ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1709/20 от 11.02.2021 Муромского городского суда (Владимирская область)

Дело 2а-60/2021

УИД 33RS0014-01-2020-002399-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 февраля 2021 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Филатовой С.М.,

при секретаре Реган В.А.,

с участием представителя административного истца Лебедева А.В. – Ильиной Ю.С.,

рассматривая в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области административное дело по административному иску Лебедева А.В. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, исполняющему обязанности начальника Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Мальцевой Н.В. о признании незаконным отказа в рассмотрении уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, обязании рассмотреть уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Лебедев А.В. обратился в суд с настоящим административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, исполняющему обязанности начальника Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Мальцевой Н.В. и, с учетом уточненных требований, просит суд:

- признать незаконным отказ в рассмотрении уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером: (номер) по адресу: ....

- обязать рассмотреть уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером: (номер) по адресу: ....

- взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.

Определением суда от 19 октября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация МО город-курорт Геленджик.

Определением суда от 18 ноября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент строительства Краснодарского края.

Определением суда от 11 февраля 2021 года судом принят отказ представителя административного истца Лебедева А.В. - Ильиной Ю.С., действующей на основании доверенности, от административного иска в части взыскания с ответчиков компенсации морального вреда в сумме 10000 руб., производство по административному делу в указанной части прекращено.

В обоснование заявленных требований указано, что Лебедев А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером: (номер) расположенным по адресу: ....

04 октября 2019 года истцом было подготовлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему земельном участке, которое было направлено в адрес Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город- курорт Геленджик по почте.

29 октября 2019 года Лебедев А.В. явился лично в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город- курорт Геленджик в целях получения ответа на уведомление, однако ему было сообщено, что указанное выше уведомление в Управление не поступало.

29 октября 2019 года Лебедев А.В. лично передал в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город - курорт Геленджик уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему земельном участке (вх. № 7747 от 29 октября 2019 года). Данное уведомление было аналогично направленному ранее по почте и составлено в соответствии с нормативами строительства для зоны Ж-2 согласно правилам землепользования и застройки территории МО город-курорт Геленджик (в редакции решения Думы муниципального образования от 24 октября 2019 года №178). 11 ноября 2019 года Управлением было подготовлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам (исх.№110-52- 8795/1901-11). Таким образом, вышеуказанное уведомление было подготовлено через восемь рабочих дней, что является нарушением срока, установленного ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, вопреки той же статье, истец не был извещён о готовности ответа и узнал о результате оказания муниципальной услуги лишь 20 ноября 2019года, когда лично прибыл в Управление. Неоднократные попытки связаться по телефону с Управлением ранее результата не дали.

В соответствии с ч. 13 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ пропуск срока исполнения (направления) ответа имеет юридические последствия, а именно: планируемое строительство считается согласованным. Согласно разъяснениям, которые были даны административному истцу в письме Министерства строительства и ЖКХ РФ (исх. №43812-01708 от 13 декабря 2019 года): в случае не направления органом местного самоуправления в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомления о несоответствии, такое строительство/реконструкция объекта индивидуального строительства считается согласованным. Таким образом, административный истец на законных основаниях приступил к строительству объекта ИЖС на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером: (номер)

19 августа 2020 года административный истец подал уведомление об окончании строительства объекта ИЖС (вх. №4645 от 19августа 2020 года).

Индивидуальный жилой дом был построен согласно ранее спланированным параметрам, указанным в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. Данное уведомление считается согласованным и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в течение десяти лет.

27 августа 2020 года административный истец получил ответ (исх.№11052-4893/2001-11 от 21 августа 2020 года) с формулировкой: «строительство объекта индивидуального жилищного строительства произведено без получения уведомления о планируемом строительстве, предусмотренного статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, выдача уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства не представляется возможной».

Таким образом, уведомление об окончании строительства было возвращено со ссылкой на часть 17 статьи 55 Градостроительного кодекса, по мотивам не направления в адрес Управления уведомления о планируемом строительстве, что является незаконным.

