ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1713/20 от 14.07.2020 Иркутского районного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0031-01-2020-001891-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2020 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Суровцевой Ю.В., при секретаре Чупановой А.Г.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-1713/2020 по административному исковому заявлению ФИО2к администрации Х муниципального образования о признании уведомления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратился в Иркутский районный суд Иркутской области к администрации Х муниципального образования с требованием признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от **/**/****, вынесенное Администрацией Х муниципального образования - сельского поселения по результатам рассмотрения уведомления направленного ФИО2 **/**/****, зарегистрированном за от **/**/****

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО2, **/**/**** года рождения, паспорт , выданный отделом УФМС России по .... в ....**/**/****, место рождения: ...., является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь: 1229 кв.м., далее по тексту «Земельный участок».

**/**/**** ФИО2 направил административному ответчику уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, которое было зарегистрировано за от **/**/****

По результатам рассмотрения указанного Уведомления, Администрация Х муниципального образования уведомила ФИО2 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям:

Планируемый объект индивидуального жилищного строительства расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций «.... до опоры 202 ....». Ограничения прав установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от **/**/**** «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»;

Земельный участок находится на территории просадочных грунтов и территории подверженной затоплению талыми и сточными водами. В соответствии со СНиП 2.01.09- 91. «Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах» и «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», с целью устранения негативных последствий, необходимо провести инженерную подготовку и планировку строительной площадки; мероприятия, для обеспечения нормальной эксплуатации зданий и сооружений (устранение просадочных свойств rpyнтов, искусственное повышение рельефа территории до незатопляемых планировок отметок);

Не предоставлено согласование о возможности проведения строительных работ на земельном участке со Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденными Решением Думы Х муниципального образования от **/**/****/ДСП в редакции от **/**/**** расположен в границах объекта культур наследия достопримечательного места «~~~».

ФИО2 считал, что уведомление о недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером является незаконным и необоснованным следующим основаниям:

Административный ответчик указывает, что земельный участок, на котором планируется строительство индивидуального жилого дома расположен в охранной инженерных коммуникаций «....». При этом ссылается на нормативно- правовой акт - Постановление Правительства РФ №160 от 24 февраля 2009 г. «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», однако указывает наименование конкретного акта, которым такая зона была бы установлена земельном участке, принадлежащем Административному истцу.

Административный ответчик указывает, что земельный участок Административного истца находится на территории просадочных грунтов и территории подверженной затоплению талыми и сточными водами. Указанное обстоятельство ничем подтверждается, является голословным и не может лечь в основу уведомления недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Административный ответчик указывает, что ФИО2 не представил согласование о возможности проведения строительных работ на земельном участке со Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, что полагал несоответствующим требованиям частей 8, 9 статьи 51.1 Градостроительного Кодекса РФ, указав на незаконность предъявления требований о предоставлении согласования о возможности проведения строительных работ на его земельном участке.

В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером от **/**/**** ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя по доверенности Х.

Представитель административного ответчика ФИО2, по доверенности, Х. в судебном заседании поддержал доводы административного иска, просил удовлетворить требования в полном объеме, суду пояснил, что административный истец полагает восстановление своего нарушенного права путем повторного обращения с уведомлением к административному ответчику.

Административный ответчик Администрация Х муниципального образования извещены надлежащим образом, представителем по доверенности Б. представлено суду ходатайство об отложении разбирательства дела, в связи с невозможностью явиться представителю администрации, доказательства уважительности причин неявки суду не представлены. Судом заявленное ходатайство оставлено без удовлетворения. Ранее, в предварительном судебном заседании представитель административного ответчика, по доверенности, Б. заявленные требования не признала, полагала не основанными на законе.

Заинтересованное лицо, привлеченное к участию в деле определением от **/**/****, Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области, извещено надлежащим образом, представленным отзывом представитель, по доверенности, Б. просила рассмотреть дело в их отсутствие, разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.

С учетом положений статьи 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав пояснения представителя административного истца, по доверенности Х., оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделённого государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером , расположенном по адресу: ...., на праве собственности является ФИО2( от **/**/****), категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, ограничения и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы.

**/**/**** ФИО2 направил в адрес администрации Х муниципального образования уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, зарегистрированном за от **/**/****, что также не оспаривается административным ответчиком, по результатам рассмотрения административным ответчиком выдано оспариваемое уведомление от **/**/****.

Уведомлением от **/**/**** о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, Администрация Х муниципального образования уведомила ФИО2 о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства объекта индивидуального на земельном участке с кадастровым номером по адресу: ...., о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям:

Планируемый объект индивидуального жилищного строительства расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций «....». Ограничения прав установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от **/**/**** «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

Земельный участок находится на территории просадочных грунтов и территории подверженной затоплению талыми и сточными водами. В соответствии со СНиП **/**/****- 91. «Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах» и «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», с целью устранения негативных последствий, необходимо провести инженерную подготовку и планировку строительной площадки; мероприятия, для обеспечения нормальной эксплуатации зданий и сооружений (устранение просадочных свойств rpyнтов, искусственное повышение рельефа территории до незатопляемых планировок отметок).

Не предоставлено согласование о возможности проведения строительных работ на земельном участке со Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденными Решением Думы Х муниципального образования от **/**/****/ДСП в редакции от **/**/**** расположен в границах объекта культур наследия достопримечательного места «~~~».

В соответствии с п. 3 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2015 г. №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.Оценивая соблюдение административным истцом ФИО2 установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока для обращения, суд приходит к выводу о его соблюдении, поскольку административное исковое заявление поступило в Иркутский районный суд Иркутской области **/**/****

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи:

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Из содержания ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подается застройщиком в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее по тексту - уведомление о планируемом строительстве).

В силу ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного ч. 8 настоящей статьи, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику уведомление о соответствии либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок (пункт 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного Кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3 статьи 56 Земельного Кодекса Российской Федерации).

В силу части 6 статьи 56 Земельного Кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В обоснование доводов законности оспариваемого уведомления представителем административного ответчика, по доверенности, Б. представлен отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что планируемый объект индивидуального жилищного строительства расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций .... на основании публичной кадастровой карты Росреестра установлено ограничение прав в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009 г. «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», на основании указанного нормативного правового акта, а именно в приложении к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, указано расстояние вдоль воздушных линий электропередачи 10 м., также на основании Постановления № 160 установлено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений. Гражданином ФИО2 не было предоставлено письменное разрешение.

Также гр. ФИО2 рекомендовано провести инженерную подготовку и планировку строительной площадки, и мероприятия для обеспечения нормальной эксплуатации зданий и сооружений (устранение просадочных свойств грунтов, искусственное повышение рельефа территории до незатопляемых планировочных отметок), на основании того, что данная территория на основании акта обследования территории признана подтопляемой в период паводковых вод.

Также гражданином не предоставлено согласование о возможности проведения строительных работ на земельном участке со Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Земельный участок с кадастровым номером расположен в границах объекта культурного наследия достопримечательного места «Правобежно-Кудинское». На основании п. 3 ст. 36, ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», строительные и иные работы на земельном участке в границах территории объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия, возможны после проведения историко-культурной экспертизы, которая проводится до начала работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов. Срок проведения историко-культурной экспертизы является 30 дней.

Оценивая указанные доводы административного ответчика, суд полагает их не подтвержденными какими-либо доказательствами, поскольку вывод административного ответчика о нахождении планируемого объекта индивидуального жилищного строительства о расположении в охранной зоне инженерных коммуникаций следует из сведений публичной кадастровой карты. Иных доказательств, подтверждающих данное утверждение административным ответчиком, в нарушение части 11 статьи 226 КАС РФ суду не представлено.

В обоснование заявленного в отзыве довода о признании территории, на которой находится земельный участок, принадлежащего административному истцу, в зоне подтопляемой в период паводковых вод, суду представлен Акт обследования территории Х муниципального образования от **/**/****, из которого безусловно не следует обоснованность выводов административного ответчика в отношении земельного участка, принадлежащего ФИО2, поскольку представленный суду акт свидетельствует о результатах обследования в ...., с результатами осмотра: подтопление дорог и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенных на территории просадочных грунтов и территории подверженной затоплению талыми и сточными водами, блокированы проезды к домам.

По заявленному доводу обоснованности оспариваемого решения о согласовании возможности проведения строительных работ на земельном участке со Службой по охране культурного наследия .... суд принимает во внимание представленный отзыв Службы по охране объектов культурного наследия ...., о том, что на земельном участке, с кадастровым номером , расположенном по адресу: .... отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, выявленные объекты культурного наследия и объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия. Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: ...., расположен вне зон охраны защитных зон объектов культурного наследия.

Установленные судом обстоятельства, с учетом требований статьи 226 КАС РФ, статьи 51.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, позволяют суду сделать вывод об обоснованности заявленных требований административного истца, поскольку основания направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке администрацией Х муниципального образования не подтверждены, в связи с чем оспариваемое уведомление признается незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО2к администрации Х муниципального образования о признании уведомления незаконным - удовлетворить.

Признать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении в планируемых строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке администрации Х муниципального образования – сельского поселения от **/**/**** незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Ю.В. Суровцева