ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1724/2021 от 06.09.2021 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело №2а-1724/2021

Поступило 03.09.2021 г.

УИД 54RS0013-01-2021-003927-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2021 года г. Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Зюковой О.А.,

при секретаре Ивановой В.В.,

с участием прокурора Стулиной О.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Большова М. Н. к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва, Лещинской М. В. об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Лещинской М. В.,

УСТАНОВИЛ:

Большов М.И. обратился с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Лещинской М.В. В обоснование требований указано, что решением Совета депутатов города Бердска от 21 июня 2021 года № 463 назначены выборы депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва на 19 сентября 2021 года. Решением избирательной комиссии города Бердска от 17 июня 2021 года № 1/1 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва возложены на избирательную комиссию муниципального образования города Бердска Новосибирской области. Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 от 5 августа 2021 года № 6/6 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением местное отделение Социалистической Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в г. Бердске Новосибирской области по одномандатному избирательному округу № 27 Большов М.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 от 31 июля 2021 года № 5/5, Лещинская М.В. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по тому же избирательному округу. Большов М.Н. полагает, что регистрация кандидата Лещинской М.В. подлежит отмене, поскольку агитационный печатный материал изготовлен ею с нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и требований, установленных п.п. 1.1 ст. 46 от 12.06.2019 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Так, надпись на листовке «Лещинская Марина», изготовленной ООО «Проспект» по заказу и оплаченной из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Лещинской М.В., выполнена с использованием шрифта Compasse, являющегося объектом интеллектуальных прав, принадлежащих Реичи Цунекаве. Также листовка содержит фразу «НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ», выполненная с использованием шрифта Unisketch швейцарского дизайнера шрифтов Адриана Фрутигера. Исключительная лицензия на оба шрифта принадлежит John Giardiniere. Шрифты используются кандидатом Лещинской М.В. без согласия правообладателей. Большов М.Н. считает, что это является основанием для отмены регистрации кандидата.

Административный истец Большов М.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя по доверенности-Ковалевского Д.Г..

Представитель административного истца Ковалевский Д.Г., действующий по доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, приведенном выше. При этом в ходе судебного заседания уточнял наименование шрифта, использованного при изготовлении агитационного материала. Сначала указал, что при написании фразы «Лещинская Марина» использовался шрифт Compasse, затем стал ссылаться на то, что использовался шрифт категории Sans Serif - PF Din Display Pro. В подтверждение своей позиции предоставил ответ ООО «Институт Политики и Технологий».

Представитель административного ответчика - Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно письменному отзыву, административный ответчик иск не признает, полагая, что основания для удовлетворения требований отсутствуют. Указано, что в окружную избирательную комиссию от кандидата Лещинской М.В. поступили уведомления об изготовлении предвыборного агитационного материала. При приеме уведомлений комиссия оценила материал на его соответствие частям 3,4,6,7 ст. 57 Закона Новосибирской области о выборах, не усмотрела нарушений законодательства о выборах по данным основаниям и зарегистрировала уведомления. Установление нарушений прав интеллектуальной собственности в полномочия избирательных комиссий не входит.

В ходе судебного заседания заинтересованное лицо Лещинская М.В. с учетом мнения сторон была привлечена к участию в деле в качестве соответчика. В судебном заседании Лещинская М.В. требования не признала. Полагала, что право интеллектуальной собственности ею не нарушено. При изготовлении листовки в написании «Лещинская Марина» был использован шрифт Open Sans, который является бесплатным и предоставляется бесплатным программным обеспечением компьютера.

Заслушав представителя административного истца, административного ответчика Лещинскую М.В., допросив свидетеля, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения требований не имеется, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

При этом, с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 КАС РФ).

На основании части 5 статьи 240 КАС РФ, административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования). Данный срок не может быть восстановлен в случае его пропуска независимо от причин (часть 7 этой же статьи).

Материалами дела подтверждается, что постановлением избирательной комиссии Новосибирской области №71/585-6 от 30 ноября 2020 года сформирована территориальная избирательная комиссия города Бердска в количестве одиннадцати членов с правом решающего голоса (л.д. 49-51).

Решением Избирательной комиссии Новосибирской области №166/1276-4 от 19.04.2013 года полномочия избирательной комиссии муниципального образования города Бердска Новосибирской области возложены на территориальную избирательную комиссию города Бердска Новосибирской области (л.д. 53).

Решением Избирательной комиссии г.Бердска Новосибирской области №1/1 от 17.06.2021 года полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 1-27 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва возложены на избирательную комиссию муниципального образования города Бердска Новосибирской области (л.д. 54).

Решением Совета депутатов города Бердска четвертого созыва № 463 от 21.06.2021 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва на 19.09.2021 г.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутата Совета депутатов города Бердска пятого созыва от 31.07.2021 года № 5/5, в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 27 зарегистрирована Лещинская М.В. (л.д. 8-9).

Решением той же окружной избирательной комиссии от 05.08.2021 года № 6/6, в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 27 зарегистрирован Большов М.Н. (л.д. 10-11).

Таким образом, с учетом приведенных выше положений ч. 11 ст. 239 КАС РФ, административный истец Большов М.Н., как кандидат в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27, имеет право в судебном порядке требовать отмены регистрации кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) определено, что агитация предвыборная (предвыборная агитация) представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую цель побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (пункты 1, 4 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ).

Из пояснений участников процесса, представленных в материалы дела доказательств, судом установлено, что по заказу кандидата в депутаты Лещинской М.В., ООО «Проспект» изготовило агитационный материал в виде листовки формата А4, тиражом 81 экземпляр, который оплачен из средств избирательного фонда кандидата, о чем имеются сведения на лицевой стороне агитационного материала (л.д.56-57).

