РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2022 года р.<адрес>
Сараевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего – судьи Иванова Д.В.,
с участием представителя административного истца - прокурора <адрес>ФИО2,
при секретаре – ФИО1,
рассмотрев административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Борецкое сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Административный истец – прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования – Борецкое сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия. В обоснование своих требований административный истец указывает, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в части обеспечения публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления в сфере бюджетного законодательства.
В соответствии с ч.1, 2, 6 ст.52 Федерального закона №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления обеспечивают жителям возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
В силу положений п.п. «б» п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в сети Интернет на сайте органа местного самоуправления подлежат размещению сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.
В ходе проведения проверки установлено, что до настоящего времени администрацией Борецкое сельского поселения Сараевского муниципального района не осуществлено размещение отчета об исполнении бюджета МО – Борецкое сельское поселение за 3 квартал 2021 года в сети Интернет на официальном сайте администрации МО – Борецкое сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес>.
Отсутствие в сети Интернет на официальном сайте администрации МО – Борецкое сельское поселение указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, так как у пользователей сети «Интернет» отсутствует возможность получения информации о деятельности органов местного самоуправления и результатах его деятельности, установленной законодательством о местном самоуправлении, что ведет к информационной изоляции граждан.
В связи с этим прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Борецкое сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер к размещению отчета об исполнении бюджета муниципального образования – Борецкое сельское поселение <адрес> за 3 квартал 2021 года в сети Интернет на официальном сайте администрации и обязать административного ответчика разместить эти сведения, установив ответчику для совершения указанных действий срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца прокурор <адрес>ФИО2 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал и настаивал на их удовлетворении.
Административный ответчик – представитель администрации МО – Борецкое сельское поселение, о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно надлежащим образом извещен, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений, в суд не явился. Также имеется письменное заявление с просьбой рассмотрении дела в его отсутствии.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, выслушав мнение представителя административного истца, изучив причины неявки, приходит к выводу о рассмотрении административного иска в отсутствие административного ответчика, поскольку он был извещен надлежащим образом, просило суд рассмотреть дело в его отсутствии, и его явка не признавалась судом обязательной, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Изучив представленные материалы, выслушав мнение участвующих лиц, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч.1, 2 ст.52 Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.3 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
На основании ст.5 Бюджетного кодекса РФ в отношении муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (решений о бюджетах) в п.2 статьи установлено, что такие акты должны быть официально опубликованы не позднее 10 дней после их подписания в установленном порядке.
Согласно ст.28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе прозрачности (открытости).
В силу ст.36 Бюджетного кодекса РФ принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов.
В силу п.1 ст.153 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчёты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления обеспечивают жителям возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В ч. 6 ст. 52 указанного Закона установлено, что проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Подпунктом «а» п.2 ч.1 ст.13 данного закона предусмотрено, что муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, подлежат размещению органами местного самоуправления в сети «Интернет».
В силу положений п.п. «б» п. 7 ч. 1 ст. 13 вышеназванного Федерального закона размещению в сети «Интернет » на сайте органа местного самоуправления подлежат размещению сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.
Из Устава муниципального образования – Борецкое сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> следует, что к вопросам местного значения относится, в том числе, формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.
Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка официальных сайтов органов местного самоуправления <адрес>, в ходе которой установлено, что на официальном сайте администрации муниципального образования – Борецкое сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> в сети Интернет до настоящего времени не осуществлено размещение отчета об исполнении бюджета муниципального образования – Борецкое сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> за 3 квартал 2021 года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что возложенные законом на администрацию полномочия по размещению сведений о ходе исполнения местного бюджета не выполняются, в связи с чем нарушаются гарантированные законом права граждан, проживающих на территории Борецкое сельского поселения, на свободный доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Суд считает, что для восстановления нарушенных прав на администрацию муниципального образования – Борецкое сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> следует возложить обязанность по размещению отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 3 квартал 2021 года на своем официальном сайте в сети Интернет.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Борецкое сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий – удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования – Борецкое сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> выразившиеся в непринятии мер к размещению отчета об исполнении бюджета муниципального образования - Борецкое сельское поселение <адрес> за 3 квартал 2021г. в сети Интернет на его официальном сайте незаконным.
Возложить на администрацию муниципального образования – Борецкое сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> обязанность в течении 1 (одного) месяца с даты вступления решения в законную силу разместить отчет об исполнении бюджета муниципального образования - Борецкое сельское поселение <адрес> за 3 квартал 2021 года в сети Интернет на официальном сайте администрации муниципального образования – Борецкое сельское поселение.
Об исполнении решения по настоящему административному делу сообщить в Сараевский районный суд <адрес> и в прокурору <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Сараевский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Сараевского районного суда
<адрес> (подпись) Д.В. Иванов
Копия верна:
Судья Сараевского районного суда
<адрес> Д.В. Иванов