РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п. Куйтун 12 мая 2021 г.
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П.,
при секретаре Карбовской Е.О., с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-170/2021 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным бездействия,
у с т а н о в и л:
В обоснование административного иска указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ сведений о целевом назначении и категории лесов, распложенных в границах водоохранной зоны Братского водохранилища на территории Куйтунского лесничества Иркутской области, в ходе которого установлено их несоответствие требованиям действующего лесного и водного законодательства. Из картографических материалов, содержащихся в приложениях №№ 7, 9, 10.1-10.3, 11, 12, 13 к лесохозяйственному регламенту Куйтунского лесничества, утвержденному приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018г. № 78-мпр, следует, что лесные участки Куйтунского лесничества примыкают к акватории Братского водохранилища. Согласно информации филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области в Единый государственный реестр недвижимости 05-09.06.2018, 03.07.2018 внесены сведения о береговой линии (границе водного объекта), водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе Братского водохранилища. Вместе с тем, несмотря на установление границ водоохранных зон Братского водохранилища и постановку их на государственный кадастровый учет, Федеральным агентством лесного хозяйства в нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации, а также лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, категория и целевое назначение лесов, расположенных в границах водоохранной зоны Братского водохранилища на территории Куйтунского лесничества, до настоящего времени (более 3-х лет) не приведены в соответствие с требованиями закона, что не позволяет министерству лесного комплекса Иркутской области внести соответствующие изменения в государственный лесной реестр области и лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества. Таким образом, отсутствие вынесенного в установленном законом порядке решения Федерального агентства лесного хозяйства о категории и границах лесов, расположенных в водоохранной зоне Братского водохранилища, препятствует осуществлению министерством лесного комплекса Иркутской области переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений по внесению соответствующих изменений в государственный лесной реестр области. Бездействие Федерального агентства лесного хозяйства подтверждается информацией от 11.02.2021 № 07-41-2021. Не отнесение Федеральным агентством лесного хозяйства лесных участков Куйтунского лесничества, расположенных в водоохранной зоне Братского водохранилища, к категории защитных лесов - леса, расположенные в водоохранной зоне, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования таких защитных лесов с целью сохранения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ. Просит суд признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выраженное в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах водоохранной зоны Братского водохранилища на территории Куйтунского лесничества Иркутской области, к категории защитных лесов - леса, расположенные в водоохранной зоне. Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства в срок до 01.07.2021 года принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах водоохранной зоны Братского водохранилища на территории Куйтунского лесничества Иркутской области, к категории защитных лесов - леса, расположенные в водоохранной зоне.
Представитель административного истца Братского межрайонного природоохранного прокурора по доверенности ФИО1 в судебном заседании административный иск поддержала.
Представители административного ответчика Федерального агентства лесного хозяйства, заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч.1 ст.272 КАС РФ суд признает не обязательным участие в судебном заседании представителей административного ответчика и заинтересованного лица и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что в ходе проведенного Братской межрайонной природоохранной прокуратурой анализа сведений о целевом назначении и категории лесов, распложенных в границах водоохранной зоны Братского водохранилища на территории Куйтунского лесничества Иркутской области, установлено их несоответствие требованиям действующего лесного и водного законодательства.
Из картографических материалов, содержащихся в приложениях №№ 7, 9, 10.1-10.3, 11, 12, 13 к лесохозяйственному регламенту Куйтунского лесничества, утвержденному приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр, следует, что лесные участки Куйтунского лесничества примыкают к акватории Братского водохранилища.
В соответствии с п.9 ст. 1 ЛК РФ одним из основных принципов лесного законодательства является подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ст.10 ЛК РФ).
В соответствии с ч.ч.2,4 ст. 12 ЛК РФ освоение лесов должно осуществляться с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно требованиям ст. 111 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Отдельно законодателем выделена категория защитных лесов - леса, расположенные в водоохранных зонах.
В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Запрещается изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, установленных в соответствии с водным законодательством, устанавливаются ограничения их использования, закрепленные в ст. 113 ЛК РФ.
В соответствии с требованиями п.9, п. 16 ст. 81 ЛК РФ проектирование защитных лесов, а также принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно п.п. 5.4.4, 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установление их границ, а также обеспечение проектирования этих лесов относится к полномочиям Рослесхоза.
Подпунктом 2 пункта 19 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, установлено, что к лесам, расположенным в водоохранных зонах, относятся леса, расположенные в границах водоохранных зон, установленных в соответствии с водным законодательством.
В соответствии со ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны водного объекта устанавливается в соответствии с требованиями ст. 65 ВК РФ.
Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17, определены органы государственной власти, уполномоченные устанавливать границы водоохранных зон водных объектов.
Приказом Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 17.11.2017г. № 302 утверждены береговая линия (границы водного объекта), границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Братского водохранилища на территории Иркутской области.
Согласно информации филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области от 16.02.2021 в Единый государственный реестр недвижимости 05-09.06.2018, 03.07.2018 внесены сведения о береговой линии (границе водного объекта), водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе Братского водохранилища.
Несмотря на установление границ водоохранных зон Братского водохранилища и постановку их на государственный кадастровый учет, Федеральным агентством лесного хозяйства в нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации, а также лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, категория и целевое назначение лесов, расположенных в границах водоохранной зоны Братского водохранилища на территории Куйтунского лесничества, до настоящего времени (более 3-х лет) не приведены в соответствие с требованиями закона, что не позволяет министерству лесного комплекса Иркутской области внести соответствующие изменения в государственный лесной реестр области и лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества.
В соответствии с п. 1 ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В государственном лесном реестре должна содержаться документированная информация о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах (п. 3 ч. 2 ст. 91 ЛК РФ).
Ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов перечень, формы и порядок, подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2.1 ст. 91 ЛК РФ).
Порядок внесения информации и ее изменение в государственный лесной реестр осуществляется на основании Приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».
Документом, являющимся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (п.п.2.1.1 п.2.1 Приказа № 496).
Основанием для внесения документированной информации в акты является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении их границ (п.п.«б» п.2.2.2 Приказа № 496).
Таким образом, отсутствие вынесенного в установленном законом порядке решения Федерального агентства лесного хозяйства о категории и границах лесов, расположенных в водоохранной зоне Братского водохранилища, препятствует осуществлению министерством лесного комплекса Иркутской области переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений по внесению соответствующих изменений в государственный лесной реестр области.
Бездействие Федерального агентства лесного хозяйства подтверждается информацией Федерального агентства лесного хозяйства от 19.02.2021 № АВ-03-28/3161.
Не отнесение Федеральным агентством лесного хозяйства лесных участков Куйтунского лесничества, расположенных в водоохранной зоне Братского водохранилища, к категории защитных лесов - леса, расположенные в водоохранной зоне, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования таких защитных лесов с целью сохранения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.
Суд приходит к выводу, что исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выраженное в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах водоохранной зоны Братского водохранилища на территории Куйтунского лесничества Иркутской области, к категории защитных лесов - леса, расположенные в водоохранной зоне.
Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства в срок до 01.07.2021 года принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах водоохранной зоны Братского водохранилища на территории Куйтунского лесничества Иркутской области, к категории защитных лесов - леса, расположенные в водоохранной зоне.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйтунский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу