ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1727/18 от 19.11.2018 Выселковского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1727/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи Теплухина Р.В.,

при секретаре Красноперовой А.Д.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного

истца ФИО2 ФИО3,

представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2, ФИО1 к администрации МО Выселковский район о признании действия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Выселковский район о признании действия незаконным, мотивируя свои требования тем, что 14 декабря 2017 года административные истцы обратились в комиссию по подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Выселковский район при администрации Муниципального образования Выселковский район, с просьбой о внесении в Генеральный план и ПЗЗ изменений, которые бы позволили в дальнейшем осуществить перевод принадлежащих им: земельного участка с кадастровым номером ...; площадью 3 855 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для строительства складов; адрес: ... земельного участка с кадастровым номером ...; площадью 13 992 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения разрешенное использование: для эксплуатации производственных построек; адрес: ...; земельного участка с кадастровым номером ...; площадью 13 044 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для эксплуатации производственных построек; адрес: ..., в категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения. Основанием для направления в Комиссию указанных предложений послужило изменение вида деятельности при использовании земельных участков, а также цели использования находящегося на земельных участках недвижимого имущества. Расположенные на участках склады используется на основании договора аренды ООО "Кавказ", являющимся сельскохозяйственным предприятием, для хранения сельскохозяйственной продукции. Сами земельные участки используется арендатором для размещения, хранения и обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования, фактически представляя собой так называемый полевой стан, отделение ООО "Кавказ". Таким образом, фактически земельные участки уже долгое время не используется для промышленных целей, являясь, по сути, землей для сельскохозяйственного производства. Категория земель сельскохозяйственного назначения предполагает, помимо прочего, использование соответствующих участков для строительства и эксплуатации объектов капитального строительства. Установленные законом ограничения по высоте объектов, площади застройки, отступам от границ участка, соблюдены. Соответственно, законодательных препятствий для перевода земельного участка в категорию, отражающую его фактическое использование, нет. Однако Градостроительный план и Правила землепользования и застройки Выселковского сельского поселения в действующей редакции не позволяют осуществить изменение категории указанного участка, поскольку он находится в двух территориальных зонах: производственная деятельность и транспорт, которая не подразумевает эксплуатацию объектов сельскохозяйственного производства. Эти обстоятельства послужили основанием для обращения Административных истцов в Комиссию с соответствующей просьбой о внесении в Генеральный план и ПЗЗ изменений в отношении территорий, включающих в себя принадлежащий им земельный участок, исключив их из функциональных зон: производственная деятельность и транспорт и включив в функциональную зону: зона сельскохозяйственного использования. 15 марта 2018 года администрация МО Выселковский район уведомила заявителей об отклонении Комиссией их заявления в связи с нецелесообразностью таких изменений. Детальное обоснование причин отказа не приведено. Административные истцы считают решение Комиссии незаконным и необоснованным, равно как и бездействие районной администрации, выразившееся в уклонении от надлежащего рассмотрения просьбы заявителей о внесении изменений в Генеральный план и ПЗЗ. При рассмотрении предложений Административных истцов о внесении изменений в Генеральный план и ПЗЗ Комиссия должна была исходить из принципов разумности, эффективности использования земельных участков и расположенных на них строений. При этом первичным должно быть не отношение к ранее установленным территориальным зонам, как к чему то незыблемому, а интересы владельцев земельных участок. Разумеется, испрашиваемые изменения не должны нарушать права и интересы третьих лиц. В данном случае фактически сложившееся использование земельных участков и расположенных на нем объектов недвижимости (складов) сельхозтоваропроизводителем - ООО "Кавказ", прямо свидетельствует о целесообразности изменения категории земельного участка. Именно фактическое использование участка, при условии соблюдения действующего законодательства, является определяющим обстоятельством при территориальном зонировании. Действующая редакция Генерального плана и ПЗЗ не учитывает сложившиеся реалии. Просит суд признать незаконным решение Комиссии по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки на территории муниципального образования Выселковский район, в части отказа ФИО2 и ФИО1 во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Выселковского сельского поселения Выселковского района в отношении территории, включающей в себя принадлежащие им земельные участки: с кадастровым номером ...; площадью 3 855 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для строительства складов; адрес: ...; с кадастровым номером ...; площадью 13 992 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для эксплуатации производственных построек; адрес: ...; с кадастровым номером ...; площадью 13 044 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для эксплуатации производственных построек; адрес: .... Возложить на администрацию муниципального образования Выселковский район обязанность рассмотреть в установленном законом порядке предложения ФИО2 и ФИО1 о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Выселковского сельского поселения Выселковского района в отношении территории, включающей в себя принадлежащий им земельные участки: с кадастровым номером ...; площадью 3 855 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для строительства складов; адрес: ...; с кадастровым номером ...; площадью 13 992 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для эксплуатации производственных построек; адрес: ...; с кадастровым номером ... площадью 13 044 кв.м.; категория земель: земли " промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для эксплуатации производственных построек; адрес: ...

Административный истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного истца ФИО2 – ФИО3 настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации МО Выселковский район – ФИО4 просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные документы дела, оценив в совокупности все собранные и проверенные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Согласно статье 8 Земельного кодекса РФ. перевод земель из одной категории в другую в отношении земель иного, нежели сельскохозяйственного, назначения, осуществляется органами местного самоуправления.

