ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1712/2023 от 17.08.2023 Октябрьского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

УИД 62RS0003-01-2022-002962-76

Дело №2а-1712/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Рязань 17 августа 2023 года

Октябрьский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Левашовой Е.В.,

при секретаре Холодкове О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по иску Левушкина И.А. к Отделению судебных приставов по взысканию административных штрафов по <адрес> и Рязанскому району, врио начальника отделения по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району Медведевой И.Н., судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району Даньяловой В.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Рязанской области, Федеральной службе судебных приставов России, о признании незаконным бездействия, и взыскании морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Левушкин И.А. обратился в Октябрьский районный г. Рязани с административным исковым заявлением к Отделению судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району о признании незаконным бездействия, взыскании морального вреда, в обоснование заявленных требований указав, что с его карты незаконно во время судопроизводства были списаны денежные средства в виде исполнительского сбора, при этом судебный акт принят не был. Просил признать незаконным бездействие должностного лица ОСП по ВАШ Медведевой И.Н., выраженное в отсутствии совершения действий по возврату исполнительского сбора в размере 1 000 рублей, вернуть исполнительский сбор в размере 1 000 рублей, и взыскать сумму морального вреда с ответчика и должностного лица Медведевой И.Н. солидарно в размере 100 000 рублей.

Протокольными определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов России по Рязанской области, врио начальника Отделения по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району Медведева И.Н., судебный пристав-исполнитель Отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району Даньялова В.В., Федеральная службы судебных приставов России.

Административный истец Левушкин И.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не сообщив о причинах неявки.

Административные ответчики врио начальника Отделения по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району Медведева И.Н., судебный пристав-исполнитель Отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району Даньялова В.В., а также представители административных ответчиков Отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Рязанской области, Федеральная служба судебных приставов России, извещенные надлежащим образом о дате и времени слушания дела, в суд не явились.

По запросу суда в материалы дело административными ответчиками представлена копия исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Левушкина И.А.

Поскольку лица, участвующие в деле, не явились в судебное заседание, были извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть данное административное дело в их отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, изучив представленные стороной административного ответчика, материалы исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Левушкина И.А., приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Анализ указанной нормы закона позволяет сделать вывод, что в рамках производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных и иных органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются факт нарушения положений действующего законодательства со стороны органов и их должностных лиц, чьи действия либо решения оспариваются административными истцами, а также факт того, что данные нарушения привели к нарушению прав и законных интересов заявителей, либо к незаконному возложению на них каких-либо обязанностей. При этом по смыслу, придаваемому законодателем в изложенной норме, решение об удовлетворении заявленных исковых требований может быть вынесено при условии одновременного выполнения двух вышеперечисленных оснований, установленных в ходе рассмотрения дела по существу.

По смыслу ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконным необходимо наличие двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Законодательство, регулирующее принудительное исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах судебных органов, возлагает таковую обязанность на федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы.

В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).

В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу ст. 4 указанного Федерального закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, а также соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 года N118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

При этом согласно положениям статьи 13 Закона N118-ФЗ судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Статья 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет исполнительский сбор как одно из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Вместе с тем закон строго регламентирует основания, порядок, а также срок совершения указанных исполнительных действий.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу части 1 статьи 112 Закона N229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

В Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 8 июля 2014 года N0001/16, содержится указание о том, что в силу требований Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в редакции №2 от 11.05.2016 года) для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).

Таким образом, для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и наличие вины должника в таком неисполнении.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть должником по исполнительному производству. Помимо этого, должник согласно названным выше нормам процессуального закона должен доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд.

Следовательно, судебный пристав-исполнитель должен доказать соблюдение им как норм материального права, определяющих основания для взыскания исполнительского сбора, учет степени вины должника, так и норм процессуального права, предписывающих соблюдать срок и порядок привлечения должника к ответственности. Кроме того, судебный пристав-исполнитель должен доказать, что постановление о взыскании исполнительского сбора служит цели пресечения правонарушения, выразившегося в виновном уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения.

При рассмотрении дела судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ УГИБДД ГУ МВД России по <адрес> в отношении Левушкина И.А. вынесено постановление по делу об административном правонарушении по <данные изъяты> КоАП РФ, в соответствии с которым ему было назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. Вышеуказанное постановление вступило в законную силу – ДД.ММ.ГГГГ, срок его предъявления к исполнению 2 года.

ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа - постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району Гришиной К.М. в отношении должника Левушкина И.А. возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения: административный штраф в размере <данные изъяты> руб.

В силу части 2.1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве, постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.

Согласно пункту 2 вышеуказанного постановления должнику Левушкину И.А. судебным приставом-исполнителем был установлен срок для добровольного исполнения постановления – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного по средствам передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документооборота и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району Г.К.М. постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено должнику в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", что подтверждается скриншотом программы АИС ФССП России, имеющейся в материалах исполнительного производства, однако вышеуказанное уведомление прочитано должником не было.

ДД.ММ.ГГГГ не убедившись в получении должником Левушкиным И.А. постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району Г.К.М. было вынесено постановление о взыскании с должника Левушкина И.А. исполнительского сбора в размере 1 000 руб.

Копия вышеуказанного постановления в этот же день, ДД.ММ.ГГГГ была направлена судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району Г.К.М. должнику в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", что подтверждается скриншотом программы АИС ФССП России, имеющейся в материалах исполнительного производства, однако вышеуказанное уведомление также должником прочитано не было.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району Медведевой И.Н. вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника Левушкина И.А., находящиеся в банке или иной кредитной организации, поскольку должником в предоставленный ему срок для добровольного исполнения не было исполнено требование исполнительного документа. Копия вышеуказанного постановления в этот же день, ДД.ММ.ГГГГ была направлена судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району Г.К.М. должнику в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", что подтверждается скриншотом программы АИС ФССП России, имеющейся в материалах исполнительного производства, однако вышеуказанное уведомление также должником прочитано не было.

В ходе исполнительного производства было установлено, что должник имеет несколько счетов, открытых в Рязанском отделении ПАО Сбербанк.

Согласно имеющейся в материалах исполнительного производства справки о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству -ИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со счетов принадлежащих административному истцу (должнику по исполнительному производству) Левушкина И.А. в счет имеющейся задолженности по исполнительному производству, а также в части взыскания исполнительского сбора было списано в общей сумме <данные изъяты> руб. (ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, <данные изъяты>., <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району Г.К.М. исполнительное производство -ИП в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе) было окончено. Копия вышеуказанного постановления в этот же день, ДД.ММ.ГГГГ была направлена судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району Г.К.М. должнику в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", что подтверждается скриншотом программы АИС ФССП России, имеющейся в материалах исполнительного производства, однако вышеуказанное уведомление также должником прочитано не было.

При рассмотрении дела суда также бесспорно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ врио врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району П.С.Л. взыскание исполнительского сбора с должника Левушкина И.А. было отменно, вместе с тем, денежные средства, взысканные с Левушкина И.А. в размере 1 000 руб. до настоящего времени ему возвращены не были.

Вышеуказанные обстоятельства о невозврате ему до настоящего времени денежных средств (исполнительского сбора) также подтверждаются пояснениями, представленными в материалы дела 06.07.2023 года административным ответчиком врио начальника ФИО3, из которых следует, что возврат исполнительского сбора возможен только при обращении должника в отделение судебных приставов с заявлением и приложенным к нему пакетом документов.

Порядок возврата исполнительского сбора регулируется ч.10 ст. 112 Федеральный закона от 02.10.2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Приказом Минфина России от 27.09.2021 N137н (ред. от 10.11.2022) "Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей", зарегистрированного в Минюсте России 27.10.2021 N65582.

В соответствии с пунктами 1, 4.1 статьи 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечень которых устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации), а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Возврат денежных средств физическим и юридическим лицам в случаях осуществления ими платежей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, за исключением платежей, порядок возврата которых устанавливается федеральными законами, производится получателем денежных средств в соответствии с общими требованиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, принимает администратор доходов бюджета, который также представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратором доходов бюджета является в том числе Центральный Банк Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2020 года N66н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 5 которого определено, что орган Федерального казначейства осуществляет учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации, в том числе, составляет заявки на возврат в установленных настоящим Порядком случаях; принимает к исполнению заявки на возврат, в том числе на перечисление средств из соответствующего бюджета.

