ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1717/2021 от 24.05.2021 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-1717/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Локтионова М.П.,

при секретаре Холявкиной И.М.,

с участием: административного истца ФИО1,

представителей административного ответчика администрации городского округа город Волжский Волгоградской области ФИО2, ФИО3, представителя административного ответчика заместителя главы городского округа-город Волжский Волгоградской области ФИО4, третьего лица комитета земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа город Волжский Волгоградской области ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО1 к администрации городского округа город Волжский Волгоградской области, заместителю главы городского округа-город Волжский Волгоградской области ФИО4,

о признании незаконными бездействия, отказа в выдачи акта, обязании проведения осмотра, выдачи акта,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО1 обратились в суд с административным иском к администрации городского округа город Волжский Волгоградской области о признании незаконными бездействия, отказа в выдачи акта, обязании проведения осмотра, выдачи акта.

В обосновании требований указано, что административные истцы, являющиеся супругами, "."..г.. получили в бессрочное пользование земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> под ведение садоводства.

Постановлением администрации городского округа город Волжский Волгоградской области №... от "."..г. земельный участок передан в собственность ФИО1

"."..г. на указанном земельном участке супругами завершено строительство индивидуального жилого дома. Разрешение на строительство в установленном законом порядке не оформлялось.

"."..г. на основании поданной декларации, право собственности на данный дом зарегистрировано в ЕГРН.

"."..г. ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о выдаче документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства по адресу <адрес>, с целью распорядиться материнским (семейным) капиталом, государственный сертификат на который №... выдан УПФ РФ в <адрес>"."..г., для улучшения жилищных условий – компенсации затрат на построенный указанный объект индивидуального жилищного строительства.

"."..г. ФИО1 поступило письмо заместителя главы городского округа-город Волжский Волгоградской области ФИО4, в котором ей сообщалось об отсутствие возможности выдать указанный акт по причине отсутствия документа выданного органом местного самоуправления подтверждающего статус заявленного строения жилым домом.

С таким основанием отказа административные истцы не согласны, поскольку право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРН как на жилой дом, регистрация никем не оспаривалась.

Просят суд признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в нарушении процедуры предоставления муниципальной процедуры выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального строительства осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденной постановлением заместителя главы городского округа-город Волжский Волгоградской области №... от "."..г. в виде административного регламента, а именно-не исполнение обязанности по осмотру индивидуального жилищного строения по адресу <адрес> признать незаконным отказ административного ответчика в виде письма №..., подписанного заместителем главы городского округа-город Волжский Волгоградской области ФИО4, в выдаче акта подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) указанного объекта индивидуального строительства; обязать административного ответчика провести осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствие заявителя, лица получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал; обязать административного ответчика выдать акт подтверждающий проведение основных работ по строительству (реконструкции) указанного объекта индивидуального жилищного строительства, либо при наличие оснований отказать в его выдаче с надлежащим уведомлением заявителя.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен заместитель главы городского округа-город Волжский Волгоградской области ФИО4

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика администрации городского округа город Волжский Волгоградской области ФИО2, ФИО3, представитель административного ответчика заместителя главы городского округа-город Волжский Волгоградской области ФИО4, третьего лица комитета земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа город Волжский Волгоградской области ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административных истцов, в связи с тем, что жилое строение административных истцов не было признано межведомственной комиссией жилым, отсутствовал документ органа местного самоуправления, подтверждающий статус жилого дома, поэтому ФИО6 правомерно отказано в выдаче акта, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемого с привлечением средств материнского капитала.

Административный истец ФИО1, административный ответчик заместитель главы городского округа-город Волжский Волгоградской области ФИО4, представитель заинтересованного лица Центр ПФР № 1 по установлению пенсий в Волгоградской области, извещенные о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, исследовав материалы дела, считает поданное административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В судебном заседании установлено, что "."..г.. административным истцам, состоящим в браке с "."..г., предоставлен в бессрочное пользование расположенный по адресу: <адрес> земельный участок под ведение садоводства.

Постановлением администрации городского округа город Волжский Волгоградской области №... от "."..г. земельный участок передан в собственность ФИО1, право собственности зарегистрировано в ЕГРН "."..г.

На указанном земельном участке силами административных истцов возведено строение.

"."..г., на основании декларации, на указанное строение зарегистрировано право собственности за ФИО1 в ЕГРН как на жилой дом.

Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами.

"."..г. ФИО1 обратилась в администрацию городского округа город Волжский Волгоградской области с заявлением о выдаче документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства по адресу <адрес>, с целью распорядиться материнским (семейным) капиталом, государственный сертификат на который №... выдан УПФ РФ в <адрес>"."..г., для улучшения жилищных условий – компенсации затрат на построенный указанный объект индивидуального жилищного строительства.

"."..г. заместителем главы городского округа-город Волжский Волгоградской области ФИО4, ФИО1 направлено сообщение №... об отказе в проведении осмотра указанного дома и выдачи акта, подтверждающего проведение работ, по причине отсутствия признания данного строения межведомственной комиссией жилым, отсутствия документа орган местного самоуправления, подтверждающего статус жилого дома.

Федеральным законом от "."..г.N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", так называемой "Дачной амнистией", введена упрощенная процедура легализации отдельных объектов потребительского назначения (садовые и дачные дома, объекты индивидуального жилищного строительства), возведенных гражданами на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства. Для регистрации права собственности на указанные объекты достаточно представить в регистрирующий орган документ, подтверждающий факт создания объекта, коим является декларация об объекте, а для объектов индивидуального жилищного строительства - технический паспорт и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (либо разрешение на строительство, если индивидуальный жилой дом является объектом незавершенного строительства). При этом разрешение на ввод в эксплуатацию (либо в указанных выше случаях - разрешение на строительство) должно будет представляться на регистрацию в качестве необходимых документов лишь начиная с "."..г.. До указанной даты наличие разрешения на строительство жилого помещения либо на ввод его в эксплуатацию не будет являться необходимым условием возникновения права на объект индивидуального строительства. Отсутствие таких документов не является препятствием и для легализации самовольной постройки в судебном порядке. Вместе с тем следует отметить, что перечень подлежащих установлению фактов при признании права собственности на самовольные постройки различен при судебном и внесудебном (административном) порядке, регламентированном Законом о "дачной амнистии". Так, согласно ст. 222 ГК РФ права собственности на самовольную постройку может быть признано только при условии, что ее сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо не создает угрозу жизни и здоровья граждан. Проверка этих обстоятельств не входит в компетенцию регистрирующего органа. Таким образом, если во внесудебном порядке не требуется подтверждения безопасности для 3-х лиц, то в судебном это обязательно, что предполагает обязанность истца по представлению более широкого круга доказательств.

Кроме того, согласно ст. 34 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории.

Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке) является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство (25.3 ФЗ от "."..г.N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Таким образом, из анализа приведенных выше правовых норм следует, что дом, построенный на земельном участке, предназначенном для дачного строительства, не может быть отнесен к категории объектов индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от "."..г.№..., документ, подтверждающий проведение основных работ по строительству (реконструкции), выдается на объект индивидуального жилищного строительства.

Как следует из административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала», утвержденного постановлением заместителя главы городского округа-<адрес>№... от "."..г., результатом предоставления услуги является выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) только объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно Постановления Правительства РФ от "."..г.№... «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» садовый дом признается жилым домом на основании решения органа местного самоуправления.

В соответствии с Положением о межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, включая садовые дома, расположенных на территории городского округа –город Волжский Волгоградской области, утвержденным постановлением главы городского округа город Волжский Волгоградской области от "."..г.№...-ГО, решение о переводе жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, в жилые дома принимается главой муниципального образования на основании выводов межведомственной комиссии.

Комиссия определяет возможность изменения использования садового земельного участка и соответствие строения, расположенного на нем, санитарным и другим требованиям с последующим переводом такого строения в жилой дом.

Поскольку строение, расположенное по адресу: <адрес> зарегистрировано как жилой дом на основании декларации об объекте недвижимого имущества, не признавалось межведомственной комиссией жилым домом, при обращении ФИО1 к административному ответчику, спорный объект недвижимости построенный на земельном участке, предназначенном для дачного строительства, не являлся объектом индивидуального жилищного строительства, то в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами у администрации городского округа –город Волжский Волгоградской области отсутствовали основания для предоставления муниципальной услуги «Выдача документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала», проведения осмотра дома, выдачи акта.

Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Исходя из указанного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Поэтому оснований для восстановления каких-либо прав административных истцов в рамках заявленных требований судом при рассмотрении дела не установлено, в связи с чем заявленные требования подлежат отклонению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1, ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к администрации городского округа город Волжский Волгоградской области, заместителю главы городского округа-город Волжский Волгоградской области ФИО4 о признании незаконными бездействия, отказа в выдачи акта, обязании проведения осмотра, выдачи акта – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: М.П. Локтионов

Справка: в окончательной форме решение изготовлено 31 мая 2021 года.

Судья: М.П. Локтионов