Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 июня 2021 года г. Ногинск
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Дорохиной И.В.,
при секретаре Лебедевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Богородского городского округа Московской области о признании незаконным решения, обязании выдать разрешение на строительство,
установил:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Богородского городского округа Московской области о признании незаконным решения, обязании выдать разрешение на строительство. В обоснование заявленных требований указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 813 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес> на основании договора № уступки прав и обязанностей по договору №ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, находящегося в государственной (неразграниченной) собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный земельный участок предоставлен административному истцу до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.1 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации было подано Заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке, что подтверждается заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.
К заявлению в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации были приложены все необходимые документы.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято Решение № об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований:
«В соответствии с договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ предоставлен администрацией Ногинского муниципального района Московской области в аренду для индивидуального жилищного строительства.
На основании ч. 2 ст. 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка может быть прекращена принудительно по инициативе арендодателя по причине неиспользования земельного участка, предназначенного для жилищного и иного строительства, в указанных целях в течение трех лет.
В связи с неиспользованием земельного участка с кадастровым номером № в течении трех лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в целях индивидуального жилищного строительства в настоящее время администрацией Богородского городского округа инициирована процедура расторжения договора аренды данного земельного участка.
На основании вышеизложенного, согласование параметров планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № в настоящее время не допускается».
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган вправе отказать в выдаче разрешения только в прямо указанных в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации случаях, а именно: отсутствие одного из документов, подлежащих представлению, или несоответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка.
Считает Решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку оно противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно право использования земельного участка по своему усмотрению в соответствии с целевым назначением.
Административный истец для получения разрешения на строительство индивидуального жилищного строительства предоставил все предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы.
Основанием для отказа в предоставлении разрешения на строительство индивидуального жилого дома явилось неиспользованием земельного участка с кадастровым номером № в течение трех лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в целях индивидуального жилищного строительства и начало процедуры расторжения договора аренды данного земельного участка.
Указанное административным ответчиком основание для отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома является надуманным и отсутствует в перечне оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ является действующим, срок его действия установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец является законным владельцем земельного участка с кадастровым номером № на основании договора № уступки прав и обязанностей по договору № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, находящегося в государственной (неразграниченной) собственности от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в установленном законом порядке. Административный ответчик в установленном законом порядке был уведомлен об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (п. 4.3.2 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ).
Просит:
Признать незаконным и отменить Решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче административному истцу разрешения на строительство.
Обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство объекта инндивидуального жилищного строительства на основании Заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.
Административный истец ФИО1 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просит удовлетворить требования в полном объеме
Представитель административного ответчика в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившизся лиц.
Выслушав административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и объяснений истца, он является арендатором земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 813 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес> на основании договора № уступки прав и обязанностей по договору № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, находящегося в государственной (неразграниченной) собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный земельный участок предоставлен административному истцу до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.1 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации было подано Заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 813 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.
К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации были приложены все необходимые документы.
Заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком с присвоением ему регистрационного номера №
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято Решение № об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований:
«В соответствии с договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ предоставлен администрацией Ногинского муниципального района Московской области в аренду для индивидуального жилищного строительства.
На основании ч. 2 ст. 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка южет быть прекращена принудительно по инициативе арендодателя по причине неиспользования земельного участка, предназначенного для жилищного и иного строительства, в указанных целях в течение трех лет.
В связи с неиспользованием земельного участка с кадастровым номером № в течении трех лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в целях индивидуального жилищного строительства в настоящее время администрацией Богородского городского округа инициирована процедура расторжения договора аренды данного земельного участка.
На основании вышеизложенного, согласование параметров планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № в настоящее время не допускается».
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию обьектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом - часть 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает решение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа ч. 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечислен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство названы отсутствие элементов, предусмотренных ч. 7 данной статьи, или несоответствие представленных документов званиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган вправе отказать в выдаче разрешения только в прямо указанных в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации случаях, а именно: отсутствие одного из документов, подлежащих представлению, или несоответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка.
В силу ст. 40 и 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка или землепользователь имеют право на использование принадлежащего ему земельного участка, включая право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений и сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований Градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ, целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Административный истец для получения разрешения на строительство индивидуального жилищного строительства предоставил все предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы, доказательств обратного суду не представлено.
Основанием для отказа в предоставлении разрешения на строительство индивидуального жилого дома явилось неиспользованием земельного участка с кадастровым номером № в течение трех лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в целях индивидуального жилищного строительства и начало процедуры расторжения договора аренды данного земельного участка.
Указанное административным ответчиком основание для отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и отсутствует в перечне оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ является действующим, срок его действия установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 4.3.2 договора аренды арендатор вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права на земельный участок, в пределах срока договора аренды земельного участка, при условии уведомления арендодателя в порядке, установленном законодательством.
Административный истец является законным владельцем земельного участка с кадастровым номером № на основании договора № уступки прав и обязанностей по договору № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, находящегося в государственной (неразграниченной) собственности от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в установленном законом порядке. Административный ответчик в установленном законом порядке был уведомлен об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (п. 4.3.2 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязанность органа публичной власти доказывать законность оспариваемых решений, действий (бездействия) проистекает из его обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, в силу которой оценка законности и обоснованности того или иного решения или действия должна быть дана самим органом еще до его принятия или совершения, и в правовом государстве, каковым является Российская Федерации, данная обязанность не может быть перенесена на какое-либо иное лицо.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что факт незаконности действий административного ответчика нашел подтверждение в судебном заседании, права административного истца нарушены действиями административного ответчика, в связи с чем суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным и отмене решение администрации Богородского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Признавая незаконным бездействие органа государственной власти или органа местного самоуправления, суд вправе обязать этот орган совершить какое-либо из предусмотренных законом действий, не ограничивая при этом право органа, чье бездействие оспаривается, на совершение того или иного действия.
Суд пришел к выводу о том, что надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов административного истца будет возложение на администрацию обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1, поскольку судебный акт не может подменять собой решения органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Учитывая изложенное, требования об обязании административного ответчика выдать разрешение на строительство не подлежат удовлетворению, суд полагает возможным возложить на администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство объекта инндивидуального жилищного строительства на основании Заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.
При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административный иск ФИО1 к администрации Богородского городского округа Московской области о признании незаконным решения, обязании выдать разрешение на строительство удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение администрации Богородского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Обязать администрацию Богородского городского округа Московской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В удовлетворении требования об обязании выдать разрешение на строительство отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.В.Дорохина И.В.Дорохина