Административное дело №2а-1704/2020
Решение
Именем Российской Федерации
23 октября 2020 года г. Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Мошовец Ю.С.
при ведении протокола помощником судьи Фуряевой И.С.
с участием представителя административного истца адвоката Мартева А.Ю., представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта, заинтересованные лица Отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, ООО База отдыха «Волжский прибой», об отмене распоряжения, обязывании восстановить сведения об аэронавигационном паспорте посадочной площадки «Волжская 7»,
установил:
ФИО2 обратилась суд с административным иском к Межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта об отмене распоряжения, обязывании восстановить сведения об аэронавигационном паспорте посадочной площадки «Волжская 7».
Исковые требования обоснованы тем, что административный истец ФИО2 является владельцем посадочной площадки «Волжская 7», расположенной в координатах 563653с 0363304в в системе координат ПЗ-90.11 по направлению в 18 км Юго-Западнее г. Конаково Тверской области.
Аэронавигационный паспорт посадочной площадки №ЦПЗ-575 от 21.06.2019 был зарегистрирован в МТУ ВТ ЦР ФАВТ Росавиации с присвоением индекса УУТЖ (UUTV).
Уведомление о начале деятельности посадочной площадки «Волжская 7» с 01.07.2019 г. подано в адрес административного ответчика Центрального МТУ Росавиации, где зарегистрировано за входящим номером №3914/ЦМТУ от 06.06.2019г. и затем размещено на официальном сайте подразделения Росавиации caiga.ru.
В ответ на уведомление, административным ответчиком в соответствии с положением пункта 8 приказа Минтранса России № 250 от 19.08.2015 «Об утверждении Порядка разработки правил представления аэронавигационной информации» была представлена заверенная копия уведомления о начале деятельности посадочной площадки.
С 01.07.2019 года посадочная площадка стала эксплуатироваться ФИО2 в соответствии с условиями действующего законодательства.
26.02.2020 г. административным ответчиком вынесено распоряжение № 152 «О приостановлении действия аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Волжская 7» № ЦПЗ-575. На основании указанного распоряжения, административный ответчик исключил из журнала регистрации ИПП, АНППП сведения об аэронавигационном паспорте посадочной площадки «Волжская 7» зарегистрированном в Центральном МТУ Росавиации от 21.06.2019 № ЦПЗ-575.
В своем распоряжении, ответчик ссылается на материалы проверки, в ходе которой было установлено, что посадочная площадка оборудована на водном причале, и представляет собой деревянный настил на металлической конструкции причала эстакадного типа, установленного в прибрежной акватории Иваньковского водохранилища. При этом, ответчик ссылается на договор водопользования от 16.01.2019 г. № 69-08-01.01.007-Х-ДРБВ-Е-0019-02861 /00, в котором использование
гидротехнических сооружений (причал и судоподъемное сооружение) в качестве посадочной площадки для взлета и посадки воздушного судна не предусмотрено. В связи с изложенным, ответчик пришел к выводу о нецелевом использовании гидротехнического сооружения (пирса) в целях размещения и использования посадочной площадки «Волжская 7» при выполнении взлетов и посадок воздушного судна, в результате чего создается угроза безопасности полетов.
4 марта 2020 года административный ответчик на основании ранее принятого распоряжения направил уведомление исх. 15.701/ЦМТУ в адрес директора филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорации по ОрВД» об исключении из журнала регистрации информации о посадочной площадке «Волжская 7» и предложил направить указания Филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» соответствующим центрам ОВД об отказе обеспечения заявок на использование воздушного пространства с/на посадочную площадку «Волжская 7», четырехбуквенный идентификатор (UUTV), с 04 марта 2020 года.
Административный истец считает оспариваемое распоряжение №152 «О приостановлении действия аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Волжская 7» № ЦПЗ-575» незаконным и подлежащим отмене, так как оно нормативно не обосновано. Должностное лицо в рамках своей компетенции не привело конкретные нормы права, которые были нарушены и которыми он руководствовался при вынесении своего распоряжения.
Кроме того, согласно ст.40 Воздушного кодекса РФ, посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
В соответствии с Приложением 14 к Конвенции о международной гражданской авиации «Аэродромы. Том II Вертодромы» принята следующая классификация вертодромов:
вертодром на уровне поверхности - вертодром, расположенный на земной поверхности или на сооружении на поверхности воды;
- вертодром, приподнятый над поверхностью - вертодром, расположенный на приподнятой конструкции;
вертопалуба - вертодром, расположенный на неподвижном или плавающем объекте в открытом море, например на разведочной и/или эксплуатационной установке, используемой для добычи нефти или газа.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 882 «Об утверждении Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов», использование водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (в том числе с обустройством на акватории водного объекта посадочных площадок и аэродромов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), кроме разового взлета, разовой посадки, осуществляется на основании и условиях договора водопользования.
