ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1707/2021 от 18.08.2021 Иркутского районного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0031-01-2021-001692-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2021 г. г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Суровцевой Ю.В., при секретаре Седановой Э.В.,

с участием административного истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-1707/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 к ФИО3 муниципального образования ФИО6, ФИО3 муниципального образования о признании незаконным решения, обязании устранить нарушение прав,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратился в Иркутский районный суд .... к ФИО3 муниципального образования в лице ФИО1 муниципального образования ФИО6 с требованиями, которыми просил суд признать действия ФИО3 муниципального образования ФИО6, выразившиеся в ФИО1 не по существу на его извещение от **/**/**** о продаже земель сельскохозяйственного назначениянезаконным, обязать ФИО3 муниципального образования ответить на его извещение о продаже земель сельскохозяйственного назначения от **/**/**** в соответствии с регламентом, установленным ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», т.е. выразить отказ или намерение приобрести участки с кадастровыми номерами 38:06:143001:278, 38:06:143001:279 по цене и в сроки, указанные в извещении от **/**/****

В обоснование требований административного иска указал, что административный истец является собственником двух земельных участков. У него есть намерение продать земельные участки. В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ от **/**/**** №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» продавец земельного участка обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть произведен расчет.

**/**/****ФИО2 обратился с извещением о намерении продать два земельных участка в ФИО3 муниципального образования.

**/**/****ФИО4 подготовила ФИО1, в котором не выразила отказ или намерение приобрести данные участки по цене и в сроки, указанные в извещении от **/**/****, как того требует регламент ФИО1 на вышеуказанное извещение от **/**/**** Вместо этого, ФИО4 сослалась на свой ФИО1 от **/**/**** на другое его извещение от **/**/****

Считал, что ФИО1 от **/**/**** не по существу ФИО4 нарушает пункт 3 статьи 8 ФЗ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», что является нарушением его прав собственника, поскольку вследствие незаконных действий ФИО4 он не имеет возможности произвести отчуждение участков, находящихся в его собственности по цене и в сроки, указанные в извещении.

Вышеуказанный действия обжаловались прокурору ...., был получен ФИО1.

Определением суда от **/**/**** к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФИО3 муниципального образования.

В судебном заседании административный истец ФИО2 заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что после поданного извещения он изменил намерение продавать участки за первоначально обусловленную цену, в связи с чем было направлено новое извещение, ФИО1 на которое не содержал согласие или отказ на приобретение земельного участка, в связи с чем он до сих пор не может реализовать свое право на продажу земель.

О времени и месте судебного заседания административные ответчики ФИО3 муниципального образования ФИО6, ФИО3 муниципального образования извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не извещен, ходатайств об отложении, возражений по существу требований не заявлено.

Выслушав пояснения административного истца, изучив письменные материалы дела,оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующимвыводам.

Статьей 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, из смысла указанных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. При разрешении административных исковых требований суд выясняет: соблюдены ли сроки обращения в суд.

Установлено, что ФИО2 обратился в ФИО3 муниципального образования с извещением о намерении продать земельные участки **/**/****, на который ФИО4 дан ФИО1 от **/**/****

С административным иском ФИО2 обратился в Иркутский районный суд ....**/**/****, т.е. с соблюдением установленного трехмесячного срока обращения.

Оценивая доводы административного иска, суд принимает во внимание следующее.

Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках от **/**/**** №КУВИ- и №КУВИ--ФИО2 является собственником земельных участков с местоположением .... с кадастровым номером 38:06, площадью 1500+/- 27, а также с кадастровым номером 38:, площадью 950+/-22. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: под фермерское хозяйство.

Как следует из материалов, представленных ФИО3 муниципального образования ФИО6, административный истец ФИО2, в лице своего представителя ФИО7, **/**/**** обратился в ФИО3 муниципального образования с извещением о намерении продать земельный участок с кадастровым номером за 30 000 рублей, с кадастровым номером 38 за 45 000 рублей.

ФИО1 муниципального образования ФИО6 от **/**/**** сообщил о намерении приобрести продаваемые земельные участки за предложенную стоимость, предложив направить в адрес ФИО4 проект договора с целью дальнейшего подписания.

Административным истцом ФИО2**/**/**** в ФИО3 муниципального образования направлено извещение о намерении продать земельные участки с кадастровым номером 38:06:143001:279 за 150 000 рублей, с кадастровым номером 38:06:143001:278 за 200 000 рублей.

Оспариваемым ФИО1ФИО3 муниципального образования от **/**/**** исх. известила ФИО2, что в ФИО3 муниципального образования поступило Ваше извещение от **/**/**** (вх. рег. от **/**/****), на которое был дан ФИО1 исх. **/**/****, что ФИО4 намерена приобрести земельные участки.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в связи со следующим.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По основаниям части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Федеральный закон от **/**/**** №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Федеральный закон от **/**/**** №101-ФЗ)регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

В части 2 статьи 8 Федерального закона от **/**/**** №101-ФЗ предусмотрено, что продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.

Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В соответствии с частью 1 статьи .... от **/**/****-оз «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения в ....» настоящий Закон в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от **/**/**** № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отдельные отношения, связанные с оборотом земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также с отнесением земельных участков к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям на территории .....

По основаниям части 1 статьи .... от **/**/****-оз преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения имеет ...., кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 2 статьи .... предусмотрено, что преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется муниципальным образованием, на территории которого полностью или преимущественно расположен продаваемый земельный участок, в следующих случаях:

1) если земельный участок необходим для расширения границ населенного пункта в соответствии с документами территориального планирования - поселением или городским округом;

2) если документами территориального планирования предусмотрено создание или расширение границ лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения поселения, муниципального района, городского округа - соответственно поселением, муниципальным районом, городским округом;

3) если муниципальными правовыми актами муниципального района или городского округа предусмотрен и ведется учет граждан, нуждающихся в земельных участках для выпаса скота, сенокошения, ведения садоводства и огородничества, садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ - соответственно муниципальным районом или городским округом.

Порядок реализации ....ю преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается постановлением .... (часть 3 статьи .... от **/**/****-оз).

Пунктом 2 постановления .... от **/**/****-пп (ред. от **/**/****) «Об утверждении Положения о порядке реализации ....ю преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (далее - продавец) уведомляет .... о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельный участок), направив соответствующее извещение в письменной форме в агентство имущественных отношений .....

В настоящее время функции указанного органа осуществляет министерство имущественных отношений .....

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от **/**/**** № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ФИО1 по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Как предусмотрено в части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При установленных по делу обстоятельствах, суд полагает необходимым отменить оспариваемое решение административного ответчика и возложить на ФИО3 муниципального образования обязанность устранить нарушение прав и свобод заявителя путем повторного рассмотрения заявления ФИО2 от **/**/**** (вх. рег. от **/**/****) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, с учетом требований вышеуказанных нормативных правовых актов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО2 к ФИО3 муниципального образования ФИО6, ФИО3 муниципального образования – удовлетворить –

Признать решение ФИО3 муниципального образования от **/**/**** незаконным и отменить.

Возложить на ФИО3 муниципального образования обязанность устранить нарушение прав и свобод заявителя путем повторного рассмотрения заявления ФИО2 от **/**/**** (вх. рег. от **/**/****) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено **/**/****

Судья Суровцева Ю.В.