ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1727/2018 от 18.04.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2а-1727/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2018 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре Ю.А. Фирсовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зыковой Евдокии Григорьевны к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ г., оспаривании бездействия,

У с т а н о в и л:

Зыкова Е.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области об спаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ, оспаривании бездействия, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в прокуратуру Засвияжского района г. Ульяновска о проверке деятельности управляющей компании ОАО «ГУК Засвияжского района». Данную жалобу прокуратура Ульяновской области направила в министерство промышленности, строительства, жилищно- коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанным министерством ей был направлен ответ за , согласно которому ее доводы о том, что фактического перерасчета за горячее водоснабжение с повышающим коэффициентом на общую сумму 810,96 р. ОАО «ГУК Засвияжского района» не осуществило, в связи с чем вышеуказанное министерство направило в адрес ОАО «ГУК Засвияжского района» предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства.

С вынесенным решением она не согласна, поскольку оно нарушает ее права и действующее законодательство по следующим основаниям:

Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений ЖК РФ гласит, что:

16.2) осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор.

Согласно п. 8.1.ст 13. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений ЖК РФ, к данным полномочиям относиться:

8.1) осуществление регионального государственного жилищного надзора;

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридйЧеских лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.

Пп. 3-4 П. 5. Ст. 20 ЖК РФ гласят, что… 3) Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям; - составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 «О государственном жилищном надзоре».

Постановление Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 N 454-П "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области": 2.5. Выдает предписания об устранении выявленных нарушений, возбуждает дела об административных правонарушениях, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в установленных сферах деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области, принимает меры по предотвращению таких нарушений.

Просила признать незаконным решение министерства промышленности строительства, жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, о направлении в адрес ОАО «ГУК Засвияжского района», предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства.

Обязать министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области устранить в полном объеме допущенное нарушение моих прав и свобод, а именно выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранений выявленных нарушений с указанием сроков исполнения, а так же вынесения предписания об уплате ОАО «ГУК Засвияжского района» штрафа в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, предусмотренного п. 11 ст. 156 ЖК РФ. Взыскать министерства промышленности строительства, жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области расходы на государственную пошлину в размере 300 руб. в ее пользу.

Административный истец в судебном заседании поддержал административные исковые требования и доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика – Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, письменные возражения, согласно которым: По результатам рассмотрения обращения Зыковой Е.Г. в прокуратуру Засвияжского района г. Ульяновска, поступившего в Министерство ДД.ММ.ГГГГ инспектором был сделан вывод о том, что перерасчет платы за горячее водоснабжение, указанный в платежном документе за ДД.ММ.ГГГГ года фактически не производился.

Исходя из положений подпункта 4 пункта 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

При наличии у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, орган государственного контроля (надзора), объявляет юридическому лицу, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного жилищного надзора (пункт 5 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством управляющей организации направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства.

Вместе с тем, из отзыва ОАО «ГУК Засвияжского района» на предостережение, а также представленного платежного документа за ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что ОАО «ГУК Засвияжского района» в ДД.ММ.ГГГГ года произвел перерасчет за горячее водоснабжение за период ДД.ММ.ГГГГ года, что отражено в пункте 5 «Сведения о перерасчетах». Расчет произведен на сумму 623 руб. 89 коп. Из справки о начислениях и оплате по лицевому счету также содержатся сведения о перерасчете за ДД.ММ.ГГГГ года.

Министерством указанные сведения и документы приняты во внимание.

Таким образом, поскольку нарушений обязательных требований управляющей организацией не допущено, оснований для проведения проверки с вынесением в адрес ОАО «ГУК Засвияжского района» предписания у Министерства не имеется.

Довод административного истца об обязании Министерства вынести предписание в отношении управляющей организации об уплате ею штрафа Зыковой Е.Г, предусмотренного ч. 11 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, не основано на действующем законодательстве.

Ответственность управляющих многоквартирными домами организаций, по уплате штрафа за необоснованное увеличение размера платы за содержание жилого помещения из-за нарушений в ее расчетах введена в действие Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений В ЖК и отдельные законодательные акты РФ» и применяются к отношениям с ДД.ММ.ГГГГ.

Так же указали, что полномочия государственного жилищного надзора установлены статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2013 № 493, Положением о Министерстве промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 454-П.

Решение о том, какие конкретные меры, а также алгоритм действий при рассмотрении обращения граждан следует применить должностному лицу, отнесено также к компетенции должностного лица, а не заявителя.

Просили в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица ООО «УК «ГУК Засвияжского района» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями ( включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.Согласно ст. 62 ч.1 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Положения ст. 62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частями 9, 11 приведенной нормы, в контексте рассматриваемого административного искового заявления, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Проверяя законность оспариваемого решения в соответствии с положениями ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд исходит из следующего.

В силу ч.1 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

С ДД.ММ.ГГГГ полномочия в сфере жилищного надзора переданы в Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, то надлежащим административным ответчиком по данному делу является именно Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Административный истец обратился в прокуратуру Засвияжского района г. Ульяновска с заявлением о проверке деятельности управляющей компании ОАО «ГУК Засвияжского района», которое было перенаправлено в дальнейшем в министерство промышленности, строительства, жилищно- коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

По результатам рассмотрения обращения ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком был дан административному истцу ответ за , согласно которому в ходе рассмотрения обращения установлено, что ОАО «ГУК Засвияжского района» собственнику квартиры по указанному адресу в платежном документе за ДД.ММ.ГГГГ г. произведен перерасчет платы за горячее водоснабжение за период ее отсутствия. Из представленного платежного документа за ДД.ММ.ГГГГ г. установлено, что в графе «Начислено за расчетный период» указаны суммы начислений 810,96 руб. за горячее водоснабжение, 405.48 руб. за горячее водоснабжение с повышающим коэффициентом. В графе «Перерасчеты» указаны суммы отображающие перерасчет за период отсутствия услуги в размере - 415,93 руб. за горячее водоснабжение, - 207,96 руб. за горячее водоснабжение с повышающим коэффициентом. В графе всего к оплате указан суммы 810,96 руб. за горячее водоснабжение, 405, 48 руб. за горячее водоснабжение с повышающим коэффициентом. Из вышеизложенного следует, что перерасчет платы за горячее водоснабжение указанный в платежном документе за ДД.ММ.ГГГГ г. фактически не производился.

Так же сообщено, что в соответствии с пунктом 4, части 2, статьи 8.2. Федерального закона № 294 - ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в адрес ОАО «ГУК <адрес>» направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оценив представленные суду письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административным ответчиком в пределах полномочий, установленных законом, по факту поступившего обращения были проверены доводы, изложенные в обращении, результаты рассмотрения обращения доведены до сведения Зыковой Е.Г. в срок, установленный ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Таким образом, доводы административного иска о допущенном административным ответчиком бездействии по проверке нарушений закона при осуществлении ООО «ГУК «Засвияжского района» деятельности по управлению многоквартирным домом, объективно опровергаются представленными в материалы дела доказательствами и, соответственно, признаются судом необоснованными.

В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора) осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений. К таким мероприятиям относится предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Письмом Минстроя от ДД.ММ.ГГГГ N 30838-АЧ/04 рекомендовано в случае первоначального выявления признаков нарушения, органам государственного жилищного надзора рекомендуется объявлять предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного жилищного надзора.

По сути, в настоящем административном иске Зыкова Е.Г. выражает свое несогласие с результатами проверки, проведенной по ее обращению административным ответчиком.

Вместе с тем, вопрос принятия мер воздействия к ООО «ГУК <адрес>» не затрагивает права административного истца.

Доводы административного истца о возложении на административного ответчика в рамках рассмотрения ее обращения вопрос о применении штрафных санкций в соответствии со ст. 156 п.11 ЖК РФ, несостоятельны, поскольку данная норма указывает, что управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами, таким образом, данный вопрос не относится к компетенции административного ответчика, более того, данные положения применяются с ДД.ММ.ГГГГ, что исключает возможность их применения в рассматриваемой судом ситуации.

С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных требований действующего законодательства, суд приходит к выводу, что об отсутствии со стороны административного ответчика нарушений в части рассмотрения обращения Зыковой Е.Г.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать в полном объеме.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

Руководствуясь ст.ст.175, 218 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Зыковой Евдокии Григорьевны к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ, оспаривании бездействия отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд города Ульяновска в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья Т.Л. Грачева