Водный кодекс РФ распространяет свое действие на вертопалубы и вертодромы на уровне поверхности, использующие акваторию поверхностного водного объекта для взлета, посадки воздушных судов. Однако, он не применим к вертодромам, приподнятым над поверхностью акватории водного объекта.
Посадочная площадка «Волжская 7» относится к категории «вертодром, приподнятый над поверхностью». Это посадочная площадка, приподнятая над акваторией Иваньковского водохранилища, расположенная на поверхности гидротехнического сооружения (причала). Для взлета и посадки легкого воздушного судна (вертолета) используется деревянный настил причала, а не акватория водного объекта. Цели использования деревянного настила причала не регламентируются договором водопользования.
Причал установлен на основании Решения от 27 ноября 2018 года №69-08.01.01.007-Х- РПБВ-Т-2018-02819/00 о предоставлении водного объекта в пользование для строительства гидротехнических сооружений (причал и судоподъемное сооружение) и Договора Водопользования от 16 января 2019 года №69-08.01.01.007-Х-ДРБВ-Т-2019- 02861/00.
Запрета на использование поверхности данного вида гидротехнического сооружения (причала) в качестве посадочной площадки законодательством Российской Федерации не предусмотрено. В условиях вышеуказанного Решения о предоставлении водного объекта в пользование для строительства гидротехнических сооружений (в т.ч. в пп.1) п.2.3) так же отсутствуют какие-либо ограничения на использование поверхности причала.
Посадочная площадка «Волжская 7» оборудована на причале на основании Решения от 15 мая 2019 года № 69-08.01.01.007-Х-РПБВ-Т-2019-02976/00 о предоставлении водного объекта в пользование для реконструкции гидротехнических сооружений (причал и судоподъемное сооружение), в полном соответствии с требованиями Приложения 14 к Конвенции о международной гражданской авиации «Аэродромы. Том II Вертодромы» (Вертодромы, приподнятые над поверхностью) и ФАП «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденных приказом Минтранса России №69 от 04.03.2011 г.
Определение целевого/нецелевого использования гидротехнического сооружения (пирса) выходит за рамки компетенции ответчика и противоречит выводам соответствующих компетентных органов. 04.06.2019г. по результатам проведенной реконструкции причала была проведена выездная и документарная проверка принадлежащих истцу причальных сооружений и прилегающей к ним береговой полосы Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с отделом водных ресурсов по Тверской области МОБВУ. Управлением Росприроднадзора но Тверской области и Рыбохраной МОкТУ Тверской области. Данная проверка не выявила нарушений природоохранного законодательства и, в частности, законодательства о водопользовании.
Кроме того, выводы, изложенные в оспариваемом распоряжении №152, противоречат материалам прокурорской проверки по тому же факту, в результате которой Тверским межрайонным транспортным прокурором 27.02.2020 г. дано заключение, согласно которому гидротехническое сооружение (причал и судоподъемное сооружение на участке акватории Иваньковского водохранилища, на котором оборудована посадочная площадка, установлено на основании договора водопользования от 16.01.2019 № 69-08-01.01.007-Х-ДРБВ-Е-0019-02861/00 и решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15.05.2019 г. № 69-08.01.01.007-Х-РПБВ-2019-02976/00. Запрета на использование данного водно-технического сооружения (причала) в качестве посадочной площадки законодательством Российской Федерации в области гражданской авиации не предусмотрено. Посадочная площадка «Волжская 7» приподнята над поверхностью воды и находится вне границ населенного пункта, запретных зон и зон ограничения полетов, в зоне воздушного пространства класса «О» и оборудована в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденных приказом Минтранса России от 04.03.2011 № 69. Выполнение полетов над водным объектом в зоне воздушного пространства класса «G» вне запретных и зон ограничения полетов воздушных судов законодательством РФ в области гражданской авиации не запрещено. В своем заключении прокурор ссылается в том числе на результаты проведенной 06.02.2020 Управлением Ространснадзора и административным ответчиком Центрального МТУ Росавиации совместной выездной проверки указанной площадки, где нарушений законодательства РФ в области гражданской авиации не выявлено. В части соблюдения природоохранного законодательства, в том числе законодательства о водопользовании, проверка проведена
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой. Таким образом, нарушений законодательства при размещении посадочной площадки, в том числе о безопасности полетов не выявлено.
