ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1710/2022 от 08.09.2022 Ейского городского суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ейск «08» сентября 2022 г.

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Квитовской В.А.,

при секретаре Роженко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щеренко Н.Г. к администрации Ейского городского поселения Ейского района, об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Щеренко Н.Г. обратилась в Ейский городской суд Краснодарского края с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение и.о. главы Ейского городского поселения Кияшко Д.В. от 30.06.2022 №01-1056/02-11 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое по заявлению от 17.06.2022, возложить на администрацию города обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца от 17.06.2022 о предварительном согласовании предоставления в аренду на основании пп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ участка для индивидуально жилищного строительства, расположенного в , в границах кадастрового квартала

В обоснование административного иска Щеренко Н.Г. указала, что будучи нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как на нее и проживающих совместно с ней членов семьи приходится менее установленной нормы жилплощади, желая воспользоваться мерой государственной поддержки, в порядке пп.14 п.2 ст.39.6. ЗК РФ, 17.06.2022 обратилась в администрацию Ейского городского поселения с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по в г.Ейске, в границах кадастрового квартала , приложив необходимые документы. Письмом администрации Щеренко Н.Г. отказано в согласовании в связи с тем, что административный испрашиваемый земельный участок соответствует Правилам землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района, при этом не соответствует документации территориального планирования Ейского городского поселения Ейского района (Генеральному плану г.Ейска), а также, что Щеренко Н.Г. не нуждается в улучшении жилищных условий.

Данное решение административный истец считает несоответствующим требованиям закона, в связи с чем обратился с настоящим административными иском в суд.

В письменных возражениях по существу иска представитель администрации города по доверенности Куцаева М.Е. пояснила, что Щеренко Н.Г. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка поскольку она не состоит на учете граждан в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того образование земельного участка, испрашиваемого истцом для жилищного строительства противоречит документам территориального планирования Ейского городского поселения, так как попадает в границы территории «Зона транспортной инфраструктуры» (л.д.25-29).

В судебное заседание стороны не явились, письменно просили дело рассмотреть в их отсутствие. Истец на удовлетворении иска настаивал, представитель ответчика – возражал.

Изучив материалы дела суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания ст.218, п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

Как видно из материалов дела, Щеренко Н.Г. является инвалидом третьей группы общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2011 №4345093 от 29.11.2012.

Письмом администрации Ейского городского поселения Ейского района от 30.06.2022 №01-1056/22-11 административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1000 кв.м., расположенного в , в границах кадастрового квартала , в связи с тем, что истец обеспечен жилой площадью сверх установленных минимальных норм, так как является собственником жилого помещения общей площадью 55,8 кв.м., жилой – 35,1 кв.м. по адресу: , и не нуждается в улучшении жилищных условий, а так как будучи, а образование земельного участка в кадастровом квартале в соответствии с приложенной заявителем схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории противоречит документам территориального планирования Ейского городского поселения Ейского района (л.д.13-15).

Суд не усматривает в приведенном выше решении органа местного самоуправления противоречий закону и нарушений прав административного истца ввиду следующего.

В соответствии с положениями ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ).

Конституция Российской Федерации (ст.7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения ч.14 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон №181-ФЗ), закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Основания и порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий регулируются нормами главы 7 ЖК РФ.

В силу частей 3, 4 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Щеренко Н.Г. документы, подтверждающие постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию города с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, как видно из перечня приложений, не представлено (л.д.6-7). Не представлено такого документа и суду.

В тоже время, по информации, полученной органом местного самоуправления в рамках межмуниципального взаимодействия, Щеренко Н.Г. не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что подтверждается письмом управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Ейского городского поселения Ейского района от 28.06.2022 №13/1601 и доказательства обратного в материалы дела не представлены.

Справка, предоставленная в материалы дела от 01.06.2022 территориальным общественным самоуправлением на имя Щеренко Н.Г. (л.д.11), подтверждает факт проживания и регистрации по только в отношении административного истца. Сведений о регистрации по остальных членов семьи административного истца по данному адресу справка ТОС не содержит.

Наличие у административного истца инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не является безусловным основанием для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке пп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ.

При таком положении дел, один тот факт, что Щеренко Н.Г. не состоит в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, сам по себе является достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Кроме того, в письме администрации от 30.06.2022 №01-1056/22-11 указана и дополнительная причина отказа в требовании истца, заключающаяся в противоречии образования испрашиваемого земельного участка документам территориального планирования поселения.

В силу ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, предусмотрены ст.ст.39.14 и 39.15 ЗК РФ.

Как видно из материалов дела Щеренко Н.Г. подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала и подано заявление в администрацию Ейского городского поселения (л.д.6-7, 10).

Пунктом 2 ст.11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется, в том числе с учетом утвержденных документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также наличия зон с особыми условиями использования территории.

В соответствии с Генеральным планом развития города Ейска (проект «Внесение изменений в Генеральный план развития города Ейска» утвержден решением Совета Ейского городского поселения Ейского района от 26.11.2021 №32/4) образуемый земельный участок попадает в границы территории «Зона транспортной инфраструктуры».

Согласно Правилам землепользования и застройки Ейского городского поселения Ейского района, утвержденным решением Совета Ейского городского поселения Ейского района от 29.01.2013 №52/4 (в редакции решения Совета от 25.12.2020 №20/4), указанный для формирования земельный участок попадает в территориальную зону «ОД1. Зона размещения объектов общественного, делового и коммерческого назначения, градостроительным регламентом которой предусмотрен вид разрешенного использования №1 «Для индивидуального жилищного строительства» застройки индивидуальными жилыми домами», градостроительным регламентом которой предусмотрен основной вид разрешенного использования - «Для индивидуального жилищного строительства (2.1)».

Образование испрашиваемого административным истцом земельного участка площадью 1000 кв.м., в кадастровом квартале , в соответствии с приложенной к заявлению схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, хотя и соответствует документам градостроительного зонирования, однако противоречит документам территориального планирования Ейского городского поселения Ейского района, т.е. подготовлена с нарушением п.2 ст.11.10 ЗК РФ.

В соответствии с пп.4 п.16 ст.11.10, пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории является основанием для отказа в ее утверждении, в таком случае уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Щеренко Н.Г. к администрации Ейского городского поселения Ейского района, о признании незаконным решения и.о. главы Ейского городского поселения Кияшко Д.В. от 30.06.2022 №01-1056/02-11 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятого по заявлению от 17.06.2022 года и обязании повторно рассмотреть заявление истца от 17.06.2022 года - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2022 года.

Председательствующий: