ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-17152/19 от 29.09.2020 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Рудиш Г.В.,

при секретаре Шляпниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании отказа в организации проведения аукциона,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании действий, выразившихся в письме об отказе в организации проведения аукциона незаконными.

Требования мотивированы тем, что в ФИО1 обратился к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением об организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в организации проведения аукциона, поскольку на территории указанного земельного участка находится здание с кадастровым номером , в отношении которого зарегистрировано право собственности иных лиц. Административный истец с вышеуказанным основанием для отказа не согласен в полном объеме. Фактически на спорном земельном участке здание отсутствуют. На испрашиваемом земельном участке находится временное, переносное строение по типу ларька, в связи с чем земельный участок может быть объектом аукциона. Вторым основанием для отказа в удовлетворении заявления об отказе в организации проведения аукциона указано нахождение земельного участка в границах проекта планировки и проекта межевания территории Северно-восточной левобережной части г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ. Данный довод не соответствует действительности и противоречит действующему законодательству. При обращении в орган местного самоуправления административный истец не испрашивал формирование земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером уже сформирован, в том числе имеет вид разрешенного использования – для иных видов использования, характерных для населенных пунктов. Такого основания как несоответствие проекту планировки и проекту межевания территории не содержит ни Земельный кодекс РФ, ни Административный регламент, соответственно вышеуказанный довод является незаконным и надуманным. Испрашиваемый земельный участок согласно проекту относится к землям общего пользования. Цель приобретения земельного участка в полной мере соответствует проекту. Данный земельный участок представляет собой придорожную парковку (стоянку) и не оспаривается административным ответчиком. Земельным участком пользуется неустановленное лицо, не оплачивая при этом не арендную плату, не иные платежи.

Административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте извещались судом своевременно и надлежащим образом. Представитель административного истца ФИО2 до судебного заседания направила ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью участия представителя в судебном заседании.

Административный ответчик Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска своего представителя не направил, извещался о судебном заседании надлежащим образом.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, извещался о судебном заседании надлежащим образом.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (части 2, 6, 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Учитывая, что административный истец, представитель административного истца извещались судом надлежащим образом, заблаговременно, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, неявка представителя административного истца не влечет обязательного отложения судебного заседания, то суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства представителя административного истца об отложении судебного заседания, и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан.

В соответствии с пп. 2, 8, 14 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если:

- на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

- на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2014 г. N 1300, к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением об организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400084:248, расположенного по адресу: <адрес>, в целях строительства автомобильной парковки.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ доведено до заявителя решение об отказе в организации проведения аукциона на право заключения договора аренды в отношении вышеуказанного земельного участка, поскольку на территории земельного участка с кадастровым номером находится здание с кадастровым номером , в отношении которого зарегистрировано право собственности иных лиц. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером , расположен в границах Проекта планировки и проекта межевания территории Северо-Восточной левобережной части г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ. В представленном обращении указано целевое назначение испрашиваемого земельного участка – для строительства автомобильной парковки, однако Проектом автомобильная парковка не предусмотрена.

В соответствии с ЕГРН право собственности на земельный участок с кадастровым номером не зарегистрировано, определена категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для иных видов использования, характерных для населенных пунктов.

Согласно выписки из ЕГРН объект недвижимости - трансформаторная подстанция с кадастровым номером , расположенная по адресу: <адрес>, находится в пределах земельного участка с кадастровым номером , право собственности в отношении здания зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ правообладателем ФИО3 Основанием для регистрации права собственности послужила декларация об объекте недвижимого имущества (л.д. 42)

Также в ЕРГН содержатся сведения об объекте недвижимости – нежилом здании площадью 10 кв.м. с кадастровым номером , расположенном на земельном участке с кадастровым номером .

В соответствии с заключением по состоянию земельного участка усматривается, что территория частично ограждена, подъезд возможен, имеется временное сооружение – автостоянка, в соответствии с п. 2.2.5 регламента, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ-р с целью принятия мер по демонтажу самовольно размещенного сооружения информация направлена департаментом в администрацию Советского района г. Красноярска.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН.

В рассматриваемом деле фактическое нахождение объектов недвижимости, в том числе объектов, размещенных в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400084:248 не установлено, вместе с тем, регистрация прав на объекты недвижимого имущества является препятствием к организации проведения аукциона на заключение договора аренды земельного участка. Оспаривание зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества не входит в предмет настоящего спора. В связи с чем суд полагает, что административным ответчиком принято обоснованное решение об отказе в проведении аукциона на заключение договора аренды со ссылкой на пп. 8 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ.

Также в отказе в организации проведения аукциона указано на несоответствие целевого назначения испрашиваемого земельного участка (для строительства автомобильной парковки код 12.0.1) Проекту планировки и проекту межевания территории северо-восточной левобережной части города Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 01.07.2019 г. № 410. Правовое обоснование отказа в данной части административным ответчиком в своем ответе не приведено. Такого основания, как несоответствие целевого назначения проекту планировки и проекту межевания территории не содержится в п.8 ст. 39.11 ЗК РФ.

Вместе с тем, в письменных возражениях представитель административного ответчика ФИО5 указывает, что Проектом предусмотрено образование двух новых земельных участков с использованием территории испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400084:248 для размещения объектов местного значения. В соответствии с п. 14 ч. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок не может быть предметом аукциона, в случае если земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и(или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Из Проекта следует, что на новом образуемом земельном участке, в отношении которого предполагается резервирование и изъятие для государственных и муниципальных нужд, планируется размещение объектов местного значения – облуживание автотранспорта (код 4.9), магазины (код – 4.4)

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение об отказе в организации проведения аукциона на право заключения договора аренды принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. При этом суд учитывает, что ФИО1 не лишен возможности обратиться к административному ответчику с заявлением об организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, свободного от прав третьих лиц, и не обладающего признаками, поименованными в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании отказа в организации проведения аукциона – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Г.В. Рудиш

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.