Дело № 2а-1726/2019
64RS0047-01-2019-001276-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2019 года город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Артемовой Н.А.,
при секретаре Рыбниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,
установил:
прокурор Татищевского района Саратовской области обратился в Октябрьский районный суд города Саратова с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области (далее – Управление Роскомнадзора по Саратовской области) о признании запрещенной информации на интернет-сайтах.
Требования административного истца мотивированы тем, что прокуратурой Татищевского района Саратовской области проведена проверка соблюдения законодательства. В ходе проверки установлено, что в свободном доступе в сети Интернет находятся страницы сайта: https://tehclub.ru/katalog/spisannaya-voyennaya-inzhenernaya-tekhnika/, на которых размещена информация о продаже списанной военной техники. На основании изложенного, просит признать информацию на странице сайта: https://tehclub.ru/katalog/spisannaya-voyennaya-inzhenernaya-tekhnika/l, запрещенной к распространению на территории РФ.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, причины не явки не известны.
Административный ответчик Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области в судебное заседание своего представителя не направил. Представлен отзыв на заявленные требования, ходатайство о рассмотрении дел в отсутствии представителя Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области.
Заинтересованное лицо ООО «Мировой туристик» в судебное заседание своего предстаивтеля не направило, извещено надлежащим образом.
Суд с учетом положений ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VII данного кодекса.
Судом установлено, 15.03.2019 г. прокуратурой Татищевского района Саратовкой области проведен мониторинг по выявлению сайтов и объявлений в сети Интернет, нарушающих действующее законодательство.
В рамках проведенной проверки установлено, что в сети «Интернет» на страницах Интернет-сайта: https://tehclub.ru/katalog/spisannaya-voyennaya-inzhenernaya-tekhnika/, на которых размещена информация о продаже списанной военной техники.
Вход на сайт свободный. Не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В силу п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтаже, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения военной техники подлежит лицензированию.
В силу п. 3, 4 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.06.2012 № 581, под военной техникой понимаются технические средства, предназначенные для боевого, технического, тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), а также для контроля и испытания вооружения и военной техники. Лицензирование разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Установлено, что ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
Кроме того, за незаконное предпринимательство, в том числе осуществлением предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, предусмотрена уголовная ответственность.
Информация, размещенная на страницах указанных сайтов, адресована неограниченному кругу лиц, и склоняет к совершению преступных действий и правонарушений, что запрещено законом и данная информация подлежит признанию запрещенной к распространению.
Целью предъявления административного иска, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является внесение указателей страниц сайта и сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов
в сети «Интернет» запрещенной информации, определен постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно подп. «в» п. 4 постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет»,
а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете
к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
В соответствии с ч. 11 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г.
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет" или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", на основании обращения владельца сайта в сети "Интернет", провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи,
о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет".
Учитывая изложенное, административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административный иск прокурора Татищевского района Саратовской области удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://tehclub.ru/katalog/spisannaya-voyennaya-inzhenernaya-tekhnika/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайта https://tehclub.ru/katalog/spisannaya-voyennaya-inzhenernaya-tekhnika/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суд изготовлено 01 июля 2019 года.
Судья подпись Н.А. Артемова