ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-170/18 от 30.08.2018 Шелаболихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-170/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


от 30 августа 2018 года с. Шелаболиха


Шелаболихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Матвиенко Е.Н.,

при секретаре Сёмкиной Т.В.,

с участием помощника прокурора Шелаболихинского района Алтайского края Проценко А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шелаболихинского района в интересах неопределенного круга лиц к Шелаболихинскому сельскому Совету депутатов Шелаболихинского района Алтайского края (седьмого созыва) о признании решения незаконным, возложении обязанности рассмотреть представление прокурора о досрочном прекращении полномочий депутатов,

установил:

Прокурор Шелаболихинского района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Шелаболихинскому сельскому Совету депутатов Шелаболихинского района Алтайского края (седьмого созыва) о признании незаконным решения от ***, возложении обязанности рассмотреть представление прокурора о досрочном прекращении полномочий депутатов Шелаболихинского сельского Совета депутатов Шелаболихинского района Алтайского края Т. и Ш.

В судебном заседании представитель прокуратуры Шелаболихинского района Проценко А.Е. уточнила исковые требования в части и просила признать незаконным решение Шелаболихинского сельского Совета депутатов Шелаболихинского района Алтайского края от *** и обязать Шелаболихинский сельский Совет депутатов принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Т. и Ш. в связи с неисполнением ими ограничений, установленной федеральными законами.

Исковые требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции выявлен факт неисполнения депутатами Шелаболихинского сельского Совета депутатов Шелаболихинского района Алтайского края (седьмого созыва) Т. и Ш. обязанности, предусмотренной ст. 12.1 ФЗ «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008г. о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своих супругов и своих несовершеннолетних детей в срок до *** за *** год, установленный Указом Президента РФ от 23.06.2014 года №460. Указанные обязанности депутатами не были исполнены на момент проверки. В связи с выявленными нарушениями *** прокурором в адрес Шелаболихинского сельского Совета депутатов Шелаболихинского района Алтайского края (далее Совет депутатов) внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указано на необходимость досрочного прекращения полномочий депутатов Т. и Ш. Указанное представление рассмотрено представительным органом на сессии *** и по результатам рассмотрения принято решение, которым прокурору отказано в досрочном прекращении полномочий депутатов.

Нарушение административным ответчиком антикоррупционного законодательства напрямую затрагивает интересы государства, подрывает принципы противодействия коррупции.

Процессуальный административный истец в лице помощника прокурора Шелаболихинского района Алтайского края Проценко А.Е. в судебном заседании уточненный иск поддержала по изложенным в нем доводам и основаниям.

Представитель административного ответчика Шелаболихинского сельского Совета депутатов Шелаболихинского района Алтайского края по должности А. просил административный иск прокурора оставить без удовлетворения, пояснив, что депутаты Ш. и Т., хоть и с нарушением срока, но заполнили и подали декларации в июне *** года. В связи с чем, полагает допущенное нарушение устраненным.

Заинтересованные лица Ш. и Т. не отрицали факта неисполнения ими требований действующего законодательства в части заполнения и подачи декларации к ***, пояснив это незнанием действующего законодательства. Из их пояснений следует, что декларации они заполнили и сдали за *** года в начале июня *** года.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный иск прокурором предъявлен в суд ***, о нарушении прав неопределенного круга лиц прокурору стало известно ***, после принятия Советом депутатов решения об отказе в принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Т. и Ш., не представивших сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера к ***.

Таким образом, начало течения срока на предъявление указанного административного иска приходится на ***, окончания – на ***, трехмесячный срок на подачу настоящего административного искового заявления соблюден.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Нормами указанного Федерального закона корреспондируют положения Устава муниципального образования Шелаболихинский сельский Совет депутатов Шелаболихинского района Алтайского края, в котором определены компетенция, полномочия, порядок формирования и деятельность данного представительного органа местного самоуправления (п.1 ст.19).

В соответствии с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования.

Частями 1,2,3 ст.19 Устава муниципального образования определено, что Совет депутатов является представительным органом поселения и состоит из 11 депутатов, которые избираются на 5 лет.

Основной формой деятельности Совета депутатов является сессия. Порядок созыва и проведения сессий Совета депутатов устанавливается Регламентом Совета депутатов, утверждаемым решением Совета депутатов.( ст. 21 Устава).

Решением избирательной комиссии муниципального образования Шелаболихинский сельсовет Шелаболихинского района Алтайского края от *** признаны избранными депутатами, в том числе по одномандатному избирательному округу Ш., по одномандатному избирательному округу Т..

