Дело № 2а-1703/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород 02 ноября 2020 года
Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:
председательствующего судьи Ежова Д.С., с участием представителя административного ответчика ФИО1, при секретаре судебного заседания Зарубине Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании отказа в государственном кадастровом учете, содержащийся в уведомлении об отказе в государственном кадастровом учете от (дата)№..., незаконным, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском к ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области. В обосновании заявленных требований указала следующее.
Административный истец является собственником следующего объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое здание, одноэтажное, общей площадью 123,7 (Сто двадцать три целых семь десятых) квадратных метров, инв. №..., лит. №..., расположенное по адресу: ..., кадастровый номер: №... (далее по тексту - нежилое здание). Здание расположено на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке общей площадью 291 (Двести девяносто один) квадратных метров, находящемся по тому же адресу, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания (мастерская), кадастровый номер №...
В (дата) годах нежилое здание было изменено - его общая площадь была увеличена за счет строительства второго этажа в границах контура первого этажа.
(дата) истец обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением №... о государственном кадастровом учете изменений нежилого здания, однако (дата) истца уведомили о приостановлении государственного кадастрового учета.
Согласно уведомлению о приостановлении государственного кадастрового учета от (дата)№... приостановлены действия по государственному кадастровому учету в отношении нежилого здания в связи с необходимостью представления следующих документов:
- документа, подтверждающего законность проведения реконструкции, а также соответствующий технический план, выполненные с учетом действующего законодательства;
- проектную документацию в связи с реконструкцией здания.
Частью 17 статьи 51 и частью 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены перечни случаев, для которых не требуется разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, равно как и проектная документация.
В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В соответствии частью 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Истцом было заказано экспертное заключение о техническом состоянии нежилого здания специалистам (марка обезличена) № №..., свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства №... от (дата)), согласно которому изменение здания в результате его реконструкции не затрагивает конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (лист 20, пункт 4).
Таким образом, в порядке названных выше норм права разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию при проведенной истцом реконструкции не требуются, равно как и проектная документация.
В целях разрешения сложившейся ситуации с приостановлением государственного кадастрового учета, которое истец считала не основанным на законе, истец вместе с заявлением о предоставлении дополнительных документов от (дата)№... приложила подлинный экземпляр названного выше экспертного заключения с сопроводительным письмом к нему.
Однако (дата) истцу было отказано в государственном кадастровом учете изменений нежилого здания. Согласно уведомлению об отказе в государственном кадастровом учете от (дата)№..., по мнению государственного регистратора, государственный кадастровый учет невозможен в виду отсутствия документа, подтверждающего законность проведения реконструкции нежилого здания, и не устранения причин, повлекших принятие решения о приостановлении государственного кадастрового учета. Копию названного выше уведомления об отказе в государственном кадастровом учете истец получила (дата).
В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Так как, как было сказано выше, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию при проведенной истцом реконструкции нежилого здания не требуются, то есть все документы, необходимые для государственного кадастрового учета были представлены, отказ в государственном кадастровом учете изменений нежилого здания является незаконным, создающим препятствия в реализации моего права собственности на нежилое здание.
В соответствии с п.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Так как, как было сказано выше, копию уведомления об отказе в государственном кадастровом учете истец получила (дата), срок на подачу настоящего административного искового заявления не пропущен.
На основании вышеизложенного административный истец просит суд:
1. Признать отказ административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в государственном кадастровом учете, содержащийся в уведомлении об отказе в государственном кадастровом учете от (дата)№..., незаконным.
2. Обязать административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области совершить действия по устранению допущенных нарушений - произвести государственный кадастровый учет изменений нежилого здания, расположенного по адресу: Российская Федерация, ..., кадастровый №..., по заявлению от (дата)№....
Административный истец ФИО2, заинтересованное лицо ФИО3, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании административный иск не признала, просила в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела №... связи заявленными ФИО2 (далее - Истец или ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее -Управление) административными исковыми требованиями, сообщаем следующее.
Доводы Истца, указанные в административном исковом заявлении, считаем незаконными и необоснованными по следующим основаниям.
(дата) в орган регистрации прав Муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Нижнего Новгорода» ФИО2 представлено заявление №... о государственном кадастровом учете изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №..., площадью 293,0 кв.м., расположенного по адресу: ... (далее - Спорный объект).
Согласно пункту 3 "части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
По итогам проведения правовой экспертизы документов,
государственным регистратором Управления ФИО4 принято решение, формализованное в уведомлении №... от (дата) о приостановлении государственного кадастрового учета, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, а именно в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета.
8 частности, государственный регистратор указал, что в целях устранения причин приостановления необходимо: представить документ, подтверждающий законность проведения реконструкции, а также технический план, выполненный с учетом действующего законодательства, а также проектную документацию.