05.03.2020 г. административным истцом ФИО2 был приняты меры к обжалованию незаконных действий ответчика в вышестоящий орган — Руководителю Росавиации ФИО3, на что 28.05.2020 г. был получен ответ, что в рамках своих полномочий. Росавиация не вправе отменять, а также комментировать решения территориального органа в установленной сфере деятельности и было разъяснено право обратиться за защитой нарушенных прав в суд.
В целях восстановления нарушенных прав в судебном порядке, ФИО2 обратилась с административным исковым заявлением в Люберецкий городской суд Московской области по месту нахождения административного истца.
26 июня 2020 года определением Люберецкого городского суда административным иск ФИО2 возвращен. Судом указано, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействий) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд указал, что из административного иска и приложенных к нему материалов следует, что предметом спора является посадочная площадка «Волжская 7», расположенная в координатах 563653с 0363304 в системе координат ПЗ-90.11 по направлению в 18 км Юго-Западнее г. Конаково Тверской области.
Таким образом, следует, что исковое заявление подлежит рассмотрению Конаковским городским судом Тверской области.
Данное определение Люберецкого городского суда в адрес ФИО2 поступило посредством почтовой связи ПАО «Почта России» 14.07.2020 года.
Действуя, согласно указанному определению, административный истец, реализуя свои права, обращается в Конаковский городской суд Тверской области.
По иску ФИО2 просит суд отменить распоряжение административного ответчика Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта (Центральное МГУ Росавиации) № 152 от 26.02.2020 г. «О приостановлении действия аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Волжская 7» № ЦПЗ-575 как незаконное; обязать административного ответчика Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта (Центральное МТУ Росавиации) восстановить в журнале регистрации ИПП (индивидуальных посадочных площадок), АНППП (аэронавигационных паспортов посадочных площадок) сведения об аэронавигационном паспорте посадочной площадки «Волжская 7».
В судебном заседании 31 августа 2020 года протокольным определением к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
Протокольным определением суда в судебном заседании 24 сентября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО База отдыха «Волжский прибой».
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО2 по доверенности и ордеру адвокат Мартев А.Ю. в судебном заседании поддержал требования административного иска, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что фактически в отзыве на иск и в судебном заседании ответчик указывает, что оспариваемое распоряжение принято незаконно.
Представитель административного ответчика Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.
В письменном отзыве указано, что ФИО2 (далее - Заявитель) обратилась в Конаковский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Ответчик, Центральное МТУ Росавиации), в котором просит суд отменить распоряжение Ответчика № 152 от 26.02.2020 «О приостановлении действия аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Волжская 7» № ЦПЗ-575 как незаконное; обязать Ответчика восстановить в журнале регистрации ИТТП индивидуальных посадочных площадок), АНТТПП (аэронавигационных паспортов посадочных площадок) сведения об аэронавигационном паспорте посадочной площадки «Волжская 7».
Ответчик полагает, что оспариваемые действия являются законными и обоснованными, а административное исковое заявление не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
На основании приказа Центрального МТУ Росавиации от 26.02.2020 № 152 ответчиком было приостановлено действие аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Волжская 7» № ЦПЗ № 575.
На основании письма Росавиации от 31.01.2020 № Исх-3602/02 была проведена проверка законности использования посадочной площадки, расположенной в <адрес> (Аэронавигационный паспорт посадочной площадки от 21.06.2019 № ЦПЗ-575).
В ходе проверки установлено, что посадочная площадка, указанная в аэронавигационном паспорте посадочной площадки «Волжская 7» относится к типу «приподнятая над поверхностью».
Согласно ст. 40 Воздушного кодекса посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Таким образом, в Воздушном кодексе отсутствует такая формулировка типа -посадочной площадки как «приподнятая над поверхностью».
Кроме того, в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденными приказом Минтранса России от 04.03.2011 № 69 7АП-69, тип посадочной площадки «приподнятая над поверхностью» не предусмотрен.
Проверка законности использования посадочной площадки была осуществлена на основании письма Росавиации от 31.01.2020 № Исх-3602/02.
Постановлением Правительства от 30.07.2004 года № 396 утверждено Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта.
В соответствии с п. 4 Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, Центральным МТУ Росавиации проверка законности использования посадочной площадки была проведена на законном основании.
В соответствии с Постановлением Правительства от 30.12.2006 № 882 «Об утверждении Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов» использование водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (в том числе с обустройством на акватории водного объекта посадочных площадок и аэродромов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), кроме разового взлета, разовой посадки, осуществляется на основании и условиях договора водопользования.
16 января 2019 года между Московско-Окским бассейновым водным управлением и Заявителем заключен Договор водопользования № 69-08-01.01.007-Х-ДРБВ-Т-0019-02861/00 со сроком действия с 16.01.2019 по 16.01.2024.
Указанным договором использование гидротехнических сооружений (причал и судоподъемное сооружение) в качестве посадочной площадки для летательных аппаратов не оговорено.
Согласно п. 2.3. Решения Московско-Окского бассейнового водного управления о предоставлении водного объекта в пользование от 15.05.2019 №69.08.01.007-ХРПБВ-Т-2019-02976/00 оно было выдано только для реконструкции - гидротехнических сооружений (причал и судоподъемное сооружение) на Иваньковском водохранилище.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного суда и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону и иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при усмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входит проверка оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действие (бездействием) прав и законных интересов Заявителя.
Согласно п. 4, ст. 2 Кодекса административного судопроизводства в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы, действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Согласно п. 14 Приказа Минтранса РФ от 23 декабря 2009 г. № 249 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации» в случае нарушения обладателем сертификата эксплуатанта ограничений, изложенных в сертификате эксплуатанта, а также воздушного законодательства Российской Федерации могут быть введены ограничения в действие сертификата эксплуатанта, его действие может быть приостановлено или сертификат эксплуатанта может быть аннулирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 107 Приказа Министерства транспорта РФ от 13 августа 2015 г. № 246 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил» действие сертификата эксплуатанта приостанавливается по заявлению эксплуатанта или по решению уполномоченного органа.
В соответствии с п. 19 Приказа Минтранса РФ от 17 апреля 2003 г. N 118 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения» орган по сертификации приостанавливает действие сертификата летной годности ЕЭВС в случае выявления несоответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС и извещает об этом уполномоченные органы Минтранса России.
Поскольку в законодательстве, регулирующем регистрацию, деятельность и прекращение деятельности посадочных площадок и аэронавигационных паспортов на них имеется пробел в законодательстве в части возможности их приостановки по решению уполномоченного органа, ответчик при вынесении решения о приостановлении действия аэронавигационного паспорта посадочной площадки, руководствовался положениями аналогичных норм права.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Центральным МТУ Росавиации была проведена проверка нецелевого/нецелевого использования гидротехнического сооружения, что являлось бы превышением полномочий ответчика, так как не входит в его компетенцию, а проверка законности использования данного гидротехнического сооружения как посадочной площадки и ее соответствия воздушному законодательству по результатам, которой на законных основаниях вынесено решение о приостановлении действия аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Волжская 7» № ЦПЗ-575.
Просят суд отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Заинтересованное лицо Отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание своего представителя не направил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ООО База отдыха «Волжский прибой» в судебное заседание своего представителя не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом.
Суд в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, в отношении которых обязательство о явке не выносилось.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав и проанализировав представленные сторонами доказательства, оценив их в соответствии с положениями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
По правилам ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно правилам ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что 28 ноября 2018 года административным истцом ФИО2 получено решение Московско-Окского бассейного водного управления №69-08.01.01.007-Х-РПБВ-Т-2018-02819/00 о предоставлении водного объекта в пользование. Данным решением административному истцу предоставлен в пользовании водный объект: Иваньковское водохранилище, <адрес> в координатах угловых точек акватории для строительства сооружений:
56?36?53.13?СШ 36?33?02.55?ВД
56?36?54.03?СШ 36?33?04.32?ВД
56?36?53.52?СШ 36?33?05.05?ВД
56?36?52.64?СШ 36?33?03.26?ВД для строительства гидротехнических сооружений (причал и судоподъемное сооружение) на Иваньковском водохранилище.
Срок водопользования установлен с момента регистрации ГВР по 30 ноября 2020 года Московско-Окским БВУ. Решение зарегистрировано 27 ноября 2018 года Отделом водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления.
15 мая 2019 года административным истцом ФИО2 получено решение Московско-Окского бассейного водного управления №69-08.01.01.007-Х-РПБВ-Т-2019-02976/00 о предоставлении водного объекта в пользование. Данным решением административному истцу предоставлен в пользовании водный объект: Иваньковское водохранилище, <адрес> координатах угловых точек акватории для строительства сооружений:
1. 56?36?52.92?СШ 36?33?02.08?ВД
2. 56?36?53.96?СШ 36?33?04.16?ВД
3. 56?36?53.29?СШ 36?33?05.30?ВД
4. 56?36?52.20?СШ 36?33?03.39?ВД для реконструкции гидротехнических сооружений (причал и судоподъемное сооружение) на Иваньковском водохранилище.
