ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1708/20 от 21.01.2021 Московского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** 21 января 2021 года

(***)

Московский районный суд *** в составе председательствующего судьи Русинова А.В., при секретаре судебного заседания Соболевой И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению

прокурора ***, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к министерству имущественных и земельных отношений ***, Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса» о признании незаконным бездействия министерства имущественных и земельных отношений *** и Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса» по содержанию защитного сооружения гражданской обороны, обязании приведения защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

***, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Московский районный суд *** с административным исковым заявлением к министерству имущественных и земельных отношений *** и Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса» (далее - ГБПОУ «НТТОС»), согласно которому с учетом уточненных в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) исковых требований, просил признать незаконным бездействие министерства имущественных и земельных отношений *** и ГБПОУ «НТТОС» по содержанию защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: ***, закрепленного за ГБПОУ «НТТОС» на праве оперативного управления; обязать министерство имущественных и земельных отношений *** и ГБПОУ «НТТОС» в срок, не позднее 12 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе системы вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также строительные конструкции защитного сооружения гражданской обороны.

В административном исковом заявлении указано, что согласно перечня, утвержденного главой администрации ***ЧЧ*ММ*ГГ* на территории ***, имеется защитное сооружение гражданской обороны (далее – ЗС ГО), расположенное на ***.

Согласно паспорта убежища, оно является ЗС ГО, встроенное в здание, принято в эксплуатацию в 1982 году, эксплуатирующей организацией является - ГБПОУ «НТТОС».

Указанное ЗС ГО согласно данным, представленным отделом по делам ГО ЧС по *** и ***м МКУ «Управление ГО ЧС ***» находится в государственной собственности *** и закреплено на праве оперативного управления за ГБПОУ «НТТОС».

Как установлено проверкой прокуратуры ***, ЗС ГО, расположенное в здании ГБПОУ «НТТОС», по адресу: *** инвентарным номером 228-52 содержится с нарушением установленных норм и согласно выводам комиссии, отраженным в акте инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО от ЧЧ*ММ*ГГ* – не готово к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В частности, согласно инвентаризационной карточки ЗС ГО, составленной ЧЧ*ММ*ГГ* и подписанной с одной стороны руководителем ГБПОУ «НТТОС» и представителем органа местного самоуправления с другой стороны, общее состояние защитного сооружения – неудовлетворительное, в связи с чем оно не готово к приему укрываемых. С 1982 года ремонт и реконструкция не проводились.

Согласно вышеуказанного акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО инв. *, его фактическая готовность и состояние к приему укрываемых представляет собой следующее:

- состояние вентиляции: нарушена;

- состояние системы водоснабжения – неудовлетворительное;

- состояние системы водоотведения – неудовлетворительное;

- состояние системы энергоснабжения – неудовлетворительное;

- затоплено грунтовыми водами;

- разрушения строительных конструкций.

Общее состояние неудовлетворительное, так как в летний период уровень паводковых вод поднимается на 1,5 м.

Согласно выводам инвентаризационной комиссии, ЗС ГО нуждается в капитальном ремонте.

По информации представленной ГБПОУ «НТТОС», последняя проверка содержания и использования ЗС ГО, инвентарный * состоялась ЧЧ*ММ*ГГ* и показала, что общее состояние защитного сооружения неудовлетворительно, оно нуждается в капитальном ремонте.

В нарушение требований действующего законодательства, указанное защитное сооружение в надлежащем состоянии не содержится.

По результатам проверки ЧЧ*ММ*ГГ* министру имущественных и земельных ресурсов *** было вынесено представление *в-2019, которое было отклонено. Из ответа министерства имущественных и земельных отношений ***, а представление следует, что поскольку ЗС ГО находится в оперативном управлении ГБПОУ «НТТОС», то к данному образовательному учреждению перешли обязанности по его обслуживанию, содержанию и ремонту.

Таким образом, в связи с бездействием министерству имущественных и земельных отношений *** и ГБПОУ «НТТОС» постоянная готовность сил и средств гражданской обороны не обеспечивается, что противоречит Основам государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ЧЧ*ММ*ГГ**.

Определением от ЧЧ*ММ*ГГ* к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены *** и Министерство образования, науки и молодежной политики ***.

Определением от ЧЧ*ММ*ГГ* к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент региональной безопасности *** и ГКУ «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности ***».

Определением от ЧЧ*ММ*ГГ* к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ МЧС России по ***.

Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку представителя не обеспечил.

