Дело № 2а-1705/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2019 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Цыдыповой Д.З., с участием прокурора Бадмажаповой Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жужговой Елены Владимировны, Левуковой Ольги Григорьевны к Администрации г.Улан-Удэ об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
В суд поступило вышеназванное административное исковое заявление, в котором административные истцы просят признать не действующим Распоряжение Администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении схемы теплоснабжения на период до 2033 г.», признать не действующей Схему теплоснабжения ..., не соответствующей требованиям закона.
В обоснование заявленных требований указано, что утвердив схему теплоснабжения, Администрация ... придала документу нормативно-правовой статус. В дальнейшем, данный нормативно-правовой акт явился основанием для принятия других документов, повлекших за собой возникновение ряда юридических фактов. Считают, что при утверждении схемы теплоснабжения на период до 2033 г. допущены нарушения Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении». В схему теплоснабжения внесены недостоверные данные.
В судебном заседании истцы и их представитель по доверенности Вороная А.В. исковые требования уточнили, полагали, что ответчиком нарушена процедура проведения слушаний и утверждения оспариваемого акта.
В судебном заседании представитель Администрации ... Манханова Б.Б., действующая на основании доверенности, просила об отказе истцу в иске, в связи с тем, что в данном случае права и законные интересы Жужговой Е.В., Левуковой О.Г. не затрагиваются, более того, данный акт не является нормативным правовым актом. Заявила и о пропуске истцами срока для обращения в суд.
Выслушав участников процесса, свидетеля, заключение прокурора, полагавшей, что оснований для удовлетворения поданного заявления не имеется, нарушений процедуры принятия постановления, законных интересов и прав истцов не установлено, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
В силу п. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия), и данными решениями, действиями (бездействиями) были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Из дела следует, что Жужгова Е.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ... Левукова О.Г. – собственником жилого помещения по адресу: ....
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилые дома по ... и по ... подключены к единой системе теплоснабжения.
Постановлением Администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ... утверждена схема теплоснабжения ... на период до 2033 года.
Полагая, что в утвержденную схему теплоснабжения ... внесены не соответствующие действительности сведения, касающиеся материальной характеристики (d1) тепловых сетей поселков Загорск и Восточный, поскольку фактически в эксплуатации ПАО «ТГК-14» находится не 4-х трубная, а 3-х трубная система теплопотребления, фактически отсутствует трубопровод в системе ГВС протяженностью 23 105 м различного диаметра, истцы обратились в суд с настоящим исковым заявлением.
Обсуждая заявленное ответчиком ходатайство о пропуске срока исковой давности, суд полагает, что срок исковой давности истцами не пропущен.
Так, согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из пояснений стороны истцов, свидетеля Г. о вынесенном решении истцы узнали в зимой 2019 г., для обращения в суд, сбора доказательств потребовалось значительное количество времени.
Вместе с тем, суд полагает, что требования истцов удовлетворению не подлежат.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон №190-ФЗ).
Федеральным законом №190-ФЗ также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В силу части 2 статьи 23 Федерального закона №190-ФЗ развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
Часть 3 статьи 23 указанного Федерального закона возлагает на уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы обязанность осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
Разработка и утверждение схем теплоснабжения производятся в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», Приказом Минэнерго России ..., Минрегиона России ... от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методических рекомендаций по разработке схем теплоснабжения».
Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения (далее - органы исполнительной власти городов федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами (далее - ответственные лица) по решению ответственных лиц (п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения»).
Согласно пп.«а» п.3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) утверждается главой местной администрации городского поселения, главой местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек
В соответствии с п.19 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 15 календарных дней со дня завершения разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) или со дня поступления к ним проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), разработанной юридическим лицом, обеспечивают:
а) размещение соответствующего проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в полном объеме, соответствующем положениям пунктов 4 и 23 требований к схемам теплоснабжения, на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения, материалов и сведений, предусмотренных пунктом 81 требований к схемам теплоснабжения. При размещении проекта актуализированной схемы теплоснабжения одновременно с ним также размещается схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) (с изменениями, предусмотренными указанным проектом актуализированной схемы теплоснабжения);
б) опубликование сведений о размещении проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) на официальном сайте и в средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органа местного самоуправления или органов государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - официальные источники опубликования);
в) возвращение на доработку соответствующего проекта, в случае если поступивший проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) не соответствует требованиям к схемам теплоснабжения (с указанием конкретных замечаний).
На основании п.20 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» обеспечение открытости процедуры разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений к соответствующему проекту, а также организации публичных слушаний.
Для организации сбора замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальном сайте указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 20 и более 30 календарных дней со дня размещения соответствующего проекта (п.21 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения»).
Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) начинаются не позднее 15 календарных дней со дня окончания срока сбора замечаний и предложений. Срок проведения публичных слушаний не может быть более 30 календарных дней (п.22 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения»).
Согласно п.23 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» процедура проведения публичных слушаний органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения состоит из следующих этапов:
а) размещение на официальном сайте уведомления о проведении публичных слушаний в срок не менее чем за 7 календарных дней до дня их начала. Указанное уведомление должно содержать информацию о дате, времени и месте проведения собрания участников публичных слушаний. При проведении публичных слушаний должно быть обеспечено обязательное извещение в письменной форме о проведении публичных слушаний теплоснабжающих и теплосетевых организаций, указанных в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения);
б) размещение на официальном сайте замечаний и предложений, поступивших в соответствии с пунктом 21 настоящего документа, не позднее 3 календарных дней со дня окончания срока сбора указанных замечаний и предложений;
в) проведение собрания участников публичных слушаний;
г) подготовка и оформление итогового документа (протокола) публичных слушаний;
д) размещение итогового документа (протокола) публичных слушаний.
