ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1722/2022 от 13.10.2022 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

УИД <номер>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2022 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Шопик М.С.,

при секретаре Хахановой Т.С.,

с участием представителей административного истца <ФИО>2 по доверенности <ФИО>7, <ФИО>5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <номер> по административному иску <ФИО>2 к отделу лицензионно-разрешительной работы по г. Иркутску и Иркутскому району Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным и необоснованным отказа в выдаче лицензии, возложении обязанности,

установил:

<ФИО>2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что <дата> через личный кабинет портала Государственных услуг Российской Федерации им было подано заявление на получение лицензии на приобретение охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия и патронов к нему. Заявление зарегистрировано под <номер>. <дата> им через личный кабинет портала Государственных услуг Российской Федерации было подано заявление на получение лицензии на приобретение охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия и патронов к нему. Заявление зарегистрировано под <номер>. Согласно заявлениям вид оружия, на которое оформляется лицензия, охотничье гладкоствольное, цель приобретения - охота. <дата> в личном кабинете на портале Государственных услуг Российской Федерации появился статус по заявлениям «Исполнено». <дата> и <дата> им направлена жалоба в отдел лицензионно-разрешительной работы по г. Иркутску и Иркутскому району Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области) по факту нарушения сроков предоставления услуги в связи с тем, что ответ по заявлению получен не был; ни лицензия, ни отказ в выдаче лицензии получены не были. <дата> на электронный адрес поступил ответ на жалобу от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области (далее - Управления Росгвардии по Иркутской области). Из ответа стало известно, что <дата> ОЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области был выставлен отказ в выдаче лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия в связи с непредставлением необходимых документов, о чем ему было направлено уведомление исх. <номер> от <дата> об отказе, которое он не получал. По устному заявлению <дата> ему была выдана копия уведомления <номер> от <дата>. Согласно указанному уведомлению принять положительное решение о выдаче (переоформлении) лицензии не представляется возможным в связи с обстоятельствами. Какими именно обстоятельствами, не указано. При обращении в ОЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области <дата> также была выдана копия уведомления об отказе в выдаче (переоформлении) лицензий на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения за <номер> от <дата>. Согласно уведомлению от <дата> отказ в выдаче лицензий связан с обстоятельствами, предусмотренными пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» и пункта 37.3 приказа Росгвардии от 18.08.2017 № 359 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему». Учитывая, что ни одна из статей, указанных в уведомлении от <дата>, не конкретизирует основания для отказа в выдаче лицензии, сделать вывод о причинах отказа не представляется возможным. Более того, тот факт, что OЛPP в своем уведомлении не указывает конкретные основания для отказа в выдаче лицензии, свидетельствует об их формальном подходе при рассмотрении его заявлений, а также в нарушении положений статьи 9 Федерального закона от <дата> № 150-ФЗ «Об оружии», пункта 38.4 Регламента и нарушении его прав. До настоящего времени причины отказа неизвестны. Указание в уведомлении общих норм права лишь вводит в заблуждение и не дает возможности устранить причины, послужившие основанием для отказа в выдаче лицензии по причине их неизвестности. Согласно ответу Управления Росгвардии по Иркутской области <номер>-К-11 от <дата> отказ ОЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области в выдаче лицензии от <дата> принят в связи с непредставлением необходимых документов. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления закреплены в Регламенте. В силу пункта 9.1 Регламента для получения лицензии - заявление и следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации; медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов; документы о прохождении соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Заявители, которые в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» не проходят соответствующую подготовку и (или) проверку знания правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, представляют документы, подтверждающие прохождение ими службы в государственных военизированных организациях и наличие у них воинского звания либо специального звания или классного чина юстиции, либо документ, подтверждающий увольнение из указанной организации с правом на пенсию; охотничий билет единого федерального образца (представляется заявителем для приобретения оружия в целях охоты). К заявлениям <номер>, <номер> приложены все документы, предусмотренные Регламентом, что подтверждается сведениями о документах, прилагаемых к заявлению. Законом об оружии закреплено право граждан Российской Федерации на приобретение оружия.

В связи с чем административный истец просит суд признать незаконным и необоснованным отказ ОЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области в выдаче лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, являющегося основанием для направлений уведомлений <номер> от <дата>, <номер> от <дата>; возложить обязанность выдать <ФИО>2 лицензию на приобретение охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия и патронов к нему на основании заявлений <номер> от <дата>, <номер> от <дата>.