Административный ответчик, ГБПОУ «НТТОС», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечил, представив в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя и отзыв, согласно которому просит в удовлетворении иска к ГБПОУ «НТТОС» отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что ранее *** обращался в Московский районный суд *** с исковым заявление об обязании ГБПОУ «НТТОС» совершения действий по приведению ЗС ГО в надлежащее состояние. Решением Московского районного суда *** от ЧЧ*ММ*ГГ* исковые требования были удовлетворены частично, суд обязал ГБПОУ «НТТОС» выполнить мероприятия, указанные в предписании ОГПН ГУ МЧС России по ***, по приведению ЗС ГО в надлежащее состояние и был установлен срок выполнения указанных мероприятий. Апелляционным определением Нижегородского областного суда от ЧЧ*ММ*ГГ* решение Московского районного суда *** было отменено, в иске прокурора *** к ГБПОУ «НТТОС» было отказано. В апелляционном определении указано, что, исходя из системного толкования норм федерального законодательства (п. 45 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от ЧЧ*ММ*ГГ** «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», можно сделать вывод о том, что бремя содержания ЗС ГО относится к полномочиям и обязанностям субъекта Российской Федерации в лице органов исполнительной власти этих субъектов, ГБПОУ «НТТОС» к таковым не относится, в силу Устава образовательного учреждения. Несмотря на то, что ГБПОУ «НТТОС» является балансодержателем здания, в котором находится ЗС ГО, возложение на него обязанности по приведению данного объекта в надлежащее состояние является неправомерным, поскольку в ходе рассмотрения дела не представлено каких-либо данных о том, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации передали учебному заведению свои полномочия, возложенные на них федеральным законодательством, вместе с передачей средств на содержание этого ЗС ГО. Кроме того, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, является министерство образования, науки и молодежной политики ***. В феврале 2020 года в названное министерство было направлено письмо о рассмотрении возможности дополнительного финансирования ремонтных работ по восстановлению ЗС ГО на сумму 8693176,00 рублей. Локальный сметный расчет был направлен на согласование в ГБУ «Нижегородсмета», которая отказала в согласовании, ссылаясь на то, что требуется проведение разработки рабочей документации и проведения обследования ЗС ГО. Министерством образования, науки и молодежной политики *** было выделено финансирование на выполнение обмерно-обследовательских и изыскательных работ в сумме 253 416,00 рублей. Согласно расчету, несущей способности конструкции покрытия (с учетом имеющихся дефектов) недостаточно для восприятия нагрузок, предусмотренных СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны». Безопасная эксплуатация конструкций ЗС ГО без проведения специальных мероприятий по усилению и ремонту конструкций убежища невозможна. В настоящее время использование ЗС ГО в мирное время (не эксплуатируется) и при чрезвычайных ситуациях, из-за имеющихся значительных дефектов, невозможно.

Административный ответчик, министерство имущественных и земельных отношений ***, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечил, представив в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя и отзыв, согласно которому просит в удовлетворении иска к Министерству имущественных и земельных отношений *** отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что из анализа основных задач министерства, согласно разделу 2 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений ***, утвержденного постановление *** от ЧЧ*ММ*ГГ**, у министерства отсутствуют полномочия по проведению мероприятий, указанных в исковом заявлении в отношении ЗС ГО. Согласно постановления *** от ЧЧ*ММ*ГГ** «Об учете имущества, находящегося в государственной собственности ***, и ведении реестра имущества, находящегося в государственной собственности ***, на министерство возложена функция по учету областного имущества и ведение Реестра в отношении имущества в том числе, составляющего казну ***. Министерство, осуществляя функции по учету и ведению *** имущества, бюджетному учету операций с объектами казенного имущества правами собственника в полном объеме, как указано в ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в отношении спорного ЗС ГО не обладает. Главным распорядителем и получателем средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию областных целевых программ гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории области министерство, не является. Следовательно, оснований для возложения обязанности по проведению мероприятий, указанных в исковом заявлении на министерство, не имеется.

В соответствии с п.п. 1.7, 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от ЧЧ*ММ*ГГ** «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию сооружений по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) возложена на организации, на учете которых находится сооружение. ЗС ГО расположено в подвале здания по адресу: ***, являющегося учебным корпусом и находящегося на балансе ГБПОУ «НТТОС», право оперативного управления на здание зарегистрировано в 2012 году. Поскольку объект недвижимого имущества по вышеуказанному адресу находится на праве оперативного управления ГБПОУ «НТТОС», обслуживание и содержание, а также ремонт объекта, в том числе и подвал (ЗС ГО) должны осуществляться учреждением самостоятельно.

Заинтересованное лицо, Министерство образования, науки и молодежной политики ***, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечило, представив в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя и отзыв, согласно которому полагает, что ГБПОУ «НТТОС» является ненадлежащим ответчиком по делу.

