РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2020 года г.Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Степановой Е.А.,
при секретаре Сулаевой К.А.,
с участием административного истца Куликова А.Н.,
представителя административного ответчика администрации города Твери на основании доверенности Куликовой-Энке А.В.,
представителя заинтересованного лица прокуратуры Тверской области на основании доверенностей Иванова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Куликова А.Н. к Администрации города Твери, Главе города Твери, Министерству транспорта Тверской области, Министру транспорта Тверской области о признании незаконными действий, бездействия, возложении обязанности совершить определённые действия,
у с т а н о в и л:
Куликов А.Н. обратился в суд с административным иском к Администрации города Твери, Главе города Твери, Министерству транспорта Тверской области, Министру транспорта Тверской области о признании незаконными действий, бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с весны текущего года в городе Твери, населением около 420000 человек, полностью закрыто троллейбусное движение. Согласно официальной версии администрации Твери и руководства ПАТП - 1, опубликованной в самых различных средствах массовой информации, закрытие троллейбусного движения в Твери связано с тем, что инфраструктура для обеспечения троллейбусного движения якобы не обеспечивает безопасности перевозок пассажиров. Вместе с тем, вместо ремонта инфраструктуры и приведения ее в порядок, ответчиками, вопреки мнения подавляющего большинства жителей Твери, неизвестно кем, неизвестно зачем, полностью уничтожено троллейбусное движение в городе Твери. Ответчиками никаких мер по ремонту инфраструктуры со второй половины 2019 года по настоящее время не принимается. Ежемесячно приобретая ежемесячный социальный проездной билет по цене 302 рубля административный истец после остановки трамвая, фактически утратил возможность свободно передвигаться по городу на общественном транспорте, посещать целый ряд магазинов для приобретения различных продуктов питания и других товаров, необходимых для организации питания и ухода для инвалида 1 группы, в связи с чем административный истец вынужден производить дополнительные материальные и временные расходы. Обязанность по организации деятельности города Твери, областного центра, обеспечению населения муниципальным общественным транспортом возложена на ответчиков, а также на подчиненных ответчиков - на конкретных должностных лиц администрации Твери и правительства Тверской области. Однако, до настоящего времени троллейбусная инфраструктура не отремонтирована. Ответчики никаких мер по организации работы своих подчиненных не принимают. Уничтожение троллейбусного движения, противоречащее Генеральному плану города Концепции развития городского пассажирского транспорта города Твери до 2020 года, считает незаконным действием ответчиков. Длительное, фактическое непринятие мер по ремонту трамвайных путей и по возобновлению трамвайного движения считает незаконным бездействием главы города Твери и министра транспорта Тверской области. Допущение совершения указанных незаконных действий ответчиков считает незаконным бездействием, нарушающим конституционные права административного истца, в том числе на достойную жизнь, на свободу передвижения, на комфортную окружающую среду и т.д. Просит признать действия административных ответчиков по ликвидации троллейбусного движения, как действия не предусмотренные Генеральным планом города Твери и Концепцией развития городского пассажирского транспорта города Твери до 2020 года, незаконными, признать длительное бездействие административных ответчиков по непринятию мер по проведению ремонта троллейбусной инфраструктуры, незаконным, возложить обязанность на административных ответчиков принять незамедлительные меры по восстановлению инфраструктуры общественного транспорта в соответствии с Генеральным планом города Твери и Концепцией развития городского пассажирского транспорта города Твери до 2020 года, возложить обязанность на административных ответчиков по незамедлительному принятию мер по восстановлению троллейбусного движения в соответствии с Генеральным планом города Твери и Концепцией развития городского пассажирского транспорта города Твери до 2020 года.
В судебном заседании административный истец Куликов А.Н. поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации города Твери на основании доверенности Куликова-Энке А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Тверской области на основании доверенностей Иванов Д.А. возражал против удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Административные ответчики представитель Министерства транспорта Тверской области, Министр транспорта Тверской области, Глава города Твери, извещенные судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Тверской области, извещенный судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Учитывая надлежащее извещение не явившихся лиц, суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав административного истца Куликова А.Н., представителя административного ответчика администрации города Твери Куликову-Энке А.В., представителя заинтересованного лица прокуратуры Тверской области Иванова Д.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Главой 22 КАС РФ установлен порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.
Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.
Основания заявленных административных исковых требований административный истец Куликов А.Н. связывает с ликвидацией троллейбусного движения, длительным бездействием административных ответчиков по непринятию мер по проведению ремонта троллейбусной инфраструктуры, в связи с чем обратился в суд.
Таким образом, принимая во внимание, что административные исковые требования направлены на прекращение длящегося до настоящего времени, по утверждению административного истца, бездействия административных ответчиков и совершаемых ими до настоящего времени действий, срок обращения в суд рассматриваемыми требованиями им не пропущен.
Оспариваемые действия и бездействие административных ответчиков не позволяют административному истцу, как указано им в административном иске, посещать целый ряд магазинов, чем нарушаются конституционные права административного истца, в том числе на свободу передвижения, достойную жизнь, на комфортную окружающую среду.
В силу ч.1 ст.27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 01.04.2019) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд (ст. 9).
Организация регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным автомобильным и электрическим транспортом на территории города Твери осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 №184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Законом Тверской области от 04.02.2016 №8-30 «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Тверской области», Законом Тверской области от 23.07.2019 №45-30 «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области».
Закон Тверской области от 23.07.2019 № 45-ЗО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области и городским наземным электрическим транспортом на территории города Твери» регулирует отношения, связанные с перераспределением отдельных полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между органами местного самоуправления городского округа город Тверь и муниципального образования Тверской области «Калининский район» и органами государственной власти Тверской области и по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления городского округа город Тверь и органами государственной власти Тверской области (далее - регулярные перевозки) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также отношения, связанные с прекращением осуществления органами местного самоуправления городского округа город Тверь отдельных государственных полномочий Тверской области по организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области.
Согласно ст. 3 Закона Тверской области от 23.07.2019 № 45-ЗО полномочия по организации регулярных перевозок, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Закона, осуществляются Правительством Тверской области непосредственно или через уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Тверской области (далее - уполномоченные органы) либо подведомственные им государственные казенные учреждения Тверской области. До 01.01.2020 полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом осуществлялись Администрацией г. Твери в лице Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери. Данные отдельные государственные полномочия Тверской области были переданы органам местного самоуправления в соответствии с Законом Тверской области от 24.07.2012 №75-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области».
Постановлением Администрации города Твери от 19.08.2016 №1409 был утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города, включающий в себя 33 маршрута, из них 5 маршрутов, осуществляемых троллейбусом, а именно: маршрут № 2, наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок – «Бульвар Профсоюзов - Железнодорожный вокзал», маршрут № 3 – «улица Левитана - завод Центросвар», маршрут № 4 – «завод Центросвар - микрорайон Чайка», маршрут № 5 «бульвар Профсоюзов – Химинститут», маршрут № 7 – «бульвар Профсоюзов - микрорайон Южный».
Иных троллейбусных маршрутов реестром не предусмотрено.
В административном исковом заявлении истец указывает место проживания: г. Тверь, ул. Никитина, ссылается на невозможность свободного передвижения по городу на общественном транспорте, посещать целый ряд магазинов для приобретения различных продуктов питания и других товаров, необходимых для организации питания и ухода за инвалидом 1 группы.
Формирование реестра маршрутов, включающее все виды маршрутов общественного транспорта, соответствует принципам организации регулярных перевозок и перевозок по заказу по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области, утвержденным Законом Тверской области от 04.02.2016 № 8-ЗО (ред. от 05.06.2020) «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Тверской области», а именно: организация регулярных перевозок, включающая в себя реализацию комплекса организационных мероприятий, направленных на обеспечение бесперебойности и безопасности регулярных перевозок, и качественного удовлетворения потребностей населения Тверской области в регулярных перевозках, по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области (далее - маршруты регулярных перевозок) и перевозок по заказу основывается на следующих принципах: безопасности дорожного движения при осуществлении регулярных перевозок, перевозок по заказу; качества регулярных перевозок; доступности и гарантированности транспортных услуг для населения в части регулярных перевозок; единого порядка организации регулярных перевозок; сочетания государственного и рыночного регулирования отношений в сфере организации регулярных перевозок; равного доступа перевозчиков к осуществлению перевозок; обеспечения конкуренции при организации регулярных перевозок; единого информационного пространства в сфере регулярных перевозок, в том числе в части информирования населения Тверской области о маршрутах регулярных перевозок и перевозчиках Тверской области.
