Дело № 2А-1718/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,
С участием:
Административного истца – Колченковой И.А.,
Представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области по доверенности – Малокумовой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Колченковой И. А. к Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области об оспаривании действий по начислению страховых взносов, обязании возвратить излишне удержанные страховые взносы
У с т а н о в и л :
Административный истец Колченкова И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением и просит признать действия Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области по начислению ей страховых взносов за 2017 год незаконными, обязать административного ответчика вернуть излишне уплаченные страховые взносы за 2017 год в размере 28291, 60 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в 2002 году она была зарегистрирована МИФНС России № 3 по Калужской области в качестве индивидуального предпринимателя. В 2004 году истец поменяла место жительства на Московскую область город Протвино и встала на учет как индивидуальный предприниматель в Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области.
В 2008 году Колченкова И.А. прекратила предпринимательскую деятельность.
В 2017 г. Колченковой И.А. поступило требование № 64374 из МИФНС России № 11 по Московской области о наличии недоимки по страховым взносам в размере 28819,34 руб., что произошло по причине, того, что МИФНС России № 3 по Калужской области, внеся в 2005 г. в ЕГРИП сведения об изменении места жительства, передала файл о внесенных изменениях в налоговые органы Московской области только в 2015 г., в связи с чем с 2015 г. Колченкова И.А. вновь стала действующим предпринимателем.
Согласно ответа Управления ФНС по Калужской области от 21.03.2018 №63-11/0355-ЗГд, в Пенсионном фонде РФ дата снятия с учета индивидуального предпринимателя Колченковой И.А. значится 04.02.2005.
Колченкова И.А. полагает, что в нарушение п. 4 ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ Межрайонная ИФНС России № 11 по Московской области 19.01.2005 зарегистрировала ее в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением ОГРНИП <номер>, а 11.04.2008 г. внесла запись о прекращении деятельности ИП.
11.02.2019 на основании заявления Колченковой И.А. о прекращении деятельности в качестве ИП, она была снята с учета, о чем ей выдано уведомление.
Считает, что неправомерными действиями административного ответчика по несвоевременному снятию ее с учета в качестве ИП, ей были начислены страховые взносы за 2017 год и возникла недоимка.
На основании Акта органа, осуществляющего контрольные функции № 3605 от 18.05.2018, в отношении Колченковой И.А. было возбуждено исполнительное производство <номер>-ИП по предмету исполнения: взыскание налогов, сборов, пеней, штрафа.
16.04.2019 исполнительное производство окончено, поскольку все денежные средства в сумме 28291 рубль 60 копеек были взысканы с Колченковой И.А.
Считает, что незаконными действиями административного ответчика по несвоевременному снятию ее с учета стало необоснованное начисление и в последующем незаконное снятие страховых взносов излишне уплаченных в бюджет в размере 28 291 рубль 60 копеек.
Административный истец Колченкова И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что по месту жительства в 2002 году она встала на учет как индивидуальный предприниматель в МИФНС № 3 по Калужской области. В 2004 года сменила регистрацию по месту жительства, написала соответствующее заявление в МИФНС № 3 по Калужской области, где ей сообщили, что все документы будут переданы в Московскую область. После чего Колченкова И.А. встала на учет в Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области, написав заявление о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя. Осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя по 2008 год, затем прекратила деятельность и снялась с учета в качестве ИП, написав заявление в Межрайонную ИФНС России № 11 по Московской области и в Пенсионный фонд, представив справки об отсутствии задолженности по уплате страховых взносов.
С 2008 года никаких требований из Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области и Пенсионного фонда ей не приходило. В 2017 году Колченкова И.А. получила требование об оплате задолженности по состоянию на 2014 год. По данному вопросу обратилась в Пенсионный фонд, где сообщили, что она снята с учета как ИП в 2008 году. После чего обратилась в налоговый орган, где также пояснили, что она снята с учета в качестве ИП в 2008 году.
Административный истец полагает, что не пропустила срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, так как сумму страховых взносов удержали на основании постановления судебного пристава в 2019 году. В 2017 и 2018 годах пыталась выяснить вопрос начисления ей страховых взносов, по данному вопросу обращалась в Пенсионный фонд в 2017 году, где выдали выписку от 2016 года, которую, прислали им из МИФНС № 3 по Калужской области. Просила восстановить срок на обращение в суд, поскольку искала документы и пыталась понять, почему появились сведения о том, что она является индивидуальным предпринимателем. Последнее удержание денежных средств в качестве страховых взносов было произведено из ее заработной платы в апреле 2019 года
Представитель Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области представитель по доверенности – Малокумова М.А. против заявленных требований возражала, указав, что административный истец имела возможность признать недействительной запись в ЕГРИП о регистрации ее в качестве ИП, однако истцом этого не сделано. Из письменных пояснений Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области следует, что с 28.11.2002 Колченкова И.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией муниципального образования «Жуковский район». 20.07.2004 Межрайонной инспекцией МНС России № 10 по Калужской области ей был присвоен ОГРНИП <номер>. 20.12.2017 указанные сведения поступили в Межрайонную ИФНС России № 5 по Московской области по месту регистрации индивидуального предпринимателя в г.Протвино Московской области. 11.02.2019 по заявлению Колченковой И.А. в ЕГРИП была внесена запись о снятии с учета в качестве индивидуального предпринимателя Колченковой И.А. ОГРНИП <номер>. Таким образом, в качестве индивидуального предпринимателя истец состояла на учете в налоговых органах в период с 20.07.2004 по 11.02.2019.
Согласно выписке из ЕГРИП 05.11.2016 Колченкова И.А. была зарегистрирована в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, в связи с чем с 4 квартала 2016 года ей начислялись страховые взносы в фиксированном размере на основании Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В соответствии с разделом ХI НК РФ с 01.01.2017 все полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование были переданы Федеральной налоговой службе Российской Федерации.
В требовании № 64374 от 14.08.2017, на которое ссылается административный истец, включена недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 4 квартал 2016 года, начисленным Пенсионным фондом РФ, которая не входит в оспариваемую по настоящему делу сумму страховых взносов.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год составляет 23400 рублей, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год составляет 4590 рублей. В соответствии с п.2 ст.432, п.7 ст.6.1 НК РФ страховые взносы за 2017 год подлежали к уплате в срок до 09.01.2018.
06.02.2018 инспекцией была выявлена недоимка у Колченковой И.А., о чем составлен документ о выявлении недоимки <номер> в общей сумме 27990 рублей.
Так как недоимка не была погашена Колченковой И.А., то по состоянию на 20.02.2018 инспекцией было выставлено в адрес истца требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 2814, с предложением уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 за 2017 год в размере 4590 рублей и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017 год в сумме 23400 рублей и пени за их просрочку согласно ст.75 НК РФ в сумме 49 рублей 46 копеек и 252 рубля 14 копеек в срок до 15.03.2018.
В установленный срок задолженность не была погашена истцом, в связи с чем 18.04.2018 на основании ст.46 НК РФ инспекцией было вынесено решение № 5165 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств плательщика страховых взносов в общей сумме 28291 рубль 60 копеек, из них 27990 рублей – страховые взносы, 301 рубль – пени.
Поскольку по указанному решению суммы не были взысканы, то в силу ст.47 НК РФ 18.05.2018 инспекцией были вынесены решения № 3619 и постановление № 3605 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества плательщика страховых взносов в указанных суммах.
Постановление № 3605 было направлено в службу судебных приставов для принятия мер по взысканию и 16.04.2019 было исполнено судебным приставом. Согласно данным Карточки расчетов с бюджетом указанная задолженность погашена Колченковой И.А. по исполнительному производству.
Административный ответчик указывает, что, руководствуясь действующим законодательством, инспекция законно начислила Колченковой И.А. страховые взносы за 2017 год, поскольку в данный период она являлась индивидуальным предпринимателем. Инспекцией были приняты все меры принудительного взыскания. Требование № 2814 от 20.02.2018, Решение № 3619 от 18.05.2018, Постановление № 3605 от 18.05.2018 в последующем не обжаловались истцом. Кроме того, внесенная 19.01.2015 ответчиком в ЕГРИП запись <номер> и внесенная Межрайонной инспекцией МНС России № 10 по Калужской области запись <номер> о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не признаны недействительными и прекращены на основании заявлений истца 11.04.2008 и 11.02.2019.
При изменении сведений, содержащихся в государственных реестрах об индивидуальном предпринимателе - Колченковой И.А. регистрирующие органы обязаны были совершать действия в соответствии с порядком, предусмотренном Письмом ФНС России от 28.12.2004 N 09-0-10/5147@ «О порядке совершения действий регистрирующими (налоговыми) органами при государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в государственных реестрах, о юридическом лице и индивидуальном предпринимателе в связи с изменением ими соответственно места нахождения и места жительства».
На основании заявления об изменении сведений, содержащихся в ЕГРИП по форме 24001, представленного предпринимателем, налоговый орган по прежнему адресу снимает индивидуального предпринимателя с учета и передает сведения ЕГРИП в электронном виде и документы в налоговый орган по новому месту жительства. Пересылке подлежит подлинник регистрационного дела, оформленного в соответствии с Инструкцией, вместе с сопроводительным письмом с грифом «Для служебного пользования» непосредственно в регистрирующий (налоговый) орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее трех рабочих дней, следующих за днем внесения в ЕГРИП записи об изменении места жительства индивидуального предпринимателя. В день выгрузки сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП вносится служебная запись в электронном виде с присвоением статуса о передаче дела в другой регистрирующий (налоговый) орган. При этом ГРНИП не присваивается.
На основании полученных документов налоговый орган по новому месту нахождения ставит предпринимателя на учет в порядке, предусмотренном Письмом ФНС России от 28.12.2004 N 09-0-10/5147@, а именно регистрирующий (налоговый) орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя, получив сведения (сопроводительное письмо и файл), загружает сведения в ЕГРИП (п.2.1). В силу п. 1.4. раздела II порядка, предусмотренного Письмом ФНС России от 28.12.2004 N 09-0-10/5147® согласно пункту 4 статьи 22.2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с изменением им места жительства регистрирующий орган пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя (в инспекцию ФНС России по новому месту жительства индивидуального предпринимателя).
Однако в Межрайонную ИФНС России № 11 по Московской области файл выгрузки, содержащий сведения о внесении изменений в сведения об изменении места жительства индивидуального предпринимателя Колченковой И.А., а также регистрационное дело из Межрайонной ИФНС России №3 по Калужской области не поступали. По сведениями ЕГРИП запись о смене места жительства на подведомственную территорию <адрес> Межрайонной ИФНС России №3 по Калужской области была внесена 20.12.2017 года.
Согласно п. 1 раздела I. Приказа МНС России от 08.06.2004 № САЭ-3-09/357 «Об утверждении Инструкции по формированию. использованию и хранению регистрационных дел юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и учетных дел организаций и физических лиц» в регистрационном делеиндивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
От Межрайонной ИФНС России №3 по Калужской области, которая являлась регистратором индивидуальных предпринимателей на подведомственной территории, регистрационное дело не получено МРИ ФНС России № 11 по Московской области.
В 2005 году МИФНС России №10 по Калужской области было представлено в МРИ ФНС России № 11 по Московской области учетное дело физического лица Колченковой И.А., оформленное в соответствии с разделом III«Порядок формирования, использования и хранения учетных дел физических лиц» Приказа МНС России от 08.06.2004 N САЭ-3-09/357, в п. 1 которого указано, что учетное дело физического лица формируется из документов, образующихся в процессе деятельности налоговых органов при реализации положений Налогового кодекса Российской Федерации по учету физических лиц.
Кроме того, Инспекция считает, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд с настоящим иском, поскольку он подан за пределами срока, установленного ст. 219 КАС РФ, поскольку Колченковой И.А., как она указывает в заявлении, стало известно о начислении ей страховых взносов в 2017 году из требования об уплате <номер>. Однако данное требование об уплате ею не было оспорено. 29.08.2017 она обратилась в Межрайонную ИФНС России № 11 по Московской области, где ей сообщили о наличии двух ОГРНИП. Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области в адрес административного истца было выставлено требование об уплате № 2814 от 20.02.2018, которое также не исполнено и не было обжаловано истцом. В связи с чем в адрес истца было направлено решение № 3622 от 18.05.2018 о взыскании страховых взносов за счет имущества, а в адрес Службы судебных приставов постановление.
О том, что Колченкова И.А. знала о начислении ей страховых взносов, свидетельствуют и то, что она обращалась в налоговые органы в 2017 году, в том числе, обращалась в вышестоящий налоговый орган 30.12.2017г. и указывала на то, что ей начислены страховые взносы в сумме 28819,34руб. В ответ на обращение 26.01.2018 Управлением ФНС России по Московской области ей было разъяснено, что она вправе обратиться с жалобой в порядке, установленном ст.25.4 Федерального закона 129-ФЗ, или в суд с ходатайством о восстановлении срока на обращение. Однако Колченкова И.А. не обжаловала и не оспорила действия инспекции в вышестоящем налоговом органе и суде в установленные сроки. 24.05.2018 было возбуждено исполнительное производство.
Кроме того, Колченковой И.А. добровольно 29.11.2018 уплачены страховые взносы в сумме 11669,89руб., 2289,09руб., пени в сумме 125,74руб., 24,66руб., и 03.02.2019г. - 0,05руб., 0,01руб. и пени в сумме 0,01руб. Остальные суммы задолженности были списаны Службой судебных приставов-исполнителей с заработной платы Колченковой И.А. 15.03.2019г. и 16.04.2019г.
03.02.2019 Колченковой И.А. выдана справка о состоянии расчетов, из которой следует, что за ней числится задолженность.
Таким образом, со дня, когда Колченковой И.А. стало известно о действиях инспекции по исчислению страховых взносов за 2017 год и возбуждения исполнительного производства о взыскании указанной задолженности до момента обращения в суд прошло больше трех месяцев.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 3 по калужской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате и месте рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статьям 8, 22.1 указанного Федерального закона государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется на основании подписанного заявителем заявление о государственной регистрации и необходимых для этого документов.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (часть 3 статьи 8 Ф3 № 129).
Кроме того, в силу части 4 статьи 11 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации, в том числе в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения Фонда социального страхования РФ.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании подписанного заявителем заявления и документов, предусмотренных статьей 22.3 ФЗ N 129.
В силу части 9 статьи 22.3 указанного Федерального закона государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела 28.11.2002 Колченкова И.А., проживающая по <адрес>, зарегистрирована администрацией МО «Жуковский район» Калужской области в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
20.07.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 10 по Калужской области в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, Колченковой И.А., регистрационный номер записи - <номер>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей об индивидуальном предпринимателей Колченковой И.А. – ОГРНИП <номер>, сформированной по состоянию на 07.11.2016, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Жуковскому району Калужской области снята с учета 04.02.2005, внесена запись о регистрации по <адрес>. 06.01.2005 Межрайонной ИФНС № 3 по Калужской области внесена запись об изменений сведений об ИП. 11.01.2005 регистрационное дело в электронном виде передано в другой регистрирующий орган. Также имеется запись от 25.12.2015 Межрайонной ИФНС № 3 по Калужской области о передаче регистрационного дела в электронном виде в другой регистрирующий орган. 05.11.2016 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г.Калуги внесены сведения о регистрации в ПФ РФ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей об индивидуальном предпринимателей Колченковой И.А. – ОГРНИП <номер>, сформированной по состоянию на 04.06.2019, ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ № 11 г.Протвино Московской области внесены сведения о регистрации Колченковой И.А. в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ. 11.02.2019 Межрайонной ИФНС № 5 по Московской области внесена запись в ЕГРИП на основании заявления от 04.02.2019 о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В материалы дела также приобщена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащая сведения об индивидуальном предпринимателей Колченковой И.А., включенные в ЕГРИП по состоянию на 04.06.2019, из которых следует, что Колченкова И.А. на основании заявления от 18.01.2005 зарегистрирована 19.01.2005 в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной ИФНС № 5 по Московской области, поставлена 19.01.2005 на учет в налоговом органе – Межрайонной ИФНС № 11 по Московской области с присвоением ОГРНИП <номер>. 16.02.2005 зарегистрирована в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ № 11 г.Протвино Московской области. 08.04.2008 Межрайонной ИФНС № 11 по Московской области внесены сведения о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений (в том числе о месте жительства), за исключением сведений, указанных в "м"- "р", обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. Внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, в регистрирующий орган осуществляется на основании подписанного заявителем заявления и копий документов, подтверждающих изменение сведений, внесенных в ЕГРИП.
В случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя (часть 4 статьи 22.3 Ф3 № 129).
Данная обязанность Колченковой И.А. по обращению с соответствующим заявление о перемене места жительства индивидуальным предпринимателем была исполнена при изменении места жительства с Калужской области на Московскую область.
Обязанность индивидуальных предпринимателей сообщать об изменении паспортных данных и сведений о месте жительства была прекращена на основании Федерального закона от 01 июля 2011 года № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в законную силу 01 июля 2011 года.
При изменении места жительства индивидуального предпринимателя в регистрирующий (налоговый) орган по его прежнему месту жительства индивидуальным предпринимателем представляются документы в соответствии со статьей 22.2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Регистрирующий (налоговый) орган производит государственную регистрацию в соответствии с установленным порядком.
ФНС России письмом от 28.12.2004 № 09-0-10/5147@ «О порядке совершения действий регистрирующими (налоговыми) органами при государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в государственных реестрах, о юридическом лице и индивидуальном предпринимателей в связи с изменениями ими соответственно места нахождения или места жительства» даны рекомендации по порядку действий после внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с изменением им места жительства, согласно которых сведения ЕГРИП в электронном виде в день внесения записи в ЕГРИП подлежат передаче для проведения мероприятий по снятию с учета индивидуального предпринимателя в налоговом органе по прежнему месту жительства. Структурное подразделение, ответственное за учет налогоплательщиков, по прежнему месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на основании сведений ЕГРИП, содержащих информацию об изменении данным лицом места жительства, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП, осуществляет снятие его с учета согласно пункту 3.8.1.1 Порядка. После внесения в ЕГРИП записи об изменении места жительства индивидуального предпринимателя сведения ЕГРИП об индивидуальном предпринимателе по каналам связи передаются в регистрирующий (налоговый) орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя. Согласно пункту 4 статьит 22.2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с изменением им места жительства регистрирующий орган пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя (в инспекцию ФНС России по новому месту жительства индивидуального предпринимателя).
Регистрирующий (налоговый) орган по прежнему месту жительства индивидуального предпринимателя изготавливает копию регистрационного дела. Пересылке подлежит подлинник регистрационного дела, оформленного в соответствии с Инструкцией, вместе с сопроводительным письмом с грифом «Для служебного пользования» непосредственно в регистрирующий (налоговый) орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя. Документы пересылаются в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее трех рабочих дней, следующих за днем внесения в ЕГРИП записи об изменении места жительства индивидуального предпринимателя. В день выгрузки сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП вносится служебная запись в электронном виде с присвоением статуса о передаче дела в другой регистрирующий (налоговый) орган. При этом ГРНИП не присваивается.
Регистрирующий (налоговый) орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя, получив сведения (сопроводительное письмо и файл), загружает сведения в ЕГРИП.
Таким образом, при изменении места жительства Колченкова И.А. сообщила в налоговый орган соответствующие сведения. Однако при постановке на учет в налоговом органе по месту своего жительства в Московской области в 2005 году индивидуальному предпринимателю Колченковой И.А. был присвоен новый Государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя - <номер>, в связи с чем при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 11.04.2008 была внесена соответствующая запись в сведения об индивидуальном предпринимателе только с основным государственным регистрационным номером <номер>.
Из ответа, поступившего на запрос суда, Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г.Москве и Московской области Колченкова И.А. поставлена на учет в Управлении в качестве индивидуального предпринимателя на основании выписки из ЕГРИП № 1 от 07.11.2016 в связи со сменой адреса регистрации из Калужской области в г.Протвино Московской области.
С 1 января 2017 года в соответствии со ст.5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия принадлежат налоговым органам, соответственно правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2017 года регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
В частности, в силу пункта 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
Согласно статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации упомянутые плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в размере, который определяется исходя из их дохода.
Частью 5 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
06.02.2018 Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области выявлена недоимка у индивидуального предпринимателя Колченковой И.А. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 за 2017 год по сроку уплаты 09.01.2018 в сумме 4590 рублей 00 копеек; а также на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017 год по сроку уплаты 09.01.2018 в сумме 23400 рублей 00 копеек.
Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области сформировано требование № 2814 по состоянию на 20.02.2018 об уплате Колченковой И.А. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 по сроку уплаты 09.01.2018 в сумме 4590 рублей 00 копеек, пени в размере 49 рублей 46 копеек; а также на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017 год по сроку уплаты 09.01.2018 в сумме 23400 рублей 00 копеек, пени в размере 252 рубля 14 копеек, с предложением погасить задолженность добровольно в срок до 15 марта 2018 года, которое было оставлено без удовлетворения.
18.05.2018 решением № 3619 заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области произведено взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества Колченковой И.А. в сумме 28291 рубль 60 копеек, из них: налогов – 27990 рублей 00 копеек, пеней – 301 рубль 60 копеек.
На основании постановления от 18.05.2018 № 3605 заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области произведено взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества Колченковой И.А. в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 20.02.2018 № 2814, срок исполнения которого истек 15.03.2018, в размере 28291 рубль 60 копеек, из них: налогов – 27990 рублей 00 копеек, пеней – 301 рубль 60 копеек.
Судебным приставом-исполнителем Серпуховского РОСП УФССП России 24.05.2018 возбуждено исполнительное производство <номер>-ИП на основании исполнительного документа – постановления № 3605 от 18.05.2018 Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области, предмет исполнения: взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества Колченковой И.А. в размере 28291 рубль 60 копеек.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Серпуховского РОСП УФССП России от 16.04.2019 исполнительное производство <номер>-ИП окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Административным истцом в материалы дела представлены копии платежных поручений, из которых усматривается, что указанная в постановлении № 3605 от 18.05.2018 Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области вся сумма задолженности по страховым взносам и пени удержана из заработной платы Колченковой И.А.
Разрешая заявленные административным истцом требования суд учитывает правовые позиции, изложенные в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании», определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 211-О, от 15.07.2010 № 1009-О-О, от 23.09.2010 № 1189-О-О, от 25.01.2012 № 3-О-О, от 25.01.2018 № 44-О, что уплата индивидуальным предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа прекращается после утраты соответствующим физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Колченкова И.А. утратила статус индивидуального предпринимателя 11.04.2008, соответственно с указанного времени не должна уплачивать страховые взносы, в связи с чем начисление страховых взносов за 2017 год является неправомерным, так как обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом присвоение второго ОГРИП в 2005 году было осуществлено налоговым органом ошибочно, так как у Колченковой И.А. статус индивидуального предпринимателя был действующий.
При обращении Колченковой И.А. в налоговый орган с заявлением о прекращении детальности в качестве индивидуального предпринимателя в 2008 году и внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, данная информация должна была быть внесена как в ОГРНИП <номер>, так и в ОГРНИП<номер>.
Согласно ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).
Административным истцом в ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу настоящего административного искового заявления, так как неоднократно обращалась в налоговые органы и в Пенсионный фонд РФ по вопросу незаконного начисления страховых взносов, последнее обращение было в феврале 2019 года.
Административным истцом в материалы дела представлена справка № 122142 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 3 февраля 2019 года, в которой указано наличие задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017, а также начисленным пеням.
Денежные средства в качестве страховых взносов за 2017 год удержаны из заработной платы Колченковой И.А., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями и постановлением судебного пристава об окончании исполнительного производства.
Колченкова И.А. обращалась в суд с административными исковыми заявлениями 11 марта 2019 года и 19 апреля 2019 года, которые оставлялись без движения в связи с несоответствием заявлений требованиям ст.ст. 125, 126, 220 КАС РФ, которые в связи с не устранением недостатков впоследствии были возвращены. С настоящим административным исковым заявлением Колченкова И.А. обратилась в суд 24.05.2019.
Изложенное свидетельствует о том, что Колченковой И.А. по уважительным причинам пропущен срок для обращения с данными требованиями и он подлежит восстановлению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Колченковой И. А. удовлетворить.
Признать незаконным начисление Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области Колченковой И. А., <дата> рождения, уроженке <адрес>, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 за 2017 год в сумме 4590 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 за 2017 год в сумме 49 рублей 46 копеек; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017 год в сумме 23400 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017 год в сумме 252 рубля 14 копеек.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 11 по Московской области возвратить Колченковой И. А. взысканные на основании Постановления Межрайонной ИФНС России № 11 от 18.05.2018 № 3605 страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 за 2017 год, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017 год и пени в сумме 28291 (двадцать восемь тысяч двести девяносто один) рубль 60 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 16 июля 2019 года