ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1714/20 от 13.07.2020 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-1714/20

25RS0002-01-2020-001750-02

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2020 года город Владивосток,

ул. Адмирала Фокина, д.23А

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Поздеевой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смелик Ольги Федоровны к Управлению муниципальной собственности г Владивостока о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложение обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Смелик О.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение Управления муниципальной собственности г.Владивостока, оформленное письмом от дата-к об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 2000 кв.м., расположенного в кадастровом квартале адресу: <адрес>, в районе <адрес>, возложение обязанности устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления Смелик О.Ф. от дата.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что Смелик О.Ф. обратилась в Управление муниципальной собственности г. Владивостока с заявлением от дата (вх. у) о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 2 000 кв. м., расположенном в кадастровом квартале по адресу: <адрес>, в районе <адрес>. Решением Управления муниципальной собственности г. Владивостока, оформленным письмом от дата-к Смелик О.Ф. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка, указав на наличие на земельном участке обременении (ограничений), предусмотренных действующим законодательством и (или), не позволяющих его использовать в соответствии с целевым назначением и (или) видом разрешенного использования. Смелик О.Ф. не согласна с вынесенным решением, полагает, что оно не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы ввиду следующего. Согласно действующему Генеральному плану Владивостокского городского округа и Правилам землепользования и застройки спорный земельный участок расположен в территориальной зоне СХ 1, в которой целевое использование земельного участка соответствует разрешенному использованию земель этой зоны, в пределах которой спорный участок образуется. В своем ответе Управление муниципальной собственности <адрес> указало, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в полосе зеленых насаждений вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-60 «Уссури», осуществляющих защитную функцию для жилой застройки, и частично в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-60 «Уссури». Исходя из вышеизложенного, предоставление земельного участка площадью 2 000 кв. м., расположенном в кадастровом квартале по адресу: <адрес><адрес>, для испрашиваемой цели возможно, так как он не находится в границах зоны с особыми условиями использования территории, а полоса зеленых насаждений и полоса отвода автомобильной дороги, согласно ст. 105 ЗК РФ, не входит в перечень зон с особыми условиями использования территорий. Таким образом, вышеуказанное решение противоречит нормам действующего земельного законодательства и нарушает права и законные интересы административно истца.

Административный истец Смелик О.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Смелик О.Ф. по доверенности Фержани Н.В. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Управления муниципальной собственности г. Владивостока по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения требований административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснив, что образуемый земельный участок расположен в полосе зеленых насаждений вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-60 «Уссури», осуществляющих защитную функцию для жилой застройки с юго-восточной стороны. Часть земельного участка расположена в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-60 «Уссури». Дорога, проходящая по <адрес> вблизи испрашиваемого земельного участка, является автомобильной дорогой регионального значения, относится к автомобильным дорогам II категории, соответственно, расстояние от бровки земляного полотна такой дороги до жилой застройки должно составлять не менее 100 метров, до садоводческих товариществ - 50 метров. За испрашиваемым к образованию земельным участком на расстоянии около 50 метров от автомобильной дороги расположена территория садоводческого товарищества «Строитель-1». Схема не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от дата, что является самостоятельным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Согласно сведениям публично-кадастровой карты, на месте планируемого к образованию земельного участка расположен земельный участок, границы которого определены, имеющий кадастровый , площадью 5388 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (территории общего пользования). На основании изложенного, полагает решение является законным и обоснованным, в связи с чем просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, документы, представленные сторонами, представленные возражения, пояснения, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что Смелик О.Ф. обратилась в Управление муниципальной собственности г. Владивостока с заявлением от дата (вх. у) о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 2 000 кв. м., расположенном в кадастровом квартале по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.

Решением Управления муниципальной собственности г. Владивостока, оформленным письмом от дата. ФИО2 отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка, в обоснование, указав, что образуемый земельный участок расположен в полосе зеленых насаждений вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-60 «Уссури», осуществляющих защитную функцию для жилой застройки с юго-восточной стороны. Часть земельного участка расположена в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-60 «Уссури». Дорога, проходящая по <адрес> вблизи испрашиваемого земельного участка, является автомобильной дорогой регионального значения, относится к автомобильным дорогам II категории. За испрашиваемым к образованию земельным участком на расстоянии около 50 метров от автомобильной дороги расположена территория садоводческого товарищества «Строитель-1». Кроме того, Схема не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от дата.

Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Положениями пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ.

В силу статьи <адрес> от 29.12.2003 № 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам, состоящим на учете, в собственность бесплатно, а также об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, установленным частью 8 статьи 39(15), статьей 39(16) Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа испрашиваемый земельный участок расположен в зоне СХ1.

Земельный участок, испрашиваемый Смелик О.Ф., расположен в полосе зеленых насаждений вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-60 «Уссури», осуществляющих защитную функцию для жилой застройки с юго-восточной стороны. Часть земельного участка расположена в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-60 «Уссури».

Ширина дорог в красных линиях принимается 50-100 м с учетом Сводов правил СП 34.13330.2012 автомобильные дороги и СП 42.13330.2016 Градостроительство.

Согласно заключению МКУ «Комплексное развитие земель и недвижимости г. Владивостока» от дата минимальное расстояние от фактического местоположения автомобильной дороги М-60 «Уссури-Хабаровск-Владивосток» до границ испрашиваемого административным истцом земельного участка - 20 м.

В соответствии с пунктом 11.11 Свода правил СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от дата/пр, расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50м, а при условии применения шумозащитных сооружений, обеспечивающих требования СП 51.13330 - не менее 25 м.

Пунктом 12.8 нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденных постановлением главы города Владивостока от дата №111, предусмотрено, что расстояние от бровки земляного полотна для автомобильных дорог I, II, III категорий следует принимать не менее: до жилой застройки - 100 метров, до садоводческих товариществ - 50 метров, для дорог IV,V категорий - соответственно 50 и 25 метров.

Дорога, проходящая по <адрес> вблизи испрашиваемого земельного участка, является автомобильной дорогой регионального значения, относится к автомобильным дорогам II категории, соответственно, расстояние от бровки земляного полотна такой дороги до жилой застройки должно составлять не менее 100 метров, до садоводческих товариществ - 50 метров.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты, за испрашиваемым к образованию земельным участком на расстоянии около 50 метров от автомобильной дороги расположена территория садоводческого товарищества «Строитель-1».

В соответствии с пунктом 4.4 Свода правил. Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*. СП 53.13330.2011, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от дата, территорию садоводческого, дачного объединения необходимо отделять от железных дорог любых категорий и автодорог общего пользования I, II, III категорий санитарно-защитной зоной шириной не менее 50 м., от автодорог IV категории – не менее 25м., с размещением в ней лесополосы шириной не менее 10м.

Таким образом, в случае образования и предоставления испрашиваемого земельного участка, не будут соблюдаться условия СНиП нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа.

Данные обстоятельства подтверждаются графическим материалом –обзорной схемой земельного участка, фрагментом карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока, подготовленным Управлением градостроительства и архитектуры г. Владивостока.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ первой стадией предоставления земельного участка является подготовка схемы его расположения в случае, если участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).

Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в силу подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Пунктом 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе о зонах с особыми условиями использования территории.

В соответствии с Картой зон с особыми условиями использования территорий, входящей в состав материалов по обоснованию Генерального плана Владивостокского городского округа, испрашиваемый земельный участок:

- полностью расположен в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока;

- полностью расположен в границах приаэродромной территории (7-я подзона), в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Границы расчетной зоны максимального равного уровня звука);

- полностью расположен в границах приаэродромной территории (6-я подзона), в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (Границы зоны запрещения размещения объектов, способствующих привлечению птиц);

- полностью расположен в границах приаэродромной территории (5-я подзона), в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;

- полностью расположен в границах месторождения полезных ископаемых (Садгородское (Лянчихинское) месторождение, каменный уголь).

Вместе с тем в приложенной к заявлению Схеме о предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка не отражена данная информация, в связи с чем Схема не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, что является самостоятельным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Кроме того, согласно сведениям публично-кадастровой карты, на месте планируемого к образованию земельного участка расположен земельный участок, границы которого определены, имеющий кадастровый , площадью дата кв.м., расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе <адрес> (территории общего пользования).

В обоснование законности оспариваемого решения УМС г. Владивостока указано, что в соответствии с Картой территорий, подверженных риску возникновения ЧС природного и техногенного характера, входящей в состав материалов по обоснованию Генерального плана Владивостокского городского округа, вышеуказанный земельный участок полностью расположен в границах зоны, подверженной риску химического заражения.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не являлись основанием для отказа Смелик О.Ф. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с чем не принимаются судом во внимание при оценке законности оспариваемого решения, поскольку в абзаце 2 пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 36 от 27 сентября 2016 года "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Исходя из общих требований нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, уполномоченный орган должен установить и указать все основания, препятствующие удовлетворению заявления заинтересованного лица, обратившегося с данным вопросом.

Следовательно, в дальнейшем при проверке в судебном порядке законности принятого решения, уполномоченный орган не вправе ссылаться на иные основания, не приведенные в нем.

Такое право на указание новых оснований возникает у уполномоченного органа в случае повторного рассмотрения обращения.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Анализируя решение Управления муниципальной собственности г. Владивостока, суд приходит к выводу, что решение административного ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, является законным и обоснованным, основанным на требованиях действующего законодательства.

В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения УМС г. Владивостока требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов заявителя.

При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает со стороны административного ответчика нарушений прав административного истца оспариваемым решением и оснований для удовлетворения административного искового заявления не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Смелик Ольги Федоровны к Управлению муниципальной собственности г Владивостока о признании незаконным решения, оформленное письмом от дата-к об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложение обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 20.07.2020г.

Судья Н.А.Буланова