(дата) в Муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Нижнего Новгорода» ФИО2 представлено заявление №... о предоставлении дополнительных документов в отношении Спорного объекта с приложением сопроводительного письма ФИО2, в котором она указывает, что разрешение на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию при проведенной не реконструкции не требуется, а также экспертное заключение о техническом состоянии нежилого здания №....
(дата) государственным регистратором Управления ФИО4 принято решение, формализованное в уведомлении №... от (дата) о невозможности возобновления государственного кадастрового учета, по тем же основаниям, указанным ранее, документ подтверждающий законность проведения реконструкции не представлен, технический план выполнен на основании декларации, разрешительная документация на проведение реконструкции, а именно изменение площади и возведение второго этажа не представлена. Кроме того, представленное экспертное заключение содержит информацию о реконструкции здания.
(дата) государственным регистратором Управления ФИО4 принято решение, формализованное в решение №... об отказе в учете изменений в отношении Спорного объекта на основании статьи 27 Закона о регистрации, а именно в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основаниям для принятия решения о приостановлении (далее - Решение об отказе).
Как следует из представленных Истцом документов заявление подано о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости -нежилого здания. Согласно заключению кадастрового инженера в Техническом плане «площадь нежилого здания увеличилась на 169.3 кв. м. (с 123,7 кв.м.) в результате возведения пристроя и второго этажа. Контур второго этажа не выходит за границы контура первого этажа. Площадь здания дана в соответствии с приказом министерства экономического развития РФ №... от (дата). Документы на реконструкцию не предъявлены».
Часть 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный
кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно положениям статьи 2 Закона о государственной регистрации недвижимости, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют настоящий Закон о регистрации, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Суд учитывает, что площадь, если объектом недвижимости является здание, относится к основным сведениям об объекте недвижимости, вносимым в кадастр недвижимости ЕГРН (пункт 9 части 4 статьи 8 Закона о регистрации).
Из содержания указанных документов следует, что в отношении Спорного объекта осуществлялась реконструкция, в результате которой произошло существенное изменение площади здания (с 123,7 кв.м. до 293 кв.м.), а также его этажность.
Документом, который дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, является разрешение на строительство (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Частью 17 статьи 51 ГрК РФ установлен перечень случаев, в которых для осуществления строительства, реконструкции объектов не требуется выдача разрешения на строительство.
В иных, не указанных в ГрК РФ случаях, градостроительное законодательство не освобождает от необходимости получения разрешения на строительство с последующим получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Однако документ, подтверждающий законность проведения реконструкции, Истцом не представлен.
Вместе с тем, в силу положений пункта 7 части 2 статьи 14, статьи 24 Закона о регистрации, основанием для осуществления государственного кадастрового учета является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке и содержащий новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения.
Документы, использованные кадастровым инженером для подготовки технического плана подлежат включению в состав приложений к нему.
На основании вышеизложенного, для целей государственного кадастрового учета изменений предоставленный в орган регистрации прав технический план, должен был быть подготовлен на основании разрешительной документации.
Однако, представленный Истцом технический план был выполнен на основании декларации.
Кроме того, представленное Истцом вместе с дополнительными документами Экспертное заключение о техническом состоянии Спорного объекта также содержит информацию о реконструкции здания (подпункт 2 пункта 6 лист 20).
При этом довод Истца о том, что вывод, указанный подпункте 4 пункте 6 листа 20 Экспертного заключения, подтверждает, что разрешительная документация в этом случае не требовалась, является несостоятельным, поскольку согласно действующего законодательства РФ экспертное заключение не является основанием для государственного кадастрового учета, а также внесения изменений.
В связи с чем, Экспертное заключение не являлся законным основанием для государственного регистратора для проведения регистрации изменений в государственном кадастровом учете на основании представленных Истом документов.
В соответствии со статьей 29 Закона о регистрации после приема документов от заявителя государственным регистратором проводится правовая экспертиза документов, в ходе которой устанавливается наличие оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, в связи с тем, что произведенные Истцом существенные изменения Спорного объекта, в результате которых изменилась площадь с 123,7 кв.м. до 293 кв.м. и этажность, являются реконструкцией, представленное Экспертное заключение Истцом не является законным основанием для проведения регистрации изменений в государственном кадастровом учете, а ФИО2 разрешительная документация, а также технический план подготовленный на ее основании не представлены, решение государственного регистратора Управления об отказе, законное и обоснованное.
Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании изложенного, административные исковые требования ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании отказа в государственном кадастровом учете, содержащийся в уведомлении об отказе в государственном кадастровом учете от (дата)№..., незаконным, обязании совершить действия по устранению допущенных нарушений - произвести государственный кадастровый учет изменений нежилого здания, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер: №..., по заявлению от (дата)№..., удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании отказа в государственном кадастровом учете, содержащийся в уведомлении об отказе в государственном кадастровом учете от (дата)№..., незаконным, обязании совершить действия по устранению допущенных нарушений - произвести государственный кадастровый учет изменений нежилого здания, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер: №..., по заявлению от (дата)№... – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья Д.С. Ежов