ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-16/2018 от 19.02.2018 Кантемировского районного суда (Воронежская область)

дело № 2а-16/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежская область

р.п. Кантемировка «19» февраля 2018 года

Кантемировский районный суд, Воронежской области в составе председательствующего по делу судьи Зигуновой Е.Н.;

при секретаре Гисиной Т.В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Кириченко Сергея Михайловича к Администрации Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района, Воронежской области об оспаривании постановления главы Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 282 от 08.09.2017года и бездействия в части непредоставления запрашиваемого документа, суд,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Кириченко С.М. обратился в Кантемировский районный суд Воронежской области с административным исковым заявлением к административному ответчику в его обоснование указывая, что актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ. семья Кириченко С.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании пп.1 п.1 ст.51 ЖК РФ. Постановлением Администрации Кантемировского городского поселения от 21.11.2011 года № 222 семья Кириченко С.М. признана нуждающимися в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации Кантемировского муниципального района от 28.12.2011 года № 1078 молодая семья Кириченко Сергея Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: р.<адрес>, в составе - 3 человека, признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011- 2015 годы.

В 2013 году семья Кириченко С.М. запланировала приобретение жилого помещения с использованием ипотечного кредитования. В мае 2013 года семья Кириченко B.C. обратилась в администрацию Кантемировского муниципального района Воронежской области с заявлением о подтверждении того, что семья Кириченко С.М. является нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент обращения и рассмотрении вопроса о выдачи социальной субсидии для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита и (или) для оплаты цены договора жилого помещения.

Письмом главы администрации Кантемировского муниципального района №1337 от 20.04.2013 года (правильно считать 20.05.2013 года, так как в ответе неверно указан месяц апрель, о чем свидетельствует факт обращения с заявлением в мае 2013 года и сведения, содержащиеся в п. 3 представленного ответа) сообщено, что семья Кириченко С.М. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, находится 98-й в сводном списке. Обязанности по реализации программы возложены на главного специалиста по охране природы ФИО12 Последняя при неоднократных обращениях к ней сообщила, что вопрос о выдаче социальной субсидии семье Кириченко С.М. будет рассмотрен, когда подойдет их очередь. После получения названного письма главы администрации Кантемировского муниципального района ФИО13 семья Кириченко С.М. обратилась в СБЕРБАНК России с заявлением о рассмотрении вопроса о получении жилищного (ипотечного) кредита.

В начале июня 2013 года семьей Кириченко С.М. приискана квартира, приобретение которой было возможно при использовании кредитных средств, и направлена заявка в СБЕРБАКН России для рассмотрения вопроса выдачи жилищного (ипотечного) кредита. ДД.ММ.ГГГГ семьей Кириченко С.М. с застройщиком ООО «ВЕСТ» заключен предварительный договор участия в долевом строительстве . Ответом СБЕРБАНКА России от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ принято предварительное решение о возможности предоставления жилищного кредита на строительство объекта недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ семьей Кириченко С.М. осуществлен авансовый платеж по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ семьей Кириченко С.М. заключен договор долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ семьей Кириченко С.М. заключен кредитный договор на приобретение строящегося жилья с использованием кредитных средств Банка. ДД.ММ.ГГГГ СБЕРБАНК России осуществил перевод заемных денежных средств застройщику. ДД.ММ.ГГГГ произведена сдача строящегося дома. ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация права собственности на квартиру, приобретенную с использованием заемных (кредитных) средств Банка, с обременением права - ипотека. В настоящее время основная сумма долга и проценты за пользование жилищным кредитом по кредитному договору не погашены. Штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по названному жилищному кредиту не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ по адресу регистрации семьи Кириченко С.М. поступило письмо заместителя главы администрации Кантемировского муниципального района ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому участнику ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» - Кириченко С.М. до 31.08.2017 г. необходимо обратиться с заявлением о включении в список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году. Основанием рассмотрения вопроса о предоставлении семье Кириченко С.М. социальной выплаты является необходимость погашения последним основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному (ипотечному) кредиту.

