Производство № 2а-171/2022
(УИД) 75RS0014-01-2022-000358-93
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Красный Чикой 26 июля 2022 года
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Рязанова А.И.,
при секретаре Перминовой О.О.,
с участием помощника Красночикойского района Забайкальского края Пушкарева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Малоархангельское» о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить направление сведений в нотариальную палату Забайкальского края,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красночикойского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «Малоархангельское» указав, что прокуратурой района в ходе проверки по информации Управления Министерства юстиции по Забайкальскому краю выявлены нарушения законодательства о нотариате в деятельности администрации сельского поселения «Малоархангельское» муниципального района «Красночикойский район».
Проведенной проверкой установлено, что специализированное программное обеспечение для направления сведений об удостоверении или отмене доверенности в нотариальную палату Забайкальского края в форме электронного документа, для их внесения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в администрации сельского поселения не установлено, усиленная квалифицированная электронная подпись для направления таких сведений у уполномоченного должностного лица отсутствует.
За 2021 год администрацией сельского поселения «Малоархангельское» удостоверено 7 доверенностей, сведения об удостоверении которых в установленном порядке для включения в ЕИС не переданы.
По результатам проведенной в июле 2021 года проверки по аналогичному обращению Управления Министерства юстиции по Забайкальскому краю по итогам 2020 года прокуратурой района в адрес администрации сельского поселения «Малоархангельское» уже выносилось представление об устранении нарушений законодательства о нотариате, однако должных мер к устранению нарушений администрацией сельского поселения по состоянию на 27.06.2022 не принято.
Указанное бездействие, в нарушение ст.34.4 Основ не позволят Федеральной нотариальной палате обеспечить с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц к сведениям о доверенностях выданных администрацией сельского поселения «Черемховское» (сведения о лице, удостоверившем доверенность, дате удостоверения доверенности, ее регистрационном номере в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр в случае, если доверенность отменена).
Ссылаясь на ст. ст. 39 Кодекса об административном судопроизводстве РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Черемховское» выразившееся в не направлении сведений об удостоверении или отмене доверенностей уполномоченными должностными лицами администрации в нотариальную палату Забайкальского края в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью отправителя, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для их внесения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в соответствии с Порядком направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене доверенности органом местного самоуправления, должностное лицо которого удостоверило доверенность, утвержденным приказом Минюста России от 07.02.2020 № 14, и Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденным приказом Минюста России от 17.06.2014 № 129.
Обязать Администрацию сельского поселения «Малоархангельское» в срок до 01.09.2022 обеспечить направление сведений обо всех удостоверенных в 2020, 2021 и 2022 годах уполномоченными должностными лицами администрации доверенностях или отменных доверенностях в нотариальную палату Забайкальского края в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью отправителя, для их внесения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в соответствии с Порядком направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене доверенности органом местного самоуправления, должностное лицо которого удостоверило доверенность, утвержденным приказом Минюста России от 07.02.2020 № 14, и Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденным приказом Минюста России от 17.06.2014 № 129.
В судебном заседании помощник прокурора Красночикойского района Пушкарев В.А. подтвердил обстоятельства, указанные в исковом заявлении, административный иск поддержал, по доводам, в нем изложенным.
Административный ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представили отзыв, согласно которому полностью согласны с административными исковыми требованиями.
Заинтересованные лица, Управление Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю и Нотариальная палата Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1HYPERLINK consultantplus://offline/ref=7B2AA08716726A24693BF6C27790FC0ADB77C167EC0EB7D9B9D8D131C4C889590B800AB002EA0368DEA0C3447BBC6387162E6E5FC7E31E9C26p2D статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.
Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.
Нотариальные действия, совершаемые главой местной администрации поселения в случае, если в поселении нет нотариуса, перечислены в статье 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 11 февраля 1993 года № 4462-1, в числе которых и удостоверение доверенности (пункт 2 части 1 статьи 37 Основ законодательства о нотариате).
В соответствии с абзацем 1 статьи 34.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате Единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные настоящими Основами сведения. Состав таких сведений определяется в соответствии с настоящими Основами.
Согласно п.32 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, утвержденной Приказом Минюста России от 07.02.2020 № 16, орган, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее доверенность, должен направлять сведения об удостоверении или отмене доверенности в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью отправителя, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для их внесения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в соответствии с Порядком направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене доверенности органом местного самоуправления, должностное лицо которого удостоверило доверенность, утвержденным приказом Минюста России от 07.02.2020 № 14 и Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденным приказом Минюста России от 17.06.2014 № 129.
Пунктом 28 Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата, внесения в них сведений, в том числе порядком исправления допущенных в таких реестрах технических ошибок", утв. решением Правления ФНП от 16.09.2020 № 16/20, приказом Минюста России от 30.09.2020 № 225- должностное лицо местного самоуправления представляет в нотариальную палату сведения об удостоверении или отмене доверенности согласно приложению № 1 к Порядку в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия.
Форматы представления указанных сведений установлены приложением № 3 к Порядку- в форме электронного документа в виде XML-файла, подписанного квалифицированной электронной подписью должностного лица в формате PKCS#7 (отделенная электронная подпись в кодировке DER).
Таким образом, из вышеприведенных законоположений следует, что сведения об удостоверении или отмене доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью должностного лица в формате PKCS#7 (отделенная электронная подпись в кодировке DER), в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата.
Судом установлено, что 30.06.2021г. в адрес Главы сельского поселения «Малоархангельское» прокурором Красночикойского района вынесено представление № 07-21а-2021/Прдп82-21-20760001 об устранении законодательства о нотариате, согласно которого из проведенной проверки следует, что администрацией сельского поселения «Малоархангельское» сведения об удостоверении (отмене) доверенности в ЕИС не передавались.
Согласно информации начальника управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому края ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения «Черемховское» нарушены положения части 3 ст.37 Основ о нотариате- сведения об удостоверении (отмене) доверенности в ЕИС не передавались.
Письмом № от 23.05.2022 начальник управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому края ФИО4 просит рассмотреть вопрос о применении мер прокурорского реагирования в отношении должностных лиц сельского поселения.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик не представил доказательств направления сведений об удостоверении или отмене доверенности в соответствии Порядком направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене доверенности органом местного самоуправления, должностное лицо которого удостоверило доверенность.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что несоблюдение администрацией сельского поселения «Малоархангельское» требований пункта 2 статьи 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1, Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене доверенности органом местного самоуправления, должностное лицо которого удостоверило доверенность, утвержденного Приказом Минюста России от 07.02.2020 № 14, нарушает права неопределенного круга лиц на получение информации о нотариальных действиях.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрацией сельского поселения «Малоархангельское» допущено незаконное бездействие, выразившееся в не направлении сведений об удостоверении или отмене доверенностей уполномоченными должностными лицами администрации в нотариальную палату Забайкальского края в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью отправителя, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для их внесения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в соответствии с Порядком направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене доверенности органом местного самоуправления, должностное лицо которого удостоверило доверенность, утвержденным приказом Минюста России от 07.02.2020 № 14, и Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденным приказом Минюста России от 17.06.2014 № 129, в связи с чем административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд вправе установить разумный срок на исполнение решения суда, и в данном случае, суд полагает разумным и достаточным установить административному ответчику срок для исполнения решения суда заявленный прокурором района.
В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Поскольку ответчики в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Красночикойского района Забайкальского края к Администрации сельского поселения «Малоархангельское» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Малоархангельское» выразившееся в не направлении сведений об удостоверении или отмене доверенностей уполномоченными должностными лицами администрации в нотариальную палату Забайкальского края в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью отправителя, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для их внесения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в соответствии с Порядком направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене доверенности органом местного самоуправления, должностное лицо которого удостоверило доверенность, утвержденным приказом Минюста России от 07.02.2020 № 14, и Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденным приказом Минюста России от 17.06.2014 № 129.
Обязать Администрацию сельского поселения «Малоархангельское» в срок до 01.09.2022 обеспечить направление сведений обо всех удостоверенных в 2020, 2021 и 2022 годах уполномоченными должностными лицами администрации доверенностях или отменных доверенностях в нотариальную палату Забайкальского края в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью отправителя, для их внесения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в соответствии с Порядком направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене доверенности органом местного самоуправления, должностное лицо которого удостоверило доверенность, утвержденным приказом Минюста России от 07.02.2020 № 14, и Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденным приказом Минюста России от 17.06.2014 № 129.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Красночикойский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2022 года.
Судья А.И. Рязанов