ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1704/20 от 29.01.2021 Северского городского суда (Томская область)

Дело № 2а-301/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2021 года Северский городской суд Томской области в составе

председательствующего судьи Кокаревич И.Н.

при секретаре Масликовой А.Л.,

помощнике судьи Лавриненко А.П.,

с участием административного истца Стародубова А.И., административного ответчика судебного пристава-исполнителя Стародубова А.И. к отделению судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов, по Томской области Пыриной Т.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным,

установил:

Стародубов А.И. обратился в суд с административным иском к отделению судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области (далее - ОСП по г. Северску УФССП России по Томской области), судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области Пыриной Т.В. (далее - судебный пристав-исполнитель Пырина Т.В.), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области, в котором просит признать бездействие судебного пристава-исполнителя Пыриной Т.В. в рамках исполнительного производства № **, возбужденному на основании исполнительного листа серии ФС № ** по гражданскому делу № ** от 30.01.2020, незаконными; обязать судебного пристава-исполнителя Пырину Т.В. произвести следующие исполнительные действия и меры принудительного исполнения: запросить сведения о наличии имущества у должника в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (о наличии в собственности должника объектов недвижимого имущества), в РЭО ГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области (о наличии в собственности должника транспортных средств), в Инспекции по государственному техническому надзору по ЗАТО Северск (о наличии в собственности должника самоходных машин), в Государственную инспекцию по маломерным судам (о наличии в собственности должника маломерных судов), в ИФНС по ЗАТО Северск (о наличии у должника дохода), в отделение Пенсионного фонда по ЗАТО Северск (о наличии у должника выплат пенсионного характера); в случае обнаружения имущества, зарегистрированного на имя должника, вынести постановления о наложении запрета в регистрационных действиях на указанное имущество в целях недопущения его продажи должником и извлечения от продажи дохода, дальнейшей растраты дохода от продажи без уплаты алиментной задолженности, а также безвозвратного убытия имущества и невозможности исполнения требований исполнительного документа; запросить сведения о регистрации по месту жительства и по месту пребывания должника Ш., **.**.**** года рождения, в отделе адресно-справочной работы управления по вопросам миграции УМВД России по Томской области; посетить должника по месту его жительства и по месту пребывания с целью произведения описи и ареста имущества, предварительно получив письменное разрешение старшего судебного пристава ОСП по ЗАТО Северск Томской области на вход судебного пристава-исполнителя в жилое помещение без согласия должника; произвести расчет задолженности по алиментам с 30.12.2019 по день расчета; постановление о расчете задолженности направить административному истцу по [адрес], не позднее одного дня с момента вынесения такого постановления; произвести оценку обнаруженного имущества, принадлежащего должнику на праве собственности и обратить взыскание на то имущество, которое по стоимости наиболее близко к размеру задолженности по алиментам; произвести розыск всех счетов, открытых в банках и иных кредитных организациях на имя должника и наложить на них арест в целях удержания текущих алиментных платежей, алиментной задолженности; произвести проверку фактической работы должника в организации, о режиме пребывания на работе, проверку правильности начисления зарплаты и правильности удержания алиментов и задолженности по алиментам, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов по месту работы должника, результаты проверки зафиксировать соответствующим письменным актом.

