ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1720/2021 от 19.05.2021 Пермского районного суда (Пермский край)

КОПИЯ

Дело № 2а-1720/2021

Решением

Именем Российской Федерации

19 мая 2021 года

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Казакова М.В.,

при секретаре Бузановой Е.А.,

с участием представителя административного истца адвоката Уткина С.Г., представителя административного ответчика Сергеевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ТСЖ «Кондратово, ул. Культуры, 6А» о признании незаконным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края,

установил:

Товарищество собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6а» (далее – ТСЖ «Кондратово, ул. Культуры, 6а», административный истец, ТСЖ) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее – ИГЖН, административный ответчик) о признании предписания от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

В обоснование административного искового заявления указано, что по результатам внеплановой проверки, проведенной ИГЖН, в деятельности административного истца выявлены нарушения, а именно: ТСЖ «Кондратово, ул. Культуры, 6а» предъявлена плата за содержание жилого помещения за период с января по декабрь 2020 года не исходя из размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; в платежных документах за период с января по декабрь 2020 года предъявлена плата, не утвержденная решением общего собрания членов ТСЖ (на непредвиденные расходы и текущий ремонт). Для устранения выявленных нарушений предписано произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения за период с января по декабрь 2020 года. Административный истец считает данное предписание незаконным. Управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ на основании протокола о выборе способа управления от ДД.ММ.ГГГГ. Протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ установлены тарифы «содержание жилья» в размере 19,94 руб./кв.м., резервный фонд «текущий ремонт» 5,5 руб./кв.м., резервный фонд «непредвиденные расходы» 1,5 руб./кв.м. В период с марта по апрель 2020 года правление ТСЖ в полном составе было отстранено от управления в связи с утратой доверия. Новое правление в связи с введением ограничительных мер из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции не имело возможности провести общее собрание, поэтому применялись тарифы, утвержденные протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, проверка ИГЖН проводилась по заявлению бывшего члена правления ТСЖ, исключенного из правления в связи с утратой доверия. Применение размера тарифа, установленного органом местного самоуправления, необоснованно.

Представитель административного истца адвокат Уткин С.Г. в судебном заседании поддержал доводы административного искового заявления, просил исковые требования удовлетворить. В судебном заседании пояснил, что в 2020 году произошла смена правления ТСЖ, собрание в 2020 году по вопросу утверждения тарифов на 2020 год невозможно было провести, в связи с этим применялись тарифы, утвержденные протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ. Из текста предписания не следует, каким способом и какие конкретно действия следует осуществить для устранения выявленных нарушений.

Представитель административного ответчика Сергеева В.В. просила в удовлетворении исковых требований отказать. В судебном заседании пояснила, что в отношении административного истца была инициирована внеплановая проверка соблюдения требований законодательства в части установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с января по декабрь 2020 года. По результатам проверки выявлены нарушения, а именно: ТСЖ предъявлена плата за содержание жилого помещения, не исходя из размера платы, установленной органом местного самоуправления; в платежных документах за период с января по декабрь 2020 года предъявлена плата на непредвиденные расходы и текущий ремонт, не утвержденная решением общего собрания членов ТСЖ. В отсутствие сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год применению подлежит плата, установленная органом местного самоуправления. При начислении платы за 2020 год ТСЖ использовало смету доходов и расходов, утвержденную на 2019 год. Решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения на 2020 год, об установлении дополнительных взносов не принимались. Таким образом, размер платы, предъявленной ТСЖ собственникам помещений в многоквартирном доме в 2020 году, не соответствует размеру платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Кроме того, ТСЖ в платежных документах предъявлена плата, не утвержденная решением общего собрания членов ТСЖ на 2020 год.

