ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1726/2023 от 16.06.2023 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 2а-1726/2023

25RS0010-01-2023-001584-27

Решение

Именем Российской Федерации

05 июня 2023 года г. Находка, Приморский край

Мотивированное решение составлено 16 июня 2023 года (в порядке статьи 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Находкинский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Фёдоровой О.А.

при секретаре Турчанович О.Л.,

с участием представителя административного истца адвоката ФИО6,

представителя административного ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Губина Евгения Александровича к Находкинской таможне о признании незаконным решения Находкинской таможни № 10714000/229/121222/Т000042/002 от 12.12.2022, взыскании расходов на оплату государственной пошлины,

установил:

Губин Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни от 12.12.2022, которым на него возложена обязанность по доплате разницы таможенных платежей, в связи с ввозом из Республики Армения в Российскую Федерацию транспортных средств Toyota Camry, регистрационный знак и Mercedes Benz E500, государственный знак . В обоснование требований указал, что транспортные средства ввезены им без уплаты таможенных пошлин, как лицом, зарегистрированным и постоянно проживающим в республике Армения в порядке, предусмотренном п. 35 Приложения № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Также указал, что с 01.01.2023 действующее таможенное законодательство, имеющее обратную силу улучшило его положение, в связи с отсутствием с указанной даты обязанности уплаты разницы в таможенных платежах между таможенными пошлинами, действовавшими на территории Российской Федерации и Республикой Армения, поскольку транспортные средства, ввезенные в Армению и прошедшие таможенные процедуры с октября 2014 г., с 1 января 2023 становятся товарами ЕАЭС и могут быть зарегистрированы на территории Российской Федерации без каких-либо дополнительных ограничений.

В судебное заседание административный истец Губин Е.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Представитель административного истца Губина Е.А. – адвокат ФИО6 в судебном заседании полностью поддержал заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в иске, дополнив, что в период с сентября 2019 г. по март 2020 г. Губин Е.А. находился за пределами Российской Федерации в деловой командировке (Российская Федерация – Грузия – Республика Армения). В декабре 2019 г. он зарегистрировался по месту проживания в Республике Армения по адресу: <.........>, в последствии 13.02.2020 зарегистрировался по месту проживания по иному адресу: <.........> (бессрочно). Сведений о том, что Губин Е.А. в последующем снят собственником жилого помещения по инициативе собственника, у Губина Е.А. не имелось, и собственник Губина Е.А. не уведомлял. В этот период Губиным Е.А. приобретены и оформлены в соответствии с законодательством Республики Армения два транспортных средства для личных целей Toyota Camry и Mercedes Benz E500. 19.12.2019 Губин Е.А. пересек границу Российской Федерации на автомобиле марки Mercedes Benz E500. Автомобиль Toyota Camry оставлен для личного пользования в Республике Армения, в последующем в Российскую Федерацию машина доставлена перевозчиком. Документы, подтверждающие факт доставки не сохранились. После пересечения таможенной границы Российской Федерации на автомобиле Mercedes Benz E500 и при доставке автомобиля со стороны таможенных органов к Губину Е.А. не предъявлялись требования осуществить таможенное декларирование транспортного средства и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Российской Федерацией. В настоящее время автомобили Toyota Camry, Mercedes Benz E500 вывезены Губиным Е.А. за пределы Российской Федерации на территорию Республики Монголия в связи с необходимостью личного пользования в период длительных нахождений на территории данного государства. Согласно сведениям заграничного паспорта Губин Е.А. преимущественно находится (проживает) за пределами Российской Федерации в рабочих (деловых) командировках, о чем свидетельствуют выданные Губину Е.А. визы Японии, Монголии, а также неоднократный факт пересечения границы с Грузией и Арменией. Камеральная проверка проведена с процессуальными нарушениями, поскольку часть документов получена до ее начала, а приобщенная к материалам дела видеозапись не указана в акте осмотра. Согласно ответу Федеральной таможенной службы с 01.01.2023 ограничения в отношении транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения и ввезенных в Российскую Федерацию, отсутствуют. Просил административные требования Губина Е.А. удовлетворить в полном объеме. Отвечая на вопросы, пояснил, что Губин Е.А. в Республике Армения находился в период с 16.12.2019 по 27.12.2019, а также с 12.02.2020 по 24.02.2020, в другие периоды времени там не находился. Факт нахождения транспортных средств в июне 2020 г. в г. Находка не оспаривают.