Согласно Постановлению Администрации города Твери от 27.10.2014 № 1370 «Об утверждении муниципальной программы города Твери «Дорожное хозяйство и общественный транспорт города Твери» на 2015 - 2020 годы», ответственным исполнителем которой является Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери, в настоящее время социально-экономическое развитие города Твери во многом сдерживается из-за отставания в развитии автомобильных магистралей в составе междугородных транспортных коридоров, неудовлетворительного состояния дорожной сети, высокой степени износа значительной части дорог и искусственных сооружений. Именно поэтому особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети и повышение безопасности дорожного движения. К наиболее актуальным проблемам дорожного хозяйства города Твери относятся неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и высокая степень износа сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, отставание в развитии дорожной сети от потребностей экономики и населения города. Более 60% автомобильных дорог и искусственных сооружений имеют высокую степень износа, нуждаются в капитальном ремонте или ремонте, не отвечают нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, имеют просроченные межремонтные сроки. В городе Твери отмечается недостаточность финансовых ресурсов для обеспечения нормативного транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети. Удельная обеспеченность дорожной сети средствами бюджета города существенно меньше по сравнению с другими городами Центрального федерального округа Российской Федерации. Состояние и функционирование городского пассажирского транспорта общего пользования характеризуются рядом серьезных недостатков и негативных тенденций, для устранения которых необходимо решить определенный объем задач и требуются значительные объемы капиталовложений. В целях обеспечения стабильного финансового состояния муниципальных предприятий городского общественного транспорта необходимо усиление государственной поддержки. В числе основных причин, определяющих сущность проблемной ситуации, можно выделить следующие: длительное отсутствие необходимых мер должной финансовой поддержки и управленческих решений, направленных на реконструкцию и развитие предприятий; неудовлетворительное состояние парков подвижного состава, контактной сети, трамвайных путей; дефицит кадров, обеспечивающих непосредственную работу на линии и сбор выручки, в томи числе водителей, кондукторов, квалифицированных ремонтных рабочих. Убыточность муниципальных предприятий общественного транспорта является следствием государственного тарифного регулирования, осуществляемого субъектом Российской Федерации. Городской бюджет не в состоянии на сегодняшний день принять расходы на обновление подвижного состава, на восстановление транспортных средств (капитальный ремонт трамваев, троллейбусов, автобусов), на восстановление инженерно-транспортных сетей городского электротранспорта (из-за дороговизны данных мероприятий).
Основными направлениями решения проблем в транспортной системе города Твери являются: а) обновление и пополнение парка подвижного состава; б) оптимизация и расширение маршрутной сети; в) совершенствование ценовой политики в отрасли; г) повышение качества транспортного обслуживания населения города; д) обновление основных фондов муниципальных предприятий городского общественного транспорта; е) развитие предоставления сети сопутствующих услуг; ж) введение бесконтактной системы оплаты проезда.
Решение указанных проблем зависит от наличия стабильных источников финансирования. В условиях существующего положения первоочередной задачей остаются сохранение сети дорог общего пользования, поддержание ее транспортно-эксплуатационного состояния и обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспорта и транспортного обслуживания населения города Твери.
Пунктом 1 ст. 38 Устава города Твери предусмотрено, что Глава города Твери является выборным высшим должностным лицом города Твери, возглавляет Администрацию города Твери и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пп.4 п.1 ст.39 Устава города Твери, Глава города Твери обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города Твери полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Твери федеральными законами и законами Тверской области, а согласно пп.10 п.2 этой же статьи, возглавляя Администрацию города Твери, осуществляет общее руководство структурными подразделениями Администрации города Твери, определяет их компетенцию.
Администрация города Твери в силу п.1 ст.40 Устава города Твери является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Твери, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Твери федеральными законами и законами Тверской области.
Из положений п.1 ст.41 Устава города Твери следует, что Администрация города Твери в пределах своей компетенции, среди прочих полномочий, организует подготовку и осуществление плана реализации генерального плана города Твери; разрабатывает программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Твери в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации; организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Твери и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Твери, организует дорожное движение, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах города Твери; принимает порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, устанавливает, изменяет, отменяет муниципальные маршруты регулярных перевозок; устанавливает требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.