В обоснование административного иска административный истец указал, что 30.01.2020 Северским городским судом Томской области было вынесено решение по делу № ** о взыскании с Ш., **.**.**** года рождения, в пользу Стародубова А.И. алиментов на содержание сына С., **.**.**** года рождения, в размере 1/4 части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с 30.12.2019 и до совершеннолетия ребенка. На основании данного решения суда выдан исполнительный лист серии ФС № **. Исполнительный лист с заявлением о возбуждении исполнительного производства подан административным истцом в ОСП по г. Северску УФССП России по Томской области 31.01.2020. Исполнительное производство в нарушение ч. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем было возбуждено лишь 03.03.2020. Судебный пристав-исполнитель за все время исполнительного производства не предпринял никаких должных мер принудительного исполнения, который обязан предпринять в силу закона. Никаких ежемесячных платежей на содержание сына С. административному истцу не поступало и не поступает на протяжении года. Судебный пристав-исполнитель нарушает его право на судебную защиту путем восстановления нарушенных прав и свобод, а именно на получение денежного содержания ребенку от матери. Судебный пристав-исполнитель назначила взыскание алиментов с момента возбуждения исполнительного производства, то есть с 03.03.2020, а не с 30.12.2019, как указано в исполнительном листе. Должник Ш. с 30.12.2019 не работала, была трудоустроена только с 16.03.2020, в то время, как судебный пристав-исполнитель Пырина Т.В. возбуждает исполнительное производство 03.03.2020, тем самым, дав возможность должнику трудоустроиться на работу с минимальной оплатой труда на неполный рабочий день и попытаться избежать начисления алиментов ежемесячно в размере средней зарплаты по Российской Федерации согласно ст. 113 Семейного кодекса РФ и неустойки за невыплату алиментов. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства не приводит конкретную сумму задолженности, которую должник обязан выплатить на момент возбуждения исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не принимает мер к аресту имущества должника Ш. по месту ее жительства, ссылаясь на то, что должник отказывается впускать судебного пристава-исполнителя в жилое помещение. Судебный пристав-исполнитель Пырина Т.В. не предпринимает мер к розыску имущества должника Ш., не предпринимает мер к наложению запрета распоряжаться имеющимся у должника имуществом, не обращает взыскание на имущество должника.