Представитель административного ответчика – Находкинской таможни ФИО3 в судебном заседании с административным иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск и дополнительных пояснениях, согласно которым в результате таможенной проверки установлено, что Губин Е.А. имеет гражданство Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации, приобрел транспортные средства Toyota Camry, Mercedes Benz E500 и осуществил их государственную регистрацию в Республике Армения. В дальнейшем Губин Е.А. ввез на территорию Российской Федерации и осуществлял эксплуатацию транспортных средств, статус которых определен как «товары, не имеющие статуса товаров ЕАЭС», т.е. являющиеся применительно к таможенному регулированию иностранными товарами. Ввоз и использование на территории Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, в размере разницы подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов, установленных законодательством ЕАЭС, лицами, постоянно не проживающими в Республике Армения, должны сопровождаться таможенным декларированием в таможенных органах Российской Федерации и уплатой таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, предусмотренным Решением № 107, до истечения 3 лет после начала применения Республикой Арменией ставок, установленный ЕТТ ЕАЭС в отношении транспортных средств, а именно до 01.01.2023. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются копией паспорта гражданина Российской Федерации Губина Е.А.; наличием у него регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации; отсутствием информации от регистрирующих государственных органов о наличии иного гражданства у лица; оформлением полисов ОСАГО на проверяемые транспортные средства; нахождением проверяемых транспортных средств непосредственно на территории Находкинского городского округа по адресу регистрации Губина Е.А.; выявлением правонарушения в отношении проверяемого лица, совершенного с использованием одного из проверяемых транспортных средств; сведениями о статусе проверяемых транспортных средств, предоставленных Комитетом государственных доходов Республики Армения. Таким образом, Находкинской таможней установлено несоблюдение регулирующего таможенные правоотношения международного Договора о присоединении Республики Армения в части ввоза и использования на территории Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения, лицом, постоянно не проживающим в Республике Армения. Проверка проведена с соблюдением требований таможенного законодательства. В ходе проверки установлено, что истец постоянно не проживал в Республике Армения. Поскольку Губиным Е.А. обязанность по таможенному декларированию транспортных средств при их ввозе не исполнена, таможенный орган вправе провести таможенный контроль после выпуска товаров в соответствующей процедуре. Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований Губина Е.А. в полном объеме.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО4 пояснил, что проводил камеральную проверку в отношении Губина Е.А. Запрос в ООО «Транзит» направлялся в целях уточнения обстоятельств перемещения товара. Идентификация транспортных средств проводилась по VIN номерам. Когда ввезена в Российскую Федерацию Toyota Camry в ходе проверки установить не удалось. Основанием для камеральной проверки явилось установление в ходе осмотра на территории Находкинского городского округа транспортных средств, имеющих регистрационные номера Республики Армения. Собственник машин уведомлен о начале проведения камеральной проверки, ему направлены требования о предоставления информации и документов. Срок камеральной проверки составляет 90 суток и был соблюден. До начала проведения проверки осуществлялся анализ данных, направлялись запросы, что не запрещено законодательством. При проведении осмотра, оснований для задержания транспортных средств не имелось, поскольку проверка не была проведена.

Изучив требования административного истца, позицию административного ответчика, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

Статьей 311 ТК ЕАЭС установлено, что объектами таможенного контроля являются, в том числе товары, находящиеся под таможенным контролем в соответствии со статьей 14 указанного Кодекса.

В статье 322 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют следующие формы таможенного контроля: получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка.