Административный истец <ФИО>2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил.

В судебном заседании представители административного истца по доверенности <ФИО>7, <ФИО>5 поддержали заявленные требования по доводам административного искового заявления.

Представители административных ответчиков ОЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области, Управления Росгвардии по Иркутской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам представленных в дело возражений, дополнительно пояснили, что требования административного истца являются необоснованными и незаконными.

Суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных судом надлежащим образом.

Заслушав объяснения представителей административного истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 1 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Отношения, возникающие при обороте оружия, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», положения которого направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия (преамбула).

Указанный Федеральный закон устанавливает особый режим оборота оружия - устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели (часть 1 статьи 1), в частности предусматривает лицензионно-разрешительный порядок его приобретения гражданами Российской Федерации, с тем чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также, чтобы обеспечить строго целевое использование оружия (статья 13).

Предоставляя гражданам Российской Федерации право иметь в собственности (право приобретать, хранить, носить, использовать) гражданское оружие, т.е. оружие, предназначенное для использования в целях самообороны, для занятий спортом и охоты (статья 3), Федеральный закон «Об оружии» устанавливает лицензионный (разрешительный) порядок его приобретения, хранения и ношения (статья 9), а также предусматривает ряд условий получения лицензий на приобретение оружия или разрешений на его хранение или хранение и ношение, в том числе в зависимости от вида гражданского оружия.

Частью 3 статьи 9 Закона об оружии предусмотрено, что заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 18.08.2017 № 359 утвержден Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему (далее - Административный регламент).

Государственная услуга предоставляется Росгвардией и территориальными органами Росгвардии (подразделениями лицензионно-разрешительной работы) (пункт 5 Административного регламента).

В случае отказа в выдаче лицензии указанные органы обязаны в письменной форме проинформировать об этом заявителя с указанием причин отказа. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке (часть 5 статьи 9 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»).

Согласно пунктам 7.1, 7.2 Административного регламента выдача лицензии осуществляется в срок не более 30 календарных дней со дня регистрации заявления. Принятие решения об отказе в выдаче лицензии осуществляется в срок не более 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (пункт 8 Административного регламента).

В силу пункта 18 Административного регламента заявление, в том числе поступившее в электронной форме с использованием Единого портала, регистрируется в порядке, предусмотренном подпунктами 32.1 - 32.5 пункта 32 настоящего Административного регламента.

Таким образом, исходя из смысла вышеуказанных нормативных актов, следует, что ответственность по предоставлению надлежащего и полного комплекта документов лежит на гражданах РФ.

Приказом Управления Росгвардии по Иркутской области от <дата><номер> утверждено Положение об ОЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области.

В соответствии с пунктом 1 Положения ОЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области является структурным подразделением Управления Росгвардии по Иркутской области, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции государственные функции в сфере оборота оружия, частной охранной и частной детективной деятельности.

Судом установлено, что <дата><ФИО>2 через единый портал Государственных услуг подал заявление на получение лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, зарегистрированное за <номер>.

<дата><ФИО>2 через единый портал Государственных услуг подал заявление на получение лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, зарегистрированное за <номер>.

По заявлениям <ФИО>2<дата> ОЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области вынесены уведомление <номер> об отказе в выдаче лицензий на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения.

<ФИО>2 в личный кабинет через единый портал Государственных услуг было направлено соответствующее уведомление «исполнено».

<дата> и <дата> через досудебное обжалование в центр лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Иркутской области поступили жалобы <ФИО>2 по факту отказа в выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия.

<дата> Управлением Росгвардии по Иркутской области на жалобы <ФИО>2 был дан ответ за <номер>.

В связи с тем что <ФИО>2 в поданных жалобах указывал о том, что не получил уведомление об отказе в выдаче лицензии через единый портал государственных услуг, <дата> с целью выдачи письменного уведомления <ФИО>2 ОЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области было зарегистрировано уведомление за <номер> от <дата>. Данный исходящий был присвоен также уведомлению от <дата>.

Уведомления от <дата> и <дата><номер> административный истец получил <дата>.

При наличии оснований для отказа в выдаче лицензии осуществляется подготовка заключения об отказе в выдаче (переоформлении) лицензии (пункт 38.1 Административного регламента).