Административный истец Лебедев А.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель административного истца Ильина Ю.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным выше основаниям.

Представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Ранее в представленных возражениях представитель административного ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. 6 ноября 2019 года в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик поступило от Лебедева А.В. уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 4 октября 2019 года, которое было зарегистрировано под №7962. По результатам рассмотрения данного уведомления Лебедеву А.В. было подготовлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 12 ноября 2019 года №110-52-8828/19-01-11 по следующему основанию. Согласно приложенному схематическому изображению планируемого к строительству объекта капитального строительства указаны отступы от границы соседнего земельного участка с кадастровым номером (номер) размером 1,8 кв.м. Вместе с тем, градостроительным регламентом зоны малоэтажной жилой пойкм Ж-2, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером (номер), до границы соседнего приквартириого участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее 3 м. от усадебного одно-, двухквартирного и блокированного дома, в соответствии с пунктом 3 статьи 25 правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года №466 (в редакции от 24 октября 2019 года №178).

Однако согласно приложенному схематическому изображению отступы от границы соседнего земельного участка в 3 м. не соблюдены. В связи с данным обстоятельством Лебедеву А.В. было подготовлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Поскольку уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома поступило в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик 6 ноября 2019 года, а ответ был дан 12 ноября 2019 года, срок рассмотрения уведомления был соблюден.

Таким образом, 7-дневный срок на рассмотрение уведомления нарушен не был и не может свидетельствовать о том, что уведомление было согласовано.

Согласно поданному уведомлению о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства Лебедев А.В. указал, что получит уведомление лично в руки в администрации муниципального образования город-курорт Геленджик. Данное обстоятельство не обязывало Управление архитектуры и градостроительства уведомлять истца о готовности ответа.

Иные уведомления от административного истца в адрес Управления не поступали.

Поскольку истцом не было получение уведомление о начале строительства, замечание, указанное в уведомлении от 12 ноября 2019 года №110-15-8828/19-01-11 не было устранено, то строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером (номер) было осуществлено самовольно.

В соответствии с частью 17 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.

В таком случае Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик выдать уведомление об окончании строительства не вправе и полагает, что оспариваемый отказ был выдан законно и обосновано.

Административный ответчик - исполняющий обязанности начальника Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Мальцева Н.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц администрации МО город-курорт Геленджик, Департамента строительства Краснодарского края в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что Лебедев А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером: (номер), расположенным по адресу: .... (л.д.13-15).

В силу требований п. 2.2.1. Административного регламента по предоставлению администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 04 августа 2004 №2196, муниципальная услуга предоставляется администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик через Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город- курорт Геленджик.

04 октября 2019 года истцом было подготовлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему земельном участке, которое было направлено в адрес Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город- курорт Геленджик по почте. Согласно информации, полученной из Новороссийского почтамта УФПС Краснодарского края, письмо было вручено адресату 01 ноября 2019 года. Соответствующее уведомление по результатам рассмотрения обращения Лебедев А.В. просил предоставить ему лично в руки в администрации г. Геленджик. По результатам рассмотрения данного уведомления Лебедеву А.В. было подготовлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 12 ноября 2019 года №110-52-8828/19-01-11 по следующему основанию. Согласно приложенному схематическому изображению планируемого к строительству объекта капитального строительства указаны отступы от границы соседнего земельного участка с кадастровым номером (номер) размером 1,8 кв.м. Вместе с тем, градостроительным регламентом зоны малоэтажной жилой пойкм Ж-2, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером (номер), до границы соседнего приквартириого участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее 3 м. от усадебного одно-, двухквартирного и блокированного дома, в соответствии с пунктом 3 статьи 25 правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года №466 (в редакции от 24 октября 2019 года №178).

Однако согласно приложенному схематическому изображению отступы от границы соседнего земельного участка в 3 м. не соблюдены.

29 октября 2019 года Лебедев А.В. лично передал в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город - курорт Геленджик уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему земельном участке (вх. № 7747 от 29 октября 2019 года) – л.д. 16-19. Данное уведомление было аналогично направленному ранее по почте. Соответствующее уведомление по результатам рассмотрения обращения Лебедев А.В. просил предоставить ему лично в руки в администрации г. Геленджик. 11 ноября 2019 года Управлением было подготовлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам (исх.№110-52-8795/1901-11) – л.д. 20-21. Согласно приложенному схематическому изображению планируемого к строительству объекта капитального строительства указаны отступы от границы соседнего земельного участка с кадастровым номером (номер) размером 1,8 кв.м. Вместе с тем, градостроительным регламентом зоны малоэтажной жилой пойкм Ж-2, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером (номер), до границы соседнего приквартириого участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее 3 м. от усадебного одно-, двухквартирного и блокированного дома, в соответствии с пунктом 3 статьи 25 правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года №466 (в редакции от 24 октября 2019 года №178). Однако согласно приложенному схематическому изображению отступы от границы соседнего земельного участка в 3 м. не соблюдены.

19 августа 2020 года в адрес административного ответчика истцом направлено уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства (л.д. 54-57). Указанное обращение было рассмотрено 21 августа 2020 года и в адрес Лебедева А.В. направлен ответ о том, что выдача уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства не представляется возможной, ввиду того, что строительство объекта индивидуального жилищного строительства произведено без получения уведомления о планируемом строительстве, предусмотренного статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (л.д. 58-59).

В соответствии с ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных п. 2 ч. 7 и п. 3 ч. 8 настоящей статьи.

В силу требований ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Согласно ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В силу требований ч. 13 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-3 части 21.1 статьи 51 настоящего Кодекса. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.

Согласно ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В силу ч. 17 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абз. первым ч. 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных п.п. 1-3 ч. 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с ч. 6 ст. 51.1 настоящего Кодекса, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.

В соответствии с ч. 19 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;

2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный п. 3 ч. 8 ст.51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в п. 4 ч. 10 ст. 51.1 настоящего Кодекса, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;

5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.

Судом установлено, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам исх.№110-52-8795/1901-11 от 11 ноября 2019 года было подготовлено Управлением с нарушением, установленного ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ срока, а именно через 8 рабочих дней на девятый рабочий день после поступления обращения истца (поступило 29.10.2019), в связи с чем истец был лишен возможности получить ответ в администрации г. Геленджик в установленный законом срок.

Своевременное рассмотрение уведомления, поступившего в адрес Управления 01 ноября 2019 года, не имеет правового значения для рассмотрения данного административного иска, поскольку данное уведомление является дубликатом уведомления, поступившего в Управление 29 октября 2019 года.

Таким образом, в силу ч. 13 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ несвоевременное рассмотрение уведомления дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в связи с чем ответ Управления от 21 августа 2020 года Лебедеву А.В. о том, что выдача уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства не представляется возможной, ввиду того, что строительство объекта индивидуального жилищного строительства произведено без получения уведомления о планируемом строительстве, предусмотренного статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является незаконным.

В связи с изложенным, исковые требования административного истца Лебедева А.В. подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В целях восстановления нарушенного права истца подлежат удовлетворению исковые требования об обязании административных ответчиков рассмотреть уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером: (номер) по адресу: .... в течение 7 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда, что соответствует требованиям ч. 19 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Лебедева А.В. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, исполняющему обязанности начальника Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Мальцевой Н.В. удовлетворить.

Признать незаконным отказ в рассмотрении уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером: (номер) по адресу: ....

Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, исполняющего обязанности начальника Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Мальцеву Н.В. рассмотреть уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером: (номер) по адресу: .... в течение 7 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, исполняющего обязанности начальника Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Мальцеву Н.В. сообщить в Муромский городской суд в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда о результатах рассмотрения уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером: (номер) по адресу: ....

На решение сторонами могут быть поданы апелляционные жалобы во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С.М.Филатова

Решение в окончательной форме изготовлено 26 февраля 2021 года.