В соответствии со ст. 330 ТК ЕАЭС таможенный осмотр помещений и территорий - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении визуального осмотра помещений и территорий, а также находящихся в указанных местах товаров и (или) документов. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях проверки наличия или отсутствия в осматриваемых помещениях или на территориях товаров и (или) документов, являющихся объектами таможенного контроля. Результаты проведения таможенного осмотра помещений и территорий оформляются путем составления акта таможенного осмотра помещений и территорий.

В целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль, в том числе путем таможенной проверки, в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования (п. 8 ст. 310, п. 3 ст. 331 ТК ЕАЭС).

Одной из форм таможенного контроля, перечисленных в статье 322 Кодекса, является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, которая в силу пунктов 3, 6 статьи 324 Кодекса может проводиться как до, так и после выпуска товаров путем анализа документов и сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

Согласно ст. 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании. Таможенная проверка может проводится в целях подтверждения факта помещения товаров под таможенную процедуру. Проверка может быть камеральной или выездной.

Камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица (ст. 332 ТК ЕАЭС).

В соответствии с частью 2 статьи 228 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) камеральная таможенная проверка назначается начальником таможенного органа, который будет проводить таможенную проверку, уполномоченным им заместителем начальника таможенного органа либо замещающими их лицами.

Таможенный орган уведомляет проверяемое лицо о проведении камеральной таможенной проверки путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет» (часть 3 статьи 228 Закона № 289-ФЗ).

На основании части 5 статьи 228 Закона № 289-ФЗ срок проведения камеральной таможенной проверки не может превышать девяносто календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки. В указанный срок не включается период времени между датой направления проверяемому лицу (вручения руководителю (представителю) проверяемого лица должностным лицом, проводящим камеральную таможенную проверку) требования о представлении документов и (или) сведений и датой получения таких документов и (или) сведений.

Частью 28 статьи 237 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) статьей 218 Федерального закона № 289-ФЗ, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка.

В силу положений подпункта 3 пункта 1, подпункта 3 пункта 7 статьи 126 ТК ЕАЭС, товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, признаются условно выпущенными и приобретают статус товаров Союза после исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) их взыскания в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, либо в ином размере, установленном в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, если уплата ввозных таможенных пошлин в таком размере предусматривается в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, либо прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин в связи с наступлением иных обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 136 настоящего Кодекса, - в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи.

Статьей 266 ТК ЕАЭС установлено, что в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов. Единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Евразийской экономической комиссией. Без уплаты таможенных пошлин, налогов товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС в пределах стоимостных, весовых и (или) количественных норм, определяемых Евразийской экономической комиссией, а в случаях, определяемых Евразийской экономической комиссией, - в пределах соответствующих норм, устанавливаемых законодательством государств-членов, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.

Решением Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее по тексту – Решение № 107) установлены единые ставки таможенных пошлин, налогов, в том числе, в отношении транспортных средств для личного пользования.

При ввозе транспортных средств для личного пользования из республики Армения применяются условия, предусмотренные Договором от 10.10.2014 о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее по тексту – Договор). Начало действия Договора о присоединении Республики Армения – 02.01.2015.

Согласно статье 1 Договора Республика Армения присоединилась к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014, и другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы ЕАЭС и единого экономического пространства международным договорам, входящим в право ЕАЭС, включая Договор о таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 (в последующем государствами-членами ЕАЭС 11.04.2017 подписан Договор о ТК ЕАЭС).

В соответствии со ст. 2 Договора о присоединении Республики Армения с даты вступления в силу Договора о присоединении Республики Армения акты органов ЕАЭС (Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза)), решения Комиссии, действующие на дату вступления Договора о присоединении Республики Армения в силу, подлежат применению на территории Республики Армения с учетом положений, определенных приложением № 3 к Договору о присоединении Республики Армения (далее по тексту – Приложение № 3).

