ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1709/2022 от 15.08.2022 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Адм. дело № 2а-1709/2022

УИД: 04RS0021-01-2022-002604-94

Решение в окончательной форме изготовлено 15 августа 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 августа 2022 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд города Улан-Удэ в составе судьи Помишиной Л.Н., при секретаре Балдановой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1709/2022 по административному иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Бурятия, ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия, судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Доржиевой ФИО13 об освобождении от исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

И.о. обязанности министра Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия Булнаев Д.Г. обратился в суд с иском, в котором согласно уточненным требованиям просил освободить Министерство от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству ...-ИП.

Требования мотивированы тем, что апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора Иволгинского района РБ в интересах ФИО3 о признании незаконными действий по признанию жилого помещения пригодным для проживания, возложения обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение взамен ранее предоставленного отменено, принято новое решение, которым заявленные требования удовлетворены, действия Министерства строительства и модернизации жилищно-строительного комплекса РБ по признанию жилого помещения признаны незаконными, обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания жилья возложена на Министерство имущественных и земельных отношений РБ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства поступило постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства ...-ИП на основании исполнительного листа №ФС ... от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Советским районным судом г. Улан-Удэ. Согласно данному постановлению должнику установлен срок для добровольного исполнения судебного акта – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа – ДД.ММ.ГГГГ. В виду отсутствия полномочий у Минимущества РБ по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и отсутствия соответствующих жилых помещений, предназначенных для передачи гражданам по договорам социального найма, исполнение требований исполнительного документа в установленный срок не представлялось возможным. Для исполнения решения суда требуется длительное время, необходимое для предоставления из республиканского бюджета средств на приобретение жилого помещения и его предоставления.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФССП РФ по Республике Бурятия, судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по РБ Доржиева Ч.Д., в качестве заинтересованных лиц прокурор Иволгинского района РБ, Министерство социальной защиты населения РБ, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Симонова О.А. исковые требования поддержала и суду пояснила, что в установленный 5-дневный срок исполнить требование исполнительного документа не представилось возможным по причине того, что для приобретения жилого помещения необходимо финансирование. Министерство является органом исполнительной власти Республики Бурятия, соответственно, финансирование осуществляется из бюджета Республики, все расходные обязательства исполняются согласно Закону Республики Бурятия «О бюджете», внести изменения в который в 5-дневный срок невозможно, поскольку в данном процессе задействованы многочисленные органы исполнительной власти, а также законодательный орган Республики в лице Народного Хурала РБ. Кроме того, приобретение жилого помещения должно осуществляться в соответствии с требования Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотрена процедура подготовки проектной документации, принятие предложений, проведение торгов. Нарушение процедуры торгов влечет административную ответственность для Министерства. Согласно положению Министерство не уполномочено предоставлять жилые помещения по договорам социального найма, в связи с чем изначально в бюджете не были заложенные денежные средства на приобретение соответствующих жилых помещений. Несмотря на то, что Министерство распоряжается республиканским имуществом, однако, жилых помещений для предоставления по договорам социального найма нет. По запросу суда истцом представлены сведения о сумме денежных средств, находящихся на счете Министерства, которые носят целевой характер, и их направление на иные цели также является нарушением законодательства, в том числе Бюджетного кодекса РФ. При этом, Министерством предприняты меры для исполнения решения суда, а именно в Министерство финансов РБ подана финансовая оценка о размере денежных средств необходимых для приобретения жилья для ФИО3; в ГУ «Семья», Управление по капитальному строительству направлены запросы о наличии свободных жилых помещений для предоставления по договору, однако, были получены ответы об отсутствии таковых. Поскольку Республика Бурятия является акционером Ипотечной корпорации РБ, им также направлялся запрос, согласно которому акционер в счет оплаты готов принять недвижимое имущество – квартиру, однако, ответ пока не получен, поскольку собрание акционеров проводится в августе-сентябре. По судебному решению жилое помещение должно быть предоставлено в Иволгинском районе, однако, Министерством был проведен анализ рынка жилья в данном районе, жилых помещений соответствующих решению суда не имеется, в связи с чем законный представитель взыскателя дала свое согласие на приобретение жилья в г. Улан-Удэ. Кроме того, по запросу Министерства финансов по предоставлению сведений об обязательствах по исполнительным производствам истцом также заявлена сумма на приобретение жилья ФИО3. Административным истцом прорабатываются все возможные варианты для исполнения решения суда. Поскольку Министерство не уполномочено заключать договора социального найма, даже после приобретения жилого помещения, в дальнейшем также необходимо будет решать вопрос о его закреплении за соответствующим учреждением, с которым взыскатель сможет заключить договор. Заключить договор социального найма именно с Министерством имущественных отношений не представляется возможным.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещались судом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил в пункте 1, что судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке искового производства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, административного судопроизводства - по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - по нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом распределения компетенции между судами.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с частью 11 статьи 30 названного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.

Частью 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Частью 3 приведенной статьи определено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (пункт 74).

Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, от 19 января 2017 года № 1-П, определения от 2 апреля 2015 года № 654-О, от 27 февраля 2018 года № 517-О, от 24 апреля 2018 года № 1027-О).

В постановлении от 30 июня 2001 года № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Аналогичная позиция изложена и в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

По смыслу приведенных норм права, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, а также иных существенных обстоятельств.

Таким образом, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

По делу следует, что решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах ФИО3 о признании незаконными действий по признанию жилого помещения пригодным для проживания, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение взамен ранее предоставленного удовлетворить частично и постановлено: «Признать незаконными действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по признанию жилого помещения, расположенного по адресу: Республика ФИО2, ... пригодным для постоянного проживания. В остальной части требований отказать».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым исковые требования прокурора Иволгинского района РБ удовлетворены, в том числе на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия возложена обязанность предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения взамен ранее предоставленного непригодного для проживания жилья, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам в Иволгинском районе РБ.

ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом г. Улан-Удэ взыскателю выдан исполнительный лист ФС ....

ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Республике Бурятия Доржиевой Ч.Д. возбуждено исполнительное производство ...-ИП в отношении должника Министерства имущественных и земельных отношений РБ. Установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления.

Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника организации – 50000 руб.

Названное постановление получено должником 1 апреля 2022 года.

ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Республике Бурятия Доржиевой Ч.Д. вынесено постановление о взыскании с должника Министерства имущественных и земельных отношений РБ исполнительского сбора в размере 50000 руб. и постановление о назначении нового срока исполнения – до 6 мая 2022 года.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.

К таким обстоятельствам относятся: непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство); предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

Непредставление судебному приставу-исполнителю доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях обстоятельств в установленный для добровольного исполнения срок, расценивается как отсутствие таких обстоятельств и является одним из оснований для взыскания исполнительского сбора.

Так, суд, проверив соответствие постановления от ДД.ММ.ГГГГ требованиям закона, приходит к выводу, что оно вынесено уполномоченным лицом и в пределах его компетенции, основания для вынесения данного постановления имелись, поскольку должник получил копию постановления о возбуждении исполнительного производства и в срок, предоставленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа не исполнил, при этом не предоставил доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа явилось следствием чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Так, ДД.ММ.ГГГГ должником в адрес судебного пристава-исполнителя направлено уведомление о том, что Министерством оспаривается судебный акт в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, подано ходатайство о приостановлении исполнительного производства, документов, подтверждающих невозможность своевременного исполнения судебного акта, должностному лицу представлено не было.

В связи с указанным, оснований для признания незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора у суда не имеется.

Вместе с тем, разрешая требования об освобождении от исполнительского сбора, суд соглашается с доводами административного истца, согласно которым, в данном случае отсутствует виновное поведение должника.

На основании пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Постановлением Правительства РБ от 9 октября 2007 года № 304 утверждено Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, в п. 1.1 которого указано, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке на территории Республики Бурятия единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных и земельных отношений, по управлению государственным жилищным фондом Республики Бурятия, а также функции по управлению и распоряжению иным имуществом Республики Бурятия, в том числе земельными участками.

Согласно п. 1.5 Положения Министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, счета, открытые в установленном законодательством порядке, печать со своим наименованием и с изображением Государственного герба Республики Бурятия.

В соответствии с п. 3.14.1 Положения Министерство осуществляет полномочия по управлению государственным жилищным фондом Республики Бурятия, за исключением полномочий наймодателя по договорам социального найма жилых помещений, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, договорам найма специализированных жилых помещений, договорам безвозмездного пользования специализированных жилых помещений, договорам найма жилых помещений коммерческого использования, а также полномочий по принятию решений о предоставлении гражданам специализированных жилых помещений по договорам найма, договорам безвозмездного пользования и договорам найма жилых помещений коммерческого использования.

Так, из представленных в дело документов следует, что в реестре республиканского имущества отсутствуют жилые помещения свободные от прав и регистрации по месту жительства третьих лиц.

Кроме того, по справке Министра имущественных и земельных отношений ФИО9 от 7 июля 2022 года, представленной по запросу суда, у Министерства имущественных и земельных отношений РБ открыт лицевой счет получателя бюджетных средств ... в УФК по Республике Бурятия остаток по которому составляет 358306,98 руб., финансовые средства имеют целевой характер на исполнение функций министерства, в том числе на: выплату заработной платы – 122420,19 руб., командировочные расходы – 34100 руб., страховые взносы – 159004,79 руб., приобретение материальных запасов – 18053 руб., расходы на обслуживание оргтехники – 20808 руб., оплату транспортного налога – 3921 руб.

Исходя из Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений РБ, поскольку Министерство не наделено Республикой Бурятия полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, следовательно, в связи с отсутствием данных полномочий у административного истца, для последнего не предусмотрены соответствующие расходные обязательства по их исполнению.

В соответствии со статей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 25 августа 2011 года №615-р утвержден порядок разработки проекта закона Республики Бурятия о внесении изменений в закон Республики Бурятия о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период, вносимого в Народный Хурал Республики Бурятия Правительством Республики Бурятия.

Согласно названному Порядку, главный администратор средств республиканского бюджета оформляет бюджетную заявку с приложением документов, подтверждающих обоснованность сумм расходов. После согласования с курирующим заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия, Главой Республики Бурятия - Председателем Правительства Республики Бурятия и (или) Первым заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия на основании бюджетных заявок разрабатывает и представляет в Правительство Республики Бурятия проект закона Республики Бурятия о внесении изменений в закон Республики Бурятия о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период. Проект закона вносится в Народный Хурал Республики Бурятия, который рассматривает его в соответствии с Законом Республики Бурятия от 19 июня 1996 года № 321-1 «О законопроектной деятельности в Республике Бурятия».

Таким образом, административный истец самостоятельно не распоряжается денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете, и обеспечение финансирования Минимущества Республики Бурятия, в том числе для исполнения возложенного судебным решением обязательства по предоставлению жилого помещения по договору социального найма зависит не только от истца, но и от других органов исполнительной власти и законодательного органа Республики – Народного Хурала РБ.

Следует отметить, что согласно п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закупка товаров, работ и услуг в целях для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поскольку в реестре республиканского имущества отсутствуют жилые помещения свободные от прав и регистрации по месту жительства третьих лиц, Минимущество Республики Бурятия может приобрести рассматриваемое жилое помещение только путем проведения торгов, что займет длительное время.

Из представленных суду документов усматривается, что в целях исполнения судебного решения административным истцом направлена в Министерство финансов Республики Бурятия финансовая оценка на исполнение судебного производства с указанием суммы денежных средств, необходимых для приобретения жилого помещения в размере 2900000 руб.

Административным истцом учтен слабо развитый рынок недвижимости в Иволгинском районе РБ, в связи с чем должником получило согласие опекуна ФИО3 - ФИО10 на возможность приобретения жилого помещения в г. Улан-Удэ. В связи с чем, Министерством рассматривается вопрос о приобретении жилого помещения за счет выплаты дивидендов АО «СЗ «Ипотечная корпорация РБ», соответствующая заявка подана истцом в адрес корпорации на принятие объекта недвижимого имущества – жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к площади и состоянию квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоимостью не более 2900000 руб., включая расходы общества на ремонтные работы и иные расходы, связанные с передаваемым жильем.

Принимая во внимание вышеизложенное, судом установлено, что у должника по исполнительному производству объективно отсутствовала возможность к исполнению требований исполнительного документа в установленный 5-дневный срок, как ввиду отсутствия в собственности Республики Бурятия имущества - жилых помещений, свободных от прав третьих лиц, необходимого для исполнения решения, так и ввиду отсутствия полномочий, и как следствие расходного обязательства Минимущества РБ по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, финансирование которых из республиканского бюджета могло бы обеспечить приобретение такого жилого помещения.

Судом также принимаются во внимание доводы стороны истца со ссылкой на положения ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» о том, что исполнение обязательства возложенного на административного истца решением суда, является новым видом расходных обязательств, на исполнение которых необходимо выделение дополнительных бюджетных средств.

Учитывая, что выполнение указанных в решении суда обязанностей требует значительных временных и финансовых затрат, в том числе, необходимость проведения мероприятий по внесению заявок на финансирование на приобретение соответствующего жилья, суд приходит к выводу о том, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, соответственно, имеются основания для освобождения Министерства имущественных и земельных отношений от исполнительского сбора.

Таким образом, судом установлено, что должником по исполнительному производству предпринимались меры к исполнению требований исполнительного документа. Указанные обстоятельства подтверждены представленными в дело материалами.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для вывода о том, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок было вызвано виновным противоправным поведением должника. Исходя из характера обязательства, а также специфики деятельности организации должника, суд признает заслуживающими внимания доводы истца о том, что неисполнение было вызвано объективной невозможностью исполнения в предложенный срок, что в совокупности дает основание для удовлетворения исковых требований об освобождении от взыскания исполнительного сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия удовлетворить.

Освободить Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Доржиевой ФИО14 от 13 апреля 2022 года по исполнительному производству № ...-ИП.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья: Л.Н. Помишина