В период с 28.08.2017 г. по 31.08.2017 г. в администрацию Кантемировского муниципального района семьей Кириченко С.М. представлены требуемые документы, в том числе документы, подтверждающие, что семья Кириченко С.М. признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора, а именно: постановление администрации Кантемировского городского поселения от 21.11.2011 № 222 о признании семьи Кириченко С.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий; постановление администрации Кантемировского муниципального района от 28.12.2011 № 1078 о признании молодой семьи Кириченко С.М. участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище»; письмо главы администрации Кантемировского муниципального района ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ о подтверждении, что семья Кириченко С.М. является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, при получении документов ответственный сотрудник администрации попросил предоставить дополнительный документ, подтверждающий, что семья Кириченко С.М. признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора, без указания конкретных параметров требуемого документа, так как, с их слов, они не обладают информацией, какой конкретно требуется документ.

29.08.2017 года семья Кириченко С.М. обратилась в администрацию Кантемировского городского поселения и администрацию Кантемировского муниципального района Воронежской области с заявлениями о выдаче дополнительного документа, подтверждающего, что семья Кириченко С.М. признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора. Письмом главы администрации Кантемировского муниципального района ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ семье Кириченко С.М. рекомендовано обратиться за таким документом в администрацию Кантемировского городского поселения. Согласно письму главы Кантемировского городского поселения ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ для получения дополнительного документа, подтверждающего, что семья Кириченко С.М. признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора, необходимо предоставить дополнительный пакет документов. На основании данного требования в администрацию Кантемировского городского поселения предоставлен необходимый пакет документов, в том числе содержащий сведения о семье Кириченко С.М. с 2006 года по сентябрь 2017 года. Представленные документы подтверждали, что основания, по которым семья Кириченко С.М. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, не изменились и не отпали, в том числе адреса регистрации оставались прежними, в собственности недвижимого имущества за последние 11 лет не имелось и не имеется в настоящее время, за исключением квартиры, купленной в ипотеку, а также другое. Согласно уведомлению от 11.09.2017 № 1030 и приложенному к нему постановлению № 282 от 08.09.2017 от имени главы Кантемировского городского поселения ФИО15, поступившим по средствам почтовой связи 19.09.2017, семье Кириченко С.М. отказано в подтверждении признания нуждающимися в улучшении жилищных условий по состоянию на сентябрь 2017 года. Основанием принятия такого решения указано, что обеспеченность общей суммарной площадью семьи Кириченко С.М. на 1 человека составляет 22,08 кв. м. при учетной норме 11,0 кв.м. общей площади на 1 человека. Такой расчет произведен на основании акта проверки жилищных условий от 08.09.2017, в котором ошибочно или умышленно отражены сведения, несоответствующие действительности, о лицах, зарегистрированных в указанном помещении. Вместо 5 человек (Кириченко С.М., ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО6), указаны 3 лица (Кириченко С.М., ФИО3, ФИО4). Запрашиваемых же документов, дополнительно подтверждающих, что семья Кириченко С.М. признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора, администрацией Кантемировского городского поселения семье Кириченко С.М. не представлено. Письмом заместителя главы администрации Кантемировского муниципального района Воронежской области ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ, поступившим в адрес Кириченко С.М. 22.09.2017 г., молодой семье Кириченко С.М. отказано во включении в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2015-2020 годы. Основанием отказа указано представление пакета документов не в полном объеме, в частности, непредставление документа, подтверждающего, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.

Считает постановление главы Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 282 от 08.09.2017г. незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Постановлением администрации Кантемировского городского поселения от 21.11.2011 № 222 семья Кириченко С.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации Кантемировского муниципального района от 28.12.2011 № 1078 молодая семья Кириченко С.М., признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011- 2015 годы. При продлении ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы семья Кириченко С.М. оставалась нуждающимися в улучшении жилищных условий и участницей названной федеральной программы, так как до этого ее ни исключали из участия в ней. Факт признания участником ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы подтверждает письмо заместителя главы администрации Кантемировского муниципального района ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому оно направлено Кириченко С.М., как участнику ФЦП «Жлище» на 2015-2020 годы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы предусматривает предоставление социальной выплаты семьям, признанным в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, для погашения основному суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, а также иным основаниям. Семья Кириченко С.М. относится к названной категории, она признана в установленном законном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также участницей ФЦП «Жилище». Основания получения социальной выплаты имеются, так как основная сумма долга и процентов по жилищному (ипотечному) кредиту не погашены. Оснований принятия решения об отказе в подтверждении признания нуждающимися в улучшении жилищных условий по состоянию на 08.09.2017 у администрации Кантемировского городского поселения не имелось, так семья Кириченко С.М. не имела и не имеет в собственности помещений для проживания, за исключением квартиры, приобретенной за кредитные средства. Изменений после признании семьи Кириченко С.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий и участницей ФЦП «Жилище» не происходило. На момент принятия обжалуемого решения в распоряжении администрации Кантемировского городского поселения имелись сведения, согласно котором основания при которых семья Кириченко С.М. была признана нуждающимися в улучшении жилищных условий и участницей названной федеральной программы, не изменились и не отпали.

