№ 2а-1710/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2018 года г. Вологда
Вологодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Гвоздевой Н.В.,
при секретаре Мосягиной К.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района о признании незаконным отказа в установлении соответствия между видом разрешенного использования земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельного участка, установленным классификатором видов разрешенного использования, возложении обязанности по изданию акта о приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором видов разрешенного использования,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес>. Данный участок расположен в границах территориальной зоны СХ2 «Зона сельскохозяйственного назначения», для которой предусмотрен, в том числе, вид разрешенного использования «садоводство», соответствующий классификатору видов разрешенного использования. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, однако государственный кадастровый учет был приостановлен в связи с отсутствием акта органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района с заявлением о принятии решения об установлении соответствия между разрешенным использованием спорного земельного участка и видом разрешенного использования «садоводство» в соответствии с классификатором, однако в ответе от 10 августа 2018 года ему было сообщено, что принятие решения по изменению вида разрешенного использования не представляется возможным в связи с тем, что площадь земельного участка превышает максимальный размер земельного участка, установленный Правилами землепользования и застройки Кубенского сельского поселения для ведения садоводства.
Просит суд признать незаконным ответ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от 10 августа 2018 года № и возложить на административного ответчика обязанность по изданию акта о приведении вида разрешенного использования спорного земельного участка в соответствие с видом разрешенного использования «Садоводство» (код 1.5), установленного классификатором видов разрешенного использования.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, действует через представителя.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что при обращении в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в комитет с заявлением об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером № «для сельскохозяйственного использования» и видом разрешенного использования «садоводство», установленного классификатором видов разрешенного использования. При установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка федеральному классификатору этот вид не изменяется. Решение об установлении соответствия лишь дополнительно подтверждает юридический факт легальности прежнего вида разрешенного использования, не предусмотренного федеральным классификатором. Учитывая, что указанным классификатором предусмотрен вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование», приведение его в соответствие с видом разрешенного использования, установленного классификатором видов разрешенного использования, не требуется. Фактически административный истец обратился в комитет с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка невозможно с учетом особого правового режима сельскохозяйственных угодий до принятия специального законодательства о зонировании территорий. Кроме того, такое изменение невозможно в силу превышения максимальной площади земельного участка, установленного правилами землепользования и застройки для ведения садоводства.
Заслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на ряд категорий, одной из которых являются земли сельскохозяйственного назначения.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, и при этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.1 ст.78, п.2 ст.7 ЗК РФ).
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В силу пункта 1 статьи 1 данного закона, его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.
Судом установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: <адрес>. Данный участок расположен в границах территориальной зоны СХ2 «Зона сельскохозяйственного назначения».
В соответствии со ст.7 ЗК РФ собственники земельного участка вправе выбрать любой вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Вместе с тем, государственный учет установления либо изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с изменением вида разрешенного использования спорного земельного участка, однако государственный кадастровый учет был приостановлен в связи с отсутствием акта органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района с заявлением о принятии решения об установлении соответствия между видом разрешенного использования спорного земельного участка и видом разрешенного использования «садоводство» в соответствии с федеральным классификатором.
Из содержания ответа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от 10 августа 2018 года № следует, что принятие решения по изменению вида разрешенного использования земельного участка не представляется возможным в связи с тем, что площадь спорного земельного участка превышает максимальный размер земельного участка, предусмотренный ст.34 Правил землепользования и застройки Кубенского сельского поселения для ведения садоводства. Принятие решения об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования, установленным классификатором возможно в рамках правил землепользования и застройки Кубенского сельского поселения, приведенными в соответствии с требованиями действующего законодательства, которые до настоящего времени не разработаны и не утверждены.
На основании п.13 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с п.11 указанной нормы разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Перечисленные положения законодательства позволяют сделать вывод о том, что предусмотренная законом процедура установления соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору не предполагает изменение вида разрешенного использования земельного участка в случае, если такой вид в классификаторе предусмотрен. Указанная процедура направлена на легализацию вида разрешенного использования земельного участка, установленного до дня утверждения классификатора, в случае, если такой вид классификатором не предусмотрен.
Принадлежащий административному истцу земельный участок имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования».
Вместе с тем вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» предусмотрен классификатором вида разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 (код 1.0).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что приведение вида разрешенного использования спорного земельного участка в соответствие с федеральным классификатором не требуется в силу положений п.11 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В заявлении ФИО1, адресованном в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района, фактически ставится вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «сельскохозяйственное использование» на «садоводство», оба из которых предусмотрены классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Вместе с тем такое изменение невозможно в силу следующих обстоятельств.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.
Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст.1,п.3 ч.2 и ч. 6 ст.30, ч. 1, 6 ст.36, ч. 5 ст.37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного под. 1 п. 3 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для ведения садоводства установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для ведения садоводства в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Согласно ч.10 ст. 35 и ч.3 ст.36 Градостроительного кодекса РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов.
На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населенных пунктов».
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч.1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель для ведения сельского хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Перечисленные положения законодательства позволяют сделать вывод о том, что изменение вида разрешенного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения на садоводство возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (земли населенных пунктов).
Изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья), без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, противоречит приведенным нормам.
Принимая во внимание установленные обстоятельства и учитывая, что приведение вида разрешенного использования принадлежащего административному истцу земельного участка в соответствие с классификатором видов разрешенного использования не требуется, а изменение вида разрешенного использования указанного участка противоречит нормам действующего законодательства, оснований для признания незаконным оспариваемого ответа и возложении на административного ответчика обязанности по изданию соответствующего акта не имеется.
При указанных обстоятельствах требования административного истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении требований ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района о признании незаконным отказа в установлении соответствия между видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № - «для сельскохозяйственного использования» и видом разрешенного использования - «садоводство», изложенного в письме от 10 августа 2018 года №, и возложении обязанности по изданию акта о приведении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в соответствие с видом разрешенного использования земельного участка, установленного классификатором видов разрешенного использования – отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья Н.В. Гвоздева
Мотивированное решение изготовлено 03.10.2018