Итоговый документ (протокол) публичных слушаний подготавливается, оформляется и размещается органом местного самоуправления, органом исполнительной власти города федерального значения на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня проведения собрания участников публичных слушаний (п.24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения»).
Согласно пп. «а» п.26 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ... «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» с учетом поступивших замечаний и предложений, а также итогового документа (протокола) публичных слушаний в течение 7 рабочих дней со дня размещения указанного итогового документа (протокола) на официальном сайте и при условии соблюдения срока, предусмотренного пунктом 38 настоящего документа, в установленном порядке, глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) принимает одно из следующих решений: утверждает схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) с учетом особенностей, указанных в разделе II настоящего документа; продлевает (однократно) срок рассмотрения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не более чем на 30 календарных дней (при необходимости), за исключением случая разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения; возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60 календарных дней со дня принятия решения о его возврате на доработку.
Судом установлено, что на основании муниципального контракта ... от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУ «Комитет городского хозяйства Администрации ...» и ООО «НефтеГазЭнергоСервис», последнее обязалось выполнить работы по «Актуализации схемы теплоснабжения городского округа «...» на период до 2033 г.».
Работы по актуализации «Схемы теплоснабжения городского округа «...» на период до 2033 года» были приняты Комитетом городского хозяйства Администрации ...ДД.ММ.ГГГГ, «Схема теплоснабжения муниципального образования – городского округа «...» на период до 2033 года (Актуализация на 2019 г.) была опубликована на официальном сайте.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы муниципального образования – мэром ... «О назначении публичных слушаний по проекту «Схема теплоснабжения ... на период до 2033 года» было установлено провести публичные слушания по проекту «Схема теплоснабжения ... на период до 2033 года» ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 по адресу: ..., зал ... Администрации .... Также было указано, что письменные предложения и замечания по обсуждаемому проекту принимаются до ДД.ММ.ГГГГ в Комитете городского хозяйства ... в рабочие дни с 08.30 до 17.30, расположенном по адресу: ..., каб. .... Данное постановление было опубликовано в «Муниципальном вестнике ...» и на официальном сайте органов местного самоуправления ...».
Таким образом, процедура принятия оспариваемого постановления соблюдена, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом местного самоуправления в пределах своей компетенции и полномочий, предоставленных федеральным законом, с соблюдением требований законодательства к форме и порядку его принятия, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Доводы стороны истцов о том, что на сайте не опубликована предыдущая схема теплоснабжения города, в связи с чем, истцы не имели возможности сравнить две схемы, судом отклоняются, поскольку таких требований действующее законодательство не содержит.
Указание стороны истцов на отсутствие экспертов, экспертного заключения по схеме теплоснабжения, также не является основанием для признания постановления Администрации ... и утвержденной схемы теплоснабжения не соответствующими требованиям закона, поскольку согласно муниципального контракта эксперты привлекаются только для проверки соответствия результатов работы на предмет соответствия их объема, качества, требованиям, изложенным в контракте.
Ссылка стороны истцов на то, что в протоколе публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ не указан секретарь, судом обсуждена.
Вместе с тем, как следует из текста данного протокола, данный протокол является продолжением публичных слушаний начатых ДД.ММ.ГГГГ, где секретарь указан.
Доводы стороны истцов о том, что публичные слушания были проведены при участии менее 50 человек, также не влекут недействительность оспариваемого постановления, так как при проведении подобных публичных слушаний должно было быть обеспечено только обязательное извещение в письменной форме о проведении публичных слушаний теплоснабжающих и теплосетевых организаций, указанных в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения).
Ссылка истцов на влияние утвержденной «схемы теплоснабжения» на рост платы за тепловую энергию, не относится к предмету заявленных требований.
Указание стороны истцов на то, что в утвержденную схему теплоснабжения ... внесены не соответствующие действительности сведения, касающиеся материальной характеристики (d1) тепловых сетей поселков Загорск и Восточный, поскольку фактически в эксплуатации ПАО «ТГК-14» находится не 4-х трубная, а 3-х трубная система теплопотребления, фактически отсутствует трубопровод в системе ГВС протяженностью 23 105 м различного диаметра, суд полагает необходимым отклонить, так как согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.
В связи с указанным, суд приходит к выводу, что оспариваемое истцами постановление признанию не действующим не подлежит, кроме того, существенным признакам, характеризующими нормативный правовой акт, не отвечает, является ненормативным правовым актом и относится к актам, принятым в рамках организационно-распорядительных полномочий администрации ..., поскольку не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение.
При этом указание стороны истцов на Распоряжение вместо Постановления «Об утверждении схемы теплоснабжения ...» правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет.
Поскольку Постановление Администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении схемы теплоснабжения на период до 2033 г.» отмене не подлежит, не может быть удовлетворено и требование о признании недействующей Схемы теплоснабжения ....
Сама же по себе «Схема теплоснабжения ... на период до 2033 года» не может быть признана не действующей в рамках настоящего дела.
При таких обстоятельствах, учитывая, что права, свободы и законные интересы административных истцов нарушены не были, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Жужговой Елене Владимировне, Левуковой Ольге Григорьевне в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца в Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Мотивированное решение составлено 24.04.2019 г.
Судья Е.А. Богомазова