ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1705/2021 от 20.05.2021 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД - 78RS0006-01-2020-009064-94

Дело № 2а-1705/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Санкт-Петербург 20 мая 2021 года

Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Лебедевой А.С.,

при секретаре Ивановой В.В.

с участием представителя административного истца Садовникова А.Г.,

с участием представителя административного ответчика Гункина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Кировского района Санкт-Петербурга к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, к ведущему специалисту – государственному жилищному инспектору Санкт-Петербурга отдела контроля и надзора Адмиралтейского, Кировского районов Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Андрееву Р.О. о признании предостережения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец администрация Кировского района Санкт-Петербурга обратилась в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, к ведущему специалисту – государственному жилищному инспектору Санкт-Петербурга отдела контроля и надзора Адмиралтейского, Кировского районов Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Андрееву Р.О. о признании предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 02.11.2020 №01/1244 незаконным.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ведущим специалистом – государственным жилищным инспектором Санкт-Петербурга отдела контроля и надзора Адмиралтейского, Кировского районов Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Андреевым Р.О. в адрес администрации внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 02.11.2020 №01/1244 со сроком исполнения до 15.01.2021.

Административный истец полагает указанное предостережение незаконным, в связи с чем обратился в суд с иском.

Представитель административного истца в судебное заседание явился, на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, поддержал отзыв на иск, против исковых требований возражал.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

В определении от 20 апреля 2017 года N 737-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии с частью 1 статьи 218 указанного Кодекса гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу приведенного законоположения гражданин обладает правом оспорить в указанном порядке такие действия и решения государственных органов, должностных лиц, которые носят персонифицированный характер и непосредственно касаются прав, свобод и законных интересов гражданина, которые, как он полагает, были нарушены.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года N 1727-О, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Для принятия заявления к производству суда достаточно того, что заявитель выступил в защиту своего нарушенного права.

Вместе с тем, для удовлетворения требований заявителя недостаточно одного только установления нарушения законодательства. Такое нарушение должно приводить к нарушению прав заявителя. При этом решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.

Проверка судом общей юрисдикции законности решений, действий (бездействия) вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствие с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствие с ч. 11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как следует из материалов дела, ведущим специалистом – государственным жилищным инспектором Санкт-Петербурга отдела контроля и надзора Адмиралтейского, Кировского районов Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Андреевым Р.О. в адрес администрации внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 02.11.2020 №01/1244 со сроком исполнения до 15.01.2021.

В данном предостережении установлено, что в обращениях жителей Кировского района Санкт-Петербурга, являющихся нанимателями жилых помещений указывается на возможное выполнение работ по замене индивидуальных приборов учета в квартирах предоставляемых по договору социального найма за счет нанимателей, а не за счет собственника помещений, что приводит, или может привести к нарушению и. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением 1 Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354 (далее - Правила №354), п.4.64. Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 (далее - положение).

На основании выявленных фактов административному истцу предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, а именно:

не допускать нарушения требований п. 81 Правил №354, п.4.64. Положения, обеспечить установку, надлежащую техническую эксплуатацию, сохранность, своевременную замену и поверку коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировского района Санкт- Петербурга, все помещения в которых находятся в собственности Санкт-Петербурга, а также индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в расположенных в многоквартирных домах, находящихся на территории Кировского района Санкт-Петербурга, жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга и нежилых помещениях, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга.

В ответ на выданное распоряжение административным истцом в адрес Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга направлен ответ от 18.01.2021, в котором администрация района указала, что не согласна с выданным предостережением и полагает его незаконным.

Согласно части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Таким образом, Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга (далее – ГЖИ) при проведении проверки в рамках осуществления регионального жилищного надзора имеет право и обязанность выдавать предписание либо иные ненормативные правовые акты при наличии нарушении требований, установленных жилищным законодательством.

Согласно п.2.1. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 №1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга", задачами администрации являются, в том числе, проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах здравоохранения и санитарно- эпидемиологического благополучия населения; жилищной политики; жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно п.3.13.18, указанного Постановления, администрация, в том числе, осуществляет полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме.

Согласно п.4.64. Постановления, администрация обеспечивает установку коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории района, все помещения в которых находятся в собственности Санкт- Петербурга, а также индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в расположенных в многоквартирных домах, находящихся на территории района, жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга и нежилых помещениях, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга.

В силу п.81 Правил, утверждённых Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", оснащение жилого пли нежилого помещения приборами учёта, ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

В силу ч.1. ст.8.2 Федерального закона №294, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

В силу ч.4 п.8.2 Федерального закона №294 органы государственного надзора выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5-7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В силу пп.7 ч.1. ст.8.3. Федерального закона №294-ФЗ, к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся, в том числе, наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,

Порядок подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение (далее - возражения) и их рассмотрения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, порядок уведомления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля об исполнении предостережения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 №166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требовании и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения" (далее - Порядок №166).

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

В силу ч.7 Порядка № 166, по результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения.

В силу ч.11 Порядка №166 при отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения путём направления почтовым отправлением либо способом, указанным в самом предостережении.

Согласно Порядку № 166 решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля или иное уполномоченное приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на основании предложений должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ сведении (пункт 2 Правил).

Предостережение от 02.11.2020 №01/1244 ГЖИ вынесла по результатам рассмотрения запроса депутата Четырбока Д.А. об осуществлении замены внутриквартирных индивидуальных приборов учёта за счёт нанимателей жилых помещений, что, в свою очередь, соответствует положению ч.5 ст.8.2 Федерального закона №294, при этом самим заявителем нарушаются права и законные интересы нанимателей.

Как следует из материалов дела, предостережение ГЖИ о недопустимости нарушения обязательных требований от 02.11.2020 № 01/1244. которым администрации предложено действовать в рамках действующего законодательства и принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, по форме и содержанию соответствует предостережению, выдаваемому в рамках Порядка № 166, не содержит какого-либо властно обязывающего предписания для администрации, в отношении которого оно вынесено, не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель предостеречь администрацию от действий, которые могут повлечь нарушение закона и, как следствие, предостеречь от последующих неблагоприятных последствий.

Соответственно, выданное администрации предостережение от 02.11.2020 №01/1244 в силу его содержания и положения не может рассматриваться как ненормативный правовой акт, поскольку предостережение не устанавливает факта нарушения жилищного законодательства и не предопределяет субъекта ответственности, не создает препятствий для осуществления экономической деятельности и не порождает правовых последствий.

При этом, предостережение содержит указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований (часть 6 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ).

Оценив представленные доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования администрации Кировского района Санкт-Петербурга к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, к ведущему специалисту – государственному жилищному инспектору Санкт-Петербурга отдела контроля и надзора Адмиралтейского, Кировского районов Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Андрееву Р.О. о признании предостережения незаконным являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления администрации Кировского района Санкт-Петербурга к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, к ведущему специалисту – государственному жилищному инспектору Санкт-Петербурга отдела контроля и надзора Адмиралтейского, Кировского районов Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Андрееву Р.О. о признании предостережения незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга.

Председательствующий судья: А.С. Лебедева