ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1720/19 от 03.07.2019 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2а-1720/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новороссийск 03 июля 2019 года

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Гамаюнова С.С.,

при секретаре Малиховой Н.В.,

с участием:

административного истца ФИО1 и ее представителя <ФИО5, допущенного к участию в деле по устному ходатайству,

представителя административного ответчика – администрации МО г. Новороссийск по доверенности от 28.12.2018 г. <ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации МО г. Новороссийск о признании незаконным решения об отказе в выдаче уведомления строительство и обязании выдать уведомление на строительство,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО г. Новороссийск с требованием о признании незаконным решения об отказе в выдаче уведомления строительство и обязании выдать уведомление на строительство.

В обоснование своих требований указала, что <ДД.ММ.ГГГГ> она подала в администрацию МО г. Новороссийск заявление о выдаче уведомления на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке общей площадью <№> кв.м., кадастровый <№>, категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>, и приложила к заявлению документы, предусмотренные ч.ч. 7, 9 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

Решением администрации МО г. Новороссийск <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> ей было отказано в выдаче уведомления на строительство на основании того, что «согласно предоставленному заключению <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследие) Краснодарского края не согласовывает хозяйственное освоение земельного участка». Иных препятствий в выдаче уведомления на строительство в решении администрации МО г. Новороссийск не указано.

Однако, в заключении <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследие) Краснодарского края указано иное, а именно: «Для принятия решения о возможности хозяйственного освоения земельного участка необходимо предоставить в адрес Управления результаты археологических исследований (разведок) на территории земельного участка, подлежащего хозяйственному освоению».

Согласно выписке из ЕГРН ограничения (обременения) прав в отношении данного объекта, в том числе связанных с историко-культурным наследием, не зарегистрированы.

На основании приведенных доводов просит признать незаконным решение администрации МО г. Новороссийск <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> об отказе в выдаче уведомления на строительство, как нарушающее права и законные интересы административного истца, а также обязать выдать уведомление на строительство.

В судебном заседании административный истец ФИО1 на заявленных административных исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель административного истца <ФИО5 в судебном заседании пояснил, что ФИО1 представила в администрацию МО г. Новороссийск полный пакет документов, необходимых для выдачи уведомления на строительство жилого дома в соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, поэтому требование администрации предоставить дополнительные документы необоснованно. Кроме того, принадлежащий ФИО1 земельный участок не входит в охранную зону, так как в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) РФ не содержится информации о памятниках архитектуры, на которые администрацией МО г. Новороссийск указано в решении об отказе в выдаче уведомления на строительство на этом земельном участке, а в случае противоречия между информацией о памятниках на территории Краснодарского края и сведениями Единого реестра, применяется информация из Единого реестра.

Представитель административного ответчика – администрации МО г. Новороссийск по доверенности <ФИО4 в судебном заседании считал требования административного истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как Градостроительный кодекс РФ предусматривает право уполномоченного органа требовать предоставления дополнительных документов для проверки допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства с учетом ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Согласно генеральному плану города, в котором указаны зоны охраны объектов археологического наследия, а также информации, предоставленной Управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследие) Краснодарского края, земельный участок административного истца расположен в зоне охраны объектов археологического наследия. Поэтому ФИО1 было рекомендовано провести мероприятия по археологическому исследованию земельного участка, после которых можно будет осваивать земельный участок. Следовательно, решение об отказе в выдаче уведомления на строительство является законным.

Представитель заинтересованного лица – Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края по доверенности от <ДД.ММ.ГГГГ><ФИО7 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому считал решение администрации МО г. Новороссийск об отказе в выдаче административному истцу уведомления на строительство законным и обоснованным. В обоснование своей позиции указал, что Управлением было рассмотрено обращение ФИО1 о предоставлении информации о наличии объектов культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>, по результатам которого заявителю было сообщено, что по данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) рассматриваемый земельный участок расположен в границах зон охраны объектов археологического наследия: - <адрес>. Также сообщено, что в границах рассматриваемого земельного участка специальные изыскания (сплошные археологические разведки) на предмет выявления объектов культурного наследия в объемах, необходимых для разработки и реализации мероприятий по их сохранению, не проводились. В связи с чем объективная информация об объекте культурного наследия и выявленном объекте культурного наследия на рассматриваемом земельном участке в Управлении отсутствует. Сведений, содержащихся в документах государственного учета по Краснодарскому краю, для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в ходе проектирования и строительства на земельном участке не достаточно. Для принятия решения о возможности хозяйственного освоения рассматриваемого земельного участка Управление указало заявителю на необходимость предоставления результатов археологических исследований (разведок) на территории земельного участка, подлежащего хозяйственному освоению. До настоящего времени результаты археологических исследований (разведок) на территории земельного участка в Управление не поступали, в связи с чем его хозяйственное освоение невозможно. Наличие установленного Градостроительным кодексом РФ комплекта документов не является безусловным основанием для выдачи уполномоченным органом местного самоуправления уведомления на строительство, поскольку Градостроительный кодекс РФ также обязывает орган местного самоуправления проводить правовую экспертизу представленных заявителем документов на их соответствии, в том числе, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Перечень документов, прилагаемых к уведомлению о планируемом строительстве, предусмотрен ч. 3 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно п. 1 ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25..06.2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Статьей 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено проведение региональными органами охраны объектов культурного наследия, муниципальными органами охраны объектов культурного наследия работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Согласно п. 1 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В силу ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ земли, подлежащие воздействию земляных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, являются объектами историко-культурной экспертизы.

Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона № 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 данного Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 данного Федерального закона.

Исходя из положений приведенных норм, до проектирования и проведения земляных работ на земельном участке, в отношении которого орган охраны объектов культурного наследия не обладает сведениями об отсутствии объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, лицам, заинтересованным в проведении работ, к числу которых в соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ относятся как заказчик работ, так и лицо, которое их проводит, необходимо провести историко-культурную экспертизу земельного участка, которая осуществляется путем проведения археологических полевых работ организациями, имеющими разрешение на проведение таких работ, в соответствии с требованиями ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ.

Согласно п.п. 6, 7 ст. 7 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 г. № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае на стадии проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению.

До начала проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется разработка и реализация необходимых мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, в том числе археологические полевые работы (разведки) в целях выявления в зонах производства данных работ неучтенных объектов культурного наследия, за счет средств физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся заказчиками проводимых работ.

В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ и Положением об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.12.2016 г. № 1000, Управление осуществляет согласование проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, проектов их проведения, а также согласование актов выбора земельных участков под проектирование (реконструкцию) и строительство, перевода земель или земельных участков из одной категории в другую, выдачу заключений о возможности проведения работ на территориях, подлежащих хозяйственному освоению, в порядке, установленном Административным регламентом по предоставлению государственной услуги «Выдача заключений о возможности проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению», утвержденным приказом руководителя Управления от 23.07.2012 г. № 70.

Согласно п. 1.1 указанного Административного регламента под хозяйственным освоением земельного участка понимается, в том числе, проектирование и размещение (в том числе строительство) на земельном участке (его части) строений, сооружений, какие-либо ранее возведенные аналогичные объекты.

Таким образом, законом установлен специальный режим использования земель в охранных зонах объектов археологического наследия, а также установлены ограничения на проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на этих земельных участках. Хозяйственное освоение указанных земельных участков (включая строительство на них) возможно после согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия, то есть с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края.

На основании материалов дела судом установлено, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка общей площадью <№> кв.м., кадастровый <№>, категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно сведениям ИСОГД Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск земельный участок с кадастровым номером <№> расположен в охранной зоне объектов культурного наследия (памятники истории и культуры народов Российской Федерации), что также подтверждается решением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 26.10.2018 г., вступившим в законную силу, в связи с чем на основании ст. 64 КАС РФ данное обстоятельство не подлежит доказыванию.

<ДД.ММ.ГГГГ>ФИО1 обратилась в администрацию МО г. Новороссийск с заявлением о выдаче уведомления на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.

Решением администрации МО г. Новороссийск <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>ФИО1 отказано в выдаче уведомления на строительство на основании того, что при проверке представленных документов установлено, что рассматриваемый земельный участок расположен в охранной зоне памятников археологии: Поселение <адрес>

Сведений о согласовании проведения строительных работ на данном земельном участке с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> административным истцом не представлено.

Таким образом, с учетом того, что законом предусмотрено обязательное согласование проведения строительных работ на земельных участках, находящихся в охранных зонах объектов археологического наследия, отказ администрации МО г. Новороссийск в выдаче ФИО1 уведомления на строительство на земельном участке, расположенном в такой охранной зоне, без согласования хозяйственного освоения земельного участка (строительства на нем) с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края является законным.

Доводы представителя административного истца <ФИО5 о том, что для выдачи уведомления на строительство администрация не вправе требовать предоставления дополнительных документов, помимо тех, которые были предоставлены административным истцом, является ошибочным, поскольку п. 1 ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ предусматривает проверку уполномоченным органом допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав заявление не обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 270-273 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации МО г. Новороссийск о признании незаконным решения <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> об отказе в выдаче уведомления на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <№>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, и обязании административного ответчика выдать уведомление на строительство – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение суда изготовлено 05.07.2019 г.