Дело № 2а-1718/19 23RS0014-01-2019-001804-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Динская Краснодарского края 18 июня 2019 года
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Погорелова В.В.,
при секретаре Смирновой В.Н.
с участием представителей административного истца
ФИО1, ФИО2
представителя административного ответчика ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Золотой Берег» к Управлению имущественных отношений Администрации МО Динской район о признании отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка незаконным и необоснованным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к ответчику о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 17300 кв.м. расположенного в границах кадастрового квартала № и обязании ответчика предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка площадью 17300 кв.м., расположенного в границах кадастрового квартала №.
В обоснование указав, что истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 17300 кв.м., расположенного в границах кадастрового квартала №, в соответствии с подпунктом 29 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. К данному заявлению была приложена схема расположения, а также договор № пользования рыбоводным участком от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, в связи с тем, что схема расположения земельного участка площадью 17300 кв.м. расположенного в границах кадастрового квартала № не соответствует предъявляемым законом требованиям.
Административный истец полагает, данное решение незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представители административного истца заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, представил письменные возражения на иск.
Изучив административное исковое заявление, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Пунктом 1 ст. 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пп. 1); утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пп. 3).
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2).
Согласно ст. ст. 39.1, 39.2 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Глава V.1 ЗК РФ предусматривает возможность предварительного согласования предоставления земельных участков.
На основании п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Случаи и основания принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка либо земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 39.15 ЗК РФ.
Согласно пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 123 ст. 39.16 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 17300 кв.м., расположенного в границах кадастрового квартала №, в соответствии с подпунктом 29 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
Согласно п. 1, подпункта 29 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении их в пользование, договора пользования рыболовным участком или договора пользования водными биологическими ресурсами, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;
К данному заявлению была приложена схема расположения, а также договор № пользования рыбоводным участком от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по основаниям, указанным в подпункте 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Также в отказе административный ответчик ссылается на то, что предоставленная схема расположения земельного участка подготовлена без учета Приказа Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», согласно которого схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В своем отказе административным ответчиком не конкретизированы в чем именно выражается не соответствие схемы, а перечислены все основания для отказа.
При этом, согласно представленных возражений на иск, на предоставленной схеме не были отражены зоны с особыми условиями использования территории (водоохранная, прибрежно-защитная зона водного объекта).
В свою очередь, как поясняли в судебном заседании представители истца, они неоднократно обращались к ответчику, каждый раз им необходимо было предоставить разный пакет документов. Ими была предоставлена схема, на которой были отражены зоны с особыми условиями территорий, при отказе им было сообщено, что данные зоны отмечены не тем цветом и диаметром полосы, однако все исправив, ответчик снова отказал истцу.
В этой связи суд приходит к выводу, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, а потому данный отказ является незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдения срока обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку какие-либо законные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО «Золотой Берег» к Управлению имущественных отношений Администрации МО Динской район о признании отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка незаконным и необоснованным – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления имущественных отношений Администрации МО Динской район в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 17300 кв.м. расположенного в границах кадастрового квартала №.
Обязать Управление имущественных отношений Администрации МО Динской район предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка площадью 17300 кв.м., расположенного в границах кадастрового квартала №.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2019 года.
Судья В.В. Погорелов