ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1709/2022 от 04.05.2022 Клинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Аррыковой Л.Д.,

при секретаре Андрющенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1709/2022 по административному исковому заявлению ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» к Управлению Росреестра по /адрес/, Клинскому отделу Управления Росреестра по /адрес/ о признании незаконным бездействие, выразившееся в неосуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик объекта недвижимости, об обязании устранить допущенное нарушение,

установил:

ГКУ МО «Мособллес» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по /адрес/, Клинскому отделу Управления Росреестра по /адрес/ о признании незаконным бездействие, выразившееся в неосуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик объекта недвижимости, об обязании устранить допущенное нарушение.

Заявленные требования мотивированы тем, что ГКУ МО «Мособллес» на праве оперативного управления владеет объектом недвижимости с кадастровым номером /номер/, расположенного по адресу: /адрес/.

/дата/ на регистрацию в Управление Росреестра по /адрес/ был сдан технический план для оказания государственной услуги по государственному кадастровому учету указанного недвижимого имущества.

Уведомлением Клинского отдела Управления Росреестра по /адрес/ от /дата//номер/ приостановлен государственный кадастровый учет в отношении здания с кадастровым номером /номер/, со сроком приостановления до /дата/.

В целях обжалования указанного уведомления /дата/ направлено заявление об обжаловании решения о приостановления осуществления государственного кадастрового учета в Управление Росреестра по /адрес/. Однако ответа и сведения о регистрации заявителю не поступало.

Уведомление об отказе государственного кадастрового учета не выдано.

Согласно выписки из ЕГРН от /дата/ государственный кадастровый учет межевого плана не осуществлен.

В связи с отказом Клинского отдела Управления Росреестра по /адрес/ в осуществлении государственного кадастрового учета фактические сведения относительно объекта недвижимости и его данные, отраженные в Управлении Росреестра по /адрес/, не совпадают.

Считает, что решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости нарушает права заявителя на владение, пользование, распоряжение имуществом.

Учитывая указанные обстоятельства, административный истец просит признать незаконным бездействие Управления Росреестра по /адрес/, выразившееся в неосуществлении государственного кадастрового учета (изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации права) на основании технического плана на здание кадастровым номером /номер/, расположенного по адресу: /адрес/, принадлежащее на праве оперативного управления ГКУ МО «Мособллес», а также обязать Управление Росреестра по /адрес/ осуществить государственный кадастровый учет (изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации права) на основании технического плана на указанное здание.

Представитель административного истца ГКУ МО «Мособллес» по доверенность ФИО1 в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что в Управление Росреестра был представлен технический план, в котором указано, что был произведен перерасчет площади объекта недвижимости в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.03.2016г. /номер/ и Приказом Управления Росреестра от /дата//номер/, и выявлена разница в площади. Никаких реконструкций и пристроек к зданию не было, о чем указано в техническом плане. Кроме того, необходимо учитывать, что объект недвижимости был ранее учтен до 01.01.2013

Представители административных ответчиков Управления Росреестра по /адрес/, Клинского отдела Управления Росреестра по /адрес/ в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлены возражения на административный иск, в котором просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых не признана судом обязательной.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (часть 10 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу статьи 227 КАС РФ для удовлетворения административного искового заявления необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам; нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что административному истцу ГКУ МО «Мособллес» на праве оперативного управления владеет объектом недвижимости с кадастровым номером /номер/, расположенного по адресу: /адрес/, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 31-33).

/дата/ на регистрацию в Управление Росреестра по /адрес/ через МАУ «МФЦ» городского округа /адрес/ был сдан технический план для оказания государственной услуги по государственному кадастровому учету указанного недвижимого имущества (л.д. 10).

Уведомлением Клинского отдела Управления Росреестра по /адрес/ от /дата//номер/ государственная регистрация кадастрового учета в отношении здания с кадастровым номером /номер/ приостановлена на срок до /дата/ в связи с ч. 8 ст. 24 Закона, ч. 1 ст. 71 сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости (л.д. 11).

В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до /дата/ и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.

Не представлены документы, подтверждающие полномочия заявителя в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 15 при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

В целях обжалования указанного уведомления /дата/ направлено заявление об обжаловании решения о приостановления осуществления государственного кадастрового учета в Управление Росреестра по /адрес/. Однако ответа и сведения о регистрации заявителю не поступало (л.д. 12-13).

Уведомление об отказе государственного кадастрового учета не выдано.

Согласно выписки из ЕГРН от /дата/ государственный кадастровый учет межевого плана не осуществлен.

Согласно п. п. 3, 7 ст. 1 Федерального закона от /дата/ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с частью 8 статьи 24 Закона, части 1 ст. 71 сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до /дата/ и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.

При этом, не потребуются проектная документация, разрешение на ввод в эксплуатацию или разрешение на строительство, если технический план нужен только для внесения в ЕГРН сведений о местоположении на земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, учтенных до /дата/ (ч. 9.1 ст. 24 Закона о госрегистрации недвижимости). В этом случае также не требуется использование декларации об объекте недвижимости. Копии указанных документов в приложение к техническому плану включать не нужно. Однако, если в результате строительных работ изменились параметры объекта недвижимости (площади), при подготовке технического плана в отношении этого объекта используется либо проектная документация (при наличии), либо декларация об объекте недвижимости (Письмо Росреестра от /дата//номер/), документов, подтверждающих увеличение площади регистрирующему органу не представлено.

В обоснование своих требований административным истцом суду представлены: выписка из ЕГРН от /дата/, из которой следует, что площадь здания с кадастровым номером /номер/ составляет /данные изъяты/.; технический план здания от /дата/, в котором площадь указанного здания составляет /данные изъяты/.

В связи с увеличением площади объекта недвижимости, усматривается реконструкция здания, однако разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не представлено. В заключение кадастрового инженера отсутствует достаточное обоснование увеличения площади объекта недвижимости.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд учитывает, что необходимые документы административным истцом представлены не были, что явилось основанием приостановления государственного кадастрового учета, а потому оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействие, выразившееся в неосуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик объекта недвижимости, об обязании устранить допущенное нарушение не находит.

Руководствуясь положениями ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ГКУ МО «МОСОБЛЛЕС» к Управлению Росреестра по /адрес/, Клинскому отделу Управления Росреестра по /адрес/ о признании незаконным бездействие, выразившееся в неосуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик объекта недвижимости, об обязании устранить допущенное нарушение – оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московской областной суд через Клинский городской суд /адрес/ в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ Аррыкова Л.Д.

Мотивированное решение суда изготовлено /дата/.

Судья /подпись/ Аррыкова Л.Д.

Копия верна.