Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2019 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Николаевой И.П., при секретаре Дамбаевой Р.Д., с участием помощника Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Качиной Е.Г., представителя административного ответчика Андреева А.И.. действующего на основании доверенности от 06.03.2019г. представителя заинтересованного лица АО «Экопром» Зуевой Е.В.. действующей на основании доверенности от 20.08.2018г. рассматривая в открытом судебном заседании при помощи видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия о признании незаконным бездействия по исключению попадания нефтепродуктов в реку Селенга, обязании произвести мероприятия по ликвидации скопления нефтепродуктов, мероприятий по защите реки Селенга от загрязнения нефтепродуктами,
у с т а н о в и л :
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обращаясь в суд, просит признать незаконными бездействия административного ответчика Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, выразившиеся в непринятии мер по организации ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов в районе <адрес>, исключающих попадание нефтепродуктов в реку Селенга. Обязать административного ответчика Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по установлению параметров скопления нефтепродуктов в районе <адрес>, в том числе границ указанной территории, подлежащей освобождению от подпочвенного скопления нефтепродуктов, объема нефтепродуктов; обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу определить механизм ликвидации скопления нефтепродуктов в полном объеме и обеспечить выполнение мероприятий по исключению загрязнения реки Селенга нефтепродуктами; обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по защите реки Селенга от загрязнения нефтепродуктами в период затопления береговой полосы путем возведения защитных сооружений.
Административные исковые требования мотивированы тем, что Восточно-Байкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды реки Селенга в районе <адрес>. Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ЗАО «Экопром» заключен государственный контракт ... от 27.11.2012 на выполнение работ по параметризации подземного загрязнения нефтепродуктами. Согласно техническому заданию, являющемуся приложением к указанному государственному контракту, предусмотрено выполнение технических работ по параметризации подземного загрязнения нефтепродуктами:
-рекогносцировочное обследование территории,
-сбор и систематизация фондовых материалов и исходной информации,
-геоэкологическое обследование (газохимическая съемка, геофизические исследования, гидрогеохимическое опробование) с целью определения объемов поверхностных и подземных загрязнений,
-бурение картировочных и наблюдательных скважин,
-мониторинговые наблюдения динамики контура линз жидких нефтепродуктов, динамики количественных и пространственных параметров приповерхностного поля концентраций метана, углекислого газа и кислорода,
-мониторинговые наблюдения за уровнем грунтовых вод, накоплением жидких нефтепродуктов на поверхности воды в скважинах,
-определение концентраций сорбированных нефтепродуктов в почвах,
-разработка Программы ликвидации подземного загрязнения нефтепродуктами,
-камеральная обработка материалов исследований и обобщение результатов в техническом отчете.
Установлено, что при выполнении указанных работ границы территории скопления нефтепродуктов, их объемы и глубина залегания не определены, следовательно, количественные и пространственные параметры скопления нефтепродуктов не установлены.
Согласно Итоговому отчету о выполнении работ в рамках государственного контракта от 27.11.2012 ... выявленная в результате проведения работ суммарная площадь линзы нефтепродуктов равна 14000+22435 = 36435 м2, а ее суммарный объем равен 140 +22143 = 22283 мЗ. Если принять значение коэффициента нефтеотдачи для дизельного топлива и бензина в интервале 0,3 - 0,5 (в зависимости от состава пород и применяемой технологии извлечения нефтепродуктов), то извлекаемая часть запасов может оцениваться в 6684,9 - 11141,5 мЗ. Приведённые расчёты запасов очень приблизительные, но в случае проведение на объекте регулярного мониторинга в течении 1-2 лет эти данные могут быть уточнены. Масштабы и интенсивность остаточного нефтезагрязнения в зонах переменного насыщения не изучались, так как этим имеет смысл заниматься только после ликвидации линз.
Согласно ответу ООО «Экопром» от 27.03.2019 ... по результатам работ определена лишь ориентировочная площадь линзы (36435 куб.м.), максимальная глубина залегания (30-3 5 м). Произведен лишь ориентировочный расчет объема нефтепродуктов, полученный расчетным путем методом интерполяции данных замеров в скважинах выделенных участков на всю область (6684,9 куб.м.).
Следовательно, по результатам выполнения работ по параметризации указана лишь выявленная площадь линзы нефтепродуктов, а общая площадь их залегания не определена. Параметры скопления нефтепродуктов в зонах переменного насыщения не изучались. Указанный отчет и составленная по результатам выполнения работ Программа не содержат сведения о мероприятиях, необходимых для ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов в полном объеме.
Мероприятия по установлению параметров скопления нефтепродуктов проводились в рамках реализации Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2022г.г.».
Целевым индикатором мероприятий по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, установленным программой, является снижение общей площади территории Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению.
Установлено, что указанные целевые индикаторы не достигнуты, поскольку ликвидация подпочвенного скопления нефтепродуктов в полном объеме не произведена вследствие ненадлежащей организации Министерством природных ресурсов Республики Бурятия работ по установлению параметров линзы и механизма ее ликвидации.
Министерством природных ресурсов Республики Бурятия ненадлежащим образом разработано задание при размещении заказа на определение параметров скопления нефтепродуктов. Без указания на разработку программы ликвидации нефтепродуктов в полном объеме, о принятии выполненной работы в отсутствие конкретных параметров при наличии лишь ориентировочных данных о территории скопления нефтепродуктов.
По условиям Соглашения № ... от 14.12.2012, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии РФ и Правительством Республики Бурятия, предусмотрено предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия в целях софинансирования природоохранных мероприятий <данные изъяты>, в том числе на выполнение мероприятий по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов в районе <адрес>.
Пунктом *** указанного Соглашения установлено, что субъект РФ обязуется обеспечить достижение значения показателей результативности предоставления субсидии, установленных соглашением, то есть снижения общей площади территорий Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению со 100 до 95,4%.
Согласно Отчету о результатах совместного контрольного мероприятия, утвержденного Коллегией Счетной палаты РФ 14.11.2018 ..., установлено, что показатель результативности мероприятия - «снижение общей площади Байкальской природной территории», подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению» в соглашениях определен в процентах, поэтому подтвердить достижения показателя результативности не представилось возможным. Согласно проведенным исследованиям содержание нефтепродуктов в природной воде реки Селенга по состоянию на *** превышает фоновую пробу в 7,7 раз. В почве береговой полосы реки Селенга выявлено превышение содержания нефтепродуктов на глубине от 0 до 0,05 метров - в 1096,5 раз, на глубине от 0,05 до 0,2 метров - в 4363 раз, а на глубине от 0,2 до 0,5 метров - в 122,6 раз.
С учетом изложенного, выполняемые мероприятия по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов не основаны на научных исследованиях и не повлекли ликвидацию в полном объеме скопления нефтепродуктов.
Так, Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ЗАО «Экопром» в рамках реализации Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2022г.г.» заключен государственный контракт ...-р от 15.11.2013, срок исполнения которого истек 08.02.2019.
В настоящее время выполнение работ по государственному контракту ...-р от 15.11.2013 завершено, исполнителем (ООО «Экопром») в Министерство природных ресурсов Республики Бурятия направлены акты выполненных работ, итоговый отчет и экспертное заключение о соответствии объемов и качества проведенных работ.
В ходе реализации программы работ к государственному контракту ...-р от 15.11.2013 г. из подземного горизонта откачено и сдано на обезвреживание - 46 т нефтепродуктов; из береговой полосы в районе загрязнения извлечено и сдано на обезвреживание - 354 м3 нефтезагрязненных грунтов; из траншей перехватывающего дренажа в ходе замены сорбирующей загрузки извлечено и сдано на обезвреживание - 26.1 т загрязненных нефтепродуктами тростниковых бонов.
В соответствии с техническим заданием, являющимся приложением ... к государственному контракту, предусмотрено выполнение всех мероприятий по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, защите поверхностных и подземных вод.
Состав работ определен Программой работ по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов (приложение ... к государственному контракту) и включает:
-согласование технологической схемы ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, заключение договоров аренды,
-бурение и обустройство скважин,
-монтаж нефтезаборных, водоприемных, водоотводящих трубопроводов,
-пуско-наладка технологической схемы ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов,
-обустройство перехватывающего дренажа и др.
Согласно конкурсной документации предусмотрено, что перехватывающий дренаж обустраивается вдоль береговой зоны <адрес> и предназначен для перехвата и предотвращения попадания в реку Селенгу нефтезагрязнений вытекающих вниз по рельефу в ходе работ по ликвидации подземной линзы нефтепродуктов. Первоначальная длина дренажа 300 м (200 м в районе картировочных скважин №... и 100 м - №...). В качестве перехватывающего дренажа служит траншея глубиной 1,0 м и шириной 1,0 м. В ходе проверки установлено, что в период затопления траншеи наблюдается поступление нефтепродуктов в реку Селенга, обусловленное разгрузкой «линзы» по поверхности грунтовых вод. Данные загрязнения обусловлены вытеканием нефтепродуктов с территорий, на которых не предусмотрено проведение мероприятий по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктами.
Природоохранной прокуратурой 20.08.2018 в ходе обследования береговой полосы реки Селенга в районе <адрес>) вблизи берега реки обнаружена нефтяная пленка. Выявлено высачивание нефтепродуктов в виде замазученных береговых отложений и пленки нефтепродуктов на поверхности воды.
По результатам лабораторных исследований проб воды установлено влияние в контрольном створе реки Селенги превышение предельно допустимых концентраций по нефтепродуктам составило 3.2 ПДК.
В ходе проверки 20.08.2018 выявлено затопление системы перехватывающего дренажа (траншеи с откосами, состоящими из сорбционных бонов - тросниковых матов, обработанных модифицированным биопрепаратом), предназначенного для перехвата нефтепродуктов, просачивающихся из подпочвенного скопления. Сооружения системы дренажа частично разрушены в результате подтопления. Выявлено затопление концевых колодцев для откачки после дренажа нефтесодержащей жидкости.
Следовательно, обустроенный на береговой полосе реки Селенга перехватывающий дренаж из траншеи с обвалованием из сорбционных бонов не обеспечивают полного удаления выступающих нефтепродуктов в период половодья.
Дренажные траншеи выполнены в соответствии с программой работ и не предназначены для перехвата нефтепродуктов в периоды затопления береговой зоны. Разработка и реализация береговой защиты, способной удерживать нефтепродукты затопления береговой зоны условиями контракта не предусмотрена.
Следовательно, Министерством природных ресурсов Республики Бурятия меры по разработке и реализации мероприятий по удержанию нефтепродуктов в период затопления береговой зоны не приняты. Работы по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов проводятся не на всей территории, на которой имеется «линза». Так, данные работы не проводятся на территории, эксплуатируемой ПАО «Бурятнефтепродукт», следовательно ликвидация подпочвенного скопления нефтепродуктов проведены частично, механизм ликвидации нефтепродуктов в полном объеме не определен.
Определением суда от 13.05.2019 г. в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия.
В судебном заседании помощник прокурора Качина Е.Г. административный иск поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просит удовлетворить.
Представитель административного ответчика Андреев А.И.. в суде исковые требования не признал, просит отказать в иске, так как ответчик не бездействовал, а проводил работу.
Представитель заинтересованного лица АО «Экопром» по доверенности Зуева Е.В., исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление, полагает, что мероприятия по установлению параметры скопления нефтепродуктов в районе <адрес> были установлены.
Представители Федерального агенства водных ресурсов, Байкальское управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав стороны, заинтересованных лиц, свидетеля, специалиста, исследовав материалы административного дела, признает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ" установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Согласно п.4 ст. 1. ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно п.1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 9 марта 2007 г. №65, Министерство природных ресурсов РБ является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по участию в выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере окружающей среды, а также является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти республики Бурятия, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области водных ресурсов.
В соответствии с п.1, 5.1.1., 5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 №282, Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Судом установлено, что по результатам проведенной прокурорской проверки соблюдения природоохранного законодательства при ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды реки Селенга в районе <адрес> установлено, что административным ответчиком не определена общая площадь линзы нефтепродуктов, параметры скопления нефтепродуктов в зонах переменного насыщения не изучались, отсутствуют сведения о мероприятиях необходимых для ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов в полном объеме, выполняемые мероприятия по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов не основаны на научных исследованиях и не повлекли ликвидацию в полном объеме скопления нефтепродуктов. В ходе проверки установлено, что в период затопления траншеи наблюдается поступление нефтепродуктов в реку Селенга, вблизи берега реки обнаружена нефтяная пленка, замазучивание берега и пленки нефтепродуктов на поверхности воды, по результатам лабораторных исследований проб воды установлено превышение предельно допустимых концентраций по нефтепродуктам -3.2 ПДК; сооружения системы дренажа частично разрушены в результате подтопления, выявлено затопление концевых колодцев для откачки после дренажа нефтесодержащей жидкости, в данном случае административный ответчик не принял меры по разработке и реализации мероприятий по удержанию нефтепродуктов в период затопления береговой зоны. Работы по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов проводятся не на всей территории на которой имеется линза, работы не проводятся на территории эксплуатируемой ПАО «Бурятнефтепродукт».
Допрошенный в суде при помощи видеоконференцсвязи свидетель ФИО5.показал, что работы по государственным контрактам заключенными между АО «Экопром» и Министерством природных ресурсов РБ выполнены полностью, разработана Программа работ по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, составлен Итоговый отчет о выполнении работ, работы по параметизации подземного загрязнения нефтепродуктами выполнены, обследованы территории муниципальных и государственных земель; осуществлено строительство двухуровневой системы защиты реки Селенги состоящей из технологической линии ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов (нефтезаборные и водоприемные скважины, модули для очистки нефтезагрязненных вод и система подземных трубопроводов) и дополнительные меры –установлен перехватывающий дренаж на береговой линии реки Селенга, что значительно снизило загрязнение реки Селенга. Полностью ликвидировать подпочвенное скопление нефтепродуктов возможно при условии прекращения притока с прилегающих частных территорий и проведение соответствующих работ по ликвидации скопления нефтепродуктов на этих территориях, что не предусмотрено условиями контрактов, об этом административный ответчик был уведомлен.
Специалист ФИО6. в суде показала, что имеются Методические рекомендации по выявлению, обследованию, паспартизации и оценке экологической опасности очагов загрязнения геологической среды нефтепродуктами, утвержденные Министерством природных ресурсов РФ и все проводимые мероприятия должны соответствовать данным рекомендациям, что не было выполнено АО «Экопром», а Министерство природных ресурсов РБ не предпринимало надлежащих мер к качественному выполнению работ в соответствии с нормативными требованиями.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность); качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
В соответствии со ст. 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление: объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности; площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель; уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков; наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация.
Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.
Прокурорской проверкой выявлено, что в нарушение указанных требований законодательства исследования, направленные на установление объема скопления нефтепродуктов, общей площади и иных параметров проведены не в полном объеме.
Реализация мероприятий по проведению дополнительных работ по установлению параметров скопления нефтепродуктов возможна в рамках национального проекта «Экология», а также за счет субвенций на реализацию переданных полномочий в сфере водных правоотношений.
Согласно Паспорту национального проекта «Экология», утвержденному Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) в структуре национального проекта предусмотрен федеральный проект «Сохранение озера Байкал».
Разделом 4.7 Паспорта предусмотрено выполнение в рамках федерального проекта «Сохранение озера Байкал» мероприятий с целью обеспечения охвата государственным экологическим мониторингом (государственным мониторингом окружающей среды) 93% площади Байкальской природной территории, осуществления научно-методического обеспечения реализации мероприятий по сохранению озера Байкал, снижения на 448,9 га общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал.
В соответствии с «Ведомственной структурой расходов», утвержденной Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрено финансирование Министерству природных ресурсов и экологии РФ в рамках федерального проекта «Сохранение озера Байкал» в 2019 году в сумме 1847771,3 тыс. руб., в 2020 году - 2487012,4 тыс. руб.
Помимо этого, в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. В соответствии с ч. 1 Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.03.2008 № 61, к осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации отнесено предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы.
В соответствии с ч. 2, 7.4, 7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 № 629, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
При недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 сентября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство водных ресурсов с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.
Таким образом, невыполнение административным ответчиком мероприятий по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды реки Селенга в районе <адрес> в полном объеме, может повлечь негативные последствия, нарушающие права неопределенного круга лиц, является незаконным бездействием со стороны ответчика, нарушением природоохранного законодательства влечет угрозу нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой причинение ущерба водному объекту – реке Селенге, а также уникальной экологической системе объекта всемирного наследия –оз.Байкал, в связи с чем административные исковые требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконными бездействия Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, выразившиеся в непринятии мер по организации ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов в районе <адрес>, исключающих попадание нефтепродуктов в реку Селенга.
Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по установлению параметров скопления нефтепродуктов в районе <адрес>, в том числе границ указанной территории, подлежащей освобождению от подпочвенного скопления нефтепродуктов, объема нефтепродуктов.
Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу определить механизм ликвидации скопления нефтепродуктов в полном объеме и обеспечить выполнение мероприятий по исключению загрязнения реки Селенга нефтепродуктами.
Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по защите реки Селенга от загрязнения нефтепродуктами в период затопления береговой полосы путем возведения защитных сооружений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 05 июня 2019 г.
Судья И.П. Николаева