В соответствии со ст. 4 Закона Тверской области от 23.07.2019 N 45-ЗО (ред. от 25.12.2019) «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области и городским наземным электрическим транспортом на территории города Твери» с 1 января 2020 года прекращено осуществление органами местного самоуправления городского округа город Тверь отдельных государственных полномочий Тверской области по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области, переданных им в соответствии с Законом Тверской области от 24.07.2012 № 75-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области», в связи с наступлением обстоятельств, при которых отдельные государственные полномочия могут быть осуществлены наиболее эффективно органами государственной власти Тверской области.
В связи с изданием постановления Администрации города Твери от 16.04.2020 № 552 постановление Администрации города Твери от 19.08.2016 № 1409 об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок города утратило силу.
В соответствии с Законом Тверской области от 02.08.2011 № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области», Постановлением Губернатора Тверской области от 31.08.2011 №31-пг «О структуре и перечне исполнительных органов государственной власти Тверской области» Правительством Тверской области утверждено Положение о Министерстве транспорта Тверской области.
Согласно п.1 Положения, Министерство транспорта Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности. В соответствии с пп. «н», «н-1», «о», «п», «р» п.8 Положения о Министерстве транспорта Тверской области Министерство в соответствии с возложенными на него основными задачами разрабатывает и реализует государственную политику Тверской области в сфере организации транспортного обслуживания населения; разрабатывает и реализует региональную политику в области организации дорожного движения на территории Тверской области; организует изучение состояния рынка оказания транспортных услуг пассажирам всеми видами транспорта на территории Тверской области и разрабатывает рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области; определяет потребность населения в перевозках, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется исполнительными органами государственной власти Тверской области в соответствии с законодательством; организует транспортное обслуживание населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В силу п. 11 Положения, Министерство возглавляет министр Правительства Тверской области (далее - министр транспорта Тверской области). Министр транспорта Тверской области руководит деятельностью Министерства на принципах единоначалия, несет персональную ответственность перед Правительством Тверской области за выполнение возложенных на Министерство задач (п.14 Положения).
Постановлением Правительства Тверской области от 13.02.2020 № 56-пп «О государственной программе Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2020 - 2028 годы» предусмотрено, что Министерством транспорта Тверской области (главным администратором программы) проводится работа по внедрению с 2020 года новой модели управления и организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом (далее - Модель). На первом этапе оптимизируется работа системы общественного транспорта города Твери и Калининского района Тверской области - Тверской агломерации.
Все маршруты подлежат переводу на регулируемый тариф, т.е. с предоставлением всех льгот на проезд, денежные средства от оплаты за проезд будут поступать в бюджет Тверской области, а оплата перевозчику будет производиться за выполненную транспортную работу.
В рамках новой модели предусмотрены оптимизация маршрутной сети, замена подвижного состава на новые современные автобусы большого и среднего класса (90%), внедрение системы безналичной оплаты проезда с применением абонементного меню, которое позволит гражданам экономить на поездках до 40%, а также установление дополнительных мер безопасности пассажирских перевозок и контроля над ними.
На территории г. Твери и Калининского района действует 41 маршрут пассажирских перевозок, обслуживание которых осуществляется новыми автобусами большого и среднего класса, экологического стандарта «Евро-5», брендированных в едином стиле, оснащённых оборудованием для перевозки маломобильных граждан, системой климат-контроля, приборами навигации, видеонаблюдением, электронными информационными табло, системой безналичной оплаты проезда.
Сведения о маршрутах следования общественного транспорта размещены в информационной сети на сайте Министерства транспорта Тверской области, «Транспорт Верхневолжья», иных поисковых системах.
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 19.12.2019 №344-нп установлен единый предельный тариф на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в городском сообщении в муниципальном образовании Тверской области городской округ город Тверь в размере 29,00 руб. за одну поездку.
В данном размере плата взимается при оплате проезда наличными денежными средствами.
Также, на всех маршрутах новой модели действует льготный проезд для граждан, которые ранее пользовались единым социальным проездным билетом.
Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2019 №530-пп «О социальной карте жителя Тверской области» утвержден Порядок предоставления льготного проезда гражданам с использованием электронной карты «Социальная карта жителя Тверской области», электронной банковской карты», определяющий категории граждан, имеющих право на предоставление льготного проезда на автомобильном пассажирском транспорте общего пользования (за исключением легкового такси) в городском и пригородном сообщении с использованием электронной карты «Социальная карта жителя Тверской области», электронной банковской карты; условия и порядок предоставления льготного проезда с использованием электронной карты; последовательность процедур в целях организации льготного проезда с использованием электронной карты.
Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, определено понятие маршрутного транспортного средства, к которому относится транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. Согласно ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
Приказом Росстата от 29.12.2017 № 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» установлено, что транспорт общего пользования - транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспортом общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов.
В административном исковом заявлении истец ссылался на несоответствие оспариваемых действий, бездействия административных ответчиков генеральному плану города Твери, Концепции развития пассажирского транспорта города Твери до 2020 года.
В силу ч.1 ст.18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований.
Из ч.11 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ следует, что генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. Таким образом, генеральный план как документ долгосрочного планирования, определяя назначение территорий исходя из планов развития городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускать ее потенциальное изменение.
Решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 №193 (394) утвержден генеральный план города Твери, определяющий направления и границы развития территории города, зонирование территории, направления развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
Генеральный план является основой для разработки комплекса проектной и правовой документации, регулирующей и регламентирующей градостроительную деятельность, а также обеспечивающей устойчивое функционирование территории, охваченной генеральным планом.
Мероприятия по территориальному планированию в генеральном плане по последовательности их выполнения разделены на три проектных этапа: I этап - до 2029 года - 1 очередь; II этап - до 2039 года - расчетный срок; III этап - до 2050 года - перспектива (за расчетный срок).
Положениями п.2.3.7 генерального плана предусмотрено, что общественный транспорт представлен троллейбусом, трамваем, автобусами большой и средней вместимости, автобусами малой вместительности (маршрутное такси) и легковыми таксомоторами.
Решением Тверской городской Думы от 19.12.2019 №267 утверждена Стратегия социально-экономического развития города Твери до 2035 года, согласно которой общественный транспорт представлен троллейбусом, автобусами большой и средней вместимости, автобусами малой вместительности (маршрутное такси) и легковыми таксомоторами.
Административные исковые требования Куликова А.Н. направлены на восстановление его нарушенных прав путем восстановления троллейбусного движения в г. Твери, в связи с чем, оценка действий административных ответчиков по обеспечению уровня и показателей качества транспортного обслуживания населения в целом по конкретным, изложенным в стандарте значениям, не является предметом рассмотрения в рамках настоящего дела. Обязанность по совершению изложенных в просительной части административного иска действий данным стандартом на административных ответчиков не возложена.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что административными ответчиками в рамках предоставленных им полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства, генеральным планом города Твери, действующими государственными и муниципальными программами, концепцией и стратегией развития транспортного сообщения созданы условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах города Твери, осуществляется содержание и проведение ремонтных работ на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории города Твери, организовано транспортное обслуживание населения.
В рамках проводимых мероприятий по внедрению новой модели пассажирских перевозок в городе Твери административным истцом не утрачена возможность передвигаться по городу на общественном транспорте. Каких-либо объективных данных, указывающих на несоответствие используемых для пассажирских перевозок автобусов нормативным требованиям, в материалы дела не представлено.
Нарушений заявленных прав административного истца, в том числе его конституционного права на свободу передвижения, указанными в административном иске и оспариваемыми действиями и бездействием административных ответчиков не установлено.
В связи с изложенным, оспариваемые действия и бездействие административных ответчиков, с учетом организованного в настоящее время транспортного обслуживания населения, не могут быть признаны нарушающими права и законные интересы административного истца.
Поскольку необходимой, предусмотренной ч. 2 ст.227 КАС РФ, совокупности условий для признания незаконными оспариваемых действий, бездействия не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска понесенные административным истцом судебные расходы в соответствии со статьей 111 КАС РФ возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административных исковых требований Куликова А.Н. к Администрации города Твери, Главе города Твери, Министерству транспорта Тверской области, Министру транспорта Тверской области о признании незаконными действий, бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А.Степанова
Мотивированное решение изготовлено 03 ноября 2020.
1версия для печатиДело № 2а-1718/2020 ~ М-1719/2020 (Решение)