ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-171/2022 от 06.10.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-171/2022

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Григор А.Н.,

при участии представителя Феодосийского городского совета Республики Крым Никоноровой И.Ю., прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Игнатова Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Плотникова Сергея Ивановича к Главе Администрации города Феодосии Республики Крым Лебедеву А.В, Феодосийскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация города Феодосии Республики Крым, Управление градостроительства, архитектуры и рекламы Администрации города Феодосии Республики Крым о признании нормативных правовых актов недействующими в части, выслушав объяснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, позицию прокурора,

У С Т А Н О В И Л

Плотников Сергей Иванович (далее истец) обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Главе Администрации города Феодосии Республики Крым Лебедеву А.В., Феодосийскому городскому совету Республики Крым, в котором просит признать недействительными Генеральный план муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденный решением 108 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 31.10. 2018 года № 1078 и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденные решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29. 03. 2019 года № 1171, в части включения земельных участков с кадастровыми номерами в зону Н-1 (зона земельных участков сельскохозяйственного использования, необоснованно включенных в границы населенных пунктов) и исключить перечисленные выше, принадлежащие ему земельные участки из указанной зоны с восстановлением предыдущего зонирования.

Определением от 14.07.2022 года настоящее административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.

В канцелярию Верховного Суда Республики Крым 17.08.2022 года от первого заместителя Главы Администрации города Феодосии Попенкова В.В. поступили письменные возражения на административное исковое заявление и копия решения №512 от 12.08.2022 года о назначении его исполняющего обязанности Главы Администрации города Феодосии Республики Крым.

В судебном заседании 18.08.2022 года представитель Феодосийского городского совета Республики Крым (далее Совет) предоставила истребованные документы.

Представитель Совета в судебном заседании, которое состоялось 31.08.2022года, предоставила возражение на административное исковое заявление, указав на отсутствие оснований для его удовлетворения.

Определением от 31.08.2022 года привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрация города Феодосии Республики Крым (далее Администрация).

На электронный адрес Верховного Суда Республики Крым 08.09.2022 года поступили пояснения истца на возражения Совета.

В судебном заседании 09.09.2022 года представитель Администрации предоставил пояснения, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Определением от 09.09.2022 года привлечено к участию в дела в качестве заинтересованного лица Управление градостроительства, архитектуры и рекламы Администрации города Феодосии Республики Крым (далее Управление) рассмотрение дела было отложено, у Совета, Администрации, Управления были истребованы сведения о территориальном и функциональном зонировании земель, на которых находятся принадлежащие истцу земельные участки.

В судебное заседание 23.09.2022 года представителем Управления были предоставлены истребованные документы, даны пояснения о территориальном и функциональном зонировании земель, на которых находятся принадлежащие истцу земельные участки.

Рассмотрение дела было отложено на 06.10.2022 года, пояснения Управления направлены в адрес истца.

На электронный адрес Верховного Суда Республики Крым 05.10.2022 года поступили возражения истца на пояснения Управления, направленные в его адрес.

В судебном заседании, которое состоялось 06.10.2022 года, представитель Совета настаивала доводах, изложенных в отзыве, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Иные участники процесса явку своих представителей не обеспечили, о дне и времени проведения судебного заседания были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не предоставили.

Прокурор и представитель истца не возражали против продолжения рассмотрения дела.

В соответствии с ч.5 ст.213 КАС РФ Верховный Суд Республики Крым, принимая во внимание извещение всех участников процесса о днях и времени проведения судебного заседания, изучив мнение представителя Совета, прокурора, полагает возможным рассмотреть дело с участием представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание.

Прокурор предоставил заключение по административному исковому заявлению, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения представителей Совета, Администрации, Управления, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Решением 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31.10. 2018 года № 1078 ( далее Решение №1078) утверждён Генеральный план муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее Генеральный план).

Решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 29.03.2019года №1171 (далее Решение №1171) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее Правила землепользования и застройки).

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.