Решением Шелаболихинского сельского Совета депутатов Шелаболихинского района Алтайского края от *** признаны полномочия избранных депутатов.

В соответствии с ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу абз.19 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к лицам, замещающим муниципальные должности, относятся, в том числе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

Положением ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

В соответствии с п.п.1,8 ч.1 ст.12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007г. № 25 - ФЗ, муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение, а также муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи.

В ч.1 ст.15 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

В п.2 Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» установлено, что граждане, претендующие на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с утвержденным настоящим Указом Положением и по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, если федеральными конституционными законами или федеральными законами для них не установлены иные порядок и форма представления указанных сведений, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Аналогичные сроки подачи сведений о доходах установлены Указом Губернатора Алтайского края от ***.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе» установлена взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы в части единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы.

В соответствии с п.9 ч.1 ст. 16 указанного Федерального закона гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу.

Порядком предоставления муниципальными служащими сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги( супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным Решением Совета депутатов Шелаболихинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края от *** срок предоставления деклараций не установлен, однако имеется ссылка на сроки установленные действующим законодательством.

Положением ч.10.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Аналогичные положения установлены в ст. 25 Устава муниципального образования Шелаболихинский сельсовет Шелаболихинского района Алтайского края, где указано, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ и иными федеральными законами. Решение Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета депутатов, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Порядок принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата устанавливается Регламентом.

Согласно ч. 11 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г.№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, пояснениями административного ответчика, заинтересованных лиц Т. и Ш., что по состоянию на *** депутаты Т., Ш. не представили сведения о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, а Шелаболихинский сельский Совет депутатов, решением от *** отказал прокурору о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов.

Поскольку Ш. и Т., являясь депутатами, в нарушение Федерального закона от 25.12.2008г. N 273-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ, не представили сведения о своих доходах до *** за *** год, то их полномочия депутата, подлежали досрочному прекращению на основании пункта 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003г.131-ФЗ и подп.11 п. 7 ст. 25 Устава муниципального образования Шелаболихинский сельский Совет депутатов Шелаболихинского района Алтайского края.

При таких обстоятельствах решение Совета депутатов от *** об отказе в удовлетворении представления прокурора о досрочном прекращении полномочий депутатов Т. и Ш. принято в нарушение законодательства, действующего в период совершения данными депутатами нарушений, а именно в соответствии с ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. N 273-ФЗ "О противодействию коррупции", ч. 7, п. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 25 Устава муниципального образования Шелаболихинский сельсовет Шелаболихинского района Алтайского края.

При указанных обстоятельствах, суд находит уточненные требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Наличие в материалах дела сообщения департамента по обеспечению региональной безопасности администрации губернатора и правительства Алтайского края от *** за о поступлении от депутатов Т. и Ш. сведений о доходах и членов их семей, подданных за сроками декларационной компании, подтверждают несоблюдения депутатами ограничений, установленных Законом N 131-ФЗ и не освобождают их от ответственности.

Частью 10.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за несоблюдение депутатами органов местного самоуправления ограничений, установленных законами РФ, установлена безальтернативная ответственность – досрочное прекращение полномочий депутата.

В соответствии с п.1 ч.3 ст. 227 Кодекса Административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В целях исполнения судебного акта, с учетом требований ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым установить срок совершения обязанности по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Т. и Ш. – на ближайшей сессии Шелаболихинского сельского Совета депутатов Шелаболихинского района Алтайского края с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина на основании ст. 111 КАС РФ взысканию с административного ответчика не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования прокурора Шелаболихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Шелаболихинскому сельскому Совету депутатов Шелаболихинского района Алтайского края удовлетворить.

Признать незаконным решение Шелаболихинского сельского Совета депутатов Шелаболихинского района Алтайского края от *** в части отказа в удовлетворении представления прокурора Шелаболихинского района Алтайского края о досрочном прекращении полномочий депутатов Шелаболихинского сельского Совета депутатов Шелаболихинского района Алтайского края Ш. и Т..

Обязать Шелаболихинский сельский Совет депутатов Шелаболихинского района Алтайского края на ближайшей сессии со дня вступления в законную силу решения суда прекратить полномочия депутатов Ш. и Т. в связи с неисполнением ими обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей за 2017 год, в установленный законом срок до ***.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шелаболихинский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.Н. Матвиенко