Административный истец Стародубов А.И. в судебном заседании поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Северску УФССП России по Томской области Пырина Т.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на административный иск, в которых указала, что на исполнении в ОСП по г. Северску УФССП России по Томской области находилось исполнительное производство № **, возбужденное 03.03.2020 на основании исполнительного листа от 30.01.2020 по делу № **. В ОСП по г. Северску указанный исполнительный лист, направленный Стародубовым А.И. 25.02.2020 согласно почтовому штемпелю на конверте, поступил Почтой России 02.03.2020. В заявлении взыскателя Стародубова А.И. от 22.02.2020, приложенного к исполнительному листу, указано, что взыскание алиментов начинать с 30.01.2020. Постановление о возбуждении исполнительного производства № ** направлено взыскателю 10.03.2020. В целях установления у должника имущества и доходов, на которые может быть обращено взыскание, судебным приставом-исполнителем 03.03.2020, а также 12.06.2020 направлены запросы в регистрирующие органы, кредитные организации, в ПФР на получение сведений о заработной плате, к оператору связи, в банки, в Центр занятости населения о размере пенсии, в ПФР о СНИЛС, в ГИБДД МВД России на получение сведений о зарегистрированных автомототранспортных средствах, о счетах должника в ФНС, ЗАГС об актах гражданского состояния, в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области, ГУВМ МВД России. Согласно справке адресного бюро от 03.03.2020 Ш. зарегистрирована по [адрес]. Согласно ответу, поступившему из ПАО «Сбербанк России», на имя должника открыты счета. Судебным приставом-исполнителем обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах должника в указанном банке. Списанные денежные средства в размере 0, 08 руб. перечислены на лицевой счет взыскателя. Согласно ответам, поступившим из других кредитных организаций, счета и вклады у должника отсутствуют, в связи с техническими характеристиками системы АИС, ответы, где сведения отсутствуют, удаляются после окончания исполнительного производства. Согласно ответу ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области, автомототранспортные средства у должника отсутствуют. Согласно ответу из ЕГРН от 10.09.2020 Ш. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: жилое помещение, расположенное по [адрес]; жилое помещение, расположенное по [адрес] (ограничение прав и обременение объекта недвижимости: запрещение регистрации). 04.03.2020 судебным приставом-исполнителем вынесена заявка на участие судебного пристава по ОУПДС при совершении исполнительных действий (согласно сводке по исполнительному производству). 05.03.2020 составлен акт совершения исполнительных действий, результат выхода по адресу регистрации: [адрес], Ш. не проживает. По адресу фактического проживания: [адрес], оставлена повестка о вызове в ОСП на 12.03.2020. Должник 12.03.2020 явилась на прием к судебному приставу - исполнителю. У должника было отобрано предупреждение об административной ответственности по ст. 17.17, ст. 5.35.1 КоАП РФ и об уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса РФ за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей, заполнена информационная карта должника, вручена квитанция для оплаты алиментов. Также судебным приставом - исполнителем вручено постановление, обязывающее Ш. являться к судебному приставу-исполнителю в срок согласно приложенному графику. Место регистрации Ш. сверено по представленному должником паспорту. Согласно полученным сведениям из ПФР Ш. работает в ОГБПОУ «**». 05.03.2020 судебным приставом-исполнителем направлен запрос работодателю для представления сведений. Согласно полученному ответу 18.03.2020 Ш. действительно работала в ОГБПОУ «**» с 08.07.2019 по 05.08.2019. 11.03.2020 вынесено постановление о расчете и взыскании задолженности за период с 30.01.2020 по 11.03.2020 в размере 16 050, 44 руб. Так как должником Ш. не предоставлены сведения о месте работы и заработной плате, расчет задолженности по алиментам произведен в соответствии с требованиями ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации, исходя из среднемесячной заработной платы по России на момент взыскания задолженности. Согласно сведениям, представленным ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области, Ш. не состоит на учёте в ИФНС России по ЗАТО Северск в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно трудовому договору от 16.03.2020 № **, поступившему в ОСП по г. Северску 19.03.2020, установлено, что Ш. трудоустроена у ИП Н. 23.03.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в ИП Н. Задолженность на момент трудоустройства составила 17 543, 50 руб. Бухгалтерии ИП Н. дано указание производить удержания в соответствии с действующим законодательством в размере 50% - до погашения долга, в размере 1/4 - после погашения долга. 30.04.2020 судебным приставом-исполнителем получено обратное уведомление по исполнительному производству о получении постановления от 23.03.2020 ИП Н. 02.04.2020 должником Ш. добровольно по квитанции произведена оплата алиментов в размере 5 000 руб. Так как взыскателем не были представлены банковские реквизиты для перечисления алиментов, 23.03.2020 и повторно 21.04.2020 в адрес взыскателя Стародубова А.И. судебным приставом-исполнителем были направлены запросы для представления банковских реквизитов для перечисления денежных средств. Выплаченные добровольно Ш. алименты не были своевременно перечислены по причине непредоставления Стародубовым А.И. банковских реквизитов по неоднократным запросам судебного пристава-исполнителя. 08.05.2020 судебным приставом-исполнителем направлен запрос в отношении Ш. в ИП Н. о предоставлении информации, а именно: действительно является (являлся) работником организации и в какой период времени, о начисленной заработной плате за вычетом подоходного налога за весь период трудоустройства, о размере начисленных, перечисленных алиментов (если перечислялись), об остатке задолженности на 01.05.2020. Согласно полученному ответу 25.05.2020 Ш. действительно является работником ИП Н. с 16.03.2020 по настоящее время. Остаток задолженности на 01.05.2020 составил 16 499, 50 руб. Выезды по адресу регистрации и фактического проживаю должника в целях проверки имущественного положения, наложения ареста на имущества судебным приставом-исполнителем по 31.12.2020 включительно не производятся. Денежные средства в размере 11 527, 22 руб., поступившие на депозитный счет ОСП по Северску от ИП Н., перечислены на расчетный счет взыскателя в полном объеме. В связи тем, что Ш. добровольно выплачены алименты в размере 7 150 руб., судебным приставом-исполнителем 17.07.2020 вынесено постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление от 23.03.2020. Задолженность на 01.06.2020 составила 8 393, 50 руб. Исполнительное производство окончено в порядке п. 8 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» направлением копии исполнительного документа в учреждение для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом. Согласно сведениям, представленным ИП Н. 08.09.2020, Ш. является работником ИП Н. с 16.03.2020 по настоящее время. Остаток задолженности на 08.09.2020 составил 5 503, 89 руб. 07.12.2020 судебным приставом-исполнителем повторно направлен запрос в отношении Ш. в ИП Н. о предоставлении информации. Согласно полученному ответу 31.12.2020, алименты перечисляются в полном объеме. Остаток задолженности на 01.12.2020 составляет 3 652, 89 руб. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представители ответчиков УФССП России по Томской области, ОСП по г. Северску УФССП России по Томской области, заинтересованное лицо Ш., представитель заинтересованного лица органа опеки и попечительства Администрации ЗАТО Северск Томской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.

