ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1723/2018 от 12.03.2018 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Российская федерация

Центральный районный суд <адрес>

Дело №2а-1723/2018 <адрес>

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

марта

Центральный районный суд <адрес> в составе:

судьи

Зининой И.В.

при участии:

секретаря судебного заседания

Назаровой Г.И.

представителя административного истца

Кудиновой Е.И.

представителя административного ответчика

Богдановой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Центр Утилизации» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным распоряжения о назначении внеплановой проверки,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику и просил признать незаконным распоряжение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о назначении внеплановой проверки.

В обоснование своего административного иска административный истец указал, что распоряжением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было назначено проведение внеплановой, документарной\выездной проверки в отношении ООО «Центр Утилизации». Административный истец полагает, что данное распоряжение незаконно, поскольку недопустимо в отношении юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, так как в данном случае создаются препятствия для осуществления нормальной деятельности предприятия. В течение последних полутора лет в отношении административного истца было проведено более 20-ти различных проверок. Так, в ДД.ММ.ГГГГ Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения, в том числе действующего земельного законодательства. Нарушений в ходе проведения проверки не было установлено. Кроме того, нарушен порядок проведения внеплановой проверки.

Представитель административного истца в судебном заседании доводы административного иска поддержала в полном объеме и дала соответствующие пояснения, в том числе согласно письменным.

Представитель административного ответчика в судебном заседании доводы административного иска не признала и дала пояснения согласно письменным возражениям на иск.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что в Управление Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение УФСБ России по <адрес>, в котором сообщалось об использовании земельного участка с кадастровым номером , находящегося в <адрес> с нарушением требований земельного законодательства.

Согласно статье 3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются: 1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; 2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц; 5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; 6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; 7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю; 9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю; 10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Земельного кодекса под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право: 1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; 2) запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки; 3) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора; 4) осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; 5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; 6) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства; 7) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях; 8) привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства; 9) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства; 10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия (часть 5 статьи 71 Земельного кодекса).

В силу части 1 статьи 71.2 Земельного кодекса в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.

Частями 2 и 3 указанной статьи предусмотрено, что под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.

В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

Согласно статье 8.3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся в том числе административные обследования объектов земельных отношений.

В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (часть 5 указанной статьи).

По результатам рассмотрения поступившего из УФСБ по <адрес>, с целью проверки изложенных в нем фактов, Управлением Росреесра по <адрес> было принято решение о проведении административного обследования земельного участка с кадастровым номером .

Административное обследование земельного участка было проведено ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> по использованию и охране земель.

Результаты указанного административного обследования опубликованы с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений, в том числе ограничений, связанных с защитой персональных данных, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями учета материалов, размещенных на странице Управления Росреестра по <адрес> на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

Согласно пункту 12 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений.

Таким образом, информация о проведенном административном обследовании была размещена в установленные сроки.

Вместе с тем, при проведении административного обследования земельного участка с кадастровым номером были выявлены признаки нарушений требований земельного законодательства, в связи с этим по результатам вынесен акт административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 5 статьи 8.3 Федерального закона. от «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении административного обследования земельного участка нарушений должностные лица органа государственного контроля (надзора), в пределах своей компетенции принимают меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора) мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении" внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 закона.

Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 10 указанного закона одним из оснований проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), вынесенное по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> было вынесено мотивированное представление о выявленных нарушениях для принятия при необходимости рения о назначении внеплановой проверки.

Суд не принимает доводы административного истца о том, что данное представление является не мотивированным, поскольку в нем содержатся все необходимые данные для его принятия, указано на основание проведения административного обследования, на результаты проведенного административного обследования, установленные признаки нарушений.

Оценивая, представленные материалы, суд приходит к вводу, что у Управления Росреестра по <адрес> в рамках предоставленных полномочий имелись достаточные основания для назначения проведения внеплановой проверки.

На основании мотивированного представления от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Центр Утилизации» вынесено распоряжение о проведении органом государственного контроля (надзора) внеплановой, документарной/выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ.

Проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Центр Утилизации» согласовано <адрес>, что подтверждается решением о согласовании и проведения внеплановой выездной про верки от ДД.ММ.ГГГГ.

Копия распоряжения о проведении внеплановой проверки была направлена в адрес ООО «Центр Утилизации».

Что касается доводов административного истца о нарушении пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, то суд приходит к следующему.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим также функции государственного земельного надзора.

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, утвержденным приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П\0263, Управление является территориальным органом Росреестра и осуществляет свою деятельность согласно установленному положению, которым определяются функции и компетенция Управления.

Управление Росреестра по <адрес> осуществляет государственный земельный надзор в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 294-ФЗ, Положения о государственном земельном, надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Правилами проведения административного обследования, Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении объектов земельных отношений.

В рамках осуществления государственного земельного надзора при реализации проверочных мероприятий по использованию земельного участка Управление может выявить нарушения земельного законодательства в связи: с самовольным занятием земельного участка; неиспользованием земельного участка в установленные законодательством сроки; использованием земельного участка не по целевому назначению и иные нарушения, выявление которых входит в компетенцию Управления (предусмотренные пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре).

В материалах дела отсутствуют сведения о проведении в отношении ООО «Центр Утилизации» органами муниципального контроля, либо органами прокуратуры, либо ранее Управлением Росреестра по <адрес> проверочных мероприятий именно в целях соблюдения требований земельного законодательства, нарушение выявлений которых входит в компетенцию именно Управления Росреестра по <адрес>.

Так, Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> проводились проверочные мероприятия в отношении ООО «Центр Утилизации» по соблюдению законодательства об охране окружающей среды и природопользования.

Из акта проверки помощника прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что проверка в отношении ООО «Центр Утилизации» проводилась по соблюдению требований земельного законодательства.

Таким образом, в этой части доводы административного истца не нашли своего подтверждения.

Кроме того, наличие согласования прокуратурой <адрес> проведения внеплановой проверки свидетельствует о проведении данной проверки в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора».

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росреестра по <адрес> о проведении в отношении ООО «Центр Утилизации» внеплановой проверки является основанным и законным.

Поскольку судом не установлено нарушения прав административного истца, то требования административного иска не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска обществу с ограниченной ответственностью «Центр Утилизации» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным распоряжения о назначении внеплановой проверки отказать.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья И.В.Зинина