76RS0010-01-2020-001150-06 Дело № 2а-16/2021
Изг. 19.02.2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2021 года г. Ростов Ярославской области
Ростовский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего: Демича А.Н.
при секретаре Магомедовой Л.С.,
с участием административного истца в лице представителя- адвоката Ковалева В.А., административного ответчика Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области в лице представителя по доверенности – Соловьевой Н.М., заинтересованного лица- кадастрового инженера Пасхиной Л.Л., Управления архитектуры и градостроительства Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области в лице начальника Казаковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сидорова А.И. в лице представителя адвоката Ковалева Василия Александровича к главе администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по неоказанию муниципальной услуги
УСТАНОВИЛ:
Сидоров А.И. в лице представителя – адвоката Ковалева В.А. обратился в суд с иском к главе администрации Ростовского муниципального района Ярославкой области, Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по неоказанию муниципальной услуги, обязании устранить допущенное нарушение прав гражданина и выдать (направить) административному истцу уведомление о соответствии (несоответствии) реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Административный иск мотивирован тем, что 17.04.2020 года Сидоров А.И. направил в администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области уведомление об окончании реконструкции объекта индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. 29.04.2020 года главой администрации Ростовского района Шокиным С.В. в адрес административного истца сообщено, что уведомление об окончании реконструкции индивидуального жилого дома не может быть подготовлено.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Ковалев В.А. дополнительно указал, что 15.09.2020 года администрацией Ростовского района Сидорову А.И. сообщено, что его документы оставлены без рассмотрения на основании пп. 2 п. 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного Постановлением администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от 27.03.2019 года № 447.
Административный ответчик- Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области в лице представителя по доверенности Соловьевой Н.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска. Указала, что Глава Ростовского района не является надлежащим ответчиком, поскольку он не отвечает за оказание муниципальной услуги. Также пояснила, что причиной возврата документов послужило отсутствие в приложенном к уведомлению техническом плане уведомления о соответствии планируемого строительства.
Административный ответчик- Глава Ростовского муниципального района Ярославской области Шокин С.В. будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Заинтересованные лица- Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, Департамент культуры Ярославской области, Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, ФГБУК «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник» представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Заинтересованное лицо- кадастровый инженер Пасхина Л.Л. в судебном заседании оставила решение на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо- управление архитектуры и градостроительства администрации Ростовского муниципального района Ярославской области в лице начальника – Казаковой О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом, в силу положений ч.2 ст. 62 КАС РФ по делам об оспаривании решений, действий, бездействия органов государственной власти и их должностных лиц административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых решений, действий (бездействия), но обязан:1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие);2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3)подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
Пунктом 16 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что застройщик подает на бумажном носителе в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагается в том числе технический план объекта индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 17 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что в случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченный орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.
Постановлением Главы Ростовского муниципального района от 27 марта 2019 года № 447 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача уведомления о соответствии (несоответствии) построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности» (далее- Регламент).
Пунктом 1.1 Регламента предусмотрено, что выдача уведомления о соответствии (несоответствии) построенных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности относится к категории муниципальных услуг.
Результатом оказания муниципальной услуги в соответствии с п. 2.4 Регламента является выдача соответствующего уведомления.
Срок предоставления муниципальной услуги составляет 7 рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства (п. 2.5).
Основания для возврата уведомления об окончании строительства предусмотрены в п. 2.10 Регламента. В числе оснований названо отсутствие документов, прилагаемых к уведомлению об окончании строительства, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Пунктом 3.3.1 Регламента предусмотрено, что возврат документов заявителю осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства.
Установлено, что Сидоров А.И. является собственником жилого <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 76:19:010229:202.
17.04.2020 года Сидоров А.И. направил в администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области уведомление об окончании реконструкции объекта индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. 29.04.2020 года главой администрации Ростовского района Шокиным С.В. в адрес административного истца сообщено, что уведомление об окончании реконструкции индивидуального жилого дома не может быть подготовлено.
15.09.2020 года администрацией Ростовского района Сидорову А.И. сообщено, что его документы оставлены без рассмотрения на основании пп. 2 п. 2.10 Административного регламента, уведомление об окончании реконструкции с документами было возвращено в адрес административного истца.
Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что решение о возврате документов принято административным ответчиком с нарушением установленного Регламентом срока (3 рабочих дня).
Таким образом, при рассмотрении уведомления об окончании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства органом местного самоуправления допущено длительное бездействие, что выразилось в нарушении порядка рассмотрения уведомления установленного регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением главы Администрации Ростовского муниципального района от 27.03.2019 года № 447.
Восстановление прав Сидорова А.И. возможно путем повторного рассмотрения уведомления административного истца административным ответчиком.
В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в указанной части.
В требованиях административного истца об обязании административного ответчика устранить нарушение прав Сидорова А.И. и выдать административному истцу уведомление о соответствии (несоответствии) реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства надлежит отказать в связи со следующим.
Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
В связи с изложенным, требования административного иска в указанной части удовлетворению не подлежат.
В части требований к административному ответчику- Главе Ростовского муниципального района Ярославской области Шокину С.В. судом установлено следующее.
В силу ст. 24 Устава Ростовского муниципального района Ярославской области, принятого Думой Ростовского МО от 19.06.1996, глава Ростовского муниципального района обеспечивает осуществление органами местного самоуправления Ростовского муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Ростовского муниципального района федеральными законами и законами Ярославской области.
Статьей 27 Устава предусмотрено, что к полномочиям администрации Ростовского муниципального района относится выдача уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства (пп. 19 п. 3).
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административных исковых требований к главе Ростовского муниципального района Ярославской области не имеется.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ в пользу Сидорова А.И. с Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей за счет средств бюджета Ростовского муниципального района Ярославской области.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, выразившееся в нарушении порядка рассмотрения уведомления Сидорова А.И. об окончании строительства, установленного регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением главы Администрации Ростовского муниципального района от 27.03.2019 года № 447.
Обязать Администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области повторно рассмотреть уведомление Сидорова А.И. об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в установленном законодательством порядке и в срок после получения документов от заявителя.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать в пользу Сидорова А.И. с Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей за счет средств бюджета Ростовского муниципального района Ярославской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Демич