На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев дело, заслушав объяснения административного истца, административного ответчика - судебного пристава-исполнителя, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующимему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9). Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11).

Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают прав и законных интересов заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращаясь в суд, административный истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.

По смыслу статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо наличие двух условий: оспариваемое бездействие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемое бездействие нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Проверяя соблюдение административным истцом Стародубовым А.И. сроков обращения в суд с настоящим административным иском, суд приходит к выводу о своевременности такого обращения, поскольку несовершение действий со стороны судебного пристава-исполнителя после указанного срока не может являться препятствием для реализации стороной в исполнительном производстве права на обжалование бездействия должностных лиц службы судебных приставов, носящего длящийся характер, следовательно, в данном случае срок, установленный для обжалования такого бездействия, не устраненного на момент подачи административного иска в суд, не истек.

Статьями 2, 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.

Исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно статье 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе, в том числе, запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; производить розыск должника, его имущества, совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. Данная статья регламентирует, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель наделен достаточно широким спектром исполнительных действий направленных на своевременное исполнение судебных актов.

Названная норма содержит не исчерпывающий перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительного документа, что позволяет судебному приставу-исполнителю совершать иные исполнительные действия в целях реализации своих полномочий и для обеспечения исполнения исполнительных документов.

Статья 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ содержит перечень мер принудительного исполнения, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. При этом меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по аренде; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному полному и правильному исполнению исполнительных документов (часть 1 статьи 12 Федерального закона «О судебных приставах»).

Согласно пункту 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.

Отсутствие положительного результата для заявителя от проводимых исполнительных действий, а также истечение срока, установленного частью 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве, не может служить основанием для установления факта незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя, на что указано и в абзаце 2 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Так, бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.) (абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50).

Характер, перечень, объем и достаточность необходимых исполнительных действий определяются судебным приставом-исполнителем самостоятельно.

В соответствии с частью 2 статьи 102 Закона № 229-ФЗ размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Федеральный законодатель, регламентируя в статье 113 Семейного кодекса Российской Федерации порядок определения задолженности по алиментам, в части 5 названной статьи указал на право любой стороны исполнительного производства при несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем обжаловать его действия в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

Из содержания части 4 данной статьи следует, что размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 47 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в случае направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.

Обращаясь в суд с административным иском, административный истец Стародубов А.И. указал, что судебный пристав-исполнитель за все время исполнительного производства не предпринял никаких должных мер принудительного исполнения, который обязан предпринять в силу закона.

Указанные доводы административного истца не нашли своего подтверждения в судебном заседании, опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Северского городского суда Томской области от 30.01.2020 по делу № ** исковые требования Стародубова А.И. к Ш. о взыскании с Ш. в пользу Стародубова А.И. алиментов на содержание сына С., **.**.**** года рождения, в размере ? части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с 30.12.2019 и до совершеннолетия ребенка, удовлетворены.

Исполнительный лист серии ФС № ** от 30.01.2020 был направлен по Почте России взыскателем Стародубовым А.И. в ОСП по г. Северску УФССП России по Томской области для исполнения 22.02.2020, который поступил в ОСП по г. Северску УФССП России по Томской области 02.03.2020, что подтверждается почтовым конвертом, а также штампом входящей корреспонденции в ОСП по г. Северску УФССП России по Томской области.

Постановлением судебного пристава-исполнителя 03.03.2020 возбуждено исполнительное производство № **.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, организациями, лицами, участвующими в исполнительном производстве, Федеральная служба судебных приставов использует государственные информационные системы.

Как следует из сводки по исполнительному производству № **, судебным приставом-исполнителем 03.03.2020, 05.03.2020, 06.03.2020, 11.03.2020, 06.04.2020, 12.06.2020 направлены в порядке межведомственного взаимодействия в электронной форме соответствующие запросы в целях установления у должника имущества и доходов, на которые может быть обращено взыскание, а именно: в регистрирующие органы, кредитные организации, в ПФР на получение сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица, к операторам связи, в банки, в Центр занятости населения, в ПФР о СНИЛС, в ГИБДД МВД России на получение сведений о зарегистрированных автомототранспортных средствах, о счетах должника в ФНС, в ЗАГС об актах гражданского состояния, в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области, ГУМВ МВД России,

Как следует из ответа от 10.03.2020 № **, работодателем Ш. являлось ОГБПОУ «**», сумма дохода - 6 897 руб., дата получения дохода - июль 2019ю

Согласно справке адресного бюро от 03.03.2020 Ш. зарегистрирована по [адрес].