Приложением № 3 установлены условия и переходные положения к Договору о присоединении Республики Армения, согласно которым:

- в соответствии с пунктом 37, автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения до подписания Договора (10.10.2014), с даты вступления в силу Договора (02.01.2015), считаются товарами ЕАЭС;

- в соответствии с положениями пунктов 30 и 31 автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных Решением № 107, а также автомобили, ввезенные физическими лицами для личного пользования до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее по тексту – ЕТТ ЕАЭС), в отношении которых таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в соответствии с законодательством Республики Армения, в других государственных членах ЕАЭС признаются иностранными товарами:

- до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в Решении № 107;

- до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС).

Согласно решению Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 № 113 «Об утверждении Перечня товаров и ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» единые ставки ввозных таможенных пошлин в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, применяются в Армении с 01.01.2020.

При соблюдении указанных условий данные автомобили признаются товарами ЕАЭС.

Автомобили, ввезенные на территорию республики Армения после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС, признаются товарами ЕАЭС.

Из вышеизложенного следует, что ввоз и использование на территории Российской Федерации транспортных средств (автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС), зарегистрированных в Республике Армения, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, в размере разницы подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов, установленных законодательством ЕАЭС, лицами, постоянно не проживающими в Республике Армения, должны сопровождаться таможенным декларированием в таможенных органах Российской Федерации и уплатой таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, предусмотренным Решением № 107, до истечения 3 лет после начала применения Республикой Арменией ставок, установленный ЕТТ ЕАЭС в отношении транспортных средств, а именно до 01.01.2023.

Положениями пунктов 32, 34 Приложения № 3 установлено, что уплата таможенных платежей в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением № 107, производится в бюджет Республики Армения до ввоза на территории других государств – членов ЕАЭС. В случае, если такая разница сумм платежей не уплачена в бюджет Республики Армения, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства – члена ЕАЭС, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, в которое прибыли такие автомобили.

В отношении указанных автомобилей на основании пункта 33 Приложения № 3 при их ввозе на территории других государств – членов ЕАЭС проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей – совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС, с учетом пунктов 34 и 35 данного приложения.

В соответствии с пунктом 35 Приложения № 3 автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 Приложения № 3, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств – членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств – членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжения на территориях других государств – членов ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.

Федеральным законом Российской Федерации от 15.07.2000 года № 100-ФЗ был ратифицирован договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, согласно ст. 1 для целей договора постоянный житель означает гражданина одной Стороны, постоянно проживающего на территории другой Стороны, на основании свидетельства, выданного последней.

Согласно ст. 2 Договора, признаваемым Сторонами свидетельством, удостоверяющим статус постоянного жителя в соответствии с настоящим Договором, является документ, выдаваемый компетентными органами Стороны проживания, или отметка, проставляемая компетентными органами Стороны проживания в документах, удостоверяющих личность и гражданство постоянного жителя в соответствии с законодательством Стороны гражданства, а также документах, дающих право на пересечение границы, за исключением дипломатических и служебных паспортов. Стороны обмениваются образцами документов и отметок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также информацией о том, каким лицам они предоставляют статус постоянного жителя в соответствии с настоящим Договором.

В судебном заседании установлено, что 27.06.2022 должностным лицом Находкинской таможни на основании предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий от 21.06.2022, с участием представителя администрации Находкинского городского округа, с применением фотосъемки и видеофиксации, проведен таможенный осмотр территории проезжей части с парковкой для автомобилей со стороны подъездов жилого дома, расположенного по адресу: <.........> (кадастровый номер ). В ходе осмотра установлено нахождение в регионе деятельности Находкинской таможни транспортных средств Toyota Camry с номером государственной регистрации Республики Армения и Mercedes Benz E500 с номером государственной регистрации Республики Армения . По результатам осмотра составлен акт таможенного осмотра помещений и территорий № 10714000/229/270622/А000039.

По результатам осмотра, учитывая наличие информации, поступившей из Комитета государственных доходов Республики Армения от 01.04.2022 № 5-4/22519-2022, о том, что указанные транспортные средства не имеют статуса товаров Евразийского экономического союза, 27.06.2022 в отношении Губина Е.А. начата камеральная проверка. Губину Е.А. направлено уведомление о ее проведении от 27.06.2022, которое получено 07.07.2022 его представителем, что подтверждается почтовым извещением.

Изложенное свидетельствует о наличии у таможенного органа правовых оснований для проведения в отношении Губина Е.А. камеральной таможенной проверки в соответствии со статьи 332 ТК ЕАЭС и 228 Закона № 289-ФЗ.

В ходе проверки Губину Е.А. 08.07.2022, 22.07.2022, 05.09.2022 направлены требования о предоставлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке.

На основании поступившей в таможенный орган информации и документов, с учетом пояснений Губина Е.А. таможенным органом установлено, что в период с 15.12.2019 по 17.12.2019, а также с 12.02.2020 по 14.02.2020 гражданин Российской Федерации Губин Е.А., находился в Республике Армения, где приобрел транспортные средства Toyota Camry и Mercedes Benz E500 и осуществил их государственную регистрацию.

На момент приобретения автомобиля Mercedes Benz E500 Губин Е.А. был зарегистрирован в Республике Армения по адресу: <.........>, что следует из информации Комитета государственных доходов Республики Армения от 28.09.2022.

На момент приобретения автомобиля Toyota Camry Губин Е.А. был зарегистрирован по адресу: <.........>, что подтверждается справкой об учете в государственном регистре населения № 908082 от 13.02.2020 и информацией Комитета государственных доходов Республики Армения от 28.09.2022, согласно которой на основании заявления собственника Губин Е.А. 20.03.2020 снят с учета с адреса РА, Ванадзор, <.........>.

В судебном заседании представителем Губина Е.А. представлена справка о регистрационном учете в государственном регистре населения № 2300813008010 от 27.02.2023, согласно которой с 23.02.2023 Губин Е.А. состоит на постоянном регистрационном учете по городу <.........>.

Из информации Комитета государственных доходов Республики Армения от 28.09.2022 № 15-4/70232-2022 следует, что согласно электронному регистру данных полиции Республики Армения:

автомобиль Toyota Camry, 2012 года выпуска с идентификационным номером с государственным номером с 17.12.2019 на основании таможенной декларации зарегистрирован на имя гражданина Российской Федерации Евгения Губина (паспорт РФ 727899443, дата рождения ДД.ММ.ГГ., адрес: <.........>). Автомобиль в первый раз был зарегистрирован в республике Армения на основании таможенной декларации 10.09.2019.

автомобиль Mercedes Benz E500, 2004 года выпуска с идентификационным номером с государственным номером с 14.02.2020 на основании договора дарения зарегистрирован на имя гражданина Российской Федерации Евгения Губина (паспорт РФ 727899443, дата рождения ДД.ММ.ГГ., адрес: <.........>).

Из информации Комитета государственных доходов Республики Армения от 01.04.2022 № 5-4/22519-2022 следует, что при таможенном оформлении в Республике Армения таможенные платежи уплачены в следующих суммах:

- в отношении Toyota Camry уплачено 792 979,00 Армянских драм, что по курсу на 09.09.2019 (дата декларирования в Республике Армении) составляет 109 774,46 рублей;

- в отношении Mercedes Benz E500 уплачено 656 290,00 Армянских драм, что по курсу на 16.12.2019 (дата декларирования в Республике Армении) составляет 85 886,70 рублей.

В ходе таможенной проверки установлено и не оспаривалось представителем административного истца в судебном заседании, что Губин Е.А. ввез на территорию Российской Федерации указанные транспортные средства и осуществлял их эксплуатацию.

Названные транспортные средства применительно к таможенному регулированию являются иностранными товарами, поскольку их статус определен как «товары, не имеющие статуса товаров ЕАЭС».

По данным АИС «ЦРСВЭД» Губин Е.А. в период с 01.09.2019 по 22.10.2022 не выступал в качестве декларанта, отправителя, получателя и лица, ответственного за финансовое урегулирование товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Сведения о физическом лице Губине Е.А., как об участнике внешнеэкономической деятельности в базах данных таможенного органа, отсутствуют.

В соответствии с пунктом 3 Таблицы 2 Приложения № 2 к Решению № 107 в отношении автомобилей:

- с момента выпуска которых прошло более 5 лет и рабочий объем двигателя которых превышает 2 300 куб. см, но не превышает 3 000 куб. см, установлена единая ставка в размере 5 евро за 1 куб. см. рабочего объема двигателя;

- с момента выпуска которых прошло более 5 лет и рабочий объем двигателя которых превышает 3 000 куб. см, установлена единая ставка в размере 5,7 евро за 1 куб. см. рабочего объема двигателя.

Таможенным органом установлено, что разница между суммой уплаченных в соответствии со ставками таможенных пошлин, налогов, установленными на территории Республики Армения, и суммой таможенных платежей, подлежащей уплате в соответствии со ставками, установленными решением № 107, составит:

- в отношении Toyota Camry с номером кузова (VIN номером) – 589 775,54 рублей;

- в отношении Mercedes Benz E500 с номером кузова (VIN номером) – 1 509 087,30 рублей.

Таким образом, в ходе таможенного контроля установлено, что транспортные средства марки Toyota Camry идентификационный номер , год выпуска 04.12.2012, объем двигателя 2500 СС, страна производства - США, мест 5 и Mercedes Benz идентификационный номер год выпуска транспортного средства – 01.2004, объем двигателя 5000 СС, страна производства - Германия, мест 5 ввезены на территорию Республики Армения после подписания Договора о присоединении Республики Армения, имеют статус иностранного товара, то есть не является товаром ЕАЭС, таможенные платежи уплачены по ставкам, применяемым в Республике Армения, отличным от ставок, установленных Решением № 107, Губин Е.А. является гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим в Российской Федерации, соответственно, использование на территории Российской Федерации спорных автомобилей допускается только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах и уплаты разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением № 107. Вместе с тем, таможенное декларирование транспортных средств Губиным Е.А. не осуществлялось, таможенные платежи в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в решении 107, не уплачивались.

По результатам проверки Находкинской таможней оформлен акт от 21.10.2022 № 10714000/229/211022/А000042, копия которого направлена Губину Е.А. и получена его представителем Губиной О.И. 29.10.2022, что подтверждается почтовым уведомлением.

17.11.2022 представителем Губина Е.А. в таможенный орган направлены возражения на акт камеральной таможенной проверки.

05.12.2022 заместителем начальника таможни – начальником службы утверждено заключение по возражениям проверяемого лица на акт таможенной проверки № 10714000/229/211022/А000042, которое направлено Губину Е.А и получено его представителем 19.12.2022, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

12.12.2022 по результатам таможенного контроля заместителем начальника таможни – начальником службы принято решение № 10714000/229/121222/Т000042/002 о выявлении нарушения регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании. Копия решения направлена Губину Е.А. и получена его представителем 19.12.2022, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

Проанализировав, представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу, что камеральная проверка проведена в соответствии с требованиями статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статьи 228 Федерального закона № 289-ФЗ (в том числе в части уведомления субъекта проверки, сроков проверки, истребования документов (сведений) в целях проверки, вручения акта проверки). Нарушений проведения проверки, которые могут повлечь недействительность ее результатов, не допущено

Оспариваемое решение принято уполномоченным должностным лицом, составлено по установленной форме, соответствует требованиям Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ и ТК ЕАЭС.

Доводы представителя Губина Е.А. о несоответствии времени проведения осмотра отраженного на приобщенной в материалы дела и просмотренной в судебном заседании видеозаписи и времени осмотра указанного в акте осмотра основанием для признании незаконным оспариваемого решения не являются.

