ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1721/20 от 12.02.2021 Ленинскогого районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2а-89/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Владикавказ 12 февраля 2021 года

Ленинский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Кальяновой В.В., при секретаре Бекузаровой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО3 ФИО1 к Министерству образования и науки РСО-Алания о признании бездействия незаконным, возложении обязанности восстановить нарушенные права,

установил:

ФИО3 ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском.

Мотивировал свои требования следующими обстоятельствами.

Является отцом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

07.02.2020г. явился в ГБОУ Центр образования «Интеллект» с заявлением о приеме его сына в первый класс указанного образовательного учреждения.

На вопрос, адресованный директору ГБОУ Центр образования «Интеллект»: «Куда я могу сдать заявление о приеме ребенка в первый класс?», ФИО4 в категоричной форме ответила, что заявление у него принимать не будут, после чего удалилась в другое помещение, чем нарушила Федеральный закон от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года №32, а также Положение «О порядке приема граждан на обучение в ГБОУ Центр образования «Интеллект» на 2020 год размещены на официальных сайтах.

С целью восстановления нарушенных прав ребенка, указанные неправомерные действия директора ГБОУ Центр образования «Интеллект» были отражены им в соответствующей жалобе от 07.02.2020г., направленной на имя министра образования и науки РСО-Алания.

Письмом от 27.02.2020г. за подписью заместителя министра образования и науки РСО-Алания ФИО10, ему сообщено, что все первые классы ГБОУ Центр образования «Интеллект» укомплектованы, в связи с чем принять на обучение его сына не представляется возможным.

Вместо того, чтобы пресечь нарушение прав малолетнего ребенка, административный ответчик в ответе на его жалобу стал оправдывать неправомерные действия директора ГБОУ Центр образования «Интеллект», сославшись на стопроцентную укомплектованность первых классов школы, проигнорировав факт нарушения установленного порядка приема и незаконного отказа ему в принятии заявления о зачислении в первый класс.

Согласно Положению «О порядке приема граждан на обучение в ГБОУ Центр образования «Интеллект» на 2020 год, школа осуществляет прием заявлений в первый класс для граждан, проживающих на закрепленной территории с 1 февраля по 30 июня текущего года. Первичное комплектование первых классов проходит до 30 июня, окончательно проводится до 31 августа текущего года.

Указанные сроки также вытекают из Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014г.

Согласно информационному листу о приеме в первый класс на 2020/21 учебный год, также размещенному на их официальном сайте, к закрепленной территории относятся, в том числе, <...> с 1 по 13 дом (нечетная сторона). Его супруга и сын зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, т.е. на закрепленной территории.

Просил признать бездействие административного ответчика по восстановлению нарушенных директором ГБОУ Центр образования «Интеллект» прав его малолетнего ребенка незаконными. Обязать административного ответчика восстановить нарушенные права его малолетнего ребенка.

В судебном заседании ФИО3 ФИО1 иск с учетом изменений поддержал. В окончательной редакции просил признать решение, изложенное в письме №п-58.1 от 27.02.2020г. за подписью заместителя министра ФИО10, незаконным. Возложить обязанность на ГБОУ Центр образования «Интеллект» принять у ФИО5 заявление о зачислении ФИО6 в 1 класс ГБОУ Центр образования «Интеллект», считать заявление о зачислении ФИО6 в 1 класс ГБОУ Центр образования «Интеллект», поданным 07.02.2020г., рассмотреть заявление ФИО3 ФИО1 о зачислении ФИО6 в 1 класс ГБОУ Центр образования «Интеллект» по существу и дать на него в установленный законом срок письменный ответ.

