ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1705/2017 от 24.04.2017 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2а-1705/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 апреля 2017 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре Ю.А. Фирсовой,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителей административного ответчика ФИО2, ФИО3,

представителя заинтересованного лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 ФИО8 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным решения от 02 февраля 2017, решения от 02 февраля 2017, обязании произвести учет изменений,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным решения от 02 февраля 2017, решения от 02 февраля 2017, обязании произвести учет изменений, указав, что ФИО5 обратился 01.02.2017 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее «Управление Росреестра») с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес> ул.Сурова, с «под производственные нужды» на «индивидуальные жилые дома» (заявление №73-0-1-69/3004/2017-221).

Рассмотрев указанное заявление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области уведомлением от 02.02.2017 за №73/17-2820 приостановило осуществление государственного кадастрового учета, в обоснование приостановки указав, что: 1) форма и содержание представленного документа не соответствуют Федеральному закону №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», а именно: в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее «ЕГРН») отсутствуют сведения о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 к определенной территориальной зоне градостроительного зонирования, предоставление которых является обязанностью органов местного самоуправления при принятии ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки, 2) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости, а именно: в заявлении содержится просьба об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 с «под производственные нужды» на «индивидуальные жилые дома», в то время, как согласно сведениям ЕГРН объект капитального строительства (индивидуальный жилой дом) на указанном земельном участке отсутствует. В целях устранения препятствий, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета, истец получил в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска сведения (исх. №01-13/910 от 13.02.2017) о принадлежности земельного участка с кадастровым номером к территориальным зонам Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) и ЦЗ (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения) и представил их в Управление Росреестра в соответствии с заявлением №73-0-1- 69/3004/2017-555 от 03.03.2017. Вместе с указанными сведениями в Управление Росреестра были предоставлены выкопировки из Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», согласно которым территориальные зоны Ж1 и ЦЗ в качестве основного вида разрешенного использования предусматривают вид использования «Индивидуальные жилые дома».

Рассмотрев представленные дополнительные документы Управление Росреестра уведомлением от 10.03.2017 № 73/17-7520 отказало в снятии приостановления осуществления кадастрового учета со ссылкой на п.49 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указав, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости, а именно: в заявлении содержится просьба об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 с «под производственные нужды» на «индивидуальные жилые дома», в то время, как согласно сведениям ЕГРН объект капитального строительства (индивидуальный жилой дом) на указанном земельном участке отсутствует.

По смыслу уведомлений Управления Росреестра от 02.02.2017 за №73/17-2820, от 10.03.2017 № 73/17-7520 препятствием в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 на «Индивидуальные жилые дома» является отсутствие на этом участке объекта капитального строительства (индивидуального жилого дома). Указанное препятствие является неустранимым, поскольку истец на земельном участке с кадастровым номером объекта капитального строительства (индивидуального жилого дома) не возводил, следовательно, доказательств иного предоставить невозможно. Иное свидетельствовало бы о возведении истцом самовольной постройки, в силу чего отказ Управления Росреестра в изменении вида разрешённого использования нарушает права истца, поскольку препятствует получению разрешения на строительство индивидуального жилого дома, как следствие, использованию земельного участка по назначению, предусмотренному утвержденным градостроительным регламентом. Выводы Управления Росреестра о наличии причин для приостановления осуществления кадастрового учета в части изменения вида разрешенного использования земельного участка, обусловленные отсутствием на этом земельном участке соответствующего объекта капитального строительства, не основаны на законе, что 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Просил суд решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, выраженные в уведомлениях от 02 февраля 2017 за №73/17-2820, от 10.03.2017 № 73/17-7520, в части, предусматривающей приостановление осуществления государственного кадастрового учета в связи с противоречиями между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости, а именно: в заявлении содержится просьба по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «под производственные нужды» на «индивидуальные жилые дома» в то время, как согласно сведениям ЕГРН объект капитального строительства (индивидуальный жилой дом) на указанном земельном участке отсутствует, признать незаконными. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 с «под производственные нужды» на «индивидуальные жилые дома».

В судебном заседании административный истец ФИО5 не присутствовал, представил заявление о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.

Представитель административного истца, действующий на основании нотариально удостоверенной по доверенности, ФИО1 в судебном заседании административный иск и доводы, изложенные в нем поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что согласно п.1, 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

Подпунктом 4 пункта 5 ст. 8 указанного закона вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения отнесены к дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, сведения о которых вносятся в кадастр недвижимости.

