УИД 78RS0011-01-2019-001029-56
Дело № 2а-16/2020 19 февраля 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Совхоз Ф.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга о признании незаконными разрешений на строительство,
у с т а н о в и л:
ФИО обратились в суд с административным иском к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга о признании незаконными разрешений на строительство ........
В обоснование исковых требований административные истцы указали, что оспариваемые разрешения на строительство многоквартирных домов со встроенно-пристроенными помещениями и подземными автостоянками были выданы ООО «СПб Реновация» на земельные участки ........ в поселке <адрес> Номера участков определены проектом межевания территории, ограниченной границей <адрес> утвержденным Постановлением Правительства №1023 от 13.07.2011 года. В отношении данной территории было принято решение о развитии, которое осуществляет ООО «СПб Реновация». В результате производства работ по строительству жилого комплекса «........» произошло резкое катастрофическое падение уровня грунтовых вод в поселке и прилегающих садоводствах в ноябре-декабре 2018 года, в результате чего пропала вода в колодцах на участках жителей поселка, на многих участках произошла просадка грунта. Из полученных ответов публичных органов на обращения административных истцов следует, что проектные решения строительства данного жилого комплекса прошли экспертизу, по результатам которой были выданы положительные заключения, подтверждающие, что строительство объектов не оказывает влияния на окружающую застройку, а также что территория, на которой производится строительство, расположены в пониженных частях рельефа, на подтопленной территории, в связи с чем для ведения строительных работ необходимо обеспечить понижение уровня грунтовых вод. Ознакомившись с заключениями экспертизы проектной документации, которые размещены на сайте застройщика, административные истцы убедились в том, что проектная документация не учитывает последствия проводимых работ по водопонижению на состояние грунтовых вод на территории поселка, а также что соответствующие специализированные гидрогеологические исследования до выдачи разрешений на строительство не проводились.
Выданные разрешения на строительство административные истцы считают противоречащими закону, поскольку они разрешают откачивать всю воду из верхнего подземного горизонта на территории поселка, и нарушающими субъективные права административных истцов – права на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, а также право использования всего, что находится под поверхностью участка (включая пресные подземные воды).
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен застройщик, которому были выданы оспариваемые разрешения ООО «СПб Реновация».
Впоследствии административные истцы уточнили исковые требования, указав, что оспариваемые разрешения на строительство выданы, в том числе с нарушением высотных параметров установленных в Проекте планировки территории, проектная документация была разработана без учета инженерных изысканий, была представлена на экспертизу не в полном объеме.
Административные истцы ФИО22, являющийся одновременно представителем административных истцов по доверенности в судебное заседание явились, исковые требования с учетом уточнений подержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО1 в судебное заседание явилась, с исковыми требованиям не согласилась, представила письменные возражения, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители заинтересованного лица по ордеру и доверенности ФИО2, по доверенности ФИО3 и ФИО4 в судебное заседание явились, представили возражения, в соответствии с которыми административные истцы пропустили срок для обращения в суд с административным иском, проектная документация прошла экспертизу, получила положительное заключение, права административных истцов не нарушаются, просили в удовлетворении исковых требований отказатьПредставитель заинтересованного лица Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга в
о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил письменные возражения на административный иск, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.Суд, выслушав административных истцов, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, эксперта ........ показания свидетелей ........
изучив материалы дела, проектную документацию, Проект планировки территории, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 этого же кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
ООО «СПб Реновация» осуществляет мероприятия по развитию территории, ограниченной с ........ и договором о развитии застроенной территории от 25.01.2010 №, заключенного по результатам проведенного аукциона на право заключения договора о развитии застроенных территорий" (л.д.103-126 том 1).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 года №1022 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной ........ бы утвержден проект планировки указанной территории.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 года №1023 бы утвержден проект межевания данной территории.
Земельный участок № расположенный по адресу: ........ находящийся в Курортном районе предоставлен во временное владение и пользование до ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СПб Реновация». Данный участок ограничен с севера – <адрес>, с запада – территорией участка № с востока – проектируемым внутриквартальным проездом и территорией проектируемой жилой застройки, с юга – проектируемым внутриквартальным проездом.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 участок расположен в зоне средне-этажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры – ТЗЖ2.
По обращению ООО «СПб Реновация» 06.09.2017 года Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга был подготовлен и утвержден распоряжением № от 06.09.2017 года градостроительный план на указанный земельного участка.
Проектная документация по строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой от 2017 года, разработанная ООО «Строительные технологии», ООО «АКВАНОРД», ООО «Омега-Инжиниринг» и ООО «СПб Реновация» и результаты инженерных изысканий 2016 и 2017 года, получили положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Центр Экспертизы Строительных Проектов» 04.12.2017 №
21.12.2017 года в Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга поступило заявление ООО «СПб Реновация» о выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенно-подземной автостоянкой на данном земельном участке с приложением договора аренды земельного участка, градплана, распоряжения КГА, заключения о согласовании АГО, раздел ПЗ, раздел АР, раздел ПЗУ, раздел ПОС, положительное заключение, материалы АГО (л.д. 34-38 том 2).
29.12.2017 года Службой было выдано ООО «СПб Реновация» разрешение № на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой общей площадью 15 724,24 кв.м, с количеством этажей 9-10, 1 подземным этажом, высотой 30,93 м сроком действия 29.12.2020 года (л.д.15-18 том 1).
Земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № находящийся в ........ предоставлен во временное владение и пользование до ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды № от 20.02.2012 года ООО «СПб Реновация». Данный участок ограничен с севера – <адрес>, с запада – территорией участка с проектируемым жилым домом, с востока – существующим <адрес>, с юга – проектируемой улицей местного значения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 участок расположен в зоне средне-этажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры – ТЗЖ2.
По обращению ООО «СПб Реновация» Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга был подготовлен и утвержден распоряжением № от 06.09.2017 года градостроительный план на указанный земельного участка.
Проектная документация по строительство многоквартирного дома со встроенным ДДО на 75 мест, встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой от 2017 года, разработанная ООО «Строительные технологии», ООО «АКВАНОРД», ООО «Омега-Инжиниринг», ООО «Технологический проект» и ООО «СПб Реновация» и результаты инженерных изысканий 2017 года, получили положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Центр Экспертизы Строительных Проектов» 11.12.2017 №
22.12.2017 года в Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга поступило заявление ООО «СПб Реновация» о выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома со встроенной ДДО на 75 мест, встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой на данном земельном участке с приложением договора аренды земельного участка, градплана, распоряжения КГА, заключения о согласовании АГО, раздел ПЗ, раздел АР, раздел ПЗУ, раздел ПОС, положительное заключение, материалы АГО (л.д. 39-47 том 2).
09.01.2018 года Службой было выдано ООО «СПб Реновация» разрешение № на строительство многоквартирного дома со встроенной ДДО на 75 мест, встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой общей площадью 17 173,99 кв.м, с количеством этажей 9-10, 1 подземным этажом, высотой 31,30 м сроком действия ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-22 том 1).
Земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № находящийся в Курортном районе предоставлен во временное владение и пользование до ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды № от 20.02.2012 года ООО «СПб Реновация». Данный участок ограничен с севера – <адрес>, с запада – проектируемым тупиковым внутриквартальным проездом с разворотной площадкой, с востока – проектируемым внутриквартальным проездом и территорией проектируемой жилой застройки, с юга – зеленой рекрационной зоной общего пользования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 участок расположен в зоне средне-этажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры – ТЗЖ2.
По обращению ООО «СПб Реновация» Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга был подготовлен и утвержден распоряжением № от 06.09.2017 года градостроительный план на указанный земельного участка.
Проектная документация по строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой от 2016, 2017 года, разработанная ООО «Строительные технологии», ООО «АКВАНОРД», ООО «Омега-Инжиниринг» и ООО «СПб Реновация» и результаты инженерных изысканий 2017 года, получили положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Центр Экспертизы Строительных Проектов» 11.12.2017 №№
22.12.2017 года в Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга поступило заявление ООО «СПб Реновация» о выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой на данном земельном участке с приложением договора аренды земельного участка, градплана, распоряжения КГА, заключения о согласовании АГО, раздел ПЗ, раздел АР, раздел ПЗУ, раздел ПОС, положительное заключение, материалы АГО (л.д. 48-52 том 2).
09.01.2018 года Службой было выдано ООО «СПб Реновация» разрешение № на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой, общей площадью 19 610,35 кв.м, с количеством этажей 9-10, 1 подземным этажом, высотой 30,7 м сроком действия ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23-26 том 1).
Земельный участок № расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № находящийся в ........ предоставлен во временное владение и пользование до ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды № от 20.02.2012 года ООО «СПб Реновация». Данный участок ограничен с севера – проектируемой улицей местного значения, с запада – проектируемой улицей местного значения и территорией участка № с востока – проектируемым внутриквартальным проездом и территорией участка № с юга – проектируемой улицей местного значения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 участок расположен в зоне средне-этажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры – ТЗЖ2.
По обращению ООО «СПб Реновация» Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга был подготовлен и утвержден распоряжением № от 06.09.2017 года градостроительный план на указанный земельного участка.
Проектная документация по строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой от 2017 года, разработанная ООО «Строительные технологии», ООО «АКВАНОРД», ООО «Омега-Инжиниринг», и ООО «СПб Реновация» и результаты инженерных изысканий 2017 года, получили положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Центр Экспертизы Строительных Проектов» 11.12.2017 №.
22.12.2017 года в Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга поступило заявление ООО «СПб Реновация» о выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома со встроенной встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой на данном земельном участке с приложением договора аренды земельного участка, градплана, распоряжения КГА, заключения о согласовании АГО, раздел ПЗ, раздел АР, раздел ПЗУ, раздел ПОС, положительное заключение, материалы АГО (л.д. 53-56 том 2).
09.01.2018 года Службой было выдано ООО «СПб Реновация» разрешение № на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой, общей площадью 17 230,33 кв.м, с количеством этажей 9-10, 1 подземным этажом, высотой 30,7 м сроком действия 09.01.2021 года (л.д.27-30 том 1).
Земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, находящийся в ........ предоставлен во временное владение и пользование до ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды № от 21.12.2016 года ООО «СПб Реновация». Данный участок ограничен с севера – проектируемой улицей местного значения, с запада – проектируемой улицей местного значения и территорией участка № с востока – существующим ........, с юга – проектируемой улицей местного значения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 участок расположен в зоне средне-этажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры – ТЗЖ2.
По обращению ООО «СПб Реновация» Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга был подготовлен и утвержден распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ градостроительный план на указанный земельного участка.
Проектная документация по строительству многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой от 2017 года, разработанная ООО «Строительные технологии», ООО «АКВАНОРД», ООО «Омега-Инжиниринг» и ООО «СПб Реновация» и результаты инженерных изысканий 2017 года, получили положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Центр Экспертизы Строительных Проектов» 11.12.2017 №
22.12.2017 года в Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга поступило заявление ООО «СПб Реновация» о выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой на данном земельном участке с приложением договора аренды земельного участка, градплана, распоряжения КГА, заключения о согласовании АГО, раздел ПЗ, раздел АР, раздел ПЗУ, раздел ПОС, положительное заключение, материалы АГО (л.д. 57-63 том 2).
09.01.2018 года Службой было выдано ООО «СПб Реновация» разрешение № на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой, общей площадью 17 055,63 кв.м, с количеством этажей 9-10, 1 подземным этажом, высотой 30,7 м сроком действия 09.01.2021 года (л.д.31-34 том 1).
1. Компетенция и полномочия Службы государственного и строительного надзора Санкт-Петербурга определены в Положении о Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 октября 2004 года № 1747 "О Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга".
Пунктами 1.2 и 1.3 указанного Положения предусмотрено, что Служба является органом, уполномоченным на организацию государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее - искусственный земельный участок), и разрешений на ввод объектов капитального строительства и искусственных земельных участков в эксплуатацию, а также на осуществление регионального государственного строительного надзора. Служба является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, в пределах своей компетенции.
В силу пункта 2.4 данного Положения одной из основных задач Службы является выдача разрешений на строительство, за исключением разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением Службы от 30 декабря 2016 года N 9-р был утвержден Административный HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=4D44E0570805167662E127B143D94D89D1CC129A39555531CB7B4DCD4041ABCC0C827BF7C84FE8038095193305150609C7AC9C5F7D2CD4B7D5r9J"регламент Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства в случаях, установленных законодательством (за исключением разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства), на проведение работ по созданию искусственного земельного участка (далее - Административный регламент), который действовал на дату выдачи застройщику земельных участков оспариваемых разрешений на строительство.
Пунктом 2.3 Административного регламента установлено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства, продление разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство либо выдача уведомления, содержащего мотивированный отказ, подписанное в электронной форме усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Службы.
Пунктом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.
Таким образом, суд, с учетом выше приведенных актов, полагает, что сами по себе действия административного ответчика по выдаче оспариваемых разрешений на строительство правомерны, поскольку входят в компетенцию данного органа.
2. В силу пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство- это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40, частью 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительного регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.
Согласно пункта 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы с приложением правоустанавливающих документов на земельный участок.
Частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Часть 11 статьи 51 названного Кодекса (в редакции действующей на день выдачи оспариваемых разрешений) предусматривает, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Застройщиком ООО «СПб Реновация» в соответствии с вышеуказанными требованиями документация, согласно установленного перечня, была представлена в Службу при подаче заявлений на выдачу разрешений на строительства. Поскольку все указанные в Градостроительном кодексе Российской Федерации и Административном регламенте документы, включая Положительное заключение негосударственной строительной экспертизы, согласования, были предоставлены застройщиком в Службу государственного строительного надзора и экспертизы, суд полагает, что порядок принятия решения о выдаче разрешений на строительство административным ответчиком был соблюден.
3. Суд, анализируя параметры выданных разрешений на строительство и проверяя их на соответствие действующему законодательству Российской Федерации, законодательству Санкт-Петербурга, полагает, что имеются основания для признания оспариваемых разрешений на строительство незаконным в связи с нарушением предусмотренных параметров строительства (исходя из тех параметров, которые действовали на момент выдачи оспариваемого разрешения на строительство).
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В пункте 9 указанной статьи содержится понятие градостроительного регламента, как устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
На основании пункта 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и застройки.
Согласно пункта 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу частей 1 и 3 статьи 36 Градостроительным кодексом Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3).
Как следует из выданных Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга градостроительных планов на земельные участки, воспроизводящих положения постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», земельный участки, на застройку которых выданы оспариваемые разрешения, находятся в территориальной зоне Т3Ж2 – жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры. В данной территориальной зоне установлена предельная высота зданий – 33 метра. При этом в градостроительных планах на земельные участки имеется ссылка на переходные положения, предусмотренные пунктом 4.5 Правил землепользования и застройки (страница 5).
Пунктом 4.5 Приложения №1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 года № 524 предусмотрены переходные положения, согласно которых Проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории за границами объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утвержденные до вступления в силу Правил, приводятся в соответствие с Правилами до окончания расчетного срока Генерального плана Санкт-Петербурга в порядке, установленном действующим законодательством.
До приведения указанных проектов планировки территории, проектов планировки с проектами межевания территории в соответствие с Правилами, в случае противоречия между указанными проектами планировки территории, проектами планировки с проектами межевания территории и Правилами применяются проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории.
Внесение изменений в утвержденные проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории осуществляется в соответствии с Правилами, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 года №728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» дата окончания расчетного сока Генерального плана Санкт-Петербурга – 31 декабря 2018 года.
До принятия указанных Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга 2016 года на территории Санкт-Петербурга подлежали применению Правила землепользования и застройки, утвержденные Законом Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10.
Проектом планировки территории, разработанным по заказу ООО «СПб Реновация» и утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 года №1022 в отношении территории, где расположены земельные участки, на застройку которых выданы оспариваемые разрешения на строительство предусмотрено возведение многоквартирных домов со встроенно-пристроенными помещениями и встроенным подземным гаражом.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Таким образом, Проект планировки в части установленных в нем градостроительных регламентов подлежит применению в полном объеме, в том числе и в части обосновывающей части.
В соответствии с Обосновывающей частью Проекта планировки территории (страницы 76,77 тома 2) в разделе 6.4 «Высотные параметры проектируемых зданий» указаны предельные высотные параметры объектов капитального строительства при установленных территориальных зонах в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными Законом Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10, «Т1Ж2_1» (с предельной высотой фасадов зданий и сооружений по фасаду – 15 м), «ТЗЖ1» (33 м), «Т2Ж1» (18 м), а также особые требования к части территории проектирования в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ 2) – ограничения по габаритам зданий для жилой застройки - не более 10 м до конька крыши, для акцентов – не более 13 м. (л.д.10-11 том 2, л.д.154-156 том 1).
Земельные участки, на застройку которых выданы оспариваемые разрешения располагались в территориальной зоне «Т2Ж1», также на территорию где располагались данные земельные участки распространялись ограничения зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2, установленные Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон».
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга №728-99 от 22.12.2005 года «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» данные земельные участки расположены в зоне 2ЖД – зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры.
На момент выдачи оспариваемых разрешений ограничения по габаритам зданий для жилой застройки предусмотренные Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» на земельные участки не распространялись, в связи с внесением изменений в указанный закон.
Таким образом, суд приходит к выводу, принимая во внимание, что Проект планировки территории не уточнялся и не изменялся, что на момент выдачи оспариваемых разрешений на строительство, на земельных участках возможно было осуществить строительство малоэтажных многоквартирных жилых домов высотой до 18 метров, в то время как оспариваемые разрешения на строительство допускают строительство объектов с высотностью до 33 м (участок № – 30,93 м, участок № – 31,30 м, участок № – 30,7 м, участок № – 30,7 м, участок № – 30,7 м), что является незаконным.
4. Согласно пункта 6 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации существенным условием договора о развитии застроенной территории является обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории, в том числе в соответствии с этапами строительства, а также с графиками осуществления строительства каждого объекта капитального строительства в предусмотренные указанными графиками сроки.
Застройку территории, ограниченной границей ........ осуществляется ООО «СПб Реновация» в соответствии с договором о развитии застроенной территории № от 25.01.2020 года, что в силу закона обязывает данную организацию ограничить высотность возводимых многоквартирных жилых домов 18 м.
Таким образом, при наличии данных нарушений у административного ответчика имелись основания для отказа в выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства в соответствии с представленной проектной документацией, в виду не соответствия проектной документации установленным градостроительным регламентам и Проекту планировки территории.
5. Статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Застройщиком были заказаны работы по проведению инженерно-геодезических изысканий, инженерно-геологических изысканий, инженерно-экологических изысканий всех пяти земельных участков, планируемых к строительству (договоры от 25.01.2017 года) и были получены соответствующие Технические отчеты. При этом в качестве технических характеристики сооружения указан многоквартирный дом со встроенными помещениями высотой до 30 м (8 этажей), с плиточным фундаментом с глубиной заложения около 3,9 м, т.е. с изначально неверными параметрами.
По результатам проведенных инженерно-геологических изысканий для разработки проектной и рабочей документации строительства многоэтажной жилой застройки были определены гидрогеологические условия, указано на наличие специфических грунтов, грунтовых вод со свободной поверхностью, были даны рекомендации, в том числе учесть рекомендации ТСН 50-302-2004 «Проектирование фундаментов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге».
Указанные Территориальные строительные нормы разработаны для учета негативных особенностей условий устройства оснований и фундаментов в Санкт-Петербурге.
Согласно пункта 1.3 данных норм требования настоящих норм обязательны к исполнению всеми участниками строительного процесса вне зависимости от форм собственности как юридическими, так и физическими лицами, в том числе зарубежными, которые осуществляют свою строительную деятельность в Санкт-Петербурге.
Пунктами 4.1 и 4.2 предусмотрено, что настоящие нормы развивают обязательные требования СНиПа 2.02.01, СНиПа 2.02.03 применительно к специфическим особенностям инженерно-геологических условий Санкт-Петербурга с учетом опыта возведения объектов в застроенных частях города. Целью настоящих норм является обеспечение надежности и безопасности зданий (сооружений) при строительстве и реконструкции, а также безопасности соседней застройки, на которую могут оказать влияние строительство или реконструкция.
Инженерно-геологические изыскания в условиях городской застройки включают изучение архивных материалов, бурение скважин с отбором образцов, статическое зондирование, лабораторные исследования грунтов, подземных вод, составление прогноза изменения инженерно-геологических условий (при необходимости, отраженной в техническом задании).
Обследование фундаментов и грунтов основания включает: изучение материалов изысканий прошлых лет, выполнение шурфов с обмерами и оценкой состояния фундаментов, бурение скважин, отбор образцов, статическое и динамическое зондирование, лабораторные исследования грунтов, подземных вод и материала фундамента, обследование свай с определением степени их сохранности, длины, сплошности и уточнением несущей способности (включая при необходимости испытания свай в конструкции ростверка).
Результаты инженерно-геологических изысканий и обследований фундаментов оформляются отдельными отчетами (пункт 7.8.).
Для определения геотехнической категории объекта необходимо определить размеры зоны риска от строительства, что застройщиком не было сделано. Не был заказан застройщиком и прогноз изменения инженерно-геологических условий.
Застройщиком была определена зона влияния 30 м без проведения расчетов размера данной зоны.
Проектировании оснований и фундаментов, согласно раздела 8 указанных строительных норм, осуществляется на основе геотехнического обоснования, которое выполняется на основе данных инженерных изысканий и обследований с учетом специфических свойств грунтов Санкт-Петербурга.
Такое геотехническое обоснование не было выполнено.
Согласно пункта 6.3.1 СП 47.13330.2012 «СНиП 1-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», который в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 года 31521 «Об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов м сводов правил), в результате применениия которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», является обязательным к применению инженерно-геологические изыскания для разработки проектной документации должны обеспечить получение материалов об инженерно-геологических условиях, необходимых для обоснования компоновки зданий и сооружений для принятия конструктивных и объемно-планировочных решений, оценки опасных инженерно-геологических и техногенных процессов и явлений, проектирования инженерной защиты и мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства.