Представитель Министерства образования и науки РСО-Алания ФИО7, действующая на основании доверенности б/н от 11.01.2021г., иск не признала по доводам, изложенным в возражениях и дополнениях к возражениям, представленным в письменном виде. Пояснила, Министерство образования и науки РСО-Алания считает административные исковые требования ФИО3 ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи со следующим. 07.02.2020г. Истец направил в адрес Министерства жалобу на действия директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Интеллект», отказавшего ему 07.02.2020г. в приёме заявления о зачислении его сына ФИО6 в первый класс. В своей жалобе заявитель просил Министерство принять меры соответствующего реагирования, защитить права и интересы его малолетнего ребёнка, а также обязать Центр образования «Интеллект» принять документы по зачислению ребёнка в первый класс. В ответном письме от 27.02.2020г. Министерство указало, что поскольку первые классы Центра образования «Интеллект» полностью укомплектованы, приём на обучение малолетнего ФИО6 не представляется возможным. Заявителю было предложено до 30.06.2020г. определить ребёнка на обучение в первый класс в общеобразовательное учреждение по месту проживания, либо с 01.07.2020г. — в любое общеобразовательное учреждение республики при наличии в нём свободных мест. 16.03.2020г. в Министерство поступило новое обращение Истца от 06.03.2020г., адресованное Президенту Российской Федерации, в котором Истец продолжал настаивать на том, что отказ в приеме его документов для зачисления в первый класс Центра образования «Интеллект» грубо нарушает конституционное право его сына ФИО6 на получение общего образования. В своем обращении Истец также выражал недоумение по поводу того, каким образом на седьмой день приёма заявлений все первые классы в Центре образования «Интеллект» были уже укомплектованы. Указанное обращение было рассмотрено Министерством в надлежащем порядке, а заявителю 31.03.2020г. был дан ответ, аналогичный по сути ответу Министерства от 27.02.2020г. Однако Истец посчитал, что Министерство при рассмотрении его обращений проявило бездействие и нарушило права его сына на образование, поскольку не выполнило требований Истца об обязании директора Центра образования «Интеллект» принять документы в первый класс. Это стало основанием для обращения Истцом в суд с административным исковым заявлением. Между тем никаких нарушений Министерство в отношении Истца и его сына ФИО6 при рассмотрении жалобы от 07.02.2020г. и обращения от 06.03.2020г. не допустило. Так, согласно пункту 14 Порядка приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014г. №32, прием заявлений в первый класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Зачисление в образовательное учреждение оформляется распорядительным актом образовательного учреждения в течение 7 рабочих дней после приема документов. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. Следовательно, Центр образования «Интеллект» на законных основаниях мог в период с 01.02.2020г. (начала приёма заявлений о приёме) до 07.02.2020г. (момента обращения Истца в образовательную организацию) издать приказ о зачислении в первый класс детей, родители (законные представители) которых подали заявления о приёме в образовательное учреждение раньше Истца. Министерством было установлено, что к моменту обращения Истца в Центр образования «Интеллект» (07.02.2020г.) приказ о зачислении на обучение в первый класс образовательным учреждением был уже издан, а все свободные мета заполнены, в связи с чем Центр образования «Интеллект» мог на законных основаниях прекратить прием заявлений о зачислении в соответствии с вышеназванным Порядком. При этом доводы Истца о том, что отказ в принятии его заявления о зачислении нарушил конституционное право его ребёнка на получение общего образования, не соответствует действительности, поскольку приём или неприём указанного заявления никак не отразился бы на факте отсутствия в образовательной организации свободных мест. Кроме того, в ответном письме Министерства от 31.03.2020г. Истцу было указано на то, что приказом Управления образования АМС г.Владикавказа от 04.03.2020г. №43 территория, на которой проживает несовершеннолетий ФИО6, закреплена за муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой №42 имени Героя Советского ФИО8 ФИО9. Из сказанного следует, что жалоба Истца от 07.02.2020г. и обращение Истца от 06.03.2020г. были рассмотрены Министерством с соблюдением установленного 30-ти дневного срока. Сведения, указанные в жалобе и обращении, Министерством были проверены, им была дана правовая оценка. Никаких нарушений в действиях директора Центра образования «Интеллект» выявлено не было, о чем было сообщено заявителю. Таким образом, в рамках предоставленных полномочий Министерство выполнило все необходимые действия по полному и своевременному рассмотрению обращений Истца. В связи с этим утверждения истца о допущенном Министерством бездействии при рассмотрении его обращений являются голословными, а заявленные в административном иске требования - необоснованными. В заявлении об изменении предмета административного иска от 04.08.2020г. административный истец просил суд: признать решение Министерства, изложенное в письме № п-58.1 от 27.02.2020г. за подписью заместителя министра ФИО10, незаконным; обязать Министерство обязать ГБОУ «Центр образования «Интеллект» принять у ФИО5 заявление о зачислении ФИО6 в 1 класс ГБОУ «Центр образования «Интеллект»; считать заявление ФИО5 о зачислении ФИО6 в 1 класс ГБОУ «Центр образования «Интеллект» поданным 07.02.2020г.; рассмотреть заявление ФИО5 о зачислении ФИО6 в 1 класс ГБОУ «Центр образования «Интеллект» по существу и дать на него в установленный законом срок письменный ответ. Во-первых, ответ Министерства от 27.02.2020г. за подписью заместителя Министра ФИО10 имеет номер А-58.1, а не п-58.1. Во-вторых, в ответе от 27.02.2020г. № А-58.1 Министерством были даны разъяснения, из которых следовало, что вопросы приёма в образовательную организацию в силу статей 28 и 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относятся к компетенции образовательной организации, которая самостоятельно осуществляет приём обучающихся в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом. Также Министерством указывалось, что в связи с отсутствием свободных мест в первые классы ГБОУ «Центр образования «Интеллект» зачислить ФИО6 в указанное образовательное учреждение не представляется возможным. Таким образом, никакого решения Министерства, которое намерен обжаловать административный ответчик, в ответе Министерства от 27.02.2020г. № А-58.1 не содержится. Более того, приведённые в ответе от 27.02.2020г. № А-58.1 разъяснения по порядку комплектования первых классов полностью соответствуют указанным нормам закона. Каких-либо доводов, указывающих на незаконность данных Министерством разъяснений или их несоответствие действующему законодательству, административный истец не привёл. В-третьих, Министерство обязано принимать действия по восстановлению нарушенных прав граждан в сфере образования только в случае наличия факта нарушения этих прав. Однако в рассматриваемой ситуации факт нарушения прав административного истца отсутствует. Министерство неоднократно указывало в суде, что порядок приёма заявлений в первый класс регламентируется не Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а статьёй 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и принятым в соответствии с ней Порядком приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014г. №32. На основании указанных нормативных правовых актов ГБОУ «Центр образования «Интеллект» было вправе прекратить приём заявлений о зачислении в первый класс после заполнения свободных мест. На право образовательной организации прекратить приём заявлений в первый класс после заполнения свободных мест указывает и Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации в своих разъяснениях от 25.01.2021г. №03-ПГ-МП-64182. Следовательно, доводы административного истца о незаконности отказа ГБОУ «Центр образования «Интеллект» в приёме заявления о зачислении в первый класс противоречат правовым нормам, регламентирующим зачисление обучающихся в образовательные организации. Само по себе несогласие административного истца с отказом ГБОУ «Центр образования «Интеллект» не является доказательством нарушения образовательной организацией прав административного истца и не может быть основанием для принуждения образовательной организации к принятию заявления о зачислении в первый класс. Обращаем внимание суда и на то обстоятельство, что ещё до подачи административным истцом 04.08.2020г. заявления об изменении предмета административного иска, административный истец направил 24.06.2020г. в ГБОУ «Центр образования «Интеллект» электронно заявление о зачислении в первый класс, на которое ему было отправлено 10.07.2020г. уведомление №423 образовательной организации об отказе в зачислении, полученное административным истцом 18.07.2020г. То есть ГБОУ «Центр образования «Интеллект» 24.06.2020г. приняло у административного истца заявление, но административный ответчик 04.08.2020г. требует повторно принять это заявление и повторно дать на него ответ. Между тем, ни статья 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ни Порядок приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014г. №32, возможности неоднократной подачи заявлений, на которые уже были даны ответы по существу, не предусматривает. В связи с чем эти требования можно расценивать исключительно как свидетельство злоупотребления административным истцом своими правами. Например, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на который так часто ссылается административный истец в обоснование своей правоты, расценивает неоднократную подачу гражданином заявления, на которое ему ранее уже давался ответ, как основание для прекращения переписки (часть 5 статьи 11). На основании изложенного Министерство просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает требования ФИО3 ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (статья 5).