Использование, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент начала проведения проверки сведений, полученных до ее начала в рамках информационного взаимодействия и международного сотрудничества, положениям ст. 322 ТК ЕАЭС не противоречит и о незаконности оспариваемого решения не свидетельствует.

Оснований не доверять показаниям должностного лица таможенного органа, допрошенного в судебном заседании об обстоятельствах проведения камеральной проверки, предупрежденного об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у суда не имеется. Каких-либо данных, свидетельствующих о его заинтересованности в исходе дела, не установлено. Оснований для оговора Губина Е.А. указанным должностным лицом, которое находясь при исполнении своих служебных обязанностей, проводил камеральную проверку, судьей не выявлено.

Материалы таможенной проверки содержат полную и всестороннюю информацию относительно времени нахождения Губина Е.А. на территории Республика Армения, обстоятельств пользования Губиным Е.А. транспортными средствами на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, руководствуясь нормами статей 56, 259, 264, 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, пунктом 35 приложения № 3 к Договору от 10 октября 2014 г. о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным, исходя из того, что Губин Е.А. не обладал правом использования автомобиля на территории России без таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин. Транспортное средство ввезено на территорию Российской Федерации позднее 10 октября 2014 года, поэтому признается иностранным товаром, оно не обладает статусом товара Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и, являясь иностранным товаром, оно подлежит легализации на территории Российской Федерации одним из вышеперечисленных способов. Действия таможенных органов при проведении таможенного контроля являются законными, осуществлены в соответствии с международными договорами и действующим таможенным законодательством, регулирующими спорные правоотношения, при этом права и законные интересы Губина Е.А. нарушены не были.

Вопреки доводам представителя административного истца в судебном заседании, как и в ходе таможенного контроля факт постоянного проживания Губина Е.А. в Республике Армения не установлен. Наличие у Губина Е.А. на момент приобретения им транспортных средств регистрации в государственном регистре населения само по себе о постоянном проживании его на территории Республики Армения не свидетельствует. Губин Е.А. имеет гражданство Российской Федерации, он зарегистрирован по месту жительства в г. Находка Приморского края, на территории Республика Армения находился непродолжительное время при регистрации транспортных средств, о чем свидетельствуют копии его паспортов, следовательно, он не может считаться лицом, постоянно проживающим на территории Республики Армения и временно проживающим на территории Российской Федерации.

Учитывая, что нормы статей 56, 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, предусматривают обязанность лиц, незаконно перемещающих товары, по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза, при этом принадлежавшие административному ответчику транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации, не обладали статусом товара Евразийского экономического союза, факт вывоза административным истцом с территории ЕАЭС ввезенных автомобилей не опровергает установленного факта использования транспортного средства на территории Российской Федерации, следовательно, административный ответчик обязан уплатить таможенную пошлину в соответствии с приведенным расчетом.

Доводы административного истца о том, что таможенным органом не была должным образом исполнена обязанность по выполнению таможенного контроля при ввозе транспортных средств, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права регулирующих возникшие правоотношения и субъективном восприятии обстоятельств административного дела.

Утверждения представителя административного истца о том, что с 1 января 2023 года спорный автомобиль не обладает статусом иностранного товара правильных выводов таможенного органа не опровергают, так как при разрешении споров, рассматриваемых по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд применяет нормы материального права, которые действовали во время возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное (часть 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку, предусмотренная положениями статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совокупность таких условий, как несоответствие закону оспариваемого решения и нарушение законных прав и интересов административного истца не установлено, заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Учитывая положения статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федераций оснований для удовлетворения требований о взыскании расходов на оплату государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 – 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Губина Евгения Александровича к Находкинской таможне о признании незаконным решения Находкинской таможни № 10714000/229/121222/Т000042/002 от 12.12.2022, взыскании расходов на оплату государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Приморский краевой суд, с подачей жалобы через Находкинский городской суд Приморского края.

Судья О.А. Фёдорова