ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-170/19 от 13.03.2019 Сегежского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-170\2019.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сегежа

Сегежский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьипри секретаре

Ткачук Н. А.ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании незаконным бездействия администрации Сегежского городского поселения, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с требованиями о признании незаконным бездействия администрации Сегежского городского поселения, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости. Административный иск мотивирован тем, что на территории многоквартирных жилых домов № 23, 25, 25а, 27 по ... расположена постройка (сарай), который в настоящее время является бесхозяйным. На протяжении длительного времени данным сараем никто не пользуется, он находится в аварийном состоянии, в указанной постройке находятся дети или лица без определенного места жительства, которые устраивают поджоги. Жители расположенных вблизи домом опасаются за свою жизнь. Административный истец полагает, что администрация Сегежского городского поселения обязана обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РК с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – сарая, расположенного вблизи многоквартирных домов № 23, 25, 25а, 27 по ул....

Определением Сегежского городского суда РК от 20 февраля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники квартир, расположенных в доме № №... по ..., – ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9

В суде административный истец требования поддержала. Пояснила, что во дворе многоквартирных домов расположен двухэтажный кирпичный сарай, в котором постоянно происходят пожары. Остальные деревянные сараи, которые ранее были расположены на указанной территории, сгорели. Административный истец полагает, что данный сарай является бесхозяйным недвижимым имуществом и должен быть признан муниципальной собственностью.

Представитель администрации Сегежского городского поселения в суд не явился, о дне слушания извещались. В предыдущем судебном заседании представитель администрации ФИО10 с административным иском не согласилась. Пояснила, что кирпичный сарай, расположенный на территории многоквартирных домов, был построен одновременно с домом № №... по ..., и предназначался как подсобное строение, в котором хранились дрова для отопления жилых помещений многоквартирного дома до того, как дом был оборудован центральным отоплением. Полагала, что данный сарай относится к общедомовому имуществу, в связи с чем, собственники жилого дома № №... по ул.... могут собрать общее собрание и решить вопрос о сносе данной постройки.

Заинтересованные лица ФИО8, ФИО6 административный иск поддержали в полном объеме.

Заинтересованные лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО9 в суд не явились, судом предпринимались меры для их извещения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей Н.В.С.., С.Х.П.., И.С.М.., Д.Д.В.., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ регламентировано, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Судом установлено, что административный истец ФИО2 зарегистрирована в квартире № №... в доме № 25 по ул....

В материалы административного дела представлены копии технических паспортов на дома № 23, 25, 25А, 27 по ул.... расположенных вблизи друг друга.

В техническом паспорте на жилой многоквартирный дом № 27 имеется информация о наличии кирпичного двухэтажного сарая, расположенного на земельном участка около указанного дома.

Согласно ч. ч. 1 - 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из материалов дела, подтверждается уведомлением Росреестра, земельный участок, занятый многоквартирным домом, и земельный участок, на котором расположено спорное строение, не сформированы в установленном законом порядке, в связи с чем, данные земельные участки находятся в собственности публично-правового образования (п.67 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (ст.36 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, нормами действующего жилищного законодательства сараи (гаражи) не отнесены к общему имуществу в многоквартирном доме, принадлежащему собственникам квартир на праве общей долевой собственности, в связи с чем, вопросы, связанные с распоряжением данным недвижимым имуществом, не могут разрешаться собственниками на общем собрании.

Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется нормами Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее Порядок), согласно п. 5 указанного нормативного документа, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п.3 указанного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Допрошенные в судебном заседании свидетели С.Х.П.., И.С.М.., Д.Д.В.., Н.В.С.. в совокупности своих показаний пояснили, что данный сарай не является самовольной постройкой, ранее жители, которые проживали в домах, держали в сарае дрова, различные вещи. Затем сарай был заброшен, сейчас частично разобран, неоднократно внутри него происходили возгорания.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку указанный выше кирпичный сарай, обладающий всеми признаками недвижимого имущества, является бесхозяйным объектом, отсутствуют собственники такого объекта недвижимости и организации, которые следят за их техническим состоянием, бездействия администрации Сегежского городского поселения, выразившиеся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости, следует признать незаконными.

В соответствие с требованиями ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд в резолютивной части решения, кроме прочего, указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В связи с длительной процедурой подготовки документов для обращения в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости, суд полагает необходимым установить администрации Сегежского городского поселения срок для исполнения судебного акта в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

р е ш и л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Сегежского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости – кирпичного двухэтажного сарая, расположенного около многоквартирного жилого дома № 27 по улице ...

Обязать администрацию Сегежского городского поселения обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости – кирпичного двухэтажного сарая, расположенного около многоквартирного жилого дома № 27 по улице ..., в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу администрации Сегежского городского поселения сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Сегежский городской суд Республики Карелия.

Судья Н. А. Ткачук

Мотивированное решение в порядке ст. 177 КАС РФ

составлено 15.03.2019 года