По вопросу признания/непризнания нуждающимся в улучшении жилищных условий по состоянию на 08.09.2017 семья Кириченко С.М. не обращалась, запрос на основании которого был дан такой ответ направлялся по пожеланию администрации Кантемировского муниципального района для выдачи документа, подтверждающего нуждаемость в улучшение жилищных условий на момент заключения кредитного договора, который не предоставлен. Помимо этого ссылка администрации Кантемировского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, что обеспеченность общей суммарной площадью семьи Кириченко С.М. на 1 человека составляет 22,08 кв. м. при учетной норме 11,0кв.м. общей площади на 1 человека, а также перечисленные в обжалуемом постановлении акт проверки жилищных условий от 08.09.2017 являются не состоятельными.

Так, в акте проверки жилищных условий от 08.09.2017 указано, что обеспеченность общей суммарной площадью семьи Кириченко С.М. на 1 человека составляет 22,08 кв.м. при учетной норме 11,0 кв.м. общей площади на 1 человека. Такой расчет произведен ошибочно или умышлено с отражением недостоверных сведений о лицах зарегистрированных в указанном помещении. Вместо 5 человек (Кириченко С.М, ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО6), указано 3 лица (Кириченко С.М, ФИО3, ФИО4).

Также считает незаконными и необоснованными действия (бездействия) администрации Кантемировского городского поселения по непредоставлению дополнительного документа, подтверждающего, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа). Обжалуемым решением нарушено право семьи Кириченко С.М. на получение социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному (ипотечному) кредиту в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» 2015-2020 г.г. и создано препятствие к осуществлению этого права.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-Ф3 гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании изложенного, просил в судебном порядке: в случае необходимости восстановить процессуальные сроки; признать постановления главы Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 282 от 08.09.2017, незаконным и необоснованным, и отменить его; признать незаконными и необоснованными действия (бездействия) администрации Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области по непредоставлению дополнительного документа, подтверждающего, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа); обязать администрацию Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области предоставить семье Кириченко С.М. документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в на момент заключения кредитного договора (договора займа); признать незаконным и необоснованным акт проверки жилищных условий от 08.09.2017, и отменить его; признать незаконными и необоснованными действия администрации Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области по составлению акт проверки жилищных условий от 08.09.2017, сведения, содержащиеся в котором не соответствуют действительности; обязать компетентные государственные органы предоставить семье Кириченко С.М. социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному (ипотечному)кредиту.

Определением Кантемировского районного суда Воронежской области от 25.01.2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент строительной политики Воронежской области, ФИО3 и ФИО4 – жена и дочь административного истца, признанные участниками ФЦП (л.д. 79).

В судебное заседание административный истец Кириченко С.М. не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом. Письменным заявлением адресованным суду ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.(л.д.107)

Представитель административного ответчика Администрации Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района, Воронежской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГФИО16 в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно, надлежащим образом, письменным заявлением адресованным суду (л.д.110) ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствии, возражая против удовлетворения требований Кириченко С.М. в полном объеме, по основаниям изложенным в письменных возражениях (л.д.52-53);

В судебное заседание заинтересованные лица – ФИО3, действующая от себя и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО4, уведомленная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 108), не явилась, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, не ходатайствовала об отложении судебного заседания.

Заинтересованное лицо Департамент строительной политики Воронежской области, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 105), не явился. О времени и месте судебного заседания уведомлен своевременно, надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщил не ходатайствовал об отложении судебного заседания.

На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2, ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции. Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", целью которой является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, и соответствующие Правила.

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О следует, что согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе и критерию нуждаемости в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, которая возложена на органы местного самоуправления

По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания за гражданами права на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2015-2020 годы», отнесены к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Понуждение ответчиков к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Указанное свидетельствует о том, что само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кириченко С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, состоит браке с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая также зарегистрирована по указанному адресу вместе с их несовершеннолетней дочерью ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 21).