В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Материалы дела свидетельствуют о том, что истец в соответствии с договорами дарения земельных участков №3 от 26.11.2020 года, № 4 от 26.11.0020 года, №7 от 25.01.20221 года, № 8 от 01.02.2021 года является собственником, соответственно, 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу : <адрес>, общей площадью 117200+/- 240 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования : сельскохозяйственное использование, земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу : <адрес>, общей площадью 49579 +/-156 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования :сельскохозяйственное использование, земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу :<адрес>, общей площадью 1000+/-70кв.м., категория земель :земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования :сельскохозяйственное использование, земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу : <адрес>, общей площадью 21964+/-104кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования : сельскохозяйственное использование.

В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт того, что истец являются субъектом отношений, регулируемых решениями и .

В соответствии с ч.8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в п. 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).

Согласно ст. 24, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) подготовка и утверждение генеральных планов и планов землепользования и застройки относится к вопросам местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Закона №131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения.

Ч. 5 ст.28 Закона №131-ФЗ установлено, что по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Ч. 1 ст. 5.1 ГрК РФ устанавливает, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Процедура проведения общественных обсуждений оговорена в ч. 4 ст.5.1ГрКРФ и включает в себя этапы оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.

В соответствии с ч. 23 ст.5.1 ГрК РФ заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Ч.24 ст.5.1 ГрК РФ установлено, что уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентирован ст. 31 ГрКРФ, согласно ч.5 которой решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Согласно п. 29 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утверждённого решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 17.11.2014 года № 65, в редакции на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов (далее Устав), к вопросам местного значения городского округа Феодосия относятся утверждение генеральных планов городского округа Феодосия, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа Феодосия документации по планировке территории.

По вопросам местного значения население городского округа Феодосия непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа Феодосия принимают муниципальные правовые акты, в систему которых входят решения Городского совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа Феодосия, принимаемые по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Республики Крым, настоящим Уставом (ч. 1, п. 3.1 ч. 3 ст. 42 Устава).

Порядок принятия муниципальных правовых актов городского округа Феодосия регламентирован ст. 44 Устава, ч.1 которой определяет, что Совет по вопросам своего ведения принимает на заседании Феодосийского городского совета Республики Крым открытым, в том числе поимённым, или <данные изъяты> голосованием решения – правовые акты нормативного и иного характера.

Согласно ст. 45 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (часть 4). Обнародование муниципального правового акта осуществляется путём размещения на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа Феодосия, издавшего муниципальный правовой акт (часть 8).Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется посредством опубликования текста правового акта в печатных средствах массовой информации, учреждённых органами местного самоуправления городского округа Феодосия, либо иных печатных средствах массовой информации, определяемых органами местного самоуправления городского округа Феодосия (часть 9).

Решением 20 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 20.04.2015года № 318 официальным сайтом Феодосийского городского совета Республики Крым признан сайт feo.rk.gov.ru на официальном Портале Правительства Республики Крым.

Согласно ч.5 ст. 16 Устава по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учётом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Порядок организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ Феодосия Республики Крым определяется соответствующим Положением, утверждённым решением 99 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29.06.2018 года № 1018 (далее Положение № 1018).

Процедура и этапы проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности предусмотрены Разделом 4 Положения № 1018.

Согласно п. 4.18 Раздела 4 Положения № 1018 публичные слушания по проекту, выносимому на публичные слушания, считаются завершёнными после высказывания всеми желающими участниками публичных слушаний своих мнений по существу обсуждаемого вопроса, оформления протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний, которое доводится до сведения участников публичных слушаний путём обнародования в газете «Победа» Феодосийского городского совета и размещения на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым feo.rk.gov.ru на официальном Портале Правительства Республики Крым.

П. 7.7. Положения № 1018 предусмотрено, что заключение о результатах публичных слушаний, общественных обсуждений подлежит размещению на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым на официальном Портале Правительства Республики Крым и опубликованию в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым течение пяти дней со дня его подписания.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что Советом 13.07.2018года принято Решение № 1030 «О назначении публичных слушаний», в соответствии с которым были назначены дата, время и место проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утверждён персональный состав Оргкомитета по проведению публичных слушаний.

Это решение, оповещение о начале проведения публичных слушаний с указанием сроков, времени и мест их проведения, сроков и мест размещения экспозиции, а также сроков подачи возражений и замечаний, были опубликованы в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым № 73 от 19.07.2018 года, эта информация также была размещена на официальном портале Правительства Республики Крым на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).

По результатам проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым были составлены 18 соответствующих протоколов, а именно: от 23.08.2018 года №№ 1, 2, 3; от 24.08. 2018 года №№ 4, 5, 6, 7, 8, от 27.08. 2018 года № 9, 10, 11, от 29.08.2018 года №№ 12, 13; от 13.08. 2018 года №№ 14, 15, 16, 17 ; от 31.08. 2018года № 18, а также заключения о результатах публичных слушаний от 25.08.2018 года на основании протоколов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11; от 30.08.2018 года на основании протокола № 12, от 31.08.2018 года на основании протоколов № 13, 14, 15, 16, 17 ; от 03.09.2018 г. на основании протокола № 18, в соответствии с которыми представленные предложения и замечания граждан, принявших участие в публичных слушаний, подлежали направлению автору проекта для рассмотрения возможности их учета в разрабатываемом проекте Генеральном плане, либо для подготовки аргументированного отказа в принятии к сведению заявленных предложений (замечаний). Материалы дела свидетельствуют о том, что по ряду поступивших предложений (замечаний) были приняты решения об их отклонении.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что результаты рассмотрения предложений и замечаний, внесённых в ходе проведения публичных слушаний при подготовке проекта Генерального плана, были отражены в соответствующей таблице, размещены на сайте Совета feo.rk.gov.ru на официальном Портале Правительства Республики Крым, заключения о результатах публичных слушаний размещены на официальном портале Правительства Республики Крым на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).

Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа регламентированы ст.25 ГрК РФ, ч.9 которой устанавливает, что заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в ч. 7 ст. 25 ГрК РФ органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимает решение о создании согласительной комиссии.

В ч.10 и ч.11 ГрК РФ определен порядок работы согласительной комиссии с целью завершения процедуры разработки Генерального плана.

На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определённой части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку (ч.12 ст.25ГрКРФ).

В материалы дела представлены документы, подтверждающие соблюдение положений ст.25 ГрКРФ по согласованию проекта Генерального плана.

Глава администрации 26.10.2018 года за № 2-43-4308 направил главе муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым – председателю Феодосийского городского совета проект Генерального плана, а также карту разногласий по замечаниям федеральных органов исполнительной власти и Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, подлежащих согласованию.

Указанный проект был получен Советом 29.10. 2018 года входящий № 03-35/1978.

Материалы дела свидетельствуют о том, что 31.10.2018 года состоялась 108 сессия Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва, на которой из общего количества избранных депутатов (28 депутатов), присутствовали 23 депутата. В повестку дня указанной сессии (п.1) был поставлен вопрос об утверждении Генерального плана, за принятие решения по которому проголосовали 23 депутата.

Феодосийским городским советом Республики Крым 1 созыва на 108 сессии 31.10.2018 г. принято решение № 1078 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым».

Решение № 1078 (без приложений) было опубликовано в газете «Победа» Феодосийского городского совета № 121 от 10.11.2018 года, а также размещено 08.11. 2018 года на официальной странице Совета на портале Правительства Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).

Верховным Судом Республики Крым также установлено, что постановлением Администрации от 09.01.2017 года № 29 (с изменениями) создана комиссия по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Постановлением Администрации от 25.04.2017 года № 1273 «О подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» (с изменениями) утверждён Порядок проведения работ по подготовке соответствующего проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Решением Совета № 1079 от 15.11.2018 года «О назначении публичных слушаний по Проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» были назначены дата, время и место проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утверждён персональный состав Оргкомитета по проведению этих публичных слушаний.

Указанное решение и оповещение о начале проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки с указанием сроков, времени и мест их проведения, сроков и мест размещения экспозиции, а также сроков подачи возражений и замечаний опубликовано в газете «Победа» № 124 от 17.11.2018года, размещено на официальном портале Правительства Республики Крым на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).

Проект Правил землепользования и застройки и правки к нему 06.11.2018 года и 21.11.2018 года были обнародованы на официальной странице Совета на портале Правительства Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).

Материалы дела свидетельствуют о том, что по результатам проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки были составлены 18 протоколов, а именно от 18.01.2019 года №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, от 21.01.2019 года №№ 7, 8, 9, от 22.01.2019 года № 10, от 23.01.2019 года №№ 11, 12, от 25.01. 2019 года №№ 13, 14, 15, 16, 17 и от 29.01.2019 года № 18, а также заключения о результатах публичных слушаний, от 23. 01.2019 года на основании протоколов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, от 25.01.2019 года основании протоколов №№ 10, 11, 12, от 29. 01. 2019 года на основании протоколов № 13, 14, 15, 16, 17 и от 31.01.2019 года на основании протокола № 18.

Заключения о результатах публичных слушаний от 29.01.2019года и от 31.01.2019 года по проекту Правил землепользования и застройки были опубликованы в газете «Победа» № 11 от 02.02.2019 года, все заключения были размещены 01.02.2019 года на официальном портале Правительства Республики Крым на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).

Верховным Судом Республики Крым установлено, что 04.02.2019 года состоялось заседание Комиссии, на котором были рассмотрены предложения (замечания) участников публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки.

Глава Администрации 05.03.2019 года направил письмом исходящий № 2-43-1525/1в адрес Главы муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым - председателя Феодосийского городского совета проект решения «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», проект Правил землепользования и застройки, протоколы публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний по указанному проекту, которые 06.03.2019 года был получен Советом.

Материалы дела свидетельствуют о том, что 29.03.2019 года состоялась очередная 121 сессия Совета первого созыва, на которой из общего количества депутатов (28 человек) присутствовал 21 депутат. В повестке дня этой сессии был поставлен вопрос об утверждении Правил землепользования и застройки. По данному вопросу, после выступления докладчика – начальника Муниципального казённого учреждения «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» Демура Е.В., за принятие решения №1171 проголосовали 20 депутатов, против – 1, воздержались - 0.

Решение №1171 (без приложений) было опубликовано в газете «Победа» № 35 от 04.04.2019 года, а также размещено 03.04.2019 года на официальной странице Феодосийского городского совета Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).

Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что материалами дела подтверждается, что решение №1078 и решение №1171 приняты полномочным представительным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура принятия этих решений, включающая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам их проведения, соблюдена. Указанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются.

Истец, обосновывая требования о признании недействительными решение №1078 и решение №1171, указывает на то, что отнесение принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами в зону Н-1 (зона земельных участков сельскохозяйственного использования, необоснованно включенных в границы населенных пунктов) не только противоречит состоянию земель, делает невозможным их использование, но и не соответствует функциональному зонированию, установленному Генеральным планом, создает двойственный статус земельных участков, что противоречит ГрКРФ.

Согласно предоставленным истцом копиям договоров дарения№3 от 26.11.2020года, № 4 от 26.11.2020 года, № 7 от 25.01.2021 года, № 8 от 01.02.2021 года, принадлежащие ему земельные участки относились к категории земель : земли сельскохозяйственного назначения, кроме земельного участка кадастровым номером , размещенного на землях с категорией : земли населенных пунктов, все они размещены на землях, имеющих вид разрешенного использования : сельскохозяйственное использование.

В соответствии с подпунктом 8 п.1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

П.1 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 ЗК РФ).

Как указано выше, Совет 31.10.2018 года принял решение № 1078, которым утвердил Генеральный план муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что принадлежащие истцу земельные участки с кадастровыми номерами земельные участки с кадастровыми номерами90:24:060401:493,, 90:24:060401:494, 90:24:060401:496 согласно Генерального плана отнесены к территориям, включенным в границы г.Феодосия, а земельный участок с кадастровым номером 90:24:060301:191 отнесен к территории, включенной в границы населенного пункта с. Береговое

При этом земельные участки с кадастровыми номерами земельные участки с кадастровыми отнесены к коммунально-складской функциональной зоне в проектных границах г.Феодосии, а земельный участок с кадастровым номером участок с кадастровым номером находится в зоне застройки малоэтажными и многоквартирными блокированными домами в проектных границах г.Феодосия, с. Береговое.

Согласно ч1. ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32данного кодекса, которые в том числе содержат положения о том, что публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ (ч.12 ст.31 ГрК РФ).

При этом основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений вправила землепользования и застройки является в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (ч. 2 ст. 33 ГрК РФ).

Верховным судом Республики Крым установлено, что на 21 сессии 2 созыва 30.10.2020 года Советом принято решение № 200, которым внесены изменения и дополнения в решение № 1078, которое дополнено п.2, имеющим подпунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. Материалы Генерального плана муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее Генеральный план) в части включения в границы населённых пунктов земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения отнести к неурегулированным вопросам по Генеральному плану (участки зоны Н-1) до внесения соответствующих изменений в Генеральный план» (пункт 1).

Решение№200 вступает в силу со дня его официального опубликования ( п.3).

Это решение было опубликовано 03.11.2022 года на официальной странице совета на портале Правительства Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru/ru/document/show/10172 ).

Изучив указанные выше обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу, что решением №200 были внесены изменения в в карту разногласий к Генеральному плану, утвержденному решением №1078.

Решением Советом на 19 сессии 2 созыва 19.10. 2020 года было принято решение №189 «О назначении общественных обсуждений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утверждённые решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29.03.2019 № 1171», в соответствии с которым назначены даты их проведения, определен порядок их проведения. Это решение и оповещение о проведении общественных обсуждений опубликовано в газете «Победа» Феодосийского городского совета № 111 от 20.10.2020 года, а также размещено на официальном портале Правительства Республики Крым на официальном сайте Совета. (https://feo.rk.gov.ru )

По результатам проведения общественных обсуждений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, утверждённые решением № 1171, в части внесения необоснованно включённых в границы населённых пунктов земель сельскохозяйственного назначения к территории зоны Н-1 и проведения границ зоны СХ-6 в с.Солнечное в соответствии с картой функциональных зон генерального плана 30.11.2020 года составлен протокол, а 02.12.2020 года заключение о результатах общественных обсуждений, которое опубликовано в газете «Победа» Феодосийского городского совета № 130 от 05.12.2020 года, размещено 04.12.2020 года на официальном сайте Совета (https://feo.rk.gov.ru).

Глава Администрации письмом от 07.12.2020 года за № 2-43-9431 направил Главе муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым - председателю Феодосийского городского совета проект решения «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утверждённые решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 г. № 1171», пояснительную записку к нему, протокол общественных обсуждений.

В пояснительной записки к проекту решения указано, что этот акт разработан с целью недопущения изменения видов разрешённого использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, на виды использования, предусматривающие жилищное строительство, до урегулирования вопросов по сельхозземлям, включённых проектом генерального плана муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в границы населённых пунктов, с Министерством сельского хозяйства Республики Крым, Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, приведения в соответствие с генеральным планом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Советом на очередной 25 сессия 2 созыва, состоявшейся 25.12.2020 года, единогласно было принято решение № 239 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утверждённые решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29.03.2019 года №1171», п.1.1. которого в ст. 1 и ст. 2 части II «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки внесены изменения, дополнены таблицы следующими строками:

«Виды зон: Зоны сельскохозяйственного использования.

Состав зон: Зона земельных участков сельскохозяйственного использования, необоснованно включённых в границы населённых пунктов. Кодировка Н-1.

Состав зон: Зона земельных участков сельскохозяйственного использования (территория садоводческих товариществ), необоснованно включённых в границы населённых пунктов. Кодировка Н-1.».

П.1.2 Решения Совета от 25. 12.2020 года № 239 ст.1 части III Правил землепользования и застройки «Градостроительные регламенты территориальных зон» дополнена зонами:

Территориальная зона создана для недопущения изменения категории и видов разрешённого использования земельных участков, необоснованно включённых в границы населённых пунктов из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежит установлению до урегулирования вопросов по Генеральному плану муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утверждённому решением 108 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 31.10.2018 № 1078.

Территориальная зона создана для недопущения изменения категории и видов разрешённого использования земельных участков, необоснованно включённых в границы населённых пунктов из состава земель сельскохозяйственного назначения (территория садоводческих товариществ) до урегулирования вопросов по Генеральному плану муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утверждённому решением 108 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 31.10.2018 № 1078.»

Согласно п. 3 настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Решения Совета от 25. 12.2020 года № 239 опубликовано в газете «Победа» № 140 от 29.12.2020 года, 28.12.2020 года размещено на официальной странице Феодосийского городского совета Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru).

В соответствии со ст.1 ГрКРФ градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.

Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Согласно ст. 2 ГрКРФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Пунктам 6-8 ст.1 ГрКРФ предусмотрено, что градостроительное зонирование является зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Из содержания положений ст.ст. 1, 30, 31, 32 ГрКРФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия. Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, предусматривающие нормативные ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки.

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен ч. 3 ст.9, ч.ч.9 и 10 ст.31, п.2 ч. 1 ст. 34 ГрКРФ.

Ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с ч.4 ст.30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны (ст.36 ГрКРФ ).

Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 ст.1, п.1 ч.2 ст. 33 ГрКРФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.

Как указано выше согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (п.1 ч. 1).

Земли, указанные в п.1 ст. 7 ЗКРФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст.7 ЗК РФ).

Согласно п.1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В п.1 ст.78 ЗК РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п.2 ст. 77 ЗК РФ).

П.4 ст.78 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и осуществления деятельности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно ч. 9 ст.35 ГрК РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

П.1 ст.79 ЗК РФ предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Государственным Советом Республики Крым 30. 06.2014 года принят Закон Республики Крым № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» ( далее Закон № 38-ЗРК), который устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

Ст. 5 Закона №38-ЗРК определяет, что категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по правилу, согласно которому земли сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов – к землям населенных пунктов ( пункт 2 части 1).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 года №378 утверждено Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков ( далее Положение № 378)

П.3 Положения №378 определяет, что установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.

В соответствии с Таблицей соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, являющейся приложением к Постановлению Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 года №378, для земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов, имеющих вид функционального использования для сельскохозяйственного использования соотносится вид разрешенного использования «Ведение сельского хозяйства» код 1.0, категория земельного участка «Земли сельскохозяйственного назначения».

Согласно Классификатору вид разрешенного использования земельного участка «Сельскохозяйственное использование» предполагает ведение сельского хозяйства, содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст.1, ч.1 и ч.6 ст.36, ч. 5 ст. 37 ГрКРФ.).

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотрен п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Отсутствует иной федеральный закон, регламентирующий использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяющий порядок проведения зонирования территорий, что свидетельствует об отсутствии возможности изменения разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действии принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 п. 3 ст.1 Федерального закона от 24.06.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, предусматривающий особую охрану таких земель, которая выражается в недопущении выведения данных земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Верховный Суд Респубилки Крым при изучении материалов дела установил, что при сопоставление положений Генерального плана, с учётом изменений, внесённых решением 21 сессии Совета от 30.10.2020 года № 200, и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (в редакции решения от 25. 12.2020 года №239 ), что территориальная зона Н-1, в границы которой входят принадлежащие истцу земельные участки, соответствует функциональной зоне Н-1 неурегулированных вопросов по Генеральному план

Изучив обстоятельства административного дела, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что установление функциональной зоны «Н-1» по фактическому землепользованию до урегулирования соответствующих разногласий в генеральном плане, само по себе, не противоречит нормам ГрК РФ, ЗК РФ, поскольку допускает изменение вида разрешенного использования для земель сельскохозяйственного назначения только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Такой перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта предусмотрены ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014г. №146, Министерство осуществляет реализацию государственной аграрной политики в Республики Крым, направленной на рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, государственное управление и нормативное правовое регулирование в установленных сферах деятельности (п.1.2 Положения).

В области земельных отношений Министерство сельского хозяйства Республики Крым участвует в проведении государственного мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения (п.3.4 Положения).

Согласно Порядку осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.12.2015 №664, государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения представляет собой систему оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений за изменением качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного назначения, в том числе мониторинг их использования (п.3 Порядка).

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением (п.5 Порядка).

Таким образом, Министерство сельского хозяйства Республики Крым осуществляет разработку и реализацию в Республике Крым государственную аграрную политику, направленную на рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, и наблюдение за использованием земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением, в связи с чем, проект генерального плана, предусматривающий включение в границы населенных пунктов городского округа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, подлежит согласованию с Министерством сельского хозяйства Республики Крым.

В материалах дела имеется письмо Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 08.09.2022 года №09/2275, в котором указано, что включение в границы населенных пунктов муниципального образования городской округ Феодосия 2184,5 га земель сельскохозяйственного назначения согласно Генеральному плану, утвержденному решением № 1078 не было согласовано с ним. В Министерство сельского хозяйства Республики Крым не представлены обоснования о необходимости и обоснованности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов муниципального образования городской округ Феодосия. Учитывая изложенное, в целях предотвращения сокращения площади земель сельскохозяйственного назначения, недопущения выведения их из сельскохозяйственного оборота, Министерство сельского хозяйства Республики Крым считает возможным не вносить границы населенных пунктов муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденные решением Совета № 1078 в Единый государственный реестр недвижимости, увеличение которых произошло за счет земель сельскохозяйственного назначения, не изменять категорию земельных участков, включение которых в границы населенных пунктов муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым произведено за счет земель сельскохозяйственного назначения. Картографическое отображение территорий, относящихся к несогласованным вопросам(территории неурегулированной градостроительной деятельности по генеральному плану) содержится в карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

В ходе рассмотрения настоящего дела Верховным Судом Республики Крым установлено, что принадлежащие истцу на праве собственности земельные участки до принятия Генерального плана и Правил Землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым находились за пределами населенных пунктов, относились к землям сельскохозяйственного назначения.

При утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, в соответствии с которым земли, на которых находятся эти земельные участки, вошли в границы населённых пунктов (<адрес>), не было учтено требование действующего законодательства о согласовании включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов с Министерством сельского хозяйства Республики Крым.

При этом, включение согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденных решение №1171( с учетом изменений, оговоренных решением №239 от 25.12.2020 года ) в Зону территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану (Н-1) осуществлено с целью не допустить реализацию проектных решений генерального плана этого муниципального образования поселения, не согласованного с Министерством сельского хозяйства, и предусматривающего в дальнейшем перевод в другую категорию и изменение вида разрешенного использования оговоренных земель.

Отнесение земель, на которых находятся принадлежащие истцу земельные участки к несогласованным вопросам ( зона Н-1) носит в данном случае временных характер, поскольку несогласованные вопросы подлежат дальнейшему урегулированию, вследствие чего на них не распространяется действия указанных выше норм ГрКРФ.

Используемое в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденных решение №1171( с учетом изменений, оговоренных решением №239 от 25.12.2020 года ) понятие «Зона территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану» (Н-1), исходя из её буквального значения, заложенного смысла и целей, не создает правовую неопределённость не свидетельствует о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов нормам, имеющим большую юридическую силу.

Материалы дела не содержат доказательств того, что отнесение земель, на которых находятся принадлежащие истцу земельные участки к «Зоне территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану» (Н-1), привело к какому-либо нарушению его прав, сделало невозможным осуществление им права собственности на принадлежащие ему объекты недвижимости, вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Плотникова Сергея Ивановича к Главе Администрации города Феодосии Республики Крым Лебедеву А.В, Феодосийскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация города Феодосии Республики Крым, Управление градостроительства, архитектуры и рекламы Администрации города Феодосии Республики Крым о признании нормативных правовых актов недействующими в части.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>