Заинтересованное лицо, ***, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечило, представив в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя и отзыв, согласно которому поясняет, что в соответствии с п.п. 45 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе, решение вопросов организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера. *** в соответствии со ст. *** – постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти области, является коллегиальным органом, возглавляющим систему органов исполнительной власти в ***, и делегировало свои полномочия в указанной области соответствующим органам исполнительной власти. Органом исполнительной власти ***, уполномоченном в сфере реализации мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий *** от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области, является департамент региональной безопасности ***. Подведомственным учреждением департамента в области подготовки и содержания в состоянии готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является ГКУ «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности ***». Осуществление действий, связанных с содержание объектов капитального строительства из состава имущества государственной собственности ***, находящегося в казне, отнесено к компетенции министерства имущественных и земельных отношений ***.

Заинтересованное лицо, департамент региональной безопасности ***, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку представителя в суд не обеспечило.

Заинтересованное лицо, ГКУ «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности ***», извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку представителя в суд не обеспечило, представив в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя и сообщение о том, что объектов гражданской обороны по адресу: ***, не имеется.

Заинтересованное лицо, ГУ МЧС России по ***, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку представителя в суд не обеспечило, представив в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя и отзыв, согласно которому в ГУ МЧС России по *** в Журнале учета ЗС ГО, расположенных на территории ***, состоит на учете ЗС ГО инвентарный *, расположенное по адресу: ***. Форма собственности: государственная, организация, на балансе которой находится ЗС ГО - ГБПОУ «НТТОС», на праве оперативного управления. ТИП ЗС ГО – встроенное в здание 4/2 этажей. Класс убежища: А-II. Проектная вместимость: 370 человек, общая площадь – 135,3 кв.м., дата ввода в эксплуатацию – 1982 год. Считает, что ЗС ГО находится в оперативном управлении ГБПОУ «НТТОС», в связи с чем указанное образовательное учреждение должно нести обязанность по содержанию и приведению ЗС ГО в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах, суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, оценив, согласно ст.ст. 60-61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Положениями ст. 2 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 28-ФЗ «О гражданской обороне» установлено, что основными задачами в области гражданской обороны, в том числе, являются: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В соответствии с преамбулой Закона о гражданской обороне настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В соответствии с п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ЧЧ*ММ*ГГ** основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, являются: строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.

Судом установлено, что ЗС ГО инвентарный *, расположенное по адресу: *** состоит на учете в ГУ МЧС России по ***. Форма собственности: государственная, организация, на балансе которой находится ЗС ГО - ГБПОУ «НТТОС», на праве оперативного управления, право оперативного управления на здание зарегистрировано в 2012 году.

Тип ЗС ГО – встроенное в здание 4/2 этажей, класс убежища: А-II. Проектная вместимость: 370 человек, общая площадь – 135,3 кв.м., дата ввода в эксплуатацию – 1982 год.

Судом установлено и из материалов дела следует, что проверкой прокуратуры ***, ЗС ГО, расположенное в здании ГБПОУ «НТТОС», по адресу: *** инвентарным номером 228-52 содержится с нарушением установленных норм и согласно выводам комиссии, отраженным в акте инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО от ЧЧ*ММ*ГГ* – не готово к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В частности, согласно инвентаризационной карточки ЗС ГО, составленной ЧЧ*ММ*ГГ*, общее состояние защитного сооружения – неудовлетворительное, в связи с чем оно не готово к приему укрываемых. С 1982 года ремонт и реконструкция не проводились.

Согласно вышеуказанного акта инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО инв. *, его фактическая готовность и состояние к приему укрываемых представляет собой следующее:

- состояние вентиляции: нарушена;

- состояние системы водоснабжения – неудовлетворительное;

- состояние системы водоотведения – неудовлетворительное;

- состояние системы энергоснабжения – неудовлетворительное;

- затоплено грунтовыми водами;

- разрушения строительных конструкций.

Общее состояние неудовлетворительное, так как в летний период уровень паводковых вод поднимается на 1,5 м.

Согласно п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ЧЧ*ММ*ГГ** (ред. от ЧЧ*ММ*ГГ*) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

При применении данной правовой нормы нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ЧЧ*ММ*ГГ** «Об утверждении Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся: убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона ЧЧ*ММ*ГГ* № 28-ФЗ (ред. от ЧЧ*ММ*ГГ*) «О гражданской обороне» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится:

организация проведения мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

осуществление мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

организация подготовки и обучение населения в области гражданской обороны;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планирование мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ЧЧ*ММ*ГГ** «Об утверждении Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от ЧЧ*ММ*ГГ** «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

определяют общую потребность в объектах гражданской обороны;

создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;

осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Кроме того, в соответствии с положениями п. 45 ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Исходя из системного толкования приведенных выше норм федерального законодательства, можно сделать вывод о том, что бремя содержания защитных сооружений гражданской обороны относится к полномочиям и обязанностям субъекта Российской Федерации в лице органов исполнительной власти этих субъектов.