В соответствии с постановлением администрации Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области от 21.11.2011 года № 222 молодая семья Кириченко С.М. в составе 3 человек, состоящая из Кириченко С.М., его супруги ФИО3 и несовершеннолетней дочери ФИО4, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для целей муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы (л.д. 6).

Постановлением администрации Кантемировского муниципального района Воронежской области от 28.12.2011 года № 1078 молодая семья Кириченко С.М. в составе 3 человек признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП на 2011-2015 годы (л.д. 7).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кириченко С.М. на его письменное обращении администрацией Кантемировского муниципального района Воронежской области за направлен письменный ответ, согласно которому по состоянию на 20.05 2013 года его семья является 98-й в сводном списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы по Кантемировскому муниципальному району (л.д. 8).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Вест» и Кириченко С.М. был заключен предварительный договор участия в долевом строительстве , предметом которого является заключение сторонами в будущем договора участия в долевом строительстве на двухкомнатную квартиру расположенную в подъезде на 13 этаже, общей площадью по проекту 78,82 кв.м., жилой площадью 38,63 кв.м., по строительному адресу: <адрес> (л.д. 9).

Из квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ Кириченко С.М. был внесен авансовый платеж согласно указанному договору в сумме 350 000 рублей (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Вест» и Кириченко С.М. был заключен договор долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» и Кириченко С.М. был заключен кредитный договор на «Приобретение строящегося жилья с использованием кредитных средств Банка» в сумме 2 150 000 рублей на строительство двухкомнатной квартиры , расположенной в подъезде на 13 этаже, общей площадью по проекту 78,82 кв.м., жилой площадью 38,63 кв.м., по строительному адресу: <адрес>. 7л (л.д. 13,14).

ДД.ММ.ГГГГ согласно п. 2 договора долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома ООО «ВЕСТ» Кириченко С.М. передана квартира №<адрес> (л.д. 16 оборот), приобретенная на средства ипотечного кредита, взятого ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Сбербанк России», право собственности на которую зарегистрировано Кириченко С.М. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о регистрации права с обременением (л.д. 15 оборот).

Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, в отличие от ранее действовавшей программы на 2002 - 2010 годы (действовала до 31.12.2010 г.) возможность использования данной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья, предоставленным молодым семьям - участникам подпрограммы, предусмотрена не была.

Такая возможность введена Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 г. N 575, которым пункт 2 Правил был дополнен подпунктом "е", предусматривающим использование социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 г.

В период действия указанной выше Федеральной целевой программы и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов семье Кириченко С.М. социальная выплата произведена не была.

Из материалов дела следует, что 18.08.2017 года администрацией Кантемировского муниципального района, Воронежской области в адрес истца Кириченко С.М. направлено письмо за , в котором сообщалось о необходимости предоставления им в срок до 31.08.2017 года заявления о включении в список молодых семей – участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, а также предоставления документов, в том числе и документа, подтверждающего, что молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящего Порядка на момент заключения кредитного договора (л.д. 16-17).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ письмами и соответственно администрацией Кантемировского муниципального района Воронежской области ФИО4 (представителю Кириченко С.М.) разъяснено о необходимости предоставления Кириченко С.М. документа, подтверждающего, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора, для получения которого необходимо обратиться в администрации Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области (л.д. 18 оборот, 19).

05.09.2017года Кириченко С.М. через своего представителя обратился в Администрацию Кантемировского городского поселения с заявлением в котором просил внести на обсуждение жилищной комиссии просьбу о подтверждении признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. (л.д.123-124)

08.09.2017года комиссией административного ответчика был составлен акт проверки жилищных условий (л,д.20) согласно которого обеспеченность общей суммарной площадью семьи Кириченко С.М. на 1 человека составляет 22,08 кв. м. при учетной норме 11,0 кв.м. общей площади на 1 человека.

08.09.2017 года постановлением № 282 администрации Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области Кириченко С.М. отказано в подтверждении признания нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании пп. 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ (л.д. 22 оборот,125).

13.09.2017 года администрацией Кантемировского муниципального района Воронежской области письмом Кириченко С.М сообщено, что по заявлению, поданному 31.08.2017 года, о включении в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области» государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области», изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, отказано о включении молодой семьи Кириченко С.М. в список молодых семей, в связи непредставлением документа, подтверждающего, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора (л.д. 23-24).