В судебном заседании <дата> представитель административного ответчика Управления Росгвардии по Иркутской области <ФИО>6 пояснила, что она являлась исполнителем по заявке административного истца. Путём телефонного звонка она уведомила истца о том, что ему необходимо приложить к заявлению еще и паспорт, на что он ответил, что все понял, но ничего не направил. В результате ему было отказано. <ФИО>2 прикрепил все документы, но не прикрепил паспорт, поэтому и она не могла ему выдать лицензию.

Судом также установлен, что <дата> инспектором ОЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району Управления Росгвардии по Иркутской области <ФИО>6 вынесено заключение об отказе в выдаче лицензии <ФИО>2 на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и патронов к нему, поскольку <ФИО>2 не представлены документы в установленные законом сроки, предусмотренные пунктом 9 Административного регламента.

Таким образом, процедура рассмотрения заявлений проведена в установленном законом порядке, уведомление об отказе в выдаче лицензии направлено в срок, предусмотренный Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», Административным регламентом.

Согласно пункту 9 Административного регламента для предоставления государственной услуги заявителем представляются: пункт 9.1 Административного регламента для предоставления государственной услуги заявителем представляются: для получения лицензии - заявление и следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации; медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов; документы о прохождении соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Заявители, которые в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» не проходят соответствующую подготовку и (или) проверку знания правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, представляют документы, подтверждающие прохождение ими службы в государственных военизированных организациях и наличие у них воинского звания либо специального звания или классного чина юстиции, либо документ, подтверждающий увольнение из указанной организации с правом на пенсию; охотничий билет единого федерального образца (представляется заявителем для приобретения оружия в целях охоты); документ, подтверждающий занятие видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия, выданный спортивной организацией или образовательной организацией в соответствии с выполняемыми этими организациями уставными задачами в сфере физической культуры и спорта, а также ходатайство общероссийской спортивной федерации, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, о выдаче соответствующей лицензии с указанием вида спорта, связанного с использованием спортивного оружия (предоставляется для приобретения оружия в целях занятия соответствующим видом спорта).

Судом установлено и следует из материалов дела, что <ФИО>2 к заявлениям о получении лицензии на приобретение охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия и патронов к нему были прикреплены следующие документы: электронный образ охотничьего билета; электронный образ документов о прохождении периодической проверки знаний правил безопасности обращения с оружием; электронный образ документов о прохождении соответствующей подготовки; электронный образ медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств.

В силу пункта 37.3 Административного регламента основанием для отказа в выдаче лицензии являются другие предусмотренные Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» основания (статьи 9 и 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.

Часть 15 статьи 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» устанавливает перечень документов, которые гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства, среди которых есть документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации.

При этом, как установлено в ходе судебного заседания, <дата> заключением <ФИО>2 отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии на приобретение огнестрельного длинноствольного оружия и патронов к нему, которое утверждено зам. начальника ОЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области.

Доводы <ФИО>2 о том, что ОЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области вынесен необоснованный отказ, суд находит несостоятельными, поскольку в уведомлениях <номер> от <дата>, <номер> от <дата> указаны ссылки на нормы закона.

Как установлено судом, административным истцом не был представлен паспорт гражданина РФ, что явилось препятствием для проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлениях и документах.

С учетом установленных по делу обстоятельств, обжалуемый отказ ОЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области в выдаче лицензии соответствует требованиям административного регламента и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов административного истца.

Оценивая собранные по делу доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ является законным. Оспариваемый отказ принят уполномоченным органом, в предусмотренной законом форме и в установленный срок, является мотивированным.

В ходе рассмотрения дела не установлена совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения административного иска, учитывая наличие предусмотренных законом оснований для отказа в выдаче <ФИО>2 лицензии, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований <ФИО>2 о признании незаконным и необоснованным отказа в выдаче лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, являющегося основанием для направлений уведомлений <номер> от <дата>, <номер> от <дата>; возложении обязанности выдать <ФИО>2 лицензию на приобретение охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия и патронов к нему на основании заявлений <номер> от <дата>, <номер> от <дата>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования <ФИО>2 к отделу лицензионно-разрешительной работы по г. Иркутску и Иркутскому району Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным и необоснованным отказа в выдаче лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, являющегося основанием для направлений уведомлений <номер> от <дата>, <номер> от <дата>; возложении обязанности выдать <ФИО>2 лицензию на приобретение охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия и патронов к нему на основании заявлений <номер> от <дата>, <номер> от <дата> – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья М.С. Шопик

Мотивированный текст решения изготовлен <дата>.

Судья М.С. Шопик