В силу статьи 9 ФЗ от 21.12.2004 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 указанной нормы. В данном случае такого рода исключений нет.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 33 ГК РФ поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Согласно п. 5 ч. 3, ч. 4, 5 ст. 33 ГК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава администрации с учетом, рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Порядок внесения изменения в Генеральный план законодателем в настоящее время не урегулирован.

Вместе с тем, как следует из общегражданских норм, в силу ст. 6 ГК РФ, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Применяя аналогию, установленную статьей 6 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что изменения должны вноситься в том же порядке, который установлен и для ПЗЗ.

П. 5 ч. 3, ч. 4, 5 ст. 33 ГрК РФ регулирует порядок рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки, определяют, что заявители вправе обратиться в комиссию в инициативном порядке либо в случаях, когда в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, не реализуются права и законные интересы их собственников и пользователей. Праву граждан и юридических лиц претендовать на внесение соответствующих изменений корреспондирует обязанность органа местного самоуправления надлежащим образом рассматривать подобные обращения.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельств о государственной регистрации права ... от 21 ноября 2008 года, ... от 03 февраля 2015 года ФИО1 является собственником земельного участка, кадастровый ..., площадью 13 992 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, разрешенное использование: для эксплуатации производственных построек, расположенных по адресу: ..., а также земельного участка, кадастровый номер ..., площадью 3 855 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, разрешенное использование: для строительства складов; расположенного по адресу: ...

Согласно свидетельств о государственной регистрации права ... от 21 ноября 2008 года ФИО2 является собственником земельного участка, кадастровый ..., площадью 13 044 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, разрешенное использование: для эксплуатации производственных построек, расположенных по адресу: ...

Основанием для направления в Комиссию указанных предложений послужило изменение вида деятельности при использовании земельных участков, а также цели использования находящегося на земельных участках недвижимого имущества.

Расположенные на участках склады используется на основании договора аренды ООО "Кавказ", являющимся сельскохозяйственным предприятием, для хранения сельскохозяйственной продукции, что подтверждаются договорами аренды нежилого помещения от 01 января 2018 года.

Сами земельные участки используется арендатором для размещения, хранения и обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования, фактически представляя собой так называемый полевой стан, отделение ООО "Кавказ".

Таким образом, фактически земельные участки уже долгое время не используется для промышленных целей, являясь, по сути, землей для сельскохозяйственного производства. Категория земель сельскохозяйственного назначения предполагает, помимо прочего, использование соответствующих участков для строительства и эксплуатации объектов капитального строительства.

Установленные законом ограничения по высоте объектов, площади застройки, отступам от границ участка, соблюдены.

Соответственно, законодательных препятствий для перевода земельного участка в категорию, отражающую его фактическое использование, нет.

Однако Градостроительный план и Правила землепользования и застройки Выселковского сельского поселения в действующей редакции не позволяют осуществить изменение категории указанного участка, поскольку он находится в двух территориальных зонах: производственная деятельность и транспорт, которая не подразумевает эксплуатацию объектов сельскохозяйственного производства.

Эти обстоятельства послужили основанием для обращения Административных истцов в Комиссию с соответствующей просьбой о внесении в Генеральный план и ПЗЗ изменений в отношении территорий, включающих в себя принадлежащий им земельный участок, исключив их из функциональных зон: производственная деятельность и транспорт и включив в функциональную зону: зона сельскохозяйственного использования.

Порядок внесения изменения в Генеральный план законодателем в настоящее время не урегулирован.

Вместе с тем, как следует из общегражданских норм, в силу ст. 6 ГК РФ, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Применяя аналогию, установленную статьей 6 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что изменения должны вноситься в том же порядке, который установлен и для ПЗЗ.

При рассмотрении предложений административных истцов о внесении изменений в Генеральный план и ПЗЗ Комиссия должна была исходить из принципов разумности, эффективности использования земельных участков и расположенных на них строений. При этом первичным должно быть не отношение к ранее установленным территориальным зонам, как к чему - то незыблемому, а интересы владельцев земельных участок. Данные изменения не должны нарушать права и интересы третьих лиц.

Таким образом, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2, ФИО1 - удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки на территории муниципального образования Выселковский район, в части отказа ФИО2 и ФИО1 во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Выселковского сельского поселения Выселковского района в отношении территории, включающей в себя принадлежащие им земельные участки: с кадастровым номером ...; площадью 3 855 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для строительства складов; адрес: ...н; с кадастровым номером ...; площадью 13 992 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для эксплуатации производственных построек; адрес: ...; с кадастровым номером ...; площадью 13 044 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для эксплуатации производственных построек; адрес: ...

Возложить на администрацию муниципального образования Выселковский район обязанность рассмотреть в установленном законом порядке предложения ФИО2 и ФИО1 о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Выселковского сельского поселения Выселковского района в отношении территории, включающей в себя принадлежащий им земельные участки: с кадастровым номером ...; площадью 3 855 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для строительства складов; адрес: ... с кадастровым номером ...; площадью 13 992 кв.м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для эксплуатации производственных построек; адрес: ...; с кадастровым номером ... площадью 13 044 кв.м.; категория земель: земли " промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для эксплуатации производственных построек; адрес: ...

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2018 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Выселковского районного суда Теплухин Р.В.