С учетом изложенного, рассматривая административные исковые требования Кириченко С.М., суд приходит к следующему.

10.02.2011 года администрацией Кантемировского муниципального района Воронежской области принято постановление № 75 «Об утверждении положения предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» (л.д. 126,127-134).

Согласно п. 2.1 раздела 2 Положения срок действия документов, подтверждающих признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, 6 месяцев (л.д. 128).

16.01.2014 года администрацией Кантемировского муниципального района Воронежской области принято постановление № 32 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем населения Кантемировского муниципального района», включающей в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2020 годы (л.д. 166,117-177), где молодая семья признается нуждающейся в улучшении жилищных условий также по основаниям, установленными ст. 51 ЖК Российской Федерации.

14.07.2017 года администрацией Кантемировского муниципального района Воронежской области принято постановление № 472 «Об утверждении положения предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» (л.д. 135-156).

Согласно раздела 2 Положения срок действия документов, подтверждающих признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, 6 месяцев (л.д. 139).

Согласно п. 2 раздела 3 Положения социальные выплаты используются:

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным кредитам, на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (л.д. 140).

В соответствии с п.п. 3-4 раздела 3 право молодой семьи – участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документов – свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты осуществляется на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы администрацией Кантемировского муниципального района в соответствии с выпиской из утвержденного департаментом строительной политики Воронежской области списка молодых семей –претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Судом установлено, что по состоянию на 21.06.2013 года (на момент заключения Кириченко С.М. кредитного договора), в квартире по адресу: р.<адрес>, общей площадью 35,5 кв. м., принадлежащей на праве общей долевой собственности по 1/3 доле: Кириченко С.М., ФИО4, ФИО6, зарегистрировано 6 человек: Кириченко Сергей Михайлович, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО3, ФИО4 (л.д. 21,117-122).

По состоянию на 22.08.2017 года в указанной квартире зарегистрировано 5 человек: Кириченко Сергей Михайлович, ФИО6, ФИО7, ФИО3, ФИО4 (л.д.117-122).

Вместе с тем, как установлено судом, в заявлении Кириченко С.М. не указал, что просит предоставить ему документ подтверждающий нуждаемость в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора, то есть на 21.06.2013года, в связи с чем административным ответчиком акт составлялся на момент подачи заявления и решение принималось так же на момент сентября 2017года.

Согласно выписке из ЕГРПН от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 21.06.2013 года Кириченко С.М. на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/3) принадлежала квартира, общей площадью 35,5 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 159-160).

Согласно выписке из ЕГРПН от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 21.06.2013 года ФИО4 на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/3) принадлежала квартира, общей площадью 35,5 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, а также на праве общей долевой собственности (доля в праве ?) принадлежал индивидуальный жилой дом, общей площадью 162,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес> (л.д. 161-163).

Согласно выписке из ЕГРПН от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 21.06.2013 года ФИО6 на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/3) принадлежала квартира, общей площадью 35,5 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 164).

Из сведений АО «Воронежоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории Кантемировского района не имеют недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности: Кириченко С.М., ФИО3, ФИО4, ФИО7 (л.д. 111).

Согласно уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на 21.06.2013 года информация о правах на недвижимое имущество в отношении ФИО3, ФИО4, ФИО7 отсутствует (л.д. 157,158,165).

Как отмечено выше, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 года N 889) утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, целями и задачами которой является - предоставление социальной поддержки на приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первую очередь молодым семьям.

Согласно п. 6 Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Из пункта 7 Правил следует, что в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК Российской Федерации для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Для реализации указанной программы на региональном уровне была принята подпрограмма 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", утвержденная постановлением Правительства Воронежской области от 29 октября 2015 года N 834 (включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей»).

Указанной подпрограммой на органы местного самоуправления возложены организационные полномочия по приему документов от молодых семей для участия в государственной программе и проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах; принятие решения об участии молодой семьи в государственной программе; формирование списков молодых семей - участников государственной программы; осуществление в пределах своих полномочий контроля за реализацией мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках государственной программы; организация информационно-разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках государственной программы; оформление и выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Анализ вышеуказанных норм позволяет суду прийти к выводу о том, что для участия в муниципальной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и создание эффективной системы жизнеобеспечения населения" претендентам, помимо возраста, необходимого для участия в программе, следует подтвердить свою нуждаемость в улучшении жилищных условий по основаниям, установленными ст. 51 ЖК Российской Федерации.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно частям 4 и 5 ст. 50 ЖК Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 ЖК Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, в Определении от 23.10.2014 года N 2329-О, указал, что в соответствии со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляются бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам.