Администратор доходов бюджета в соответствии с Общими требованиями к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 сентября 2021 года N 137н принимает заявление на возврат с приложениями, определенными пунктом 8 Общих требований N 137н, осуществляет проверку и принимает решение об отказе в осуществлении возврата или решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа.

Пунктами 3, 9, 11, 12 Общих требований N137н установлено, что излишне уплаченный (взысканный) платеж подлежит возврату по письменному заявлению или заявлению, представленному в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи, плательщика, его представителя в течение 30 календарных дней, следующих за днем регистрации заявления на возврат администратором доходов бюджета. Администратор доходов бюджета (получатель денежных средств) в течение 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации им заявления на возврат, осуществляет проверку: соответствия Заявления на возврат требованиям пунктов 7 и 8 Общих требований; факта зачисления платежа; наличия права на возврат денежных средств; соответствия требованиям ограничения возврата денежных средств, установленным законодательством Российской Федерации (при наличии). При этом администратор доходов бюджета в течение 10 дней принимает решение о возврате либо об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей и в течение 5 рабочих дней после принятия соответствующего решения представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата денежных средств заявителю, представителю заявителя (в случае наличия права представителя получать денежные средства за заявителя) в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Общих требований N137н для физических лиц заявление на возврат должно содержать, в том числе сведения: фамилия, имя, отчество заявителя; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии); страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии); реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя; уникальный идентификатор начисления (при наличии); уникальный идентификатор платежа (при наличии); наименование платежа, денежные средства в уплату которого подлежат возврату; сумма возврата цифрами и прописью (в валюте Российской Федерации); причина возврата платежа; реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации в валюте Российской Федерации; адрес электронной почты, в случае отсутствия электронной почты - почтовый адрес; номер контактного телефона (при наличии).

Согласно пункту 8 Общих требований, заявление на возврат представляется заявителем, с приложением: согласия субъекта персональных данных на их обработку и распространение в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2021, N 27, ст. 5159) в случае, если заявление на возврат представляется заявителем (в ред. Приказа Минфина России от 10.11.2022 N 163н); копии расчетного документа заявителя (копии распоряжения физического лица и (или) копии письма кредитной организации (ее филиала), организации федеральной почтовой связи, платежного агента, подтверждающего факт включения распоряжения физического лица в платежное поручение на перечисление платежа), полученных в том числе с использованием электронного сервиса кредитных организаций (далее - документы, подтверждающие факт уплаты платежа); копии документов, подтверждающих право заявителя на возврат денежных средств.

В случае отсутствия в заявлении на возврат сведений, предусмотренных пунктом 7 Общих требований, и (или) отсутствия документов, указанных в пункте 8 Общих требований, администратор доходов бюджета (получатель денежных средств) уведомляет заявителя о невозможности рассмотрения заявления на возврат с мотивированным объяснением причин невозможности его рассмотрения в течение срока, установленного пунктом 9 Общих требований, путем направления заявителю соответствующего уведомления (пункт 10 Общих требований N137н).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Левушкин И.А. обратился в Управление Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области с заявлением о возврате ему исполнительского сбора.

ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное обращение заместителем руководителя УФССП России по Рязанской области Р.В.В., Левушкину И.А. был дан ответ из которого следует, что для возврата исполнительского сбора в размере 1 000 руб., заявителю необходимо обратиться в Отделение службы судебных приставов - исполнителей по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району с заявлением в котором необходимо указать реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ, Левушкин И.А. обратился Отделение службы судебных приставов-исполнителей по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району с заявлением о возврате ему денежный средств - исполнительского сбора (заявление датировано ДД.ММ.ГГГГ), указав в приложении к заявлению документы, на которые ему было указано ранее в ответе на обращение (ДД.ММ.ГГГГ), а именно: банковские реквизиты, судебный акт и ответ из ФССП, что подтверждается имеющийся в материалах дела копией заявления (л.д. 2), а также не оспаривалось сторонами по делу.