Суд, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

В силу пункта 8.1 части 2 статьи 145 ЖК РФ утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок) отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

В силу части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с частью 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Из материалов дела следует, что решением общего собрания собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6а» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена смета доходов и расходов (годовой финансовый план) на 2019 год, согласно которой тариф «содержание жилья» определен в размере 19,94 руб./кв.м., резервный фонд «текущий ремонт» составляет 5,5 руб./кв.м., резервный фонд «непредвиденные расходы» составляет 1,5 руб./кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ от ФИО4, проживающего в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в ИГЖН поступили обращения о перерасчете платы за содержание помещений и жилищно-коммунальных услуг по муниципальному тарифу в связи с тем, что смета на 2020 год не принята, не проведено общее собрание членов ТСЖ по утверждению сметы на 2020 год; о проведении проверки деятельности ТСЖ «Кондратово, ул. Культуры, 6а»; о начислении платы в фонд «непредвиденные расходы», фонд «текущий ремонт».

ДД.ММ.ГГГГ ИГЖН принято распоряжение о проведении внеплановой проверки в отношении ТСЖ «Кондратово, ул. Культуры, 6а» в связи с поступившими обращениями ФИО4 Задачами проверки являлось соблюдение обязательных требований в части установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с января по декабрь 2020 года в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ИГЖН в адрес ТСЖ «Кондратово, ул. Культуры, 6а» выставлено требование о предоставлении необходимой документации, письменных пояснений по применяемому порядку определения размера платы.

Из ответа ТСЖ «Кондратово, ул. Культуры, 6а» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в апреле 2020 года произошла смена правления ТСЖ. Вновь избранное правление смогло приступить к выполнению своих обязанностей в июне 2021 года. Новую плановую смету на 2020 год вновь избранное правление принять не смогло, так как в Пермском крае был введен режим самоизоляции, проводить массовые мероприятия было запрещено. Поэтому правление ТСЖ руководствовалось в своей деятельности решениями, которые были приняты в 2019 году (протокол , протокол от ДД.ММ.ГГГГ). Никаких дополнительных решений в 2020 году об увеличении или уменьшении платы на содержание жилья, об установлении взносов на текущий ремонт и резервный фонд не принималось.

Из акта проверки ИГЖН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решение членами ТСЖ об утверждении сметы на 2020 год не принималось. Анализ платежных документов за период с января по декабрь 2020 года показал, что плата за содержание жилого помещения в многоквартирном доме предъявлена собственникам жилых помещений не исходя из размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Кроме того, предъявлена плата резервный фонд «непредвиденные расходы», резервный фонд «текущий ремонт», не утвержденная решением общего собрания членов ТСЖ на 2020 год.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной ИГЖН проверки административному ответчику выдано предписание об установлении выявленных нарушений, а именно: предъявление платы за содержание жилого помещения за период с января по декабрь 2020 года не исходя из размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; предъявление платы на непредвиденные расходы и текущий ремонт, не утвержденной решением общего собрания членов ТСЖ на 2020 год. Для устранения выявленных нарушений предписано произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения за период с января по декабрь 2020 года в срок до ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением соответствующих документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений в ИГЖН.

Также в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ проведено общее внеочередное собрание членов ТСЖ «Кондратово, ул. Культуры, 6а». Из протокола собрания следует, что на повестке дня были следующие вопросы: избрание председательствующего на общем собрании; избрание секретаря общего собрания; избрание счетной комиссии; отстранение членов действующего правления как утративших доверие членов ТСЖ, не желающих выполнять свои обязанности и передоверивших свои полномочия ФИО5; избрание нового правления ТСЖ; избрание ревизионной комиссии; проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности правления ТСЖ.

Согласно плановой смете целевых расходов и поступлений по уставной деятельности ТСЖ «Кондратово, ул. Культуры, 6а» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф на содержание жилья определен в размере 19,94 руб./кв.м., резервный фонд «текущий ремонт» составляет 5,5 руб./кв.м., резервный фонд «непредвиденные расходы» составляет 1,5 руб./кв.м.

Из протокола по вопросам внеочередного общего собрания членов ТСЖ в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, д. <адрес>, проводимом в форме очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что утверждена плановая смета целевых расходов и поступлений по установленной деятельности ТСЖ на 2021 год, утвержден отчет об исполнении сметы доходов и расходов ТСЖ за 2020 год.

Согласно пункту 13.1 Устава ТСЖ «Кондратово, ул. Культуры, 6а» годовое общее собрание членов товарищества проводится ежегодно в декабре. К компетенции общего собрания относится утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета и выполнении такого плана, установление размера обязательных платежей и взносов.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что ТСЖ «Кондратово, ул. Культуры, 6а» на общем собрании членов правления была утверждена смета доходов и расходов на 2019 год, согласно которой тариф на содержание жилья определен в размере 19,94 руб./кв.м., резервный фонд «текущий ремонт» составляет 5,5 руб./кв.м., резервный фонд «непредвиденные расходы» составляет 1,5 руб./кв.м.

Размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения на 2020 год установлен не был, смета доходов и расходов на 2020 год решением общего собрания членов ТСЖ не утверждалась. При таких обстоятельствах в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ применению подлежал размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный органом местного самоуправления. В связи с указанными обстоятельствами применение ТСЖ при расчете размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в 2020 году платы, установленной на 2019 год на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ, являлось неправомерным.

Также в ходе проверки ИГЖН было установлено предъявление платы на непредвиденные расходы и текущий ремонт на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ и тарифов, утвержденных на 2019 год. Вместе с тем, на 2020 год плата на непредвиденные расходы и текущий ремонт решением общего собрания членов ТСЖ утверждена не была. Соответственно, начисление такой платы в период 2020 года является неправомерным.

При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание от ДД.ММ.ГГГГ соответствует закону.

Доводы административного истца о том, что из текста предписания не следует, каким способом и какие конкретно действия следует осуществить для устранения выявленных нарушений, не свидетельствуют о незаконности принятого предписания. Предписание является исполнимым, содержит подробное описание выявленных нарушений, а также способ их исполнения.

Ссылка административного истца на то, что проверка ИГЖН проводилась по заявлению бывшего члена правления ТСЖ, исключенного из правления в связи с утратой доверия, не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания. Проверка органом жилищного надзора проводилась на основании поступившего в инспекцию обращения ФИО4 как гражданина, проживающего в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>, а не как члена правления ТСЖ.

Тот факт, что в настоящее время решением общего собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден отчет об исполнении сметы доходов и расходов ТСЖ за 2020 год, не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания по указанным выше основаниям. Поскольку отсутствовало соответствующее решение членов ТСЖ, начисление платы за содержание жилого помещения должно было осуществляться в соответствии с тарифом, утвержденным органом местного самоуправления; начисление платы, не предусмотренной жилищным законодательством, в свою очередь, не должно было осуществляться. Кроме того, данное решение общего собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало на момент проводимой ИГЖН проверки.

Доводы административного истца о невозможности проведения общего собрания в 2020 году подлежат отклонению. Во-первых, невозможность проведения собрания членов ТСЖ для решения соответствующих вопросов в силу прямого указания закона предполагает обязанность начисления платы за содержание жилого помещения в соответствии с тарифом, утвержденным органом местного самоуправления, а также недопустимость начисления платы, не предусмотренной жилищным законодательством. Кроме того, фактически в 2020 году было проведено общее собрание членов ТСЖ, в частности, по вопросу отстранения правления ТСЖ, соответственно, ТСЖ имело возможность провести общее собрание и по вопросам утверждения размеров плат и тарифов в различные фонды. Действующее законодательство предусматривает возможность проведения общего собрания в заочной форме, что являлось бы обоснованным в условиях пандемии и действия ограничительных мер. При этом заслуживает внимания довод представителя административного ответчика о том, что такое собрание должно было состояться в соответствии с Уставом ТСЖ еще в декабре 2019 года.

Доводы о том, что в настоящее время денежные средства за 2020 год уже собраны и освоены, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания, равно как и о невозможности его исполнения.

При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого предписания незаконным не имеется.

Руководствуясь статьями 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ТСЖ «Кондратово, ул. Культуры, 6А» о признании незаконным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (28 мая 2021 года).

Судья: Подпись М.В. Казаков

Копия верна. Судья:

Подлинник подшит в административном деле № 2а-1720/2021 Пермского районного суда

УИД 59RS0008-01-2021-001709-40