ГБПОУ «НТТОС» к таковым органам не относится в силу Устава учреждения и положений ***.

Согласно ст. 69 и ст. 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Аналогичные нормы установлены статьей 9.2 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с п. 6 которой, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.

Несмотря на то, что ГБПОУ «НТТОС» является балансодержателем здания, в котором находится ЗС ГО, возложение на него судом обязанности по приведению в соответствие защитного сооружения, неправомерно, поскольку судом первой инстанции не установлено и не подтверждено доказательствами, имеющимися в материалах дела, того обстоятельства, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации - *** передали учебному учреждению свои полномочия, возложенные на них федеральным законодательством, вместе с передачей средств на содержание этого сооружения.

Указанные обстоятельства установлены апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от ЧЧ*ММ*ГГ**.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от ЧЧ*ММ*ГГ** отменено решение Московского районного суда ***, которым были удовлетворены частично исковые требования прокурора *** к ГБПОУ «НТТОС», *** о понуждении к совершению действий. В удовлетворении исковых требований к ГБПОУ «НТТОС», отказано

Решением Московского районного суда *** от ЧЧ*ММ*ГГ* постановлено:

По решению суда ГБПОУ «НТТОС» обязано выполнить мероприятия, изложенные в предписании ОГПН по *** ГУ МЧС России по *** 3/3, 4/16 от ЧЧ*ММ*ГГ*, в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: ***, лит. А, подвал, заключающиеся в следующем:

-провести проверку системы фильтровентиляции,

-обеспечить гидроизоляцию,

-провести техническое обслуживание,

-провести проверку состояния ограждающих конструкций,

-выполнить санитарные узлы,

-провести испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установочных величин избыточного давления (подпора) воздуха,

-систему связи защитного сооружения гражданской обороны привести в рабочее состояние,

-установить резервные емкости для питьевой воды,

-оборудовать дизельной электростанцией.

Срок выполнения работ установить до ЧЧ*ММ*ГГ*.

В иске *** к *** о понуждении к совершению действий решением суда отказано.

С ГБПОУ «НТТОС» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 200,00 рублей.

Таким образом, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований прокурора ***, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГБПОУ «НТТОС» в полном объеме.

Относительно заявленных к министерству имущественных и земельных отношений *** требований, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела усматривается, что вышеуказанное ЗС ГО является собственностью ***, включено в реестр государственной собственности ***, в муниципальную собственность не передавалось, как и на баланс иным юридическим лицам.

Осуществление действий, связанных с содержание объектов капитального строительства из состава имущества государственной собственности ***, находящегося в казне, отнесено к компетенции министерства имущественных и земельных отношений ***.

Доказательств обратного стороной административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений *** суду не представлено.

Осуществление министерством имущественных и земельных отношений *** обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение надлежащего содержания и эксплуатации, сохранности ЗС ГО, не противоречит компетенции административного ответчика, определенной Положением о министерстве имущественных и земельных отношений ***, утвержденным постановлением *** от ЧЧ*ММ*ГГ**.

Сведений о наличии гражданско-правового договора, по условиям которого обязанности по содержанию и надлежащей эксплуатации ЗС ГО были бы возложены на иное лицо, в материалы настоящего административного дела не представлено.

Доказательств соответствия состояния ЗС ГО требованиям законодательства в области гражданской обороны, а равно несоответствия заявленных административных исковых требований реальному объему необходимых для приведения в должное состояние мероприятий в суд не представлено.

Доказательства того, что ЗС ГО, расположенное по адресу: *** списано с учета, в материалах дела не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что министерство имущественных и земельных отношений *** является надлежащим ответчиком по делу, а исковые требования прокурора ***, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия министерства имущественных и земельных отношений *** по содержанию защитного сооружения гражданской обороны, обязании приведения защитного сооружения в соответствие с требованиями действующего законодательства, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ***, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия по содержанию защитного сооружения гражданской обороны, обязании приведения защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства, - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие министерства имущественных и земельных отношений *** по содержанию защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: ***.

Обязать министерство имущественных и земельных отношений *** в срок, не позднее 12 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: ***, в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе системы вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также строительные конструкции защитного сооружения гражданской обороны.

В удовлетворении административных исковых требований ***, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса» о признании незаконным бездействия по содержанию защитного сооружения гражданской обороны, обязании приведения защитного сооружения в соответствие с требованиями действующего законодательства, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Московский районный суд *** в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В.Русинов

Мотивированное решение изготовлено ЧЧ*ММ*ГГ*

Судья А.В.Русинов

Копия верна:

Судья А.В.Русинов