04.03.2020 судебным приставом-исполнителем оформлена заявка на участие судебного пристава по ОУПДС при совершении исполнительных действий.

Как следует из сводки по исполнительному производству № **, 05.03.2020 судебным приставом-исполнителем направлен запрос работодателю ОГБПОУ «**» для представления сведений.

10.03.2020 судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий о том, что по результатам выхода по адресу регистрации должника: [адрес], Ш. не проживает. Дверь квартиры никто не открыл, оставлена повестка на 12.03.2020.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 11.03.2020 Ш. определена задолженность по алиментам за период с 30.01.2020 по 11.03.2020 на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на 11.03.2020 в размере 16 050, 44 руб.

12.03.2020 постановлением судебного пристава-исполнителя обращено взыскание на денежные средства должника на сумму 16 050, 44 руб., находящиеся на счетах ПАО Сбербанк.

У должника Ш. судебным приставом-исполнителем 12.03.2020 было отобрано предупреждение об административной ответственности по статьям 17.17, 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и об уголовной ответственности по части 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей, заполнена информационная карта должника.

Как следует из письменных объяснений Ш., данных ею судебному приставу-исполнителю 12.03.2020, должник зарегистрирована по [адрес], проживает по [адрес], совместно с мужем и ребенком ** лет. Официально трудоустроена с 01.03.2020. От выплаты алиментов не отказывается, квитанцию об уплате алиментов получила.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 12.03.2020 установлен график явки должника, обязывающий должника являться к судебному приставу-исполнителю в срок, согласно приложенному графику, с предоставлением информации об уплате задолженности с предъявлением документов, подтверждающих оплату долга по исполнительному документу. Указанное постановление от 12.03.2020 вручено должнику, что подтверждается личной подписью Ш.

Согласно ответу ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области от 13.03.2020 № **Ш. не состоит на учёте в ИФНС России по ЗАТО Северск в качестве индивидуального предпринимателя, источником дохода в июле 2019 года являлся ОГБПОУ «**», доход составил в размере 6 897 руб.

Из ответа ОГБПОУ «**» от 17.03.2020 № ** следует, что Ш. работала в ОГБПОУ «**» по договору подряда на оказание услуг от 08.07.2019 № ** с 08.07.2019 по 05.08.2019. За период с 08.07.2019 по 05.08.2019 ее доход составил 6 897 руб. Алименты с Ш. не удерживались. В настоящее время Ш. не является сотрудником ОГБПОУ «**».

В ходе исполнения исполнительного документа судебным приставом – исполнителем установлено, что должник работает и копию исполнительного документа необходимо направить по месту получения дохода должником для удержания периодических платежей.

Так, согласно трудовому договору от 16.03.2020 № **, поступившему в ОСП по г. Северску УФССП России по Томской области 19.03.2020, Ш. трудоустроена у ИП Н.

23.03.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника у ИП Н. Задолженность на момент трудоустройства составила 17 543, 50 руб. Взыскание алиментов постановлено производить с 16.03.2020.

Также 23.03.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о расчете и взыскании задолженности по алиментам с 30.01.2020 в размере ? части всех видов заработка и (или) иного дохода. На момент взыскания (расчета) задолженности 30.01.2020 задолженность по алиментам отсутствует. Задолженность по алиментам за период с 30.01.2020 по 15.03.2020 составляет 17 543, 50 руб.

В соответствии с платежными поручениями от 16.04.2020 № ** на сумму 5 000 руб., от 17.04.2020 № ** на сумму 5 000 руб., от 06.05.2020 № ** на сумму 2 088 руб., от 01.06.2020 № ** на сумму 312 руб., от 01.06.2020 № ** на сумму 1 600 руб. с должника производились удержания для погашения задолженности перед взыскателем Стародубовым А.И.