По смыслу п.7 ст.1 указанного закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Из пункта 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ следует, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В Земельном кодексе РФ (пп.5 п.1 ст. 1) закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из приведенных законоположений следует, что виды разрешенного использования земельных участков являются дополнительными сведениями, вносимыми в ЕГРН в уведомительном порядке по желанию правообладателей этих земельных участков, поскольку эти сведения не характеризуют земельный участок как индивидуальноопределенную вещь, при этом, объект капитального строительства, возведенный на земельном участке, следует разрешенному использованию этого земельного участка.

Сторонами не оспаривается, что на земельном участке с кадастровым номером отсутствует объект капитального строительства производственного назначения.

С учетом указанных законоположений, приведенные обстоятельства свидетельствуют, что сведения в ЕГРН о разрешенном использовании «для производственных нужд» в отношении земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36, в отсутствие на этом земельном участке объекта капитального строительства производственного назначения, не отражают фактических (существующих) сведений об этом земельном участке.

При указанных обстоятельствах вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома» для земельного участка с кадастровым номером , внесенный в ЕГРН в уведомительном порядке с соблюдением градостроительных регламентов на основании заявления правообладателя земельного участка, будет отражать фактические сведения об этом земельном участке.

Представители административного ответчика –ФИО2, ФИО3 в судебном заседании административный иск не признали и пояснили, что С 01 января 2017 г. в законную силу вступил Федеральный закон от 13.07.2015 №218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации), а отдельные положения Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федерального закона от 24.07.2007 №22ПФЗ «О кадастровой деятельности» утратили силу.

В соответствии со ст.3 Закона о государственной регистрации, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений (далее - ЕГРН), содержащихся в ЕГРН, осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009г. №457 органом регистрации прав является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В соответствии с Приказом Росреестра от 18.10.2016г. №П/0515 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделяется отдельными полномочиями органа регистрации прав.

Согласно ст.7 Закона о регистрации, ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме, который состоит из 6 разделов, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).

В соответствии с п.1 ст. 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Согласно п.4 ч.5 ст.8 Закона о регистрации вид разрешенного использования земельного участка относится к дополнительным сведениям о нем.

В соответствии с п.5 ст.4 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» (редакция закона, действующая до 01.01.2017г.) сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) вносились органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядка документов, если иное не установлено настоящим Законом.

Земельный участок с кадастровым номером 58830.10 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - Под производственные нужды, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 16.10.2006г.

По сведениям ЕГРН в пределах границ указанного выше земельного участка сведения об объектах капитального строительства отсутствуют.

26.01.2017г. на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право собственности ФИО5

01.02.2017г. в орган регистрации поступило заявление представителя по доверенности ФИО5 - ФИО1 о государственном учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 с «Под производственные нужды» на «индивидуальные жилые дома».

02.02.2017г. органом регистрации принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с п.7 ч.1 ст.26, п.49 ч.1 ст.26 Закона о государственной регистрации.

В уведомлении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений №73/17-2820 от 02.02.2017г. отражены нижеследующие причины приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

В сведениях ЕГРН сведения о принадлежности земельного участка к определенной территориальной зоне градостроительного зонирования отсутствуют, соответственно органу регистрации прав определить возможен ли выбор разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 «индивидуальные жилые дома» в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки для территориальной зоны, в которой находится указанный земельный участок, не представляется возможным.

10.04.2017г. органом регистрации направлен запрос в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска о предоставлении сведений о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 73:24:041301:36.

Согласно п.4.9 ч.1 ст.26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между, сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).

Согласно п.7 ст.1 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Таким образом, в раздел ЕГРН - кадастр недвижимости вносятся сведения о фактических (существующих), а не желаемых характеристиках объекта.

В соответствии со ст.7 Земельного кодекса РФ земли подразделяются на категории, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования согласно ч. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения технических регламентов.

В соответствии с п.3 ст.85 Земельного кодекса РФ допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Исходя из ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации если правообладатель желает застроить земельный участок, то для этого подлежит изменению его разрешенное использование с получением на это необходимых согласований.

Кроме того, при осуществлении процедуры по смене вида разрешенного использования земельного участка с площадью более 5 га необходимо учитывать нижеследующие требования градостроительного законодательства.

Согласно ч.1 ст.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно ст.41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости.

При этом критерием, определяющим необходимость подготовки и утверждения проекта межевания территории, является площадь земельного участка.