Лещинской М.В. в Окружную избирательную комиссию представлены уведомления об изготовлении указанного предвыборного агитационного материала, его экземпляры и платежные поручения об оплате, которые зарегистрированы избирательной комиссией (л.д. 55).

Заявляя требование об отмене регистрации кандидата Лещинской М.В., административный истец Большов М.Н. ссылается на то, что Лещинской М.В. допущено нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, которое выразилось в том, что в указанном выше агитационном материале содержится фраза «Марина Лещинская», выполненная с использованием шрифта PF Din Display Pro, являющегося объектом интеллектуальных прав, а также фраза «НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ», выполненная с использованием шрифта Unisketch швейцарского дизайнера шрифтов Адриана Фрутигера. Исключительная лицензия на оба шрифта принадлежит John Giardiniere.

Свои требования административный истец основывает на положениях подпункта «д» пункта 7 ст. 76, пункта 1.1. статьи 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1.1 ст. 56 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ, при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В соответствии с ч.1 ст. 1229 ГК РФ, использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу ст. 1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

В соответствии со ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

В силу ст. 1229 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 35 постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при применении пункта 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ о запрете агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, судам следует учитывать, что с 1 января 2008 г. отношения в сфере интеллектуальной собственности (охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации) регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Несоблюдение требований, установленных частью четвертой этого Кодекса (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя - несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В соответствии со статьей 1276 ГК РФ, допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли (пункт 1).

По смыслу приведенных правовых положений о соблюдении кандидатом требований законодательства об интеллектуальной собственности при воспроизведении объектов чужой интеллектуальной собственности без согласия их владельцев свидетельствуют следующие обстоятельства: произведение находилось в месте, открытом для свободного посещения, то, что это произведение не было основным объектом воспроизведения, и то, что произведение не используется в целях извлечения прибыли.

Как следует из материалов дела и указывалось выше, агитационный материал кандидата Лещинской М.В. содержит сведения, необходимость указания которых предписана пунктом 2 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, при этом избирательная комиссия уведомлена об изготовлении данного агитационного материала, экземпляр агитационного материала представлен кандидатом в избирательную комиссию, о чем указано выше.

В названном печатном агитационном материале - листовке основным является крупное фотографическое изображение кандидата Лещинской М.В. с указанием её имени и фамилии, статуса кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска, имеются указания на избирательный округ № 27. Внизу листовки имеется надпись «НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ».

В пункте 1 статьи 1300 ГК РФ установлено, что информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Свидетель № 1 пояснил, что он работает техническим директором ООО «Проспект», являлся дизайнером и по договору изготавливал для Лещинской М.В. агитационные листовки. Фраза «НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ» создана им лично, является рисунком. Лицензионные шрифты при создании данной фразы им не использовались. Надпись «Лещинская Марина» создана им на основе бесплатного шрифта Open Sans путем преобразования в кривые посредством графического редактора. Данный шрифт не является лицензионным, находится в свободном доступе и является бесплатным, разрешения правообладателя для использования не требуется.

Показания данного свидетеля Большовым М.Н. не опровергнуты. В нарушение ст. 62 КАС РФ им не представлены доказательства того, что надписи на листовке кандидата Лещинской М.В. произведены именно теми шрифтами, на которые он ссылается.

Представителем административного истца в ходе рассмотрения дела был представлен ответ ООО «Институт Политики и Технологий», согласно которому текст на листовке «Лещинская Марина» выполнен шрифтом PF Din Display Pro.

Между тем, доказательства того, что указанная организация является экспертным учреждением с соответствующей лицензией, что исследование объекта проводилось с соблюдением законных существующих методик, а сотрудники, проводившие исследование объекта, имеют соответствующую квалификацию, суду не представлены.

Кроме того, из указанного ответа института не возможно достоверно установить какая именно листовка представлялась в институт на исследование.

При таких обстоятельствах указанное доказательство суд не может принять во внимание в качестве достоверного доказательства и достаточного доказательства, свидетельствующего об использовании именно шрифта PF Din Display Pro при изготовлении агитационного материала Лещинской М.В..

Кроме этого, в качестве доказательства того, что шрифт PF Din Display Pro является платным, имеет лицензию, административным истцом также не представлены. Представленная распечатка об указанном шрифте не содержит ссылки на адрес сайта, номере лицензии, условиях использования шрифта.

Таким образом, каких-либо объективных, допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих об использовании в агитационных печатных материалах Лещинской М.В. каких-либо объектов авторского права с нарушением прав их авторов либо правообладателей, не представлено, равно как и данных об обращении кого-либо из указанных лиц или их правопреемников за судебной защитой права, нарушенного использованием в агитационных материалах Лещинской М.В. объектов, охраняемых законодательством об интеллектуальной собственности.

Довод административного истца о том, что Лещинской М.В. не представлено доказательств получения согласия от правообладателей на использование объектов их интеллектуальной собственности, что само по себе, по мнению истца, доказывает нарушение законодательства об интеллектуальной собственности, не может быть принят во внимание, поскольку сделан без учета положений статьи 1276 ГК РФ, разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в пункте 35 постановления Пленума от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указанных выше.

Анализируя представленные доказательства и установленные обстоятельства, требования административного истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Большова М. Н. к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва, Лещинской М. В. об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Лещинской М. В., зарегистрированной решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 от 31 июля 2021 года № 5/5, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья О.А. Зюкова

Полный текст решения изготовлен 07.09.2021 г.