Согласно ст.8 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Как предусмотрено в ст.67 указанного Федерального закона правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2); правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3); в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).

Непосредственно прием граждан в образовательные организации, реализующие основные образовательные программы общего образования, на территории Российской Федерации, регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014г. №32, которым предусмотрено, что прием в образовательные организации осуществляется по заявительному принципу, обеспечивающему приоритетное зачисление лиц, проживающих на территории, за которой закреплена конкретная общеобразовательная организация; гражданину может быть отказано в приеме в образовательную организацию при отсутствии свободных мест в конкретной образовательной организации. При этом, кроме заявления необходимо предъявление соответствующих документов, перечень которых определен в пункте 9 указанного Порядка, включающий в том числе документы, в том числе подтверждающие право на пребывание в Российской Федерации и сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, в частности, на закрепленной территории.

Таким образом, возможность реализации права на зачисление в образовательное учреждение непосредственно связана с необходимостью соблюдения порядка обращения с соответствующим заявлением.

Министерство образования и науки РСО-Алания является исполнительным органом государственной власти РСО-Алания, осуществляющим государственное управление в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, обеспечивающим проведение единой государственной политики в установленной сфере деятельности на территории РСО-Алания (пункт 1.1 Положения о Министерстве образования и науки РСО-Алания).