Положение ст. 51 ЖК Российской Федерации направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Разъясняя вопросы применения ч. 1 ст. 31 ЖК Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации в п. 11 Постановления Пленума от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал на то, что фактически членами одной семьи могут быть признаны родственники без ограничения дальности степени родства, при этом, в отношении родственников близкого родства - супруг, а также дети и родители собственника достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.

Таким образом, для решения вопроса о том, имеет ли семья истца право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» следует определить жилищную обеспеченность ее с учетом прав всех проживающих с нею членов семьи на все имеющиеся у них жилые помещения.

При установлении нуждаемости семьи Кириченко С.М. в жилом помещении на момент заключения кредитного договора (21.06.2013 года), суд исходит из определения суммарной площади жилых помещений, занимаемых истцом и членами его семьи: 35,5 кв. м (квартира, расположенная по адресу: р.<адрес>, принадлежащая по 1/3 доле истцу, его матери и его брату) + 81,4 кв. м. (1/2 доля ФИО4 в праве на жилой дом, расположенный по адресу: р.<адрес>) = 116,9 кв. м. : 6 = 19,48 кв.м., поскольку истец, его мать и его брат являются членами одной семьи в соответствии с положениями ст. 31 ЖК Российской Федерации.

Решением Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района от 26.04.2013 года № 269 учетная площадь жилого помещения на территории Кантемировского городского поселения установлена в размере 11 кв. м. общей площади на одного человека (л.д. 64).

Системное толкование положений статей 15, 16 ЖК Российской Федерации с учетом положения статей 31, 52 ЖК Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для целей определения жилищной обеспеченности истца возможно исключить из расчета жилищную обеспеченность иных членов семьи только при условии, что заявители вселились в жилое помещение самостоятельно от иных членов семьи, тогда как в данном случае такое обстоятельство отсутствует.

Суд полагает необходимым также отметить, что законодательством не предусмотрена обязанность соответствующих органов по доведению до участников программы произведенных изменений законодательства.

В данном случае, семья, являясь участником программы, действуя разумно и осмотрительно, до совершения соответствующих действий могла получить необходимую информацию для оценки последствий совершаемых действий, в том числе получить информацию о возможности использования социальной выплаты на погашение долга по заключаемому кредитному договору (положения федеральной целевой программы по обеспечению молодых семей жильем на момент заключения Кириченко С.М. кредитного договора в целях оплаты приобретаемого жилого помещения не предусматривали возможность использования социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по данному кредитному договору, заключенному после 01.01.2011 года).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что с учетом суммарной площади жилых помещений, занимаемых истцом и членами его семьи, жилищная обеспеченность семьи Кириченко С.М. на момент заключения кредитного договора, то есть на 21.06.2013 года, 19,48 кв.м. превышает учетную норму площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Кантемировском муниципальном районе Воронежской области, в связи с чем, правовые основания для признания постановления главы Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 282 от 08.09.2017, незаконным и необоснованным, признания незаконными и необоснованными действия (бездействия) администрации Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области по непредоставлению дополнительного документа, подтверждающего, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора, обязании администрацию Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области предоставить семье Кириченко С.М. документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в на момент заключения кредитного договора; признании незаконным и необоснованным акт проверки жилищных условий от 08.09.2017, и отмене его; признании незаконными и необоснованными действия администрации Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области по составлению акт проверки жилищных условий от 08.09.2017 отсутствуют. В связи с чем оснований для обязания компетентных государственных органов предоставить семье истца социальную выплату не имеется.

Доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении противоречат приведенным выше нормативным актам в связи с чем удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Кириченко Сергея Михайловича к Администрации Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района, Воронежской области об оспаривании постановления главы Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области № 282 от 08.09.2017года и бездействия в части непредоставления запрашиваемого документа, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд, путем принесения апелляционной жалобы через Кантемировский районный суд в течение одного месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Изготовлено в совещательной комнате.

Судья Зигунова Е.Н.