08.05.2020 судебным приставом-исполнителем был повторно направлен запрос ИП Н. о предоставлении сведений, а именно: подтвердить, что должник действительно являлся, является работником указанной организации и какой период времени, о начисленной заработной плате за вычетом подоходного налога за весь период работы, о размере начисленных и перечисленных алиментов (если перечислялись), указать оставшуюся сумму долга на 01.05.2020.

Согласно ответу ИП Н. от 15.05.2020 Ш. действительно является работником ИП Н. с 16.03.2020 по настоящее время. За период с 16.03.2020 по 01.05.2020 начислены и перечислены алименты в размере 2 088 руб. Остаток задолженности на 01.05.2020 составил 16 499, 50 руб.

Из ответа ИП Н. от 05.06.2020 следует, что в отношении должника Ш. выявились новые обстоятельства. Ш. имеет 2 несовершеннолетних детей, в связи с чем, НДФЛ в отношении данного должника не возникает. Сделан перерасчет по взысканию из заработной платы. Долг по алиментам на 16.03.2020 составил 17 543, 50 руб. Сумма удержаний составила 4 000 руб. Остаток задолженности на 01.06.2020 - 15 543, 50 руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 17.07.2020 внесены в постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 23.03.2020 № ** следующие исправления: в связи с добровольной оплатой Ш. алиментов в размере 7 150 руб., уменьшить задолженность по алиментам. Таким образом, долг по алиментам на 01.06.2020 составил 8 393, 50 руб.

Как следует из письменных возражений административного ответчика на административный иск, поскольку взыскателем не были представлены банковские реквизиты для перечисления алиментов, 23.03.2020 и повторно 21.04.2020 судебным приставом-исполнителем были направлены запросы Стародубову А.И. для представления банковских реквизитов для перечисления алиментов.

Выплаченные добровольно Ш. алименты были перечислены Стародубову А.И. согласно представленным последним банковским реквизитам.

Денежные средства в размере 11 527, 22 руб., поступившие на депозитный счет ОСП по Северску от ИП Н., перечислены на расчетный счет взыскателя в полном объеме.

Постановление судебного пристава-исполнителя от 17.07.2020 исполнительное производство № ** окончено в порядке пункта 8 части 1 статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» направлением копии исполнительного документа в учреждение для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.

В соответствии со ст. 47 названного Федерального закона по оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона (часть 8).

В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения (часть 9).

В соответствии с Методическими рекомендациями по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России 19.06.2012 № 01-16) в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов судебным приставам-исполнителям необходимо не реже одного раза в квартал проводить проверки имущественного положения должников путем направления запросов в соответствующие организации и проверок имущества по их месту жительства, месту пребывания.

Так, 28.08.2020 судебным приставом-исполнителем был повторно направлен запрос ИП Н. о предоставлении сведений, а именно: подтвердить, что должник действительно является, являлся работником указанной организации и какой период времени, о начисленной заработной плате за вычетом подоходного налога за весь период работы, о размере начисленных и перечисленных алиментов (если перечислялись), указать оставшуюся сумму долга на 01.09.2020.

29.08.2020 судебным приставом-исполнителем направлен запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, об объектах недвижимости и их правообладателях в отношении Ш.

Согласно ответу из ЕГРН от 10.09.2020 № **Ш. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: ? доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по [адрес]; жилое помещение, расположенное по [адрес] (ограничение прав и обременение объекта недвижимости: запрещение регистрации).

Как следует из ответа ИП Н. от 08.09.2020, Ш. действительно является работником ИП Н. с 16.03.2020 по настоящее время. Остаток задолженности на 08.09.2020 составил 5 503, 89 руб. Начисленные и перечисленные алименты за период с 16.03.2020 по 08.09.2020 в отношении должника Ш. составили 9 779, 22 руб. По постановлению судебного пристава-исполнителя от 17.07.2020 после добровольной выплаты Ш. 7 150 руб. внесены изменения по уменьшению сумм долга по алиментам. Задолженность на 08.09.2020 составляет 5 503, 89 руб.

07.12.2020 судебным приставом-исполнителем повторно направлен запрос в отношении Ш. в ИП Н. о предоставлении информации.

Из ответа ИП Н. от 31.12.2020 следует, что алименты перечисляются в полном объеме. Остаток задолженности на 01.12.2020 составляет 3 652, 89 руб.

Согласно кассовому чеку ПАО Сбербанк от 14.01.2021 № ** должником Ш. погашена задолженность по алиментам в пользу Стародубова А.И. в размере 3725,95 руб.

Таким образом, вопреки доводам административного истца незаконного бездействия, выразившегося в непринятии мер по принудительному взысканию с должника задолженности по алиментам, судебным приставом-исполнителем допущено не было. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 17.07.2020 исполнительное производство № ** окончено в порядке пункта 8 части 1 статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» направлением копии исполнительного документа в учреждение для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.

Указанное постановление об окончании исполнительного производства от 17.07.2020 в установленном законом порядке незаконным не признано и не отменено.

Доказательств наличия у должника Ш. задолженности по уплате алиментов перед взыскателем Стародубовым А.И. последним не представлено.

В рамках контроля удержания и перечисления денежных средств должника обязанным лицом судебным приставом - исполнителем производилась проверка, что подтверждается представленными документами.

Факт бездействия судебного пристава-исполнителя Пыриной Т.В. в рамках исполнительного производства № ** опровергается материалами исполнительного производства, из которых следует, что судебным приставом-исполнителем совершены необходимые исполнительные действия и применены необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок. Из представленных материалов исполнительного производства усматривается, что с момента возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в рамках представленных полномочий и в соответствии с требованиями Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» совершались исполнительные действия и предпринимались меры к принудительному исполнению исполнительного документа в отношении должника по названному исполнительному производству.

В связи с изложенным, суд не усматривает оснований полагать, что деятельность судебного пристава-исполнителя в рамках данного исполнительного производства не соответствовала целям и задачам законодательства об исполнительном производстве, в том числе установленному статьей 4 Закона «Об исполнительном производстве» принципу своевременности совершения исполнительных действий.

Суд считает несостоятельными доводы административного истца о том, что судебным приставом-исполнителем Пыриной Т.В. было допущено незаконное бездействие по исполнительному производству № ** в отношении Ш., выразившееся в том, что вопреки вынесенному решению суда о взыскании алиментов с Ш., начиная с 30.12.2019, судебным приставом -исполнителем постановлено взыскивать алименты с Ш. с 30.01.2020, чем были нарушены права административного истца, поскольку они опровергаются представленными в материалы доказательствами.

Так, в заявлении взыскателя Стародубова А.И. от 22.02.2020, направленного последним 25.02.2020 почтовым отправлением в ОСП по г. Северску, административным истцом указано, что взыскание алиментов начинать с 30.01.2020.

Из ответа Центра ПФР по выплате пенсий в Томской области от 21.01.2021 № ** следует, что из пенсии Стародубова А.И. производились удержания текущих алиментов в размере 25 % от установленного размера пенсии и задолженности по алиментам в размере 25% от установленного размера пенсии на содержание несовершеннолетнего ребёнка С., **.**.**** года рождения, в пользу взыскателя Ш. Остаток задолженности Стародубова А.И. по алиментам в пользу Ш. по исполнительному производству от 02.04.2013 № ** по состоянию на 01.07.2020 составил 217 102, 49 руб.

Как следует из объяснений административного истца Стародубова А.И. остаток указанной задолженности последним не погашен, оплачивать задолженность не намерен.

При этом согласно расписке Ш. от 27.01.2021, представленной ею судебному приставу-исполнителю, Ш. согласна учесть сумму в размере 12 384, 75 руб. за период с 30.12.2019 по 29.01.2020 в счет погашения оставшейся задолженности по алиментам по исполнительному производству от 02.04.2013 № ** о взыскании алиментов со Стародубова А.И. в пользу Ш. на содержание несовершеннолетнего С., **.**.**** года рождения.

Указанное свидетельствует об отсутствии нарушений прав административного истца Стародубова А.И. при исполнении исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС № ** по гражданскому делу № ** от 30.01.2020.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Стародубова А.И. к административным ответчикам не подлежат удовлетворению, поскольку предусмотренной пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупности оснований для признания бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным не установлено; утверждения административного истца о том, что по исполнительному производству судебным приставом-исполнителем допущено незаконное, нарушающее права взыскателя на своевременное исполнение требований исполнительного документа бездействие, в частности, не принимались необходимые и эффективные меры принудительного исполнения, не совершались достаточные исполнительные действия для целей исполнения должником требований исполнительного документа, не нашли своего объективного подтверждения в судебном заседании.

С учетом изложенных обстоятельств и доказательств в их совокупности, положений закона, суд приходит к выводу, о том, что судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Северску УФССП России по Томской области Пырина Т.В. принимала предусмотренные законом необходимые меры и совершала действия по исполнению исполнительного документа, а неполучение административным истцом от должника Ш. алиментов в том размере, который был бы достаточным, по мнению административного истца, для содержания сына, не свидетельствует о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя, судебным приставом-исполнителем не допущено оспариваемого административным истцом бездействия, повлекшего нарушение его прав и законных интересов. В этой связи оснований для удовлетворения требования административного истца Стародубова А.И. о признании бездействия судебного пристава-исполнителя Пыриной Т.В. в рамках исполнительного производства № **, возбужденного на основании исполнительного листа серии ФС № ** по гражданскому делу № ** от 30.01.2020, незаконным; обязании судебного пристава-исполнителя Пырину Т.В. произвести указанные в иске исполнительные действия и принять меры принудительного исполнения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Стародубова А.И. к отделению судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области Пыриной Т.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области о признании бездействия судебного пристава-исполнителя Пыриной Т.В. в рамках исполнительного производства № **, возбужденного на основании исполнительного листа серии ФС № ** по гражданскому делу № ** от 30.01.2020 незаконным; обязании судебного пристава-исполнителя Пыриной Т.В. произвести следующие исполнительные действия и меры принудительного исполнения: запросить сведения о наличии имущества у должника в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области (о наличии в собственности должника объектов недвижимого имущества), в РЭО ГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области (о наличии в собственности должника транспортных средств), в Инспекции по государственному техническому надзору по ЗАТО Северск (о наличии в собственности должника самоходных машин), в Государственной инспекции по маломерным судам (о наличии в собственности должника маломерных судов), в ИФНС по ЗАТО Северск (о наличии у должника дохода), в отделении Пенсионного фонда по ЗАТО Северск (о наличии у должника выплат пенсионного характера); в случае обнаружения имущества, зарегистрированного на имя должника, вынести постановления о наложении запрета в регистрационных действиях на указанное имущество в целях недопущения его продажи должником и извлечения от продажи дохода, дальнейшей растраты дохода от продажи без уплаты задолженности по алиментам, а также безвозвратного убытия имущества и невозможности исполнения требований исполнительного документа; запросить сведения о регистрации по месту жительства и по месту пребывания должника Ш., **.**.**** года рождения, в отделе адресно-справочной работы управления по вопросам миграции УМВД России по Томской области; посетить должника по месту его жительства и по месту пребывания с целью произвести опись и арест имущества, предварительно получив письменное разрешение старшего судебного пристава ОСП по ЗАТО Северск Томской области на вход судебного пристава-исполнителя в жилое помещение без согласия должника; произвести расчет задолженности по алиментам с 30.12.2019 по день расчета; постановление о расчете задолженности направить административному истцу по [адрес], не позднее одного дня с момента вынесения такого постановления; произвести оценку обнаруженного имущества, принадлежащего должнику на праве собственности и обратить взыскание на то имущество, которое по стоимости наиболее близко к размеру задолженности по алиментам; произвести розыск всех счетов, открытых в банках и иных кредитных организациях на имя должника и наложить на них арест в целях удержания текущих алиментных платежей, задолженности по алиментам; произвести проверки фактической работы должника в организации, о режиме пребывания на работе, проверки правильности начисления зарплаты и правильности удержания алиментов и алиментной задолженности, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов по месту работы должника, результаты проверки зафиксировать соответствующим письменным актом, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Северский городской суд Томской области.

Судья И.Н. Кокаревич

УИД 70RS0009-01-2020-005605-36