№2а-1706/17-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 марта 2017 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Государственному комитету по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1500 кв.м, находящегося в государственной или муниципальной собственности расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале №, для ведения дачного хозяйства (дачного строительства). ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, в котором содержался мотивированный отказ в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обжаловал отказ председателю государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок, однако ДД.ММ.ГГГГ ему вновь отказали. Административный истец просит признать отказ незаконным, обязать Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее по тексту - Государственный комитет РК) рассмотреть и удовлетворить его заявление.
В судебном заседании административный истец требования поддержал в полном объеме, просил также возместить ему судебные расходы в сумме 353 руб.
Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности ФИО4, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в прибрежной защитной и водоохраной полосе оз. Онежское.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
1 января 2016 года вступил в силу Закон Республики Карелия от 29.12.2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее - Закон от 29.12.2015 № 1980-ЗРК), согласно которому органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Статьей 3 Закона от 29.12.2015 № 1980-ЗРК установлено, что данные полномочия осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия уполномоченным Правительством Республики Карелия.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1, подпунктами 35-35.6 пункта 9 Положения о государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 года № 274-П, органом исполнительной власти в Республике Карелия, который осуществляет указанные выше полномочия, является Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок. В связи с чем, на основании Распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 г. № 827р-П было создано Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Управление земельными ресурсами".
Основной целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, а также взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по вопросу распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства предоставляются гражданам на основании договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Вместе с этим, согласно п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01 марта 2015 г.) в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе и, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе и, если: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Статья 11.9 ЗК РФ содержит требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Государственного комитета РК поступило заявление ФИО2 (вх. №) о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес> в кадастровом квартале №. Общая площадь: 1500 кв.м. Цель использования: для ведения дачного хозяйства (дачного строительства). Основание предоставления участка без проведения торгов: п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. В результате рассмотрения заявления административным ответчиком принято решение, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в водоохраной и прибрежно-защитной полосе <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ (вх.№-УЗР) в Государственный комитет РК поступила жалоба ФИО2 на вышеуказанное решение административного ответчика. Государственный комитет РК инициировал повторное рассмотрение заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. № о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения дачного хозяйства (дачного строительства) и пришел к выводу о законности и обоснованности ответа от ДД.ММ.ГГГГ исх. № в связи с тем, что испрашиваемый участок располагается не далее 170 метров от границы водоема согласно данным, полученным при помощи инструментальной геоинформационной системы "ИнГео.
Оценивая оспариваемое решение административного органа на предмет законности, суд исходит из следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст.65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Согласно п.п. 11-13 ст.65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель. На основании положений п. 17 ст.65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Ведение дачного хозяйства в прибрежной защитной полосе реки, предполагающее использование земли, в т.ч. в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, в то время как использование земель не по назначению противоречит положениям ст. 7 ЗК РФ. То есть при нахождении спорного объекта в прибрежной защитной полосе испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для заявленного вида разрешенного использования - ведения дачного хозяйства.
Согласно сведениям, полученным Государственным комитетом Республики Карелия с SAS.Планета 160707.9476 Stable расстояние от границы земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес> до границы водного объекта (<данные изъяты>) составляет ориентировочно <данные изъяты> м.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования <адрес>. Схеме зон с особыми условиями использования территории М1:5000 Правил землепользования и застройки <адрес> испрашиваемый ФИО2 для ведения дачного хозяйства (дачного строительства) земельный участок расположен в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе <данные изъяты>.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку образование за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельного участка для последующего предоставления его в аренду, не соответствует требованиям земельного законодательства, отказ Государственного комитета РК в предварительном согласовании предоставления земельного участка не противоречит требований законодательства и не нарушает прав административного истца.
Таким образом, оснований для признания отказа от ДД.ММ.ГГГГ №№ незаконным и нарушающим права административного истца, равно как и для возложения на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к Государственному комитету по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, понуждении к совершению действий отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 13.03.2017 года.