том числе на дату подачи соответствующего обращения.

При таких обстоятельствах, верное по сути постановление об отказе не может быть признано незаконным, поскольку фактически к нарушению прав не привело.

В силу приведенных обстоятельств, также не подлежит удовлетворению и требование административного истца о возложении обязанности по возврату указанной суммы удержанных денежных средств.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Необходимости в возложении какой-либо дополнительной обязанности при признании незаконными постановления 15.09.2023 № 37029/23/49154 о расчете задолженности по алиментам, постановлений от 15.09.2023 № 37029/23/49155 и от 22.09.2023 № 37029/23/50591 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах в банке, не имеется с учетом того, что исполнительное производство окончено, а также ввиду отмены постановлений об обращении взыскания на денежные средства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ФИО1 подлежит частичному удовлетворению.

При разрешении требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на суд возложена обязанность по выяснению вопроса о том, соблюдены ли сроки обращения в суд (пункт 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с ч.3 ст. 219 КАС РФадминистративное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исковое заявление направлено в суд ФИО1 11.11.2023. Вместе с тем достоверных сведений о дате получения оспариваемых решений (постановлений) должностного лица ФИО1, отбывающим наказание в виде реального лишения свободы, не имеется. Как указано административным истцом доступ к личному кабинету на ЕПГУ имеется у его брата, который его своевременно о поступивших посредством ЕПГУ постановлениях не уведомлял. При этом, суд учитывает, что в силу особых условий отбывания наказания возможность выхода в сеть «Интернет» у ФИО1 действительно отсутствует в виду имеющегося запрета лицам, осужденным к лишению свободы, пользоваться, владеть, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать средства связи - сотовые телефоны и средства коммуникации, обеспечивающие доступ к сети «Интернет».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что срок предъявления административного иска в суд, установленный ст. 219 КАС РФ, не нарушен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявлениеадминистративному исковому заявлению ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г. Иваново УФССП России по Ивановской области ФИО3 от 15.09.2023 № 37029/23/49154 о расчете задолженности по алиментам, постановления от 15.09.2023 № 37029/23/49155 и от 22.09.2023 № 37029/23/50591 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетав банке или иной кредитной организации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья подпись Е. В. Чеботарева

Решение суда в окончательной форме составлено 09.02.2024.