Пункт 6.3.21 указанных правил возлагает на застройщика обязанность заказать при разработке проектной документации прогноз возможных изменений инженерно-геологических условий и гидрогеологических условий.
Данное требование при формировании задания на проведение инженерных изысканий застройщиком выполнено не было.
Указания по проектированию оснований зданий и сооружений, в том числе подземных, возводимых в различных природных условиях, для различных видов строительства сдержатся в СП 22.13330.2016 «СНиП 2.02.01-83* «Основания зданий и сооружений».
Пунктом 4.2 данных правил предусмотрена обязанность проектировать основания и фундаменты сооружений на основе и с учетом помимо результатов инженерных изысканий также результатов технического обследования зданий и сооружений окружающей застройки и прогноза влияния на них вновь строящихся сооружений, экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
Застройщиком при разработке проектной документации не были выполнены указания содержащиеся в пунктах 5.4.2, 5.4.3, 5.4.14, 9.27, 9.33, 9.35 данных правил, требующих проведение оценки степени воздействия сооружения на режим подземных вод застраиваемой и прилегающей к ней территорий путем разработки прогнозов изменения гидрогеологический условий территории, площадки строительства, геотехнического прогноза, а также при необходимости разработку защитных мероприятий.
Не учтены были застройщиком и требования к проектированию работ по водопонижению пунктов 11.2, 11.3, 11.4, 11.3 указанных правил, предусматривающих учет возможного изменения режима подземных вод, влияния водопонижения на окружающую застройку и экологическую обстановку, необходимость расчета депрессивной воронки и разработку мероприятий п устранению неблагоприятных последствий.
6. В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, которая выполнена в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов);
10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов;
11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
11.2) сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома);
12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а именно постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов.
Предметом экспертизы проектной документации являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.
Таким образом, экспертизе подлежит разработанная застройщиком проектная документация в полном объеме.
Из представленной проектной документации, в частности раздела «Пояснительная записка» следует, что при составлении задания на проектирование, разработка раздела 6 «Проект организации строительства» не предусматривалась, за исключением земельного участка № где предполагалось к строительству Многоквартирный дом со встроенной ДОО на 75 мест.
При этом согласно требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство в уполномоченный орган обязательно представление указанного раздела «Проект организации строительства». Таким образом, разработка раздела 6 проектной документации является обязательным.
Данный раздел проектной документации был разработан застройщиком позже и на экспертизу не представлялся.
Однако именно данный раздел проектной документации содержит сведения о работах по водоотведению, предусматривающих устройство открытых водоотводных канав, выполняющих функцию перехвата поверхностной воды, поступающей как с территории проектируемого объекта, так и с сопредельной территории, осуществление водоотведения из котлована открытым водоотливом, откачку воду насосами непосредственно из устроенных канавок глубиной 0,3 …0,6 м, по которым вода отводится в приямок и систематически откачивается дренажными насосами по временной сети канализации в дренажную емкость, из которой по мере ее заполнения вода откачивается и вывозится в место утилизации.
При этом в разделе 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» оценка воздействия строительных работ на окружающую среду, в частности на подземные воды не проведена, какие-либо мероприятия по снижению негативного влияния работ по водопонижению не разработаны. При этом наоборот указано, что подземные воды при строительстве и эксплуатации объекта не затрагиваются (раздел 3.3.), что противоречит данным содержащимся в разделе 6 «Проект организации строительства», а также данным инженерных изысканий и другим разделам проектной документации предусматривающих устройство фундамента и подземной автостоянки.
Таким образом, учреждение, проводившее негосударственную экспертизу без представления раздела 6 «Проект организации строительства» не могло в полной мере проверить представленную проектную документацию на соответствие требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды и дать обоснованное заключение о соответствии проектной документации требованиям нормативов и правил.
При этом Служба в своих ответах на обращения административных истцов ссылалось на наличие положительного заключения экспертизы проектной документации в том числе и раздела «Проект организации строительства», что не соответствует действительности. Административный ответчик также не провел проверку соответствия данного раздела нормативным требованиям, правилам и регламентам.
Ссылка административного ответчика и заинтересованного лица на пункт 7 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" позволяющий застройщику самостоятельно определять необходимость разработки разделов 6, 11, 5 и 9 проектной документации суд полагает необоснованной.
Как уже указывалось судом ранее, необходимость представления раздела 6 «Проект организации строительства» в Службу для получения разрешения на строительство накладывает на застройщика обязанность его разработки. Соответственно и представление его для проведения экспертизы, учитывая, что согласно позиции административного ответчика о проверке данного раздела Службой лишь на содержание согласно постановления Правительства №87 от 16.02.2008 года, но не соответствие технических регламентов и требований различных правил и нормативов.
7. Данные недостатки проектной документации, а также отсутствия дополнительных необходимых исследований привело при проведении строительных работ в частности работ по водопонижению к негативным последствиям, выразившимся в существенном понижении уровня воды в колодцах жителей поселка на прилегающей к строительству территории.
Согласно части 1 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты, к которым относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.
Как пояснили административные истцы, водоснабжение домов, в которых они проживают, на всем протяжении существования домов, осуществляется с использованием колодцов, централизованное водоснабжения на данной территории ........ не имеется, ранее на пересечении улиц были установлены колонки, которые были демонтированы. В октябре – ноябре 2018 года в колодцах стал понижаться уровень воды, который фактически исчез в колодце ФИО5 полностью, к концу года у истца ФИО6 Для восстановления водоснабжения административному истцу ФИО5 пришлось произвести работы по устройству второго колодца, из которого по прошествии времени уровень воды снова понизился до минимального значения, другим административным истцам пришлось провести работы по заглублению колодцов.
Указанные обстоятельства, а именно факт понижения уровня воды в колодцах до минимальных значений и невозможностью использования колодцов для водоснабжения домов было установлено органами местного самоуправления в ходе осмотра проводимого по поручению Администрации Курортного района Санкт-Петербурга в связи с поступившими жалобами жителей ........, подтвердили также допрошенные в качестве свидетелей жители ........ ФИО7 и ФИО8
В соответствии с данными наблюдений, проводимых ФГБУ «Гидроспецгеология», летне-осенний минимум 2018 года был зафиксирован в сентябре-октябре 2018 года, зимний минимум был зафиксирован в феврале 2019 года, что позволяет прийти к выводу, что зимний минимум 2018-2019 годов был аномальным за период наблюдений с 1997 по 2019 годы (л.д 259-261 том 3). Работы по водопонижению застройщиком проводились в период с октября 2018 года до марта 2019 года.
По ходатайству административных истцов судом была назначена судебная гидрогеологическая экспертиза, проведение которой было поручено СПб ГГУП «Специализированная фирма «Минерал».
Полученное судом экспертное заключение от 05.08.2019 года № о влиянии строительства ........ на уровень грунтовых вод в ........ составленное экспертом ........ указавшее на отсутствие влияния строительных работ на уровень воды в колодцах административных истцов, не могло быть использовано судом в качестве доказательства в виду допущенных при проведении экспертизы нарушений Федерального закона от 31.05.2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
При этом, ранее 05.03.2019 года эксперт ........ по поручению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности проводил расчет возможного влияния строящегося ........ на уровень грунтовых вод путем создания тестовой геофильтрационной модели с использованием программы ........) с учетом сухого лета и осени, зимнюю межень, данных гидрогеологии, гидрологии и геоморфологии, и пришел к выводу о том, что участок горизонта грунтовых вод является изолированной системой и дополнительное водопонижение приводит к падениям уровней около непроницаемых границ (около водоразделов), где и находятся жители (л.д. 61-64 том 6). Что также под сомнение объективность данного им заключения в соответствии с определением суда.
Определением суда от 02.10.2019 года судом была назначена повторная судебная гидрогеологическая экспертиза для определения влияния осуществляющего застройщиком строительства на понижение уровня воды в колодцах жителей, проведение которой было поручено ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет».
Согласно заключения комиссионной судебной гидрогеологической экспертизы от 12.12.2019 года № грунтовые воды являются частью подземного водного объекта верхнего водоносного горизонта на территории ......... Водопонижение на земельных участках № в поселке ........, проводимое в соответствии с оспариваемыми разрешениями в период с ноября 2018 года является причиной понижения уровня грунтовых вод верхнего водосносного горизонта в этот же период в зоне радиусом 170 метров от контура водопонижения (л.д. 1-32 том 8).
У суда не имеется оснований ставить под сомнение достоверность экспертного заключения, поскольку экспертиза проведена компетентными экспертами, имеющим значительный стаж работы в соответствующих областях экспертизы, рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на основании определений суда о поручении проведения экспертизы, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение экспертов отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют. Заключение противоречий, неясностей и неточностей не содержит. В судебном заседании эксперт ........ данное им заключение поддержал, посчитал доводы административных истцов и заинтересованного лица о наличии ошибок при расчетах необоснованными. Суд также принимает во внимание, что экспертное заключение дано экспертами в составе комиссии.
В определенный экспертами радиус влияния входит земельный участок, на котором располагается дом административного истца ФИО5
Таким образом, влияние на уровень подземных вод, которые являются источниками для колодцев административных истцов от осуществляемых застройщиком строительных работ в соответствии с оспариваемыми разрешениями установлен, что также свидетельствует о неполноте проведенных исследованиях и недостатках при разработке проектной документации.
8. Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если суд признает решение решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца суд принимает решение об удовлетворении требований административного истца.
Согласно статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним правовые акты основываются, в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По мнению суда, градостроительная деятельность непосредственно затрагивает интересы административных истцов, поскольку направлена на ее устойчивое, долговременное развитие.
Регламентация градостроительной деятельности направлена на безопасность условий жизни, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в интересах настоящего и будущего поколений призвана обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности человека.
Указанные права являются публичными, декларированы государством, в связи с чем, административные истцы являются участниками данных правоотношений.
Статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что «каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью». Статей 2 этого же закона определены принципы организации деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Окружающая среда, согласно статьи 1 данного закона, это не только природная среда, но и среда обитания человека в самом широком смысле, в том числе – городская среда. Как отметил Конституционный суд РФ в определении от 15 июля 2010 года №9311-О-О, конституционная обязанность сохранять окружающую среду является частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Охрана окружающей среды в городе обеспечивается законодательным регулированием градостроительной деятельности.
Указное определение Конституционного суда РФ разъясняет, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Таким образом, поскольку указанные права и законные интересы являются публичными, декларированы государством, а административные истцы являются участниками данных правоотношений, судебная защита права может осуществляться ими, как гражданами, непосредственно.
Рассматривая настоящий спор, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое разрешение на строительство нарушает законные права административных истцов на благоприятные условия жизнедеятельности человека, поскольку требования законодательства в области градостроительства не были выполнены.
Делая данный вывод, суд, руководствуется принципом единообразия судебной практики и учитывает соответствующие разъяснения, данные в кассационном определении Верховного Суда РФ от 05.09.2018 N 78-КГ18-4 применительно к спорной территории, согласно которым «обязанность гармоничного развития территорий является задачей органов государственной власти субъекта Российской Федерации…и состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни».
Нарушение прав административных истцов также подтверждается наличием влияния проводимых строительных работ на падение уровня воды в колодцах административных истцов, что лишило их право на благоприятные условия проживания в виду отсутствия водоснабжения в домах, нарушение устоявшейся среды жизни.
9. Согласно статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Суд полагает, что с данным административным иском административные истцы обратились в установленный законом трехмесячный срок.
Как пояснили административные истцы о нарушении своих прав оспариваемыми разрешениями они узнали в январе 2020 года, когда получили официальные ответы из Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга датированные 22.01.2019 и 30.01.2019 года, в которых однозначно было указано, что работы по водопонижению проводятся застройщиком в соответствии с проектной документацией, а именно разделом 6 «Проект организации строительства», получившим положительное заключение экспертизы (л.д.36-37, 40 том 1). С данным административным иском они обратились в суд 03 марта 2019 года, т.е. в пределах предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока.
С доводами административного ответчика и заинтересованного лица о пропуске административным истцами срока для обращения с административным иском в суд, т.к. разрешение на строительство размещено на официальном сайте Службы, проектной документация размещена на официальном сайте застройщика суд не может согласиться, т.к. размещение на сайте Службы разрешения на строительства, проектной документации на сайте застройщика не позволяет гражданам в полной мере оценить нарушение своих их прав, с которыми закон связывает начало течение срока для его защиты, а также незаконность выданного разрешения на строительство. При этом суд учитывает, что работы по водопонижению были начаты застройщиком не сразу после получения разрешений, а в октябре 2018 года, несмотря на то, что оспариваемые разрешения выданы 27.12.2017 года и 09.01.2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 175 -177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО удовлетворить.
Признать незаконным разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой на земельном участке по адресу: <адрес>
Признать незаконным разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство многоквартирного дома со встроенной ДОО на 75 мест, встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой на земельном участке по адресу: <адрес>
Признать незаконным разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой на земельном участке по адресу: <адрес>
Признать незаконным разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой на земельном участке по адресу: <адрес>
Признать незаконным разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой на земельном участке по адресу: <адрес>
Обязать Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга отменить указанные разрешения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья