К О П И Я
Дело № 2а-254/2022 (42RS0023-01-2021-002285-76)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новокузнецк 21 февраля 2022 года
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Бычковой Е.А.,
при секретаре Байковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственный производственный комплекс «Чистогорский» к Государственной инспекции труда в Кемеровской области о признании незаконным предписания,
У С Т А Н О В И Л:
ООО СПК «Чистогорский» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Кемеровской области о признании незаконным предписания, мотивируя административные исковые требования тем, что 08.09.2021 г. Государственной инспекцией труда в Кемеровской области была проведена плановая проверка в рамках плана работы на 2021 год. По результатам проверки составлен акт № и выдано предписание № от 10.09.2021 г., в соответствии с которым ООО СПК «Чистогорский» предписано: организовать проведение предварительного медосмотра (при поступлении на работу) за счет средств работодателя, в соответствии со ст. 213 ТК РФ, и возместить затраты на медосмотр вновь принятым работникам, согласно списку предоставленному ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ; оформить протоколы проверки знаний требований охраны труда надлежащим образом, с указанием результатов проверки, количества часов обучения по охране труда, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить безопасность работников в процессе их трудовой деятельности, разработать мероприятия по улучшению условий труда по снижению трудового процесса, организовать рациональные режимы труда и отдыха машиниста по стирке и ремонту спецодежды, работников племенной фермы №, а так же организовать выполнение мероприятия по улучшению условий труда работников, прописанных в картах специальной оценки условий труда, в соответствии со ст. 212 ТК РФ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; разработать и ознакомить работников ФИО3 и ФИО4 с инструкцией по охране труда, в соответствии со ст.ст. 211, 212, 225 ТК РФ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить внесение дополнений «В программу обучения по охране труда ООО СПК «Чистогорский»; определить порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников, организовать контроль за надлежащим ведением личных карточек учёта и выдачи сиз, надлежащее ведение карточек учета выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, внести изменения в ПВРТ, определить режимы рабочего дня, период суммированного учета рабочего времени и список работников, к которым он применяется, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, и другие нарушения. Административный истец полагает, что указанное предписание является незаконным и необоснованным, поскольку, в частности, оно изложено общими фразами, в нем не конкретизированы выявленные нарушения, а также оно не содержит конкретных указаний по устранению нарушений, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю. В предписании установлены сроки, в которые исполнить предписание не представляется возможным. Так для п. 8 предписания установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ, для п. 3 и п. 7 предписания установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ, для п. 10 предписания срок устранения не установлен вовсе, для остальных пунктов предписания срок установлен до ДД.ММ.ГГГГ Исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Предписание устанавливает заведомо неисполнимые сроки для обязанного лица. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании представитель административного истца ООО СПК «Чистогорский» ФИО5, действующий на основании доверенности, на административных исковых требованиях настаивал, доводы, изложенные в административном иске, поддержал, просил суд признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО СПК «Чистогорский».
Представитель административного ответчика - Государственной инспекции труда в Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений не представлено.
Заинтересованное лицо – Главный государственный инспектор труда ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, возражений не представлено.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе, с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда; принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Согласно ст. 358 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что 10.09.2021 г. Государственной инспекцией труда в Кемеровской области ООО СПК «Чистогорский» было выдано предписание № в соответствии с которым Обществу предписано: организовать проведение предварительного медосмотра (при поступлении на работу) за счет средств работодателя, в соответствии со ст. 213 ТК РФ, и возместить затраты на медосмотр вновь принятым работникам, согласно списку, предоставленному ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; оформить протоколы проверки знаний требований охраны труда надлежащим образом, с указанием результатов проверки, количества часов обучения по охране труда, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить безопасность работников в процессе их трудовой деятельности, разработать мероприятия по улучшению условий труда по снижению трудового процесса, организовать рациональные режимы труда и отдыха машиниста по стирке и ремонту спецодежды, работников племенной фермы №, а так же организовать выполнение мероприятия по улучшению условий труда работников, прописанных в картах специальной оценки условий труда, в соответствии со ст. 212 ТК РФ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; разработать и ознакомить работников ФИО3 и ФИО4 с инструкцией по охране труда, в соответствии со ст.ст. 211, 212, 225 ТК РФ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить внесение дополнений «В программу обучения по охране труда ООО СПК «Чистогорский»; определить порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников, организовать контроль за надлежащим ведением личных карточек учёта и выдачи сиз, надлежащее ведение карточек учета выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, внести изменения в ПВРТ, определить режимы рабочего дня, период суммированного учета рабочего времени и список работников, к которым он применяется, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; устранить нарушение норм ст. 57 ТК РФ в трудовых договорах с работниками, в связи с неполным содержанием перечня обязательных условий трудового договора, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; устранить нарушения ст. ст. 57, 99, 113 ТК РФ в приказах о привлечении работников к сверхурочной работе, к работе в выходной день, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; устранить нарушения ст. 244 ТК РФ в приказах «Об утверждении перечня материально-ответственных должностей и мест хранения товарно-материальных ценностей», в срок до ДД.ММ.ГГГГ; организовать внеочередную проверку знаний требований охраны труда для начальника отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды ФИО7, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Предписание является ненормативным правовым актом, изданный органом надзора (контроля) обладающего властными полномочиями, носящий обязательный характер и за неисполнение которого, наступает предусмотренная законом ответственность.
Особенностью предписания как ненормативного правового акта является направленность на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого выносится предписание, определенных действий. Предписание выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть конкретны и реально исполнимы. Исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Несоблюдение требования об исполнимости и конкретности предписания ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственных органов в данной сфере.
Однако, пункты с 1 по 25 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует указанным выше требованиям, так как изложены общими фразами, неконкретны и не содержат конкретных указании, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения, а соответственно не являются законными.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Несоблюдение требования об исполнимости и конкретности предписания ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственных органов в данной сфере.
Таким образом, пункты с 1 по 25 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ носят общий, декларативный характер, не содержат конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю.
Указанные пункты предписания ставят оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что в том числе, противоречит принципу правовой определенности, а следовательно, не является как исполнимым так и законным.
Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ООО СПК «Чистогорский» к Государственной инспекции труда в Кемеровской области о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственный производственный комплекс «Чистогорский» к Государственной инспекции труда в Кемеровской области о признании незаконным предписания, - удовлетворить.
Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственный производственный комплекс «Чистогорский».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 02.03.2022 г.
Судья: (подпись) Е.А. Бычкова
Копия верна. Судья: Е.А. Бычкова
Подлинный документ подшит в материалы гражданского дела № 2а-254/2022 Новокузнецкого районного суда Кемеровской области.