Земельный участок с кадастровым номером 73:24:041301:36, площадью 58830.10 кв.м., подпадает под установленное п.5.4 СП 42.13330.2011 определение квартала (микрорайона) как основного планировочного элемента застройки в границах красных линий или других границ, соответственно в нем могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке ст.45 Градостроительного кодекса РФ.

Таким образом, изменение сведений ЕГРН в части разрешенного использования любого земельного участка осуществляется при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением выше установленных требований федерального законодательства, а не произвольным выбором нового разрешенного использования.

10.03.2017г. органом регистрации принято решение об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета (Уведомление №73/17-7520 от 10.03.2017г.) на основании п.49 ч.1 ст.26 Закона о кадастре в связи с имеющимися противоречиями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости.

02.02.2017г. органом регистрации направлен межведомственный запрос №626 в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска о предоставлении разрешительной документации на застройку земельного участка с кадастровым номером в ответ на который поступила информации об ее отсутствии.

Документы, подтверждающие расположение индивидуальных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером , административным истцом представлены не были.

Кроме того, согласно доводам административного истца земельный участок с кадастровым номером находится в двух территориальных зонах (Ж1, ЦЗ), что противоречит требованиям действующего федерального законодательства.

В силу п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.7 ст.11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. Просили в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица по делу администрации г. Ульяновска ФИО4 в судебном заседании пояснила, что решение от 02 февраля 2017 года о приостановлении осуществления государственной кадастрового учета и решение от 10 марта 2017 года об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета, принятые Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области считает законными и обоснованными, исходя из размера земельного участка он подпадает под понятие квартал, что подразумевает под собой при изменении вида разрешенного использования на индивидуальные жилые дома, наличие мест общего пользования, кроме того, земельный участок находится в двух территориальных зонах и изменения в Правила землепользования не внесены, решение по делу оставила на усмотрение суда.

Согласно ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно ст. 62 ч.1 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Положения ст. 62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в частности выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 58830, 10 кв.м., расположенный в Ленинском районе г. Ульяновска, принадлежит на праве собственности административному истцу.

Земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов. Видом разрешенного использования земельного участка является «под производственные нужды».

Вид разрешенного использования земельного участка определен как «под производственные нужды». Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 16.10.2006г.

ФИО5 обратился 01.02.2017 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес> с «под производственные нужды» на «индивидуальные жилые дома» (заявление №73-0-1-69/3004/2017-221).

Рассмотрев указанное заявление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области уведомлением от 02.02.2017 за №73/17-2820 приостановило осуществление государственного кадастрового учета, указав, что: 1) форма и содержание представленного документа не соответствуют Федеральному закону №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», а именно: в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее «ЕГРН») отсутствуют сведения о принадлежности земельного участка с кадастровым номером определенной территориальной зоне градостроительного зонирования, предоставление которых является обязанностью органов местного самоуправления при принятии ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки, 2) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости, а именно: в заявлении содержится просьба об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «под производственные нужды» на «индивидуальные жилые дома», в то время, как согласно сведениям ЕГРН объект капитального строительства (индивидуальный жилой дом) на указанном земельном участке отсутствует.

В целях устранения препятствий, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета, истец получил в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска сведения (исх. №01-13/910 от 13.02.2017) о принадлежности земельного участка с кадастровым номером территориальным зонам Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) и ЦЗ (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения) и представил их в Управление Росреестра в соответствии с заявлением №73-0-1- 69/3004/2017-555 от 03.03.2017, вместе с указанными сведениями в Управление Росреестра были предоставлены выкопировки из Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», согласно которым территориальные зоны Ж1 и ЦЗ в качестве основного вида разрешенного использования предусматривают вид использования «Индивидуальные жилые дома».

Рассмотрев представленные дополнительные документы, Управление Росреестра уведомлением от 10.03.2017 № 73/17-7520 отказало в снятии приостановления осуществления кадастрового учета со ссылкой на п.49 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указав, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости, а именно: в заявлении содержится просьба об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 с «под производственные нужды» на «индивидуальные жилые дома», в то время, как согласно сведениям ЕГРН объект капитального строительства (индивидуальный жилой дом) на указанном земельном участке отсутствует.

Сторонами не оспаривается, что на земельном участке с кадастровым номером 73:24:041301:36 отсутствует объект капитального строительства производственного назначения.

С 01 января 2017 г. в законную силу вступил Федеральный закон от 13.07.2015 №218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о государственной регистрации), а отдельные положения Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» утратили силу.

