ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-171/2022 от 04.05.2022 Шацкого районного суда (Рязанская область)

УИД:

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Шацк Рязанской области 04 мая 2022 года

Шацкий районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Бердичевской И.Н.,

рассмотрев в помещении суда в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения судебного заседания административное дело по административному иску прокурора Шацкого района Рязанской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия и понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шацкого района Рязанской области обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности по размещению на официальном сайте администрации муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области https://admshack.ryazangov.ru/ сведений о численности муниципальных служащих администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, с указанием фактических расходов на оплату их труда за третий квартал 2021 года. Указанные требования построены на положениях ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 10, 13, 24 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», п. 1, 2, 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 39 Кодекса об административном судопроизводстве РФ.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой Шацкого района Рязанской области проведена проверка соблюдения законодательства в части обеспечения публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления в сфере бюджетного законодательства, в ходе которой выявлено, что администрацией муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области до настоящего времени не размещены на официальном сайте администрации муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области https://admshack.ryazangov.ru/ сведения о численности муниципальных служащих администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, с указанием фактических расходов на оплату их труда за третий квартал 2021 года. Отсутствие в сети «Интернет» указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, так как у пользователей сети «Интернет» отсутствует возможность получить информацию о деятельности органов местного самоуправления, установленную действующим законодательством, что ведет к информационной изоляции граждан.

На основании изложенного прокурор Шацкого района Рязанской области просит признать бездействие администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, выразившееся в не размещении на официальном сайте администрации муниципального образования – Шацкий муниципальный района Рязанской области https://admshack.ryazangov.ru/ сведений о численности муниципальных служащих администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, с указанием фактических расходов на оплату их труда за третий квартал 2021 года, незаконным; обязать администрацию муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации муниципального образования – Шацкий муниципальный района Рязанской области https://admshack.ryazangov.ru/ сведения о численности муниципальных служащих администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, с указанием фактических расходов на оплату их труда за третий квартал 2021 года.

В силу п.2 ст.291 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, на основании ч.2 ст.140 Кодекса административного судопроизводства РФ, без проведения судебного заседания.

В ходе производства по административному делу от административного ответчика – главы администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области поступило письменное заявление о признании административного иска, которое приобщено к материалам административного дела.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования, изложенные в административном иске, подлежат удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию (п.п. 1, 2, 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете (п. 5 ст. 3, ст. 5 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах прозрачности (открытости). Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований и обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией) (ст.ст. 28, 36 Бюджетного кодекса РФ).

Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле», Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ч. 1 ст. 153 Бюджетного кодекса РФ).

Как следует из положений ч. 3 ст. 1 и ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

На основании ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления. Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В соответствии с положениями п.п. «а» п. 2 ч. 1 ст. 13, п.п. «б» п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Судом исследованы справка о результатах проверки соблюдения требований действующего законодательства в части обеспечения публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления в сфере бюджетного законодательства от 10 февраля 2022 года и информация главы администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, из которых следует, что в администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области официального сайта не имеется, а для размещения необходимой информации используется официальный сайт администрации муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области https://admshack.ryazangov.ru/, однако сведения о численности муниципальных служащих администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, с указанием фактических расходов на оплату их труда за третий квартал 2021 года в сети «Интернет» на сайте https://admshack.ryazangov.ru/ не размещались.

Отсутствие в сети «Интернет» указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, так как у пользователей сети «Интернет» отсутствует возможность получить информацию о деятельности органов местного самоуправления, установленную действующим законодательством, что ведет к информационной изоляции граждан.

Согласно ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ч. 3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Как следует из положений ст. 157 Кодекса административного судопроизводства РФ, если по данной категории административных дел допускается признание административного иска, суд принимает его и разъясняет последствия признания административного иска. При этом суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит Кодексу административного судопроизводства РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч. 5 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При таковых обстоятельствах, учитывая, что запрета на принятие признания административного иска административным ответчиком по рассматриваемой категории административных дел Кодекс административного судопроизводства РФ не содержит, а также, учитывая, что признание административным ответчиком административного иска не противоречит Кодексу административного судопроизводства РФ, другим федеральным законам или не нарушает права других лиц, последствия признания административного иска административному ответчику известны, суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика – главой администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области.

Как следует из смысла ст. 65 Кодекса административного судопроизводства РФ, признание административного иска административным ответчиком освобождает административного истца от дальнейшего доказывания юридически значимых обстоятельств.

Как следует из положений ст. 157 Кодекса административного судопроизводства РФ во взаимосвязи с положениями ст. 304 Кодекса административного судопроизводства РФ, при признании административным ответчиком административного иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 157, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Шацкого района Рязанской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия и понуждении к действиям– удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, выразившееся в не размещении на официальном сайте администрации муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области https://admshack.ryazangov.ru/ сведений о численности муниципальных служащих администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, с указанием фактических расходов на оплату их труда за третий квартал 2021 года, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области https://admshack.ryazangov.ru/ сведений о численности муниципальных служащих администрации муниципального образования – Ямбирнское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области, с указанием фактических расходов на оплату их труда за третий квартал 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шацкий районный суд Рязанской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья И.Н. Бердичевская