Рассмотрев вышеуказанное заявление (датированное ДД.ММ.ГГГГ), врио начальника Отделения службы судебных приставов-исполнителей по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району Медведевой И.Н., руководствуясь положениями пункта 10 Общих требований N137н, ДД.ММ.ГГГГ Левушкину И.А. был дан ответ , из которого следует, что для возврата исполнительского сбора ему необходимо обратиться с заявлением в Отделения службы судебных приставов-исполнителей по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району, в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 27.09.2021 г. N137н (ред. от 10.11.2022) "Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей", зарегистрированного в Минюсте России 27.10.2021 N65582, приложив к нему полный пакет документов.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно сведениям, представленным в адрес суда врио начальника Отделения службы судебных приставов-исполнителей по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району Медведевой И.Н. и судебным приставом-исполнителем Отделения службы судебных приставов-исполнителей по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району Даньяловой В.В. следует, что на заявление Левушкина И.А. от ДД.ММ.ГГГГ, ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району был дан подробный ответ, в котором было указано, что для возврата исполнительского сбора ему необходимо предоставить пакет документов, который истец на сегодняшний день так и не предоставил. Кроме того, к заявлению, датированному ДД.ММ.ГГГГ не были приложены документы, указанные заявителем в приложении. Поскольку ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району ведет электронный документооборот, то акт об отсутствии вышеуказанных документов ими не составлялся, при этом в возврате исполнительского сбора заявителю отказано не было. Кроме того, ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району неоднократно пытались связаться с заявителем по телефону с просьбой предоставления последним в их адрес необходимого пакета документов для возврата ему исполнительского сбора, вместе с тем на вышеуказанные звонки заявитель не отреагировал, до настоящего времени пакет документов и заявление в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 27.09.2021 г. N137н (ред. от 10.11.2022) "Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей", зарегистрированного в Минюсте России 27.10.2021 N65582 в ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району не представил.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Левушкиным И.А. не были исполнены в полном объеме требования действующего законодательства, а именно не было представлено в адрес ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району заявление, в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 27.09.2021 г. N137н (ред. от 10.11.2022) "Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей", зарегистрированного в Минюсте России 27.10.2021 N65582, в связи с чем у ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району отсутствовали законные основания для возврата заявителю исполнительского сбора.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административный истец обязан подтвердить, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения (пункт 2 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Вместе с тем, административным истцом не представлено суду бесспорных и достаточных доказательств нарушения каких-либо его прав и законных интересов оспариваемым бездействием органа исполнительной власти в виде невозврата ему исполнительского сбора.

Оценив обстоятельства дела и представленные сторонами по делу доказательства по правилам, установленным ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу о том, что административным истцом до настоящего времени не были исполнены требования действующего законодательства, а именно не было подано в ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району заявления о возврате ему исполнительского сбора в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 27.09.2021 г. N137н (ред. от 10.11.2022) "Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей", зарегистрированного в Минюсте России 27.10.2021 N65582, при этом доказательств обратного административным истцом при рассмотрении настоящего дела представлено не было.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца. Требования истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.

В данном случае административным истцом не было представлено суду достоверных и достаточных доказательств того, что его обращение с заявлением о возврате ему исполнительского сбора было подано в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 27.09.2021 г. N137н (ред. от 10.11.2022) "Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей", зарегистрированного в Минюсте России 27.10.2021 N65582, с приложенным к нему полным пакетом документом необходимых для возврата ему исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных Левушкиным И.А. требований о признании бездействия должностного лица ОСП по ВАШ Медведевой И.Н., выраженного в отсутствии совершения действий по возврату исполнительского сбора в размере 1 000 рублей, и возврате исполнительского сбора не имеется, следовательно, заявленные требования о компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат.

Кроме того, суд разъяснеет административному истцу Левушкину И.А., что он не лишен законного права на возврат исполнительного сбора, для этого ему необходимо обратиться в ОСП по ВАШ по г. Рязани и Рязанскому району с заявлением в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 27.09.2021 г. N137н (ред. от 10.11.2022) "Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей", зарегистрированного в Минюсте России 27.10.2021 N65582, с приложенным к нему полным пакетом документом необходимых для возврата ему исполнительского сбора, указанных в п.п. 7-8 Общих требований №137н.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Левушкина И.А. к Отделению судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району, врио начальника отделения по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району Медведевой И.Н., судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Рязани и Рязанскому району Даньяловой В.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Рязанской области, Федеральной службе судебных приставов России, о признании незаконным бездействия, и взыскании морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Октябрьский районный суд г. Рязани в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Левашова Е.В.