В соответствии со ст. 3 Закона о государственной регистрации, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений (далее ЕГРН), содержащихся в ЕГРН, осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009г. №457 органом регистрации прав является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В соответствии с Приказом Росреестра от 18.10.2016 г. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделяется отдельными полномочиями органа регистрации прав.

Согласно ст.7 Закона о регистрации, ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме, который состоит из 6 разделов, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).

В соответствии с п.1 ст. 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Согласно п.4 ч.5 ст.8 Закона о регистрации вид разрешенного использования земельного участка относится к дополнительным сведениям о нем.

В соответствии с п.5 ст.4 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» (редакция закона, действующая до 01.01.2017г.) сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) вносились органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядка документов, если иное не установлено настоящим Законом.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав приведены в ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно п.7 ч.1 указанной нормы, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1, части 18 ст. 32 Закона о государственной регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

В сведениях ЕГРН сведения о принадлежности земельного участка к определенной территориальной зоне градостроительного зонирования отсутствуют, соответственно органу регистрации прав определить возможен ли выбор разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:041301:36 «индивидуальные жилые дома» в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки для территориальной зоны, в которой находится указанный земельный участок, не представляется возможным.

10.04.2017г. органом регистрации направлен запрос в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска о предоставлении сведений о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером .

Согласно п.49 ч.1 ст.26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).

Согласно п.7 ст.1 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Таким образом, в раздел ЕГРН - кадастр недвижимости вносятся сведения о фактических (существующих), а не желаемых характеристиках объекта.

В соответствии со ст.7 Земельного кодекса РФ земли подразделяются на категории, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования согласно ч. 1,2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения технических регламентов.

В соответствии с п.3 ст.85 Земельного кодекса РФ допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Исходя из ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации если правообладатель желает застроить земельный участок, то для этого подлежит изменению его разрешенное использование с получением на это необходимых согласований.

Кроме того, при осуществлении процедуры по смене вида разрешенного использования земельного участка с площадью более 5 га необходимо учитывать нижеследующие требования градостроительного законодательства.

Согласно ч.1 ст.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости.

При этом критерием, определяющим необходимость подготовки и утверждения проекта межевания территории, является площадь земельного участка.

Земельный участок с кадастровым номером , подпадает под понятие «квартал».

Так, согласно п.5.4 СП 42.13330.201 квартал (микрорайон) - основной планировочный элемент застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га. В квартале (микрорайоне) могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории.

Район, квартал (микрорайон) являются объектами документов территориального планирования и документов по планировке территории, что предусматривает соблюдение положений ст. 45 ГрК.

Таким образом, изменение сведений ЕГРН в части разрешенного использования любого земельного участка осуществляется при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением выше установленных требований федерального законодательства, а не произвольным выбором нового разрешенного использования.

10.03.2017г. органом регистрации принято решение об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета (Уведомление от 10.03.2017г.) на основании п.49 ч.1 ст.26 Закона о кадастре в связи с имеющимися противоречиями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости.

02.02.2017г. органом регистрации направлен межведомственный запрос №626 в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска о предоставлении разрешительной документации на застройку земельного участка с кадастровым номером в ответ на который поступила информации об ее отсутствии.

Документы, подтверждающие расположение индивидуальных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером , административным истцом представлены не были.

Кроме того, согласно доводам административного истца земельный участок с кадастровым номером находится в двух территориальных зонах (Ж1, ЦЗ), что противоречит требованиям действующего федерального законодательства.

В силу п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом и другими федеральными законами.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью Правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной (в том числе жилой и общественно-деловой) зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования на основании абзаца пункта 2 статьи 85 ЗК РФ, определяются градостроительным регламентом. Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).

Информация о видах разрешенного использования земельного участка, предусмотренных градостроительным регламентом, согласно части 3 статьи 44 Г рК РФ содержится в градостроительном плане земельного участка.

Согласно ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

В соответствии с ч.7 ст.11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о законности вынесенных административным ответчиком решений: от 02 февраля 2017 года о приостановлении осуществления государственной кадастрового учета, от 10 марта 2017 года об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых как в указанной части, так и в возложении обязанности принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

руководствуясь ст. ст.175-180, 218 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО5 ФИО9 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным решения от 02 февраля 2017 года о приостановлении осуществления государственной кадастрового учета, решения от 10 марта 2017 года об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета, возложении обязанности принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № 73:24:041301:36 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Л. Грачева