К полномочиям Министерства образования и науки РСО-Алания в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся относятся, в том числе, государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории РСО-Алания; пресечение фактов нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, применение установленных законодательством Российской Федерации мер, в том числе, направление допустившим нарушение требований законодательства об образовании организациям, осуществляющим образовательную деятельность, и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение, в том числе, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях (п.п.4, 6, 9 п.2.1 Положения о Министерстве образования и науки РСО-Алания).

В соответствии с Положением о порядке приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего и основного общего образования в ГБОУ «Центр образования «Интеллект» школа осуществляет прием заявлений в первый класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, с 1 февраля по 30 июня текущего года (п.2.2. Положения).

Для зачисления в первый класс родители (законные представители) детей предъявляют документы: заявление о приеме в первый класс; оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя); свидетельство о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (копия); свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории (п.2.4. Положения).

Предъявленные родителями (законными представителями) документы регистрируются в журнале приема заявлений, заявителю выдается расписка, содержащая следующую информацию: входящий номер заявления о приеме; перечень представленных документов с отметкой об их получении, заверенный подписью ответственного за прием документов и печатью Учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в первый класс; контактные телефоны для получения информации (п.2.6. Положения).

Зачисляются в первый класс дети, проживающие на территории района и закрепленной к территории ГБОУ Центра образования «Интеллект» (п.3.1. Положения).

При отсутствии документов или неполного пакета документов заявление о приеме в первый класс в ГБОУ ЦО «Интеллект» не принимается и не рассматривается (п.3.5. Положения).

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством для возникновения правоотношений, связанных с обеспечением реализации права на получение обязательного общего образования является соответствующее заявление родителя, которое в установленном порядке должно быть зарегистрировано.

Установлено, 7 февраля 2020 года административный истец явился в ГБОУ Центр образования «Интеллект» с заявлением о приеме его сына ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 1 класс образовательного учреждения с приложением, предусмотренного Положением о порядке приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего и основного общего образования в ГБОУ «Центр образования «Интеллект», пакета документов.

Согласно свидетельству №352 о регистрации по месту жительства от 28.01.2020г., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: РСО-Алания, <...>.

Согласно приказу Управления образования АМС г.Владикавказа №19 от 27.01.2020г. «О закреплении территорий за общеобразовательными учреждениями г.Владикавказа и организации приема граждан в первый класс в 2020 году» улица Весенняя, 7 по дислокации отнесена к ГБОУ «Центр образования «Интеллект».

Вместе с тем заявление родителя от 7 февраля 2020 года в установленном законом порядке зарегистрировано не было, ответ по результатам рассмотрения данного заявления в адрес ФИО3 ФИО1 ГБОУ «Центр образования «Интеллект» также не направлен. Доказательств обратного материалы административного дела не содержат и ответчиком суду не представлено.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении администрацией ГБОУ «Центр образования «Интеллект» п.2.6. Положения о порядке приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего и основного общего образования в ГБОУ «Центр образования «Интеллект».

При этом оснований, предусмотренных п.3.5 Положения о порядке приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего и основного общего образования в ГБОУ «Центр образования «Интеллект» (отсутствие документов или неполный пакет документов), дающих право не принимать и не рассматривать заявление, ответчиком также не представлено.

Указанное подтверждает нарушение прав ребенка на получение образования и свидетельствует о неправомерных действиях администрации ГБОУ «Центр образования «Интеллект».

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно статье 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве образования и науки РСО-Алания, Министерство является исполнительным органом государственной власти РСО-Алания, осуществляющим государственное управление в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, обеспечивающим проведение единой государственной политики в установленной сфере деятельности на территории РСО-Алания.

Исходя из п.п.6, 9 пункта 2.1 Положения, Министерство пресекает факты нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования и устраняет допущенные нарушения. Направляет допустившим нарушение требований законодательства об образовании организациям, осуществляющим образовательную деятельность предписания об устранении нарушений.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 мая 2017 года №1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

7 февраля 2020 года ФИО3 ФИО1 обратился к прокурору РСО-Алания ФИО11, И.о. прокурора Северо-Западного района г.Владикавказа Плиеву В.Э., Министру образования РСО-Алания ФИО12 с жалобой, в которой указал следующее.