Срок водопользования установлен с момента регистрации ГВР по 30 ноября 2020 года Московско-Окским БВУ. Решение зарегистрировано 15 мая 2019 года Отделом водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления.
24 декабря 2018 года проведен аукцион на право заключения договора водопользования для использования участка акватории Иваньковского водохранилища по адресу: Тверская <адрес> площадью 0,000791 кв.м, единственным участником которого являлась ФИО2
По итогам аукциона 16 января 2019 года с ФИО2 заключен договор водопользования №69-08-01.01.007-Х-ДРБВ-Т-2019-02861/00, по условиям которого административному истцу водный объект предоставлен в пользование, для использования акватории водных объектов, в том числе для реакреационных целей. Срок действия договора 5 лет, то есть до 16 января 2024 года. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 16 января 2019 года.
Административный истец ФИО2 является владельцем посадочной площадки «Волжская 7», расположенной в координатах 563653с 0363304в в системе координат ПЗ-90.11 по направлению в 18 км Юго-Западнее г. Конаково Тверской области.
Аэронавигационный паспорт посадочной площадки №ЦПЗ-575 от 21.06.2019 был зарегистрирован в МТУ ВТ ЦР ФАВТ Росавиации с присвоением индекса УУТЖ (UUTV).
Уведомление о начале деятельности посадочной площадки «Волжская 7» с 01.07.2019 г. подано в адрес административного ответчика Центрального МТУ Росавиации, где зарегистрировано за входящим номером №3914/ЦМТУ от 06.06.2019г. и затем размещено на официальном сайте подразделения Росавиации caiga.ru.
В ответ на уведомление, административным ответчиком в соответствии с положением пункта 8 приказа Минтранса России № 250 от 19.08.2015 «Об утверждении Порядка разработки правил представления аэронавигационной информации» была представлена заверенная копия уведомления о начале деятельности посадочной площадки.
С 01.07.2019 года посадочная площадка стала эксплуатироваться административным истцом ФИО2
28 января 2020 года представителем ООО База отдыха «Волжский прибой» направлено обращение к депутату Государственной Думы ФИО4 о незаконном использовании взлетно-посадочной площадки.
Указанное обращение было перенаправлено руководителю Федерального агентства воздушного транспорта для проведения проверки.
31 января 2020 года Начальник Управления инспекции по безопасности полетов направил поручение начальнику Центрального МТУ Росавиации во взаимодействии с правоохранительными органами и территориальными органами Ространснадзора провести проверку достоверности фактов, изложенных в обращении.
Приказом Центрального МТУ Росавиации от 4 февраля 2020 года №86 создана комиссия для проверки поступившей информации; ФИО5 – главный специалист-эксперт отдела безопасности полетов, расследований и профилактики авиационных событий Центрального МТУ Росавиации и ФИО6 – главный специалист-эксперт отдела аэродромов и аэропортов Центрального МТУ Росавиации командированы 6 февраля 2020 года сроком на один день в д. <адрес>.
По результатам выездной проверки составлен отчет о выездной проверке посадочной площадки Волжская-7. В отчете указано, что по результатам визуального осмотра состояния посадочной площадки «Волжская -7» установлено:
-геометрические параметры посадочной площадки соответствуют указанным и обозначенным в аэронавигационном паспорте;
-посадочная площадка представляет собой деревянный настил на металлической конструкции причала эстакадного типа установленного в прибрежной акватории Иваньковского водохранилища;
В период проверки авиационная деятельность на посадочной площадке не производилась, авиационная техника отсутствовала, владелец посадочной площадки, старший авиационный начальник и обслуживающий персонал посадочной площадки отсутствовали.
Данное обстоятельство не дало возможности проверить соблюдение требований Федеральных авиационных правил «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения», утвержденных приказом Минтранса РФ от 27 марта 2003 г. № 29.
Оценить состояние деревянного настила по всей поверхности посадочной площадки не представилось возможным по причине ее заснеженности.
Проверкой выявлены следующие несоответствия и замечания:
-тип посадочной площадки, указанный в аэронавигационном паспорте посадочной площадки Волжская-7 «приподнятая над поверхностью» не предусмотрен Федеральными авиационными правилами «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденными приказом Минтранса России от 04.03.2011 № 69 (ФАП-69);
-совмещенные зоны TLOF и FATO посадочной площадки Волжская-7 (в форме круга) обозначенные посадочными огнями, необходимо также обозначить дневной маркировкой (пункт 33 ФАП-69).
14 февраля 2020 года Центральным МТУ Росавиации направлено сообщение начальнику Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации, в соответствии с которым установлено точное нахождение посадочной площадки: <адрес><адрес> (аэронавигационный паспорт посадочной площадки зарегистрирован Управлением 21.06.2019г., регистрационный номер ЦПЗ-575. По данным филиала «МЦ АУВД» г. Москвы от 15.01.2020г. №1601.03-271 в январе и феврале 2020 года в адрес МЗЦ ЕС ОрВД планы полетов на рассматриваемое ВС и данную посадочную площадку не представлялись, разрешений на использование ИВП не выдавались. Ранее по запросу в УГАН ТНОТБ ЦФО Ространснадзора от 15.01.2020г. №1601.03-271 в период 23-24.11.2019 подтверждено выполнение полетов с посадочной площадки «Волжская-7» на ВС RobinsonR-66, RA-06382 пилотами: ФИО7, ФИО8, ФИО9, все указанные пилоты, согласно «Реестра выданных свидетельств авиационного персонала Росавиации» имеют действующие свидетельства на право выполнения полетов на ВС R-66. ВС RobinsonR-66, RA-06382 зарегистрирован в государственном реестре 28.04.2018 №02/01/2018-567 и имеет сертификат летной годности №2082185897 до 20.08.2020, выданный Центральным МТУ Росавиации. Также в письме изложены результаты выездной проверки от 6 февраля 2020года. Кроме того, указано, что размещение посадочной площадки на причалах и эксплуатация ВС с данной посадочной площадки, по мнению Центрального МТУ Росавиации, является нарушением законодательства Российской Федерации.
26 февраля 2020 года начальником Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта издано распоряжение №152 «О приостановлении действия аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Волжская 7» №ЦПЗ-575», которым предложено исключить из журнала регистрации ИПП, АНППП сведения об аэронавигационном паспорте посадочной площадки «Волжская 7», зарегистрированном в Центральном МТУ Росавиации от 21.06.2019г. №ЦПЗ-575. Также предложено начальнику отдела ОрВД подготовить и направить в адрес филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» соответствующие документы об исключении из журнала регистрации ИПП, АНППП сведений об аэронавигационном паспорте посадочной площадки «Волжская 7»; проинформировать старшего авиационного начальника об исключении из журнала регистрации ИПП, АНПП сведений об аэронавигационном паспорте посадочной площадке «Волжская 7».
26 февраля 2020 года информация об аннулировании ИПП, АНПП из журнала регистрации сведений о посадочной площадке «Волжская 7» направлена в адрес административного истца, а также в адрес Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации для подготовки ответа на обращения.
4 марта 2020 года в адрес филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» направлено сообщение о решении Центрального МТУ Росавиации №152 от 26.02.2020г.
Административный истец оспаривает распоряжение Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта (Центральное МТУ Росавиации) №152 от 26 февраля 2020 года «О приостановлении действия аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Волжская 7» № ЦПЗ-575» как незаконное.
Согласно ст.40 Воздушного кодекса РФ посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Пунктом 1.1 Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации «Аэродромы. Том II Вертодромы» определены следующие понятия:
Вертодром. Аэродром или определенный участок поверхности на сооружении, предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения вертолетов по этой поверхности.
Вертодром на уровне поверхности. Вертодром, расположенный на земной или водной поверхности.
Вертодром, приподнятый над поверхностью. Вертодром, расположенный на приподнятой над землей конструкции.
Вертопалуба. Вертодром, расположенный на конструкции в открытом море, например на разведочной или эксплуатационной платформе, используемой для добычи нефти или газа.
Посадочная площадка, приподнятая над поверхностью, упоминается в Распоряжении Минтранса России от 29.06.2012 N МС-82-р «О внесении изменений в распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 24 августа 2005 г. N ИЛ-79-р» и других распоряжениях Минтранса.
Отсутствие в Федеральных авиационных правилах «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденным приказом Минтранса России от 04.03.2011 года №69 такого типа посадочной площадки как «приподнятая над поверхностью» не свидетельствует о незаконности её использования, поскольку тип площадке был указан ФИО2 при оформлении разрешительных документов, а также в аэронавигационном паспорте, который был зарегистрирован ответчиком 21 июня 2019 года.
Статьей 11 Водного кодекса РФ установлено, что право пользования поверхностными водными объектами и их частями приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование и договоров водопользования.
Пунктом 2 Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года №882 установлено, что использование водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (в том числе с обустройством на акватории водного объекта посадочных площадок и аэродромов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), кроме разового взлета, разовой посадки, осуществляется на основании и условиях договора водопользования, заключаемого в установленном порядке, и в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании решения от 27 ноября 2018 года №69-08.01.01.007-Х-РПБВ-Т-2018-02819/00 о предоставлении водного объекта в пользование для строительства гидротехнических сооружений (причал и судоподъемное сооружение) и Договора Водопользования от 16 января 2019 года №69-08.01.01.007-Х-ДРБВ-Т-2019- 02861/00.
Запрета на использование поверхности данного вида гидротехнического сооружения (причала) в качестве посадочной площадки законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Посадочная площадка «Волжская 7» оборудована на причале на основании решения от 15 мая 2019 года № 69-08-01.01.007-Х-РПБВ-Т-2019-02976/00 о предоставлении водного объекта в пользование для реконструкции гидротехнических сооружений (причал и судоподъемное сооружение).
Распоряжением №149 Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 8 апреля 2020 года принято решение провести осмотр в районе населенного пункта д. <адрес>, провести обследование водоохранной зоны и береговой полосы водного объекта Иваньковское водохранилище.
Из акта осмотра территории от 8 апреля 2020 года следует, что в створе земельного участка с кадастровым номером № расположено причальное сооружение. На причальном сооружении нанесена специальная разметка и установлены сигнальные огни, которые могут свидетельствовать об использовании причального сооружения в качестве взлетно-посадочной площадки для воздушного судна (вертолет). На момент проведения обследования поверхность причального сооружения для взлета или посадки вертолета не использовалась. Воздушное судно на причале отсутствует. Поверхность водного объекта Иваньковского водохранилища, а также прилегающая к ней часть земли находятся в естественном состоянии, загрязнения, в том числе нефтепродуктами и горюче-смазочными материалами отсутствует. Свалки мусора и отвалы грунта отсутствуют. Также в створе земельного участка с кадастровым номером № установлен забор на металлических столбах и 3D секций из металлической проволоки между ними. Забором полностью ограничен свободный доступ к береговой полосе водного объекта Иваньковское водохранилище в нарушение требований п.6 ст.6 Федерального закона от 03.06.2006г. №74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации».
В сообщении Верхе-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора от 12 марта 2020 года в адрес Межрайонного транспортного прокурора отсутствует указания на нарушение ФИО2 договора водопользования.
По информации, предоставленной Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой 24 сентября 2020 года, проверки по обращению депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО4 в интересах ФИО10 по вопросу проведения работ на территории акватории Иваньковского водохранилища в районе <адрес> проводились неоднократно. В ходе ранее проводимых проверок установлено, что ФИО2 на основании решений Московско-Окского бассейнового водного управления о предоставлении водного объекта в пользование осуществлялись берегоукрепительные работы, дноуглубительные работы, а также строительство гидротехнических сооружений. Также у ФИО2 имелось заключение о согласовании с отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов на проведение выше указанных работ. Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проверка по вопросу законности размещения посадочной площадки «ФИО11» в акватории Иваньковского водохранилища в Конаковском районе Тверской области не проводилась.
По обращению ФИО2 Московской межрегиональной транспортной прокуратурой проведена проверка (копия материалов проверки имеется в материалах административного дела). В результате проверки осуществлен выезд в Конаковский район Тверской области 26.02.2020г. ИЗ справки о проведении проверки следует, что гидротехническое сооружение (причал и судоподъемное сооружение) на участке акватории Иваньковского водохранилища приподнята над поверхностью воды и находится на земельном участке собственника вне границ населенного пункта, запретных зон и зон ограниченных полетов. Площадка оборудована посадочными и проблесковыми огнями, ветроуказателем, прожектором. На момент проверки установлено, что эксплуатация посадочной площадки не осуществляется, воздушное судно на посадочной площадке отсутствует.
В соответствии с заключением по результатам проведенной проверки в Тверскую межрайонную транспортную прокуратуру из Московской межрегиональной транспортной прокуратуры поступила копия обращения депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО4 в связи с заявлением представителя ООО База отдыха «Волжский прибой» ФИО12 по вопросу правомерности размещения посадочной площадки в пределах Иваньковского водохранилища в Конаковском районе Тверской области.
Межрайонной транспортной прокуратурой в рамках компетенции проведена проверка законности размещения посадочной площадки, а также обеспечения безопасности полетов, в ходе которой установлено следующее.
Гидротехническое сооружение (причал и судоподъемное сооружение) на участке акватории Иваньковского водохранилища, на котором оборудована посадочная площадка, установлено на основании договора водопользования от 16.01.2019 № 69-08-01.01.07-х-ДРБВ-Т-2019-02861/00 и решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15.05.2019 №69-08.01.01.01.007-Х-РПБВ-2019-02976/00.
Запрета на использование данного водно-технического сооружения (причала) в качестве посадочной площадки законодательством Российской Федерации в области гражданской авиации не предусмотрено.
Посадочная площадка «Волжская 7», приподнята над поверхностью воды и находится вне границ населенного пункта, запретных зон и зон ограничения полетов, в зоне воздушного пространства класса «G» и оборудована в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденных приказом Минтранса России от 04.03.2011 №69.
Выполнение полетов над водным объектом в зоне воздушного пространства класса «G» вне запретных и зон ограничения полетов воздушных судов законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации не запрещено.
Проведенной 06.02.2020 Управлением Ространснадзора и Центрального МТУ Росавиации совместной выездной проверкой указанной площадки нарушений законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации не выявлено.
В части соблюдения природоохранного законодательства, в том числе законодательства о водопользовании, проверка проведена Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой.
Таким образом, нарушений законодательства при размещении посадочной площадки, в том числе о безопасности полетов не выявлено, в связи с чем основания для применения мер прокурорского реагирования отсутствуют.
Учитывая изложенное, нарушение норм действующего законодательства при эксплуатации посадочной площадки «Волжская 7» не установлено.
Постановлением Правительства от 30.07.2004 года № 396 утверждено Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта (далее - Положение).
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними (п.1 Положения)
В соответствии с п. 4 Положения Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия Федерального агентства воздушного транспорта определены п.5 Положения.
Регистрация в установленном порядке инструкций по производству полетов в зоне аэродрома (аэроузлов, вертодромов), а также аэронавигационных паспортов аэродромов (вертодромов, посадочных площадок) и поправок к ним относится к компетенции территориальных органов Росавиации.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта приостановить действие аэронавигационого паспорта посадочной площадки. Применение аналоги закона в данном случае не предусмотрено.
Следовательно, распоряжение административного ответчика Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта (Центральное МТУ Росавиации) №152 от 26 февраля 2020 года «О приостановлении действия аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Волжская 7» № ЦПЗ-575» является незаконным.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение принято административным ответчиком 26 февраля 2020 года. 13 мая 2020 года ФИО2 указанное решение обжаловано в порядке подчинения в вышестоящий орган - Федеральное агентство воздушного транспорта. Из ответа и.о. начальника Управления инспекции по безопасности полетов от 28 мая 2020 года следует, что Росавиация в рамках своих полномочий не вправе отменять, а также комментировать решения территориального органа в установленной сфере деятельности.
Определением Люберецкого городского суда Московской области от 26 июня 2020 года ФИО13 возвращено административное исковое заявление к Межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта, в связи с неподсудностью. Разъяснено право на обращение в суд по месту жительства административного истца или месту нахождения посадочной площадки. Копия определения Люберецкого городского суда Московской области от 26 июня 2020 года получена ФИО2 14 июля 2020 года.
4 августа 2020 года в суд поступило данное административное исковое заявление, таким образом, срок на подачу административного иска не пропущен.
Поскольку судом установлено нарушение прав административного истца ввиду незаконного лишения возможности использовать вертолетную площадку, требования ФИО2 об отмене распоряжения административного ответчика Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта (Центральное МТУ Росавиации) №152 от 26 февраля 2020 года «О приостановлении действия аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Волжская 7» № ЦПЗ-575» как незаконного и обязывании административного ответчика Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта (Центральное МТУ Росавиации) восстановить в журнале регистрации ИПП (индивидуальных посадочных площадок), АНППП (аэронавигационных паспортов посадочных площадок) сведения об аэронавигационном паспорте посадочной площадки «Волжская 7» законны и обоснованы, подлежат восстановлению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Отменить распоряжение административного ответчика Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта (Центральное МТУ Росавиации) №152 от 26 февраля 2020 года «О приостановлении действия аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Волжская 7» № ЦПЗ-575» как незаконное.
Обязать административного ответчика Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта (Центральное МТУ Росавиации) восстановить в журнале регистрации ИПП (индивидуальных посадочных площадок), АНППП (аэронавигационных паспортов посадочных площадок) сведения об аэронавигационном паспорте посадочной площадки «Волжская 7».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.С. Мошовец
Решение в окончательной форме изготовлено 30 октября 2020 года.
Председательствующий Ю.С. Мошовец
Административное дело №2а-1704/2020
69RS0014-02-2020-001856-32