Является отцом ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 7 февраля 2020 года явился в ГБОУ «Центр образования «Интеллект» с заявлением о приеме его сына в указанное образовательное учреждение, а также иными необходимыми документами. Обратившись к директору ГБОУ «Центр образования «Интеллект» ФИО4 с вопросом «Куда может сдать заявление о приеме ребенка в первый класс», ФИО4 в категоричной форме сообщила ему, что заявление она у него принимать не будет, после чего покинула помещение. В связи с изложенным, просил принять меры соответствующего реагирования, защитить (предотвратить нарушение) права и интересы его малолетнего ребенка, а также обязать ГБОУ «Центр образования «Интеллект» принять документы по зачислению ребенка в первый класс.

На указанную жалобу ФИО3 ФИО1 заместителем министра образования и науки РСО-Алания ФИО10 27.02.2020г. дан ответ, из буквального текста которого следует следующее. Министерство образования и науки РСО-Алания рассмотрело обращение с просьбой об оказании содействия в устройстве сына ФИО6 в 1 класс ГБОУ «Центр образования «Интеллект» и сообщает, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет прием граждан на обучение соответствующего уровня. В настоящее время первые классы в Интеллекте полностью укомплектованы, в связи с чем принять на обучение его сына не представляется возможным. Также сообщают, что в соответствии с действующим законодательством, он имеет возможность до 30 июня определить ребенка на обучение в первый класс в общеобразовательное учреждение по месту проживания, а с 1 июля – в любое общеобразовательное учреждение республики при наличии в нем свободных мест.

Анализируя ответ заместителя министра образования и науки РСО-Алания от 27.02.2020г., суд приходит к выводу, что должностными лицами Министерства образования и науки РСО-Алания не было рассмотрено по существу обращение ФИО3 ФИО1 от 07.02.2020г., касающееся действий директора ГБОУ «Интеллект» ФИО13 по регистрации в установленном законом порядке заявления родителя о приеме ребенка в образовательное учреждение, и не были приняты меры реагирования по поставленным в обращении вопросам.

Свой вывод суд обусловливает тем, что ФИО3 ФИО1 не обращался в Министерство образования и науки РСО-Алания с просьбой об оказании содействия в устройстве сына в 1 класс ГБОУ «Интеллект» и определении комплектации первых классов в указанном образовательном учреждении. Жалоба ФИО3 ФИО1 направлена на неправомерные действия директора образовательного учреждения и принятия по этому вопросу мер соответствующего реагирования.

При этих условиях суд считает, что административным ответчиком нарушены нормы пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», регламентирующие, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответ на обращение административного истца не рассмотрен в пределах компетенции должностного лица и дан не по существу поставленных вопросов, что свидетельствует о наличии бездействия со стороны административного ответчика.

Следовательно, ответ от 27.02.2020г. за подписью заместителя министра образования и науки РСО-Алания ФИО10 нарушает законные права и охраняемые законом интересы административного истца, не соответствует закону, а потому не может быть признан законным.

В соответствии со ст.ст.28, 67 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014г. №32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» образовательное учреждение самостоятельно осуществляет прием граждан на обучение соответствующего уровня.

Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством основанием для возникновения правоотношений, связанных с обеспечением реализации права на получение обязательного общего образования является соответствующее заявление родителя, которое в установленном законом порядке должно быть зарегистрировано, а также, руководствуясь нормами ст.ст.28, 67 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014г. №32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска ФИО3 ФИО1 в части возложения на ГБОУ Центр образования «Интеллект» обязанности принять заявление о зачислении его сына ФИО6 в 1 класс, считать это заявление, поданным 07.02.2020г., рассмотреть его по существу и дать в установленный законом срок письменный ответ.

При изложенных обстоятельствах требования ФИО3 ФИО1 в этой части подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО5 к Министерству образования и науки РСО-Алания о признании бездействия незаконным, возложении обязанности восстановить нарушенные права удовлетворить частично.

Признать решение, изложенное в письме №п-58.1 от 27.02.2020г. за подписью заместителя министра ФИО10, незаконным.

В удовлетворении иска ФИО5 к Министерству образования и науки РСО-Алания в части возложения обязанности на ГБОУ Центр образования «Интеллект» принять у ФИО5 заявления о зачислении ФИО6 в 1 класс ГБОУ Центр образования «Интеллект», считать заявление о зачислении ФИО6 в 1 класс ГБОУ Центр образования «Интеллект» поданным 07.02.2020г., рассмотрении заявления ФИО3 ФИО1 о зачислении ФИО6 в 1 класс ГБОУ Центр образования «Интеллект» по существу и даче на него в установленный законом срок письменного ответа – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